СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя прилагательное-слово-волшебник

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка с использованием приёмов технологии Развития критического мышления.Цель урока актуализировать и упорядочить знания об  имени прилагательном как о части речи.

Просмотр содержимого документа
«Имя прилагательное-слово-волшебник»

ИМЯ  ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – СЛОВО-ВОЛШЕБНИК

(Урок развития речи.)

Цель: актуализировать и упорядочить знания детей об имени прилагательном как самостоятельной части речи; развивать умение использовать имена прилагательные в речи.

Задачи:

Обучающие: повторить, какая часть речи называется прилагательным; уточнить, как

изменяется имя прилагательное, с чем оно согласуется и какова его синтаксическая

роль в предложении; углублять представление о том, какую роль выполняют имена

прилагательные в русском языке.

Развивающие: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения.

Приемы ТРКМЧП: денотатный граф, «Корзина идей»

Оборудование урока: мультимедийный проектор, компьютер, презентация Microsoft Power Point,

Тип урока:   урок – исследование.

Методы:    беседа, интерактивный, проблемно-поисковый, исследовательский.


Ход урока

  1. Вызов

    1. Организационный момент

Учитель: Ребята, каким вы считаете сегодняшнее утро? Скажите одним словом.
Дети: Светлое, яркое, солнечное, весеннее, погожее, рабочее…
Учитель: Что можно сказать об этих словах?
Дети: Это имена прилагательные.

Учитель:Тема нашего урока:«ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – СЛОВО-ВОЛШЕБНИК». Сформулируем цель нашего урока, опираясь на его тему и используя опорные  слова на доске.

Повторить, что…

уточнить, как…;

с чем… и чем… в предложении

учиться использовать в речи.

(Цель нашего урока: повторить какая часть речи называется прилагательным; уточнить, как изменяется прилагательное, с чем оно согласуется и чем является в предложении; учиться использовать имя прилагательное в речи.)

    1. Актуализация знаний.

Учитель: Вспомните и обсудите со своим соседом вашу информацию об имени прилагательном и составьте ответ.(вписать в схему) В ходе ваших ответов мы заполним схему («Денотатный граф»)????? Кластер???




Имя прилагательное 





 является           отвечает          обозначает             изменяется

1.самосто-              на вопросы           признаки               по числам,

ятельной            Какой?                  предметов             по родам ,

по падежам

частью          Какая?

речи                    Какое?

                            Какие?

2.Определением и

сказуемым

в предл.


(В ходе обсуждения дети приходят к выводу, что затрудняются ответить на вопрос, для чего служат имена прилагательные).

    1. Постановка проблемы.

Учитель: Кто догадался, на какой вопрос мы сегодня должны ответить на уроке. (предположения детей)

Учитель: Правильно, мы должны ответить на вопрос (вопрос появляется на доске) Какую роль играют имена прилагательные в русском языке?

  1. Осмысление
    2.1 Сейчас мы попробуем собрать корзину идей, отвечая на вопрос – Для чего нужно прилагательное?

2.2   - А что прилагательное действительно волшебное – убедимся, отгадав загадки, построенные на описании.

ИГРА «ЭРУДИТ».

Бежит свинка, железная спинка, льняной хвостик. (Иголка с ниткой.)

Земля беленькая, а птички на ней чёрненькие. (Книга.)

Чёрный Ивашка, деревянная рубашка.

Где носом поведёт, там заметку кладёт. (Карандаш.)

    - Какая часть речи особенно активно работает в этих загадках? (Имя прилагательное.)

     Вывод: Благодаря имени прилагательному, мы отгадали загадки.

      Запишите словосочетания: железная спинка, льняной хвостик.

    - Можно ли сказать, что прилагательное тоже, как нитка, бежит за иголкой?

-Определите число, род и падеж прилагательного.

2.3 Работа с иллюстрациями по сказкам.

Кто из вас помнит названия сказок А.С. Пушкина и Х.К. Андерсена, где употреблены имена   прилагательные? Какие это сказки?

Показ слайдов.

1 слайд.      «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» - украшение русской словесности.

                    - Какие прилагательные указывают на характер героя?

2 слайд       «Сказка о золотом петушке».

3 слайд       «Стойкий оловянный солдатик».

4 слайд       «Гадкий утёнок».

5 слайд       «Дикие лебеди».

                    - Какие из названий сказок подчёркивают характер героев? (Стойкий солдатик, о могучем богатыре.)

                    - Какие из прилагательных употреблены для описания внешности? (Гадкий утёнок.)

                    - Так ли это? (Прекрасный лебедь.)

Вывод. Так какую роль могут играть имена прилагательные? (Подчёркивают характер героя, для описания внешности)

Игра-физминутка «Найди лишнего».

Я буду называть признаки , а вы должны присесть , если слово лишнее!

Веселый, глупый,погода, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, летают, умный, разноцветные, мальчики, девочки, играют, радостные.

2.4 Перед вами иллюстрация, на которой изображены лебеди. Опишите одного из них. (Белый, грациозный, стройный.)

                Но наше описание бедное, скупое, а вот как это делает мастер слова – Сергей Тимофеевич Аксаков. Насладимся богатством  и разнообразием прилагательных.

Лебедь.

  Бел…снежный, с бл…стящими, прозрачными, небольшими глазками, с ч…рными лапами, с длинной и красивой шеей, он невыразимо прекрасен, когда  

  спокойно плывёт между зелёных камышей по тёмной, гладкой поверхности воды.

                     - Понравилось ли вам описание?

                     - Назовите прилагательные и какими членами предложения они являются? (Определениями. Одно прилагательное является сказуемым, т.к. стоит к краткой форме.)

                5.   Взаимопроверка работ.

                     - Объясните орфограммы в словах с пропусками.

           Вывод: И опять мы убедились в волшебных свойствах прилагательных. Они способны не только охарактеризовать, но и описать предмет. Определения, т.е. прилагательные превращают предложения в яркую картину.

Физминутка для глаз.


2.4 Писатели и поэты издавна пользуются определениями и эпитетами.

                 Показ слайда. Вспомним, что такое эпитеты. Как рождаются эпитеты?

  Найдите в словосочетаниях прилагательные – определения и эпитеты.

    Выпишите эпитеты!

Тихий звук, хрустальные звуки; красный закат, зловещий закат, тревожный закат; тихий голос, бархатный голос; красивая девушка, красная девица; добрый человек, добрый молодец.

ЭПИТЕТЫ:

Хрустальные звуки, зловещий закат, тревожный закат, бархатный голос, красная девица, добрый молодец.

                     - Что значит бархатный голос? (Мягкий, ласковый.)

                     - Прямое или переносное значение у слова бархатный?

                  (Бархатное платье – прямое, а бархатный голос – переносное. Эпитеты чаще всего используют переносное значение слова.)

-А для чего поэты и писатели используют эпитеты? (для образности, яркости. выразительности)

  2.5 Умеем ли мы передавать оттенки качества синонимами?

Подберите синонимы:

                       Добрый герой – благородный, великодушный, жалостливый, гуманный.

                       Злой человек – бездушный, недобрый, бессердечный, дерзкий, грубый.

                     - Назовите героев, имевших ледяное сердце. (Кай, Снежная королева.)

                     - Прямое или переносное значение имеет это словосочетание? (Переносное, что означает холодное, бездушное.)

                     - Способны ли такие люди к сочувствию?

           2.6 А какие вы? Добрые или злые? Уравновешенные или нет? Расскажите о себе, не утаивая своих отрицательных черт. Это поможет вам от них избавиться!

СОЧИНЕНИЕ-МИНИАТЮРА.

Какой я?

                           Я крепкого телосложения, плечи у меня широкие, рост высокий. Волосы у меня темные, глаза большие карие… По натуре я человек добрый, 

                 отзывчивый, у меня хорошо развито чувство ответственности за порученное дело. Обладаю чувством юмора. Но я не идеален внешне и

                 внутренне, мне необходимо еще много трудиться.


  1. Рефлексия

- Каким ,по-вашему, был сегодняшний урок? С каким настроением вы его заканчиваете?

-Отвечая на этот вопрос, вы тоже использовали прилагательные. Итак, мы ответили на главный вопрос урока- для чего нужно имя прилагательное? Вернёмся к нашей схеме и дополним её.(Для образности, яркости нашей речи, с помощью прилагательных можно у существительных описать форму, цвет, вкус, величину и другие признаки.)

-Урок научил нас использовать имена прилагательные в речи и тем самым делать свою речь более образной и выразительной.

Оценивание.

Учитель: Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:

Мне удалось …

Меня удивило …

Мне понравилось …

Я порадовался за …

Я хочу поблагодарить … за …

Я могу похвалить себя за …


Учитель: Как вы думаете, ребята, мы всё узнали об имени прилагательном? (Ответы детей). На следующем уроке мы продолжим узнавать новое об этой части речи.

Домашнее задание: Сочинение – описание по теме: «Воспоминание о зиме».

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!