Игровые методы и формы контроля формирования УУД на уроках технологии. Игровые задания.
Задание 1 «Работа с метафорами»
Цель: формирование умения работать с метафорами (возможность понимать переносный смысл выражений, понимать и строить обороты речи на основе скрытого уподобления, образного сближения слов).
Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения
Коммуникативные УУД: умение договариваться, находить общее решение; умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.
Возраст: 11—15 лет.
Форма выполнения задания: работа в группах.
Описание задания: учащимся предъявляется список русских и немецких пословиц. Необходимо установить, какие пословицы подходят друг другу по смыслу.
Инструкция. Многие народы имеют сходные по смыслу пословицы и поговорки. Например, русской пословице «Как волка ни корми, он всё в лес смотрит» соответствует немецкая «Посади лягушку хоть на золотой стул, она всё равно опять в лужу прыгнет». В таблице слева даны немецкие пословицы, справа - русские.
Определите, какие пословицы соответствуют друг другу по смыслу.
Материал: карточка с пословицами.
Немецкие пословицы | Русские пословицы |
С красноречивым языком не пропадёшь. Один всё равно, что никто. Сначала подумай, потом начинай. Любовь к делу делает труд лёгким. Сначала ноша, потом отдых. Ошибки других — хорошие учителя. Тухлое яйцо портит всю кашу. Кто много начинает, очень мало осуществляет. Лицо выдаёт негодяя. Глупые руки марают стол и стены. Любить и петь заставить нельзя. | Язык до Киева доведёт. Один в поле не воин. Семь раз отмерь, один - отрежь. Дело мастера боится. Кончил дело, гуляй смело. На ошибках учатся. Ложка дёгтя в бочке меда. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. На воре шапка горит. Дуракам закон не писан. Насильно мил не будешь. |
Как нужно понимать выражение «Хлеб всему голова»? Актуально ли это в наше время?
Задание 2 «Работа с метафорами»
Цель: формирование умения работать с метафорами
Познавательные УУД: синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов
Коммуникативные УУД: умение договариваться, находить общее решение; умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.
Возраст: 11—15 лет.
Форма выполнения задания: работа в группах.
Описание задания: учащимся предъявляется карточки с ключевыми словами из русских пословиц. Необходимо восстановить пословицы.
Инструкция. Каждый участник получает карточку с ключевыми словами пословицы о труде. Восстановите полный текст пословицы.
Материал: карточки с ключевыми словами пословиц.
Дело – потеха
Труд – пруд
Терпенье – уменье (где терпенье – там и уменье)
Язык – дело (не торопись языком, торопись делом)
Кататься – возить
Нитка – швея (длинная нитка – ленивая швея)
Труд – перетрут
Труд – лень (труд кормит, а лень портит)
Дело – умело
Мастер – дело
Молот – кузнец
Топор – плотник
Пряха – рубаха
Дело – безделье
Задание «Классификаторы»
Цель: формирование умения структурировать знания; проводить анализ объектов с целью выделения общих признаков.
Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения
Коммуникативные УУД: умение аргументировать свое предложение, способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов
Возраст: 11 лет.
Форма выполнения задания: работа в группах.
Описание задания: предлагается карточки с овощами, учащиеся должны произвести классификацию.
Инструкция. Ведущий показывает карточку с изображением овоща, учащиеся должны назвать группу к какой этот овощ относится.
Группы: | Овощи |
Корнеплоды | |
Клубнеплоды | |
Капуста | |
Тыквенные | |
Бобовые | |
Паслёновые | |
Листовые | |
Луковичные | |
Пряности | |
Закрепление нового материала «Вкусное лото»
Цель: формирование умения структурировать знания (помочь усвоить знания о том, какие блюда и продукты при помощи каких столовых приборов едят); проводить анализ объектов с целью выделения общих признаков; формирование моральной самооценки (помочь чувствовать себя увереннее в роли участника застольного церемониала)
Разминка «Викторина»
Цель: формирование умения структурировать знания; проводить анализ объектов с целью выделения общих признаков.
У каких овощей едят корни и клубни? (Морковь, свекла, картофель, лук, редис, репа)
У каких овощей едят листья? (Капуста, салат, укроп, петрушка, лук, щавель)
У каких овощей едят стебли? (Ревень, спаржа)
У каких овощей едят цветы? (Цветная капуста)
У каких овощей едят плоды? (Огурцы, помидоры, кабачки, баклажаны, тыква)
У каких овощей едят семена? (Горох, фасоль, кукуруза, соя)
С каких овощей срезают кожицу? (Картофель, свекла, репа)
С каких овощей кожицу соскабливают? (Молодой картофель, морковь, петрушка)
Какие овощи не чистят, а только моют в кипяченой воде? (Помидоры, редис, огурцы)
Познавательные логические универсальные действия:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.
Познавательные общеучебные УУД:
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
умение структурировать знания;
Разминка «Я тебе – ты мне»
учащиеся задают по очереди друг другу вопросы
Коммуникативные УУД: способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.
Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные УУД: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Легенда о бутербродах с маслом
В Польше есть своя легенда о бутербродах с маслом, связанная с именем великого учёного Николая Коперника. Согласно ей, Коперник, в 1520 году вынужденно оказавшись комендантом крепости в Вармийской епархии и будучи вынужденным отражать атаки крестоносцев Тевтонского ордена, старался как можно более разумно позаботиться об осаждённых горожанах. Однако, несмотря на его старания по обеспечению города, кроме боеприпасов, провиантом и медпомощью, без эпидемии желудочных заболеваний не обошлось. Понаблюдав за горожанами, Коперник обнаружил, что многие из них не брезгуют есть хлеб, поднимая оброненные ломти прямо с земли и просто отряхивая их. Поразмыслив, учёный велел всем, кто не хочет заразиться, есть хлеб с маслом. Как же он пришёл к такому неожиданному решению? Объяснялось всё просто, и какие-то чудодейственные свойства масла были ни при чём: Копернику был известен закон, по которому бутерброд падает маслом вниз. Грязь на масле хорошо заметна, и тот, кому принадлежит упавший бутерброд, не захочет есть испорченный перекус, а просто срежет масло вместе с тонким слоем хлеба – и вместе с бактериями. Благодаря идее учёного разгул эпидемии удалось приостановить, а бутерброды с маслом стали популярным блюдом у европейцев.