СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Икона Божией Матери «Взыскание погибших».

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Многовековая история Русской Православной церкви связана крепкими узами с Российским государством. Для русского народа православие это неотъемлемая часть жизни. Каждый человек должен знать историю своей веры, а не просто поклонятся принятым канонам.

Просмотр содержимого документа
«Икона Божией Матери «Взыскание погибших».»



План

  1. Введение __________________________________ стр.1

  2. Основная часть___________________________стр.1- 8

  1. Необычное появление иконы Божией Матери «Взыскание погибших».

  2. Чудесные легенды.

  3. Описание иконы.

  4. Как икона Серпухову помогла.

  5. Почитание иконы в наше время.

  1. Заключительная часть____________________стр.8







































Цель работы:

  • Выяснить, действительно ли икона « Взыскание погибших» обладает чудотворными свойствами , и за что почитается народом.

Задачи исследования:

  • Изучить историю иконы « Взыскание погибших»

  • Посетить Высоцкий и Владычный Введенский монастыри, храмы Николы Белого и Ильинский.

  • Довести до членов общества краеведов школы, города результаты о почитаемой серпуховичами иконы Божей матери «Взыскание погибших»

Предмет исследования:

  • История и чудодейственная сила иконы Божей матери «Взыскание погибших»

Методы проведения исследования:

  • Изучение литературных источников ,мультимедийных изданий.

  • Беседы с прихожанами Ильинской церкви и храма Николы Белого

(интервьюирование)

  • Наблюдение. Сравнительный (сопоставительный анализ)

  • Описание

Этапы сбора информации:

  • Краеведческий музей СОШ №1 г. Серпухова.

  • СИХМ

  • Сайты в Интернете.

  • Высоцкий , Введенский монастыри, храмы Николы Белого и Ильинский





















ВВЕДЕНИЕ

Многовековая история Русской Православной церкви связана крепкими узами с Российским государством. Для русского народа православие это неотъемлемая часть жизни. Каждый человек должен знать историю своей веры, а не просто поклонятся принятым канонам.

Святая Русь – это каждая пядь нашей земли, освященная неустанным трудом и духовным подвигом русского народа, это все мы, вместе и каждый из нас в отдельности, кто хранит в своем сердце чувство сыновей любви к Небесному отцу . Это и многое многие православные храмы, чья литургическая жизнь помогает современному человеку взойти на ту духовно – нравственную высоту, которая является залогом его спасения.

Город Серпухов славится своими Монастырями и церквями. Огромное количество чудесных икон находится в нашем городе . Но почему я выбрала именно эту икону, спросите вы меня.

Из года в год с 23 июля по 23 августа в Серпухове совершаются торжества в честь иконы «Взыскания погибших». Борский образ чествуется целый месяц.

Чем эта икона так прославилась, непременно возник у меня этот вопрос. Но начав собирать информацию, я поняла, что не так, то много людей знает о чудесах, которые совершила икона « Взыскания погибших». Мне очень захотелось донести до людей важность и значимость иконы «Взыскания погибших» для города Серпухова до народа.



ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Собрав информацию из доступных источников, я узнала следующие…



Появление этой иконы связано с одной очень древней историей, датированной VI веком по Рождеству Христову. В некоем архиерейском доме служил эконом - весьма честный и благочестивый человек. И вдруг его обвинили в том, что он нечист на руку, и выгнали. Обида так взыграла в иноке, что он возроптал на Бога и Богородицу и заключил союз с дьяволом, подписав с ним хартию. И вот уже на грани погибели он ужаснулся тому, что натворил, опомнился и стал думать, что делать. Тогда он затворяется в храме, не велит туда никого пускать и отчаянно молится перед образом Божией Матери, называя Ее "Взыскание погибших". Молитва была такой горячей, горе таким отчаянным, а раскаяние настолько глубоким и искренним, что Царица Небесная вняла просьбам Феофила (так звали инока) и, возвестив о прощении грехов, вернула подписанную им страшную хартию.

В житии Феофила, в его покаянии поражает именно это.

Человек низко пал, он позволил себе самое страшное, что только могло с человеком произойти: отступился от Самого Бога! А Богородица его, погибшего, взыскует! Она прощает его, спасает его. Вместить это трудно.

Понять это почти невозможно. Но это так.

Имя Иконы Божией Матери "Взыскание погибших" выражает глубокую и благодарную думу человечества о Богоматери, как о последнем прибежище, последней надежде потерянных людей.

“Погибший, ” — какое страшное слово! Над человеком, значит, добро окончательно утратило свою силу. Никому не нужный, лишняя обуза для себя, всеми презираемый, влачит он жалкое существование, потерянный для земли, потерявший себя для неба...



И вот таких-то безнадежных людей спасительницей, этих “погибших изысканием” является Богоматерь...



Когда люди считают какого-нибудь человека безвозвратно потерянным, и он сам чувствует, что все для него кончено, невидимо следящая за ним Богоматерь является его надежной опорой. Она с жаром материнской любви и ни пред какою действительностью, не отступающей веры борется за такого погибшего и дарует ему новые жизненные силы, когда он лежит почти трупом.



Что шепчет Богоматерь такой измученной, пропавшей душе: это тайна Ее, это тайна спасаемого Ею человека... Но чудным образом она льет целительный бальзам на сплошную язву души, выпрямляет, выхаживает, оздоровляет пропадающего человека.



Русский народ с незапамятных времен усвоил Богоматери трогательное название “Взыскание погибших”, — и издавна в России писались иконы с этим наименованием. Один образ стал особенно известным.



В половине Х столетия в селе Бор, Калужской губ., почти на границе ее с Московской, был деревянный, крайне бедный храм. Один из прихожан деревни Вязовки Федот Алексеев Обухов как мог, помогал храму, в котором ризы были крашенные, а сосуды оловянные, жертвуя туда иконы и утварь.



Федот Алексеевич Обухов по своим торговым делам временно проживал в городе Болхове Орловской губернии очень часто ездил по окрестным селам и деревням. В 1808 году он отправился на ярмарку, которая бывала в среду сырной седмицы в селе Голдаево, находившемся в 41 версте от Болохова. Ночью, на половине пути, его застигла страшная метель и вьюга – он заблудился… Усилия выбраться на дорогу оказались тщетны. Лошадь, выбившись из сил, остановилась на краю непроходимого оврага. Вьюга не утихла, мороз становился лютее. Федот лег в сани и укрылся сеном. Однако это не помогло: он стал чувствовать онемение конечностей и наклонность ко сну- признак замерзания. Поняв всю безнадежность своего положения, Обухов вспомнил об иконе Божией Матери «Взыскание погибших», находившейся в Болховской Георгиевской церкви, и мысленно обратился с молитвой к Божией Матери: «Матерь Божия! Спаси меня, не дай мне, грешному, умереть без покаяния». При этом он дал обет написать для своей родной Борской церкви копию иконы «Взыскание погибших». И Матерь Божия взыскала погибавшего. Обухов был уже в бессознательном состоянии, когда его измученная лошадь, руководимая неведомой силой, привезла его в Рыданские постоялый дворы к дому крестьянина Генеральчинкова, которого разбудил лай собаки и голоса за окном: «Возьмите!» В санях он увидел своего хорошего знакомого Федота Обухова без движения и чувств. По выздоровлении Федот приступил к исполнению обета. Он просил жившего в Болхове иконописца Гурова написать образ, но тот не соглашался, считая предложенную ему плату недостаточной. Обухов пошел к другому живописцу, но не прошел он одного переулка, как его догнал мальчик Гурова и просил немедленно возвратиться: едва только он вышел от Гурова, как тот ослеп. «Думаю, - говорил Гуров,- что так наказала меня Сама Матерь Божия за то, что я отказался писать икону. Теперь я согласен, лишь бы Царица Небесная простила мое прегрешение и отверзла мне очи.» При этих словах он прозрел и с благодарным сердцем принялся за работу.



