СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровые элементы на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игровые элементы на уроках русского языка и литературы.

Примеры заданий.   Конкурс поэтов. Задание: сочинить маленькое четверостишье на заданную рифму. Время три минуты...

Просмотр содержимого документа
«Игровые элементы на уроках русского языка и литературы»

Литература

  1. Викторина

Назовите авторов стихотворений:

  1. . Буря мглою небо кроет..... («Зимний вечер» А. С. Пушкин.)

  2. Играют волны, ветер свищет..... («Парус» М. Ю. Лермонтов.)

  3. Сквозь волнистые туманы..... («Зимняя дорога» А. С. Пушкин.)

Пример викторины по биографии Л.Н.Толстого.

1. Назовите место рождения Льва Толстого.

Ясная Поляна.

2. Назовите имена родителей Толстого.

Мария Николаевна, Николай Ильич.

3. Как звали тетушку писателя, которая после смерти матери взяла на себя заботы о детях Толстых?

Татьяна Александровна Ергольская

4. Сколько братьев и сестер было у Льва Толстого?

Три брата: Николай, Дмитрий, Сергей, сестра Мария.

5. В какой университет поступает Толстой в 1844 году? (В университет какого города?)

Казанский университет.

6. Участником какой войны стал Толстой на Кавказе в 1853 году?

Крымская война (Русско-турецкая)

7. Перечислите названия месяцев, которые использованы в заглавии «Севастопольских рассказов».

Декабрь, май, август.

8. Как называется трилогия Л. Толстого о разных эпохах в жизни человека?

«Детство», «Отрочество», «Юность».

9. Назовите имя, отчество, фамилию жены писателя.

Софья Андреевна Берс.

10. Был ли Толстой за границей? Если – да, то какие страны он посетил?

Толстой дважды побывал за границей, в 1857 и в 1861 г.г. Он посетил Германию, Италию, Швейцарию.

11. В 1862 году, находясь в Ясной Поляне, Толстой писал: «Я чувствую себя таким довольным и счастливым, как никогда, и только оттого, что работаю с утра до вечера, и работа та самая, которую я люблю». Какой именно деятельностью занимается Толстой так увлеченно?

Так увлеченно Толстой занимается педагогической работой.

12. В процессе работы над историческим романом Толстой давал ему названия «1805 год», «Все хорошо, что хорошо кончается», «Декабрист». Назовите окончательный вариант.

«Война и мир».

13. Назовите роман, в котором Толстой, по его собственному признанию, любил «мысль семейную».

«Анна Каренина».

14. Назовите рассказ Толстого 1856 года, герой которого, Дмитрий Нехлюдов, решил избавить крестьян от бедности, дать им образование, развить их нравственно.

«Утро помещика».

15. Сторонников этого учения в начале двадцатого века можно было встретить не только в России, но и в Англии, Голландии, Венгрии, Швейцарии, США, Японии, Чили. Они покидала города, организовывали земледельческие колонии, пытались воплотить в жизнь религиозные принципы, занимались распространением своих идей в народе. Как они себя называли?

Толстовцы.

16. Назовите роман Толстого, вышедший в свет в последний год девятнадцатого века.

«Воскресение»

17. Назовите главного героя «Севастопольских рассказов» Толстого, которого он «старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен».

«Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, - правда».


  1. Конкурс поэтов.

Задание: сочинить маленькое четверостишье на заданную рифму. Время три минуты.

  1. .....другим
    .....продаются
    .....дорогим
    .....смеются

  1. .....весна
    .....капель
    .....красна
    .....метель

  1. .....впереди
    .....пусто
    .....в груди
    .....чувство

  1. .....диво
    .....научи
    .....грива
    .....лечи



  1. Узнать литературного героя по его словесному портрету.

Например, ««массивный, толстый молодой человек с остриженной головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде» (Пьер Безухов)

  1. «Литературный словарь».



Дать объяснение терминам: эпопея, роман, кульминация…



  1. Инсценирование отрывка из пьесы Горького «На дне»



Русский язык


Лексико-фразеологические игры: «Собери фразеологизм»; «Угадай-ка»; «Собери пословицу»;   «Кто быстрее?»; «Найди пару»; «Объясни значение»; «Прямое и переносное»;  «Замени фразеологизмом»; «Подбери синонимы»; «Географические названия»; «Имена собственные»; «Кто больше»;  «Закончи фразеологизм».

«Цифровой диктант»; «Найди пару»; «Умный редактор»; «Вставь букву»: «Какой глагол задуман?»; «Кто больше?»; «По опорным словам»; «Омофоны»; «Подбери синонимы»; «Возвратная форма»; «Поставь ударение»; «Чередования»; «Добавь мягкий знак»; «Назови часть речи»; «Добавь букву».


Кроссворды могут стать формой контроля на каком-либо этапе обучения. В этом случае он может быть не только предложен учащимся в готовом виде, но также и сами учащиеся могут составить кроссворд по изучаемой (изученной) теме.


Игра «Соколиный глаз».       Кто найдет в тексте больше уста­ревших слов?

Снился Святославу смутный сон

В стольном граде в тереме высоком.

И, собрав бояр, поведал он,

Что узрел во мраке вещим оком.

(Н. Рыленков)

    

Кто больше всех найдет в тексте слов, использованных в переносном значе­нии? 

Хороший Ветер.

Я проснулся поутру.

Пляшет Солнце на ветру.

Веселятся все поля без меня.

И резвятся тополя без меня.

И смеется вся земля,

И шмели снуют, звеня.

Все на свете без меня, без меня!

И я тогда вскочил,

Башмаки скорей схватил.

Мне Ветер, Ветер, Ветер

Сказал, куда идти.

И мой хороший Ветер

Играл со мной в пути.

(Э. Мошковская)


Игра «Аукцион». Так же, как и при проведении настоящего аукциона, по­беждает в соревновании тот, кто наз­вал последнее слово. Если, например, задание состояло в подборе синони­мов к слову горячий (чай), то победи­телем оказывается тот, кто заканчи­вает перечисление синонимов, назовет последний из них. Игру можно прово­дить при изучении синонимов; например, предлагаются задания подобрать синонимы к словам: передвигаться, ска­зал, большой (дом), мужество, спор, смеяться, тоска, плохой (человек) и др.


При работе над устаревшими словами можно предложить назвать уста­ревшие слова по одной из предло­женных тем: 1) одежда, обувь, 2) ору­жие, 3) средства передвижения, 4) ме­бель, 5) слова, ушедшие «в отставку» после революции и др.

 

Работая над неологизмами, можно предложить соревноваться в подборе нео­логизмов, рожденных 1) в годы граж­данской войны, 2) в эпоху освое­ния космоса, 3) отражающих достиже­ния науки и техники и др.

Игра «Перевертыш».

Замени в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении: железный гвоздь, румяная девочка, глу­хая собака, кудрявый малыш, спящая красавица, сладкий пирог, колючий еж, золотые часы, черная шаль, бархатная што­ра, стальная балка.

  

Замени в словосочетание зависимое слово так, чтобы главное слово в первом и втором словосочетаниях стали омонимами.

Гибкий лук, водопроводный кран, трамвайный парк, вкусные лисички, хлебный ток, ржавый ключ,

барабанная дробь, электрический разряд, песчаная коса.

 

Замени в каждой паре слов сино­ним — антонимом, а антоним — синонимом. |

Грусть, тоска (радость). Мрак, темнота (свет). Близко, рядом (далеко). Храбрец, смельчак (трус). Похвала, порицание (одоб­рение). Жара, холод (зной). Ложь, вымысел (правда). Работать, трудиться (бездельни­чать).

 Игра «Шеренга».

Расставь синонимы в порядке возраста­ния признака.

Свирепый, жесткий, лютый, безжало­стный, бессердечный, злой (враг).

Оскорбительный, обидный, резкий, гру­бый, бестактный (поступок).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!