СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Имею право и обязан" Деловая игра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие по правому воспитанию обучающихся  

Просмотр содержимого документа
«"Имею право и обязан" Деловая игра»

КОУ ВО «Землянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.»









Деловая игра. (6-9 класы.)

Тема « ИМЕЮ ПРАВО И ОБЯЗАН…».



ПОДГОТОВИЛ:

социальнй педагог

Псарёва Л.И.













Ноябрь 2015 г.

Цели и задачи:


  1. Познакомить с понятиями «гражданин», «права детей», «обязанностей школьников».

  2. Учить обучающихся применять права и обязанности в повседневной жизни.

  3. Воспитывать любовь к Родине, правовую грамотность, уважение к другим и к себе, чувство собственного достоинства.

  4. Развивать культуру речи, умение анализировать, развивать творческие способности.


Оборудование:

словарь Ожегова (с. 143), плакаты с названиями документов, с правами и обязанностями, Конвенция прав ребёнка, жетоны, иллюстрации из сказок, конверты с заданиями




Ход занятия.


I. Вступление


Добрый день, дорогие друзья! И вновь мы собрались, чтобы поговорить о том, что нас волнует, высказать свое мнение и узнать что-то новое и интересное. Девиз нашего сегодняшнего мероприятия гласит так: «Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах».

(Всеобщая Декларация прав человека с. 1)


Ведущий: Ребята, как вы понимаете смысл этих слов? (ответы)

Вы уже знаете, что жизнь – это не только развлечения и радости. Это и нелегкий труд. Те люди, которые заранее готовились к встрече с самостоятельной жизнью, как правило, проживали её интересно. Хуже бывает тем, кто привыкает жить за спинами родителей, других людей. Все препятствия им приходится брать с боем.



Ведущий: Сегодня мы проведём деловую игру «Имею право и обязан…».

Дети разделились на две команды. В каждой команде есть капитан. Капитан следит за порядком в команде, отвечает на вопросы после всеобщего обсуждения. Каждая команда в ходе игры будет получать жетоны за правильные ответы. (Команды придумывают себе название)


2. Актуализация знаний учащихся.

  • Кем является каждый из нас? (ответы детей)

  • Гражданином какой страны вы являетесь? (ответы детей)

  • Кто такой «Гражданин»? (1 ученик читает объяснение в словаре С.И. Ожегова)

В толковом словаре С.И. Ожегова понятие «гражданин» объясняется так:

ГРАЖДАНИН - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное правами и обязанностями. (плакат)


- Что значит «наделенное правами и обязанностями»?

(имеют права и обязанности)


(Разбор плаката «Я - гражданин»)

(выходят капитаны команд)

Игра «Дополни».


1). На столе конверты с заданиями. («права». «обязанности»

Ведущий: А сейчас мы с вами немного поиграем. Вы должны заполнить пустые столбики карточками с нужными словами, которые находятся в конверте. На задание – 3 минуты. (Приложение №1)


Пока команды работают с заданием, читаю стихотворение.


Все лучшее, что в человеке есть:

Его права и жизнь его, и честь.

А жизнью пользуясь по праву,

Я гордо говорю: имею право!

Свободно жить под солнцем и луной

И восхищаться красотой земной.

Не быть рабом и пыток не терпеть,

А песню жизни вдохновенно петь.

А если причинят мне вред, урон,

Поможет Конституция. Закон.

Перед законом, совестью равны,

Живут народы ни одной страны.

Могу я погостить за рубежом,

Потом вернуться в свой любимый дом.

Свободу мысли, слова я имею,

Но совесть есть, грубить другим не смею.

А подрасту — поможет мне держава

Работу выбрать — имею право.

Ну а пока я — ученик:

Учу уроки, подаю дневник…

Досугу — час,

А школе — все внимание.

Использую я право

На образование.

Имеем право мы иметь права,

Но ведь моралью люди связаны.

Поэтому, чтобы достойно жить,

Мы очень многое обязаны.

А. Смирнов.

(Подсчёт жетонов)


Ведущий: Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием.


Наше государство предоставляет нам права.

2). Кто из вас знает, как называется документ, в котором прописаны права ребенка? (Конвенция прав ребёнка).

  • Какой организацией он был принят? (Генеральная Ассамблея ООН в 1989 году)

  • Когда отмечается Всемирный день прав ребенка? (20 ноября 2007 года – первый раз)

  • Кто призван обеспечивать соблюдение прав ребёнка? (Государство, родители, сами дети)

(Плакаты с названиями документов).

(Подсчёт количества правильных ответов. Команды получают жетоны за правильные ответы).




Мини-лекция «Конвенция о твоих правах»


Ведущий: Ребята, все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных Наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право - право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных Наций.


К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».


Конвенция - это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

  • Какие права ребёнка вы знаете?

Право на жизнь

Право на имя при рождении

Право на медицинскую помощь

Право на образование

Право на отдых и досуг

Право иметь имущество

Право свободно выражать свои взгляды

Право на свободное перемещение

Право на заботу и воспитание родителями

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям)

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки

Ведущий: Да, у детей много прав, но мы рассмотрим лишь некоторые из них. У вас на столах лежат листы с выдержками из Конвенции. Попробуйте доказать, что те права, которые вы прочтете, действительно существуют. (работа в группах)

Перечень прав ребёнка:

- Каждый ребёнок имеет право на жизнь (ст.1).

- С момента рождения ребёнок имеет право на имя, приобретение гражданства (ст. 1).

- Ребёнок имеет право свободно выражать свою мысль (ст. 13).

- Ребёнок имеет право на свободу мысли, совести и религии (ст. 14).

- Ребенок имеет право на образование (ст.28).

- Государства – участники Конвенции обеспечивают, чтобы ни один ребёнок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания (ст.37).

- Каждый ребёнок имеет право на отдых (ст.31). (трактовка прав)

Ведущий: А теперь, зная эти права мы поиграем.

(раздаются жетоны)

Игра «Путешествие в сказку»


Каждая команда получает иллюстрацию из сказки.

Задание: определить, какие права героев сказок нарушены. Время – 1 минута. (Сказки «Красная шапочка», «Серая Шейка», «Три поросёнка», «Двенадцать месяцев» С.Я. Маршака, «Золушка», А. Толстой «Золотой ключик», «По щучьему велению», К. Чуковский «Айболит»)

(В ходе игры проводится коллективное обсуждение правильности выбранного ответа, приводятся доказательства. Каждая команда получает жетон.)

Тренинг. для зала

Мы много с вами говорили о правах. Продолжите какую фразу: «Для меня самое главное право – это …»


Беседа. Молодцы! Вы хорошо запомнили права ребенка.


- Как вы думаете, существуют другие документы, изучая которые мы могли бы узнать и о других правах? (спрятаны в зале)

- Как они называются?

  • Декларация – документ, который защищает наши права.

  • Конвенция (договор, соглашение) – соглашение по специальному вопросу, обязательное для государств, которые к нему присоединились, т.е. подписали договор.

  • Устав школы – документ, в котором прописаны права и обязанности школьников.

  • Конституция РФ

  • Семейный кодекс (жетоны)


Задание болельщикам. (Правильно сложить разрезанный текст с правами и обязанностями)

- право на отдых;

- добросовестно учиться:

-право на образование;

- соблюдать Устав школы.

(Подведение итогов. Вручение жетонов)


Ведущий: Молодцы! А теