Игры и упражнения по
формированию голоса
при дизартрии
Выполнила:
Ванина А.С.
Дизартрия – расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата.
В зависимости от выраженности проявлений для логопедической практики крайне важно выделение нескольких групп детей с дизартрией: с фонетическими нарушениями; фонетико-фонематическим недоразвитием; общим недоразвитием речи (указывается уровень речевого развития). При чисто фонетических (антропофонических) нарушениях основной задачей является коррекция звукопроизношения. При сочетании дизартрии с речевым недоразвитием осуществляется комплексная система логопедического воздействия, включающая фонетическую работу, развитие фонематического слуха, работу над словарем, грамматическим строем, а также специальные мероприятия, направленные на предупреждение или коррекцию нарушений письменной речи.
При коррекции нарушений звукопроизношения выделяют следующие этапы логопедической работы:
1.Развитие новых произносительных умений навыков.
2. Определение последовательности логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения.
3. Постановка или стимуляция непосредственного вызывания изолированного звука.
4.Автоматизация (закрепление вызванного звука)
5. Дифференциация поставленного звука в произношении с оппозиционными фонемами.
6. Развитие коммуникативных умений и навыков.
При дизартрии нарушения голоса разнообразны:
- Нарушения тембра голоса (глухой, назализованный, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый);
- Недостаточная сила голоса (голос слабый, тихий, иссякающий в процессе речи);
- Слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона).
Последовательность упражнений для развития голоса при дизартрии
1. Упражнения для активизации движений мягкого нёба
2. Медленное попеременное (то шепотом, то громко) произнесение гласных.
3. Тренировка увеличения длины речевого выдоха: вначале на одном выдохе произносят по две гласных (а—э; о—у; э—и и т. д.), затем по три (а—э—о; о—у—и и т. д.) и, наконец, по четыре (а—э—о—у и др.).
4. счет десятками (десять, двадцать, тридцать и т. д.) с постепенным усилением (прямой счет) и ослаблением (обратный счет) голоса.
5. Напевание колыбельной. Полунапевно произносится гласный звук, изменяя высоту голоса.
а а а у у у
а а у у
«Раскачав» гласные, «бросать» их вверх без напряжения. По аналогии данное упражнение можно использовать при произнесении сочетаний из двух или трех звуков.
6. «Голосовая горка». Произносить гласный звук, изменяя его по высоте, представляя горку, по которой звук «взбирается» и «спускается вниз».
7. Чтение стихотворений с постепенным усилением и ослаблением голоса.
8. Для развития тембра голоса большое значение имеют различные логопедические игры, чтение сказок по ролям, инсценировки и т.д.
Активизация движений мягкого нёба:
- глотание капель воды,
- покашливание
- зевота
- произнесение гласного а на твёрдой атаке
- Для укрепления мышц небной занавески используют упражнения чередования её расслабления и напряжения. Например, ребенка просят попеременно произносить следующие звуки: «м—па—м—па»; «м—бай—м—бай» и т. д.
Упражнения по развитию силы, тембра и высоты голоса:
- счет десятками (десять, двадцать, тридцать и т. д.) с постепенным усилением (прямой счет) и ослаблением (обратный счет) голоса, произнесение букв в алфавитном порядке;
- чтение стихотворений с постепенным усилением и ослаблением голоса;
- различные игры, чтение сказок по ролям, инсценировки помогают развитию высоты и тембра голоса, мелодико-интонационной стороны речи, гибкости и модуляции голоса.
Спасибо за внимание!