СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровые технологии на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информация о некоторых игровых технологиях, может использоваться на уроках и при подготовке сообщений н в работе методического объединения.

Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии на уроках биологии»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №2»

г.Ковдор Мурманская область






Компетентностно – ориентированные задания

и игровые технологии на уроках биологии







Доклад подготовила

учитель биологии

Кашкарова Т.И





г.Ковдор

2022 год
































Компетентностно – ориентированные задания

Конкурентоспособность на рынке труда зависит от способности приобретать знания, развивать умения и навыки, компетенции, которые могут применяться или трансформироваться в определенных жизненных ситуациях. Теоретические знания ранее были целью УВП. Теперь становятся средством, т.е. происходит переход со знаниевого на компетентностный подход к образованию.

Компетентностное содержание образования проходит сквозной линией через все учебные предметы, всякий раз получая реалистичное, деятельностное, личностное и социально значимое воплощение на соответствующем материале.

Существуют 4 ключевые образовательные компетенции:

социальная, коммуникативная, информационная, учебно-познавательная.


В каждом предмете выделяются компоненты учебного курса:

1) объекты реальной действительности (технические устройства, произведения – источники, явления)

2) общекультурные знания об изучаемой действительности: культурно- значимые факты, идеи, гипотезы, проблемы, способы деятельности, понятия, правила, законы, теории, технологии

3) общие и общенаучные умения, навыки, способы деятельности. По каждому предмету составляется перечень конкретных умений, навыков и способов деятельности, относящихся к данному предмету и имеющих общепредметную роль и значение.

Формирование предметных компетенций предполагает комплексный подход, включающий в структуру компетенций следующий смысл:

-объект реальной действительности

- социальную значимость ЗУН и способов деятельности по отношению к данному объекту

- личностную значимость для обучающихся формирования данной компетенции.


Древа компетенций на трех уровнях:

- ключевые;

- общепредметные (общеучебные);

- предметные.


Каждая компетенция описывается в структурных компонентах: название компетенции, круг реальных объектов действительности, социально- практическая значимость для ученика, объем ЗУН, способов деятельности, характеристика опыта деятельности в сфере компетенции, описание действий и ожидаемых результатов на каждом этапе обучения.

Игровые технологии на уроках биологии


Активизация УДУ - основной принцип в дидактике, он является следствием целенаправленных управленческих воздействий и организации урока. Каждая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими ДУ, в некоторых технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким относятся игровые технологии. Их использование позволяет обеспечить сотрудничество между учителем и учащимися, формирование социальных компетенций, изменение роли учителя на уроке как организатора ПДУ.

Игра - важный стимул в обучении. Посредством игры быстрее идет возбуждение познавательного интереса, потому что человеку по своей природе нравится играть. В процессе игры у ребенка есть возможность реализовать свои потенциальные возможности, получить более высокую оценку. Во время игры активизируется внимание, память, умение анализировать, сопоставлять, делать выводы. Игра позволяет вовлечь каждого в активную работу, в ней реализуется интерес к импровизациям и перевоплощению, создаются особые условия, при которых учащиеся могут осуществлять самостоятельный поиск знаний.

Особое место в обучении и воспитании занимают ролевые игры. Это своеобразная форма, в которой дети моделируют деятельность взрослых – ее смысл, задачи, нормы отношений. Л.С Выготский считал, что игра позволяет расширить границы собственной жизни ребенка, «вообразить то, что он не видел, может себе представить по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было».

Деятельностный компонент играет важную роль в образовании, благодаря играм он может реализовываться постоянно. На уроках биологии лучше всего использовать игры без правил, которые называются стихийными, театральными, свободными. Сюжет таких игр может разворачиваться на глазах учащихся. Знания, полученные через эмоциональное восприятие материала, через непосредственное участие в процессе деятельности, через возможности многостороннего восприятия УМ усваиваются более эффективно. Подобные ролевые игры – проекты являются основой ЛОО, одним из средств формирования у учащихся опыта творческой деятельности – важного компонента биологического образования. В качестве примера предлагается 2 вида ролевой игры:

  1. Игра на вводном уроке при изучении любой темы;

  2. Игра, проводимая при закреплении или обобщении УМ.

При организации 1 игры перед учащимися ставится задача: написать страницы учебника по теме, используя биологические и экологические знания по теме. Достижение происходит через решение УВЗ: предметная - познакомить учащихся с фактами; метапредметная – сформировать у школьников коммуникативные, регулятивные умения и навыки; личностная – в ходе игры включить учащихся в систему общественных отношений. За неделю до игры класс надо разделить на 5 групп, распределить роли: 1, 2, 3 группа – авторы – оформители, 4 группа – экспертный совет, 5 группа – представители издательства. Все группы заранее знакомятся с требованиями к учебникам и с фактическим материалом. В начале урока группы получают задания, на выполнение которых отводится 15-20 минут.