Как только образ был написан и помещен в Борский храм, молва о чудесных обстоятельствах его происхождения распространилась по всей округе. Каждый спешил поклониться чудному образу, и Матерь Божия явилась действительно «взысканием» всех, «погибавших» духовно или телесно в суетном водовороте мира сего.



Великие чудеса творила Богоматерь, через Борскую икону «Взыскания погибших».

В городе бал немой мальчик , который не мог ходить. Увидя икону, он вдруг произнес: «Вот «Взыскание погибших»» и тут же встал на ноги.



Икона эта очень большого размера: длина больше 3 аршин, а ширина — один аршин три четверти. Весь верх иконы занят изображением Богоявления Господня: Царь Небесный, с крестообразно сложенными на персях руками, с согбенною от всемирного греховного бремени выею и со смиренно наклоненною под руку Предтечеву главою стоит в водах Иорданских и, как человек, принимает крещение. Над Его главою Дух святой в виде голубя, испускающий на Сына Божия лучи, на которых мельчайшими словами начертан глас Бога Отца: «Сей есть Сын мой возлюбленный о Немже благоволих». С левой стороны Спасителя изображены ангелы, благоговейно держащие Его одежды; с правой — Иоанн Креститель, со страхом приступающий к Царю и Господу и держащий в левой руке хартию со словами: «Покайтеся, приближибося царствие небесное».



В нижней части иконы, на протяжении двух аршин, изображена Матерь-Дева с покровенною главою. В Ее объятиях Сын Божий, к Которому Она приклонила Свою голову. Он изображен стоящим и держащим . Своих объятиях Пречистую Матерь Свою, а в лице Ее всякую преданную Ему душу. Когда смотришь на эту икону, то кажется, что Матерь Божия Своим материнским взглядом обращена к каждому молящемуся сколько бы их ни было, и готова даровать всем полезное по прошению. И в минуты радости и умиления вопием к Ней: «Радуйся, радосте наша!» И в часы тяжкой скорби взываем к Ней: «Утешения не имам разве Тебе, Владычице мира».



Пресвитая Богородица На иконе сребро-позлащенная риза весом более пуда (утрачена). Икона была известна также под названием «Борская Покровенная», т. к. в отличие от других икон «Взыскание Погибшим» была изображена на ней в традиционной мафории. Перенесение сей иконы из ветхого деревянного в прекрасный каменный храм совершилось около 1780 года.



От святого образа последовал целый поток чудотворений, многие из которых были засвидетельствованы письменно. Вот некоторые из них:



1848,1871, 1892 гг.- холерные года для России, сотни тысяч людей легли в могилу от эпидемии





В архиве Калужской Духовной консистории хранятся свидетельства о чудесах от иконы. В июне 1850 г. сады с. Гостешева Тарусского у. были избавлены от нашествия гусениц («червя») по молебному прошению перед принесенным из села Бор образом. В память об этом событии был установлен ежегодный крестный ход с чудотворной иконой. В 1868 г. перед иконой, принесенной в с. Татьянинское Тарусского уезда, был отслужен молебен об избавлении от засухи. В тот же день пролил дождь, и жители постановили ежегодно устраивать в селе крестный ход с иконой; на 4-й год за несоблюдение этого обета выпал град, опустошивший поля и луга. Икона явила чудо в 1848 г., отведя от сел Тарусского уезда эпидемию холеры. В 1871 г. служащие фабрики Коншина г. Серпухова получили разрешение Московского митр. Иннокентия (Вениаминова) и Калужского Архиепископа Григория (Митькевича) принести в город «Взыскание Погибшим» для избавления от холеры. 29 августа вокруг города был совершен крестный ход, после чего эпидемия пошла на убыль. Благодарные жители Серпухова пожертвовали в борскую церковь литой серебряный с золотом крест и напрестольное Евангелие в таком же окладе с изображением «Взыскание Погибшим» и памятной надписью.





В 1871 г. в Серпухове появилась страшная гостья — холера, которая начала уже уносить свои жертвы. По просьбе рабочих мануфактурной фабрики Коншина и серпуховских граждан святая икона была принесена в город. С молебным пением был совершен Крестный ход вокруг города, икону носили по фабрикам и частным домам для служения молебнов. Вслед за этим холерная эпидемия в Серпухове совершенно прекратилась.



В 1892 г. появилась азиатская холера. Сход рабочих фабрики Коншина в количестве 5000 человек постановил вновь принести образ "Взыскание погибших" для совершения молений. И благодарение Богу! Охраняемые чудодейственной силой иконы, жители Серпухова вновь избавились от смертоносной болезни. Крестные ходы были многочисленными.



С этого времени Чудотворный образ Божией Матери "Взыскание погибших" ежегодно был приносим в Серпухов с торжественным Крестным ходом . Этот образ глубоко почитался всеми жителями города, каждый старался поклониться святой иконе в храме и принять его для служения молебна в своем доме. Этот благочестивый обычай продолжался до тех пор, пока богоборческая власть не сравняла с землей храм, в котором хранилась чудотворная икона, и не лишила верующих самой святыни. Но почитание святого образа не пришло в забвение. Верующие серпуховичи чтили копии святой иконы. Одна из них хранилась в Троицком храме. Но и этот храм в 1961 г. был закрыт, а чтимая икона Богоматери, как пленница в темнице, на десятилетия скрыта в запасниках музея.



Лишь 12 июня 1996 года святой образ временно был передан верующим для молитвы. С торжественным Крестным ходом, в котором участвовало все духовенство округа и прибывшие для этого гости, чтимая икона была перенесена от Высоцкого монастыря в Ильинский храм. На городской площади при стечении народа был прочитан Акафист Богоматери. Это событие надолго останется в сердцах православных серпуховичей. Оно живо воскресило в памяти верующих те времена, когда Россия сияла благочестием.



18 мая 1997 года для православных христиан города Серпухова стал самым памятным днем этого года. В этот день произошло сразу два знаменательных события в духовной жизни города: празднование в честь Чудотворной иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" и передача Серпуховским Историко-Художественным музеем Чудотворной иконы Божией Матери "Взыскание погибших" Высоцкому монастырю.



23 июля вспоминается встреча в Серпухове святой иконы, а 23 августа ее проводы. Накануне этих дней совершается торжественное всенощное бдение с Акафистом Богоматери, а в самые дни праздников — молебен с водоосвящением, Божественная Литургия и Крестный ход. В 1989 г. в честь иконы Божией Матери "Взыскание погибших" освящен Престол в приделе Ильинского храма, в котором совершается таинство Крещения.



А в 2002 году была восстановлена традиция с 23 июля по 23 августа совершать Крестные ходы с иконой во все монастыри и храмы города. Местночтимый список иконы Пресвятой Богородицы "Взыскание погибших", с которым проводятся Крестные ходы, находится в Никольском соборе города Серпухова.



В память о неоднократном чудесном спасении града Серпухова от холеры по молитвам горожан к Матери Божией с 23 июля в городе начались крестные ходы. В течение месяца образ Божией Матери «Взыскание погибших» будет переходить от храма к храму для поклонения и молитвенного предстояния.

Начались крестные ходы со всенощного бдения в Ильинском храме 22 июля, а 23 июля, в 7 часов утра после водосвятного молебна православные во главе с духовенством серпуховского благочиния вслед за образом Божией Матери проследовали в храм в честь Всех святых, в земле Российской просиявших откуда образ был перенесён в кафедральный собор во имя Николы Белого и пребывал в течение всего года. После того, как с крестным ходом образ обойдёт большинство действующих храмов Серпухова, 21 августа он вернётся в Ильинский храм.

