ИГРЫ НА ОСНОВЕ КРУГОВ ЛУЛЛИЯ

В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно-коммуникационные средства, и традиционными наглядными средствами их сложно удивить. Поэтому педагог должен искать интересные детям и, в то же время несложные способы развития ребёнка.

Вместе с тем, особую актуальность представляет выбор дидактических средств для детей, имеющих особые образовательные потребности. Предлагаем вашему вниманию систему игровых заданий и упражнений, созданных на основе «Кругов Луллия». Дидактическое пособие может быть использовано как средство познавательного развития в работе как с нормально развивающимися детьми, так и с дошкольниками с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«ИГРЫ НА ОСНОВЕ КРУГОВ ЛУЛЛИЯ»


Авторское дидактическое пособие. Составитель: Конюхова Н.Г., воспитатель МБОУ НШДС №105, г. Нижний Тагил


ИГРЫ НА ОСНОВЕ КРУГОВ ЛУЛЛИЯ


В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно-коммуникационные средства, и традиционными наглядными средствами их сложно удивить. Поэтому педагог должен искать интересные детям и, в то же время несложные способы развития ребёнка.

Вместе с тем, особую актуальность представляет выбор дидактических средств для детей, имеющих особые образовательные потребности. Предлагаем вашему вниманию систему игровых заданий и упражнений, созданных на основе «Кругов Луллия». Дидактическое пособие может быть использовано как средство познавательного развития в работе как с нормально развивающимися детьми, так и с дошкольниками с ОВЗ.

Свое название изобретение получило в честь имени своего создателя – Раймунда Луллия (поэт, философ, мыслитель, 14 век, Италия).

Основная идея работы с дидактическим пособием – создание педагогических условий для освоения детьми мыслительных операций преобразования признаков и их значений при познании окружающего мира и для решения проблемных ситуаций.

Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально-творческих способностей детей, развития речи. Задачи в обучении ставятся в соответствии с содержанием образовательной деятельности на каждом возрастном этапе (возможно использование в работе с детьми от 3 до 7 лет).

Пособие представляет собой круги закреплённые на картоне. Принцип изготовления игры заключается в следующем. Вырезанные из картона круги разбивают на 4.6.8 секторов. Для изготовления пособия возьмите 2 прямоугольных куска картона шириной, равной диаметру ваших колец (пластинок), и длиной на 2-4 см меньше двух диаметров колец. На нижней пластине, в местах предполагаемых центров колец, укрепите штыри. Вырежьте в крышке окошко так, чтобы были видны совмещенные картинки. Крышка свободно накрывается. Для вращения можно использовать основу в виде старых пластинок, их удобно вращать за выступы по бокам верхнего прямоугольника.

Авторские варианты использования дидактического пособия.

Оборудование, необходимое для проведения любой игры, может применяться вариативно, так как все игры разработаны для многоцелевого использования в процессе коррекционно-развивающей работы.

Цель: содействовать расширению представлений о предметах (объектах) через признаки и их проявления.

Пособие позволяет решать следующие задачи:

  • развитие познавательной активности;

  • развитие представлении о сенсорных эталонах (восприятие цвета, формы);

  • формирование элементарных математических представлений;

  • обогащение активного и пассивного словаря;

  • развитие связной речи;

  • развитие мелкой моторики и координации движений рук.

Формы организации образовательной деятельности:

  • образовательные ситуации, (например, в рамках образовательной деятельности по речевому и познавательному развитию).

  • игровые обучающие ситуации;

  • самостоятельная игровая деятельности детей.

Подготовка к игре:

1. Установить пособие на столе.

2. Поднять крышку.

3. На круги сверху уложить выбранные кольца с картинками.

4. Закрыть крышкой.

5. Раскручивать за выступающие справа и слева края пластинок и подбирать картинки по заданию.



Можно выделить этапы участия педагога в играх с «кругами»:

  • воспитатель непосредственно участвует в игре. Предлагает ее, рассказывает правила, ее развитие, окончание, распределяет участие, помогает оформить ее словесно;

  • воспитатель косвенно воздействует на поведение и речь детей, участвуя в играх на второстепенных ролях. Дети выбирают ведущего, устанавливают очередность в игровых действиях, и оформляют результат игры в речи;

  • воспитатель осуществляет общий контроль на занятии или в свободной игровой деятельности. Дети самостоятельно планируют, развивают и завершают игру, сопровождая ее высказываниями и используя речевые умения и навыки, полученные в ходе коррекционной работы.

  • воспитатель осуществляет обучающее руководство позновательными играми и создает условие для проявления речевой активности детей, углубления и расширения их игровых интересов, для усвоения навыков произвольного поведения и воспитания правильной речи.



ВАРИАНТЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА ОСНОВЕ КРУГОВ ЛУЛЛИЯ

Дидактическая игра "Кто где живёт?"

Задачи: закреплять умение различать домашних и диких животных, правильно называть их, знать место обитания, название жилища; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную картинку в 1-ом секторе с левой стороны, назвать животного на ней. Определить домашнее или дикое животное. Подобрать картинку с нужным жилищем с правой стороны путём вращения круга. Правильно назвать жилище.



Дидактическая игра "Кто что ест?"

Задачи: закреплять знания детей об образе жизни животных, об их питании; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную картинку слева, назвать животного на ней. Подобрать картинку с едой для этого животного справа путём вращения круга.