Задания для «авторов – оформителей»

  1. Из данного учителем фактического материала смонтировать страницу учебника, которая представляет собой текст с иллюстрациями и ссылками на них в тексте.

  2. Подобрать по теме параграфа материал для любознательных.

  3. Составить в конце параграфа вопросы для закрепления темы.

  4. Подготовиться к выступлению перед экспертным советом и представителями издательства.


Задания для «экспертного совета»

  1. Составить развернутый план по прочитанному заранее фактическому материалу.

  2. Подготовиться к оценке работы авторов – оформителей с позиций: научности, правильности и оформления.

  3. Выслушать рассказ авторов – оформителей о проделанной работе, вынести решение о доработке материала либо передачи его в издательство.


Задания для « представителей издательства»

  1. Выработать образец оформления шмуцтитула.

  2. Выслушать «авторов – оформителей» и «экспертный совет», вынести решение о печати данного параграфа.

  3. Выполнить к следующему уроку компьютерный вариант страниц учебника.


Групповая работа над заданием состоит из следующих этапов:

  • Работа и источниками информации;

  • Оформление результатов;

  • Подготовка выступлений.


Далее осуществляется межгрупповая работа над заданием: отчет о выполненной работе авторов – оформителей, защита результатов, оценка их работы экспертами и представителями издательства. На данном этапе желательна дискуссия. Подведение итогов работы учителем и самооценка работы самими учащимися очень важна. Используя презентации, созданные каждой группой создается вариант фрагмента учебника, который в дальнейшем печатается в компьютерном варианте для каждого ученика и он вклеивается в тетрадь, как итог коллективного труда. Пропуская через себя УМ, ученики прочитывают информацию, обсуждают ее, учатся размещать в логической последовательности, составляют вопросы для закрепления, подбирают рисунки для оформления и сообщения для любознательных. Использованные игровые приемы помогают усваивать новый материал и сформировать знания по теме.


Игра – викторина «Интеллектуальный лабиринт»


В игре принимают участие три команды. За неделю игроки знакомятся с сеткой викторины и темами вопросов, с правилами игры. Перед началом игры команды разыгрывают право выбора старта, выполняя на время одно и то же задание, которое называется предварительным. Команда, выполнившая задание раньше других, начинает игру первой. Стартовый вопрос состоит из двух частей: основного вопроса и дополнительного, который задается в случае неправильного ответа на основной вопрос, верно ответив на вопрос, команда выбирает следующую тему, пользуясь указателями – стрелками. В случае неверного ответа команда возвращается на исходную позицию, и после хода соперников пытается ответить на другой вопрос. Команда, неправильно ответившая на все вопросы, выбывает из игры. Выигрывает та команда, которая первой ответит на вопросы «линии финиша».


Ход игры:

  1. Предварительное задание. (Соотнести даты жизни и ФИО ученых).

  2. Стартовые вопросы.

  3. Вопросы по указателям.

  4. Вопросы линии финиша.

  5. Резервные вопросы.

  6. Подведение итогов викторины.


Модульная технология обучения


Данная технология ориентирована на активную деятельность школьников, освоение приемов которой способствует быстрому и качественному усвоению СУМ. На таких уроках присутствует элемент соревнования, что тоже – определенный стимул повышения познавательной активности учащихся. Учитель выступает как организатор обучения, консультант, помощник учащихся, передающий часть функций детям. Они работают с текстом, анализируют его, выполняют рекомендации учителя, проверяют и оценивают свои знания. Итог результативности своей работы подводят через оценочный лист или лист контроля. Каждый ученик выставляет себе оценку с учетом набранных баллов, критерии которых указаны в модуле. При этом выявляется ученик с наивысшей рейтинговой оценкой и самая рейтинговая группа. В конце урока идет обсуждение, что ребятам понравилось, что – нет, что они хотели бы изменить, внести новое. В чем они испытывали затруднения. Технологическая карта или модуль урока выглядит следующим образом:


учебного

элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий

УЭ - 0

Интегрирующая цель

Чтение цели

УЭ - 1

Цель:

Проверка знаний, активизация ПДУ

Работа по предложенным заданиям

УЭ - 2

Цель:

Изучение новых знаний;

СР с учебником;

Устная фронтальная работа с учителем.

Индивидуальная, групповая работа.

Работа в парах, оценивание работы.

УЭ - 3

Цель:

Выполнение практической или ЛР

Оформление результатов в тетради, занесение оценок в ЛК

УЭ - 4

Цель:

Подведение итогов ПР или СР

Работа в тетрадях

УЭ - 5

Цель:

Коррекция знаний по теме.

Подведение итогов урока.

Работа устная, оценка своей работы, сдача ЛК.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!