В этом году в привычный маршрут были включены Сретенский и Богоявленский храмы. Традиция народного моления была возвращена в церковную жизнь Серпухова шесть лет назад.

В сознании верующих людей - это воспоминание пути, который прошел со своим крестом Спаситель перед распятием. Православные горожане верят, что крестный ход с иконой "Взыскание погибших" внесет свой вклад в освящение общественной жизни города, будет способствовать единению граждан на основе традиционных ценностей русского народа.

По просьбе настоятеля Храма Всех Российских Святых г. Протвино 30 июля в наукоград из Серпухова была привезена чудотворная икона Божьей Матери «Взыскание погибших». Она пробыла там до 3 августа. Встреча чудотворного образа, который, по преданию, спас Серпухов от эпидемии холеры и явил немало чудесных исцелений, состоялась на въезде в город со стороны Серпухова. В этой встрече приняли участие священники Серпуховского благочиния и других округов южного Подмосковья. Икона была перенесена в Храм Всех Российских Святых, где в ее честь отслужили Божественную литургию. А 1 августа состоялся Крестный ход. Чудотворную икону «Взыскание погибших» пронесли по центральным улицам Протвино (Академика Корина, Ленина, Гагарина, Школьной).

На городском кладбище Серпухова в 1870 г. на средства Серпуховского городского общества был выстроен храм Всех Святых с приделами – во имя иконы Богоматери «Взыскания Погибших» и во имя Святого Никиты мученика. А в 1989 г. в честь иконы Божией Матери "Взыскание погибших" освящен Престол в приделе Ильинского храма, в котором совершается таинство Крещения.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, проанализировав собранный материал, побеседовав с монахами и прихожанами монастырей, я сделала вывод, что икона «Взыскания погибших» действительно чудотворная.

Познакомившись с Историей иконы «Взыскание погибших», я узнала, что у иконы есть своя, ни с чем, несравнимая история, которая связаны с событиями нашего города.

В ходе своей исследовательской работы я смогла ответить на интересовавшие меня вопросы. Но я узнала очень много нового, неизвестного для меня.

Оказалось, что в нашем городе Серпухове есть святыни и места, о которых мало кому известно. Мне хотелось бы в дальнейшем более подробно изучить православную историю нашего города.













Список использованной литературы

  • Газета «Миг» 24.07.03. «О почитание иконы Божей матери «Взыскание погибших»

  • «Взыскание погибших» Серпуховский Высоцкий мужской монастырь

  • Народная газета – Ю. Львунин – 1999 год 4 сентября

  • «Серпухов сквозь столетья» - Н.Бруннск-к665-летию города Серпухова

  • Сайт города Серпухова

  • «Обитель на высоком» - Ю.Соломатин, М. Соломатин - Мультимедийное издание 2004 года.





Список лиц содействующих написанию работы

  • Бокуткина Г. В. учитель истории и обществознания

  • Волков Иван Александрович старший научный сотрудник СИХМ

  • Благочинный Серпуховского округа протоиерей Владимир (Андреев)

  • Бацуца Наталья Александровна секретарь МОУ СОШ №1





Словарь

Акафист- Род хвалебного церковного песнопения.

Инок- Православный монах.

Аршин - Старая русская мера длины, равная 0,71 м.

Мафория - верхняя одежда; длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят.

Митрополит - высший духовный сан в некоторых христианских церквах.

Благочиние - часть епархии, объединяющая группу приходов и церквей, находящихся в непосредственной территориальной близости друг от друга. Возглавляется благочинным.

Всенощное бдение- название церковной ночной службы.

Ке́лья или ке́ллия жилище монаха, обычно отдельная комната в монастыре.





Высоцкий мужской монастырь


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!