Дидактическая игра "Мамы и их детёныши"

Задачи: упражнять в соотнесении взрослого животного и детёныша, в правильном образовании названия детёнышей, используя суффиксы –онок-, -ёнок-, -ата-, -ята-, -ок-; развивать логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук, словарный запас. 

Ход игры: сначала ребёнок рассматривает изображение взрослого животного слева, узнаёт и правильно называет его. Определяет, к каким животным относятся: к домашним или диким. Затем вращает правый круг с картинками детёнышей животных. Находит нужного детёныша, останавливает круг, правильно называет детёныша.



Дидактическая игра "Подбери цифре количество предметов"

Задачи: формировать элементарные математические представления, упражнять соотносить цифру и количество предметов в пределах 5-ти; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.

Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную цифру слева, правильно назвать её, затем подобрать картинку справа, количество предметов на которой соответствует этой цифре.



Дидактическая игра "Цветные картинки"

Задачи: закреплять знание цветов; умение соотносить предмет и цвет; совершенствовать грамматический строй речи; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.

Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть предмет в окошке справа, назвать его. Затем, путём вращения, подобрать цветной прямоугольник слева, соответствующий цвету предмета, назвать цвет и обозначить словами признак предмета.
Например, красная машина или синий мяч



Дидактическая игра "На что похоже"

Задачи: закреплять знание геометрических фигур; упражнять в употреблении слов «круглый», «квадратный», «треугольный»; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.

Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть предмет в окошке справа, назвать его. Затем, путём вращения, подобрать геометрическую фигуру слева, соответствующую форме предмета, назвать геометрическую фигуру и обозначить словами признак предмета.

Например, круглый колобок, треугольная пирамидка.

Игра «Расскажи сказку»

Задачи: совершенствование навыка речевого общения, закрепление навыка формирования самостоятельного высказывания; развитие речевого творчества; формирование навыка сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности

Ход игры: организация и условия проведения игр те же. На 1 круге сюжетные картинки из знакомых сказок, на 2 круге атрибуты из тех же сказок. Дети, раскручивая круги, подбирают подходящую пару и рассказывают сказку.

Можно свободно раскрутить оба круга. Далее обсуждается несовместимая, на первый взгляд, комбинация.

Например: Золушке достается «волшебная палочка». Как поступит Золушка с палочкой?

Игры с элементом случайности в установке колец

В этих играх дети одновременно раскручивают оба кольца. Ответ ребенка зависит от того, какая комбинация выпадет в окошке. В таком варианте игр любая картинка 1-го кольца сочетается с любой картинкой 2-го кольца и наоборот. Именно из-за элемента случайности в установке картинок эти игры больше нравятся детям. Если каждое ваше кольцо имеет 8 картинок, то возможны 64 комбинации!

Игры на развитие творческого воображения

Для этих игр подбираются кольца, как для предыдущего типа игры, но при этом раскручиваются оба кольца. Далее обсуждается несовместимая на первый взгляд комбинация.

Например: круги с животными и детенышами – совпали картинки с медведем и зайчатами. Спрашиваем: «Как будет воспитывать медведь зайчат, чему учить?»

Или иллюстрация из сказки "Три поросенка" и сковорода из сказки "Федорино горе" К. Чуковского. Как сковорода может помочь поросятам справиться с волком?"

Заранее договариваемся с детьми, что ситуация сказочная, нереальная, а значит можно дать волю фантазии. На основе фантастического преобразования составляется рассказ.

В чем отличие двух вариантов? Особых отличий и нет. Хотите придать игре эффект таинственности и неожиданности? Ставите перед собой цель научить детей обзорному видению? Выбираем вариант игру с окошком: детям очень нравится появление чуда.

Для удобства использования игры классифицированы и пронумерованы.

Варианты кругов:

№ 28-27. Величина

№26-25. С какого дерева лист?

№24-23. Подбери цифре количество предметов (счет от 6-10).

№21–22.Цветные картинки (3 цвета).

№20-19. Противоположности.

№18-17. Подбери по цвету (дополнительные цвета).

№ 16-15. Подбери по цвету (основные цвета).

№ 13-14. Подбери цифре количество предметов (счет от 1-5).

№ 11-12. Найди тень (игрушки).

№ 9-10. Кто где живет?

№ 8-7. На что похоже?

№ 6-5.Мамы и их детеныши.

№ 3-4. Кто что ест?

№ 1-2. Профессии.



Варианты игр:

  • Чей, чья, чьё?

  • Образуй слово

  • Один – много

  • Сосчитай

  • Подбери пару.

  • Согласование имен числительных.

  • Кто кем управляет?

  • С чьей ветки детки?

  • Разгадывание ребусов

  • Расскажи сказку

  • Кто чем управляет?

  • Подбери пару и составь предложение

  • Электрические приборы-вещи

  • Часть-целое

  • Что быстрее? (транспорт)

  • Что к чему? (корабль-якорь) и др.


Для создания игрового занимательного пособия использовались следующие информационные материалы:

1. Логинова Л. «Кольца Луллия» // «Обруч» №4, 2004 г.

2. Сидорчук Т.А., С.В.Лелюх Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия. – Издательство АРКТИ, 2015

3. Сидорчук Т.А., прокофьева Н.Ю. Технология развития интеллекта дошкольников. – АО «Первая Образцовая типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015


Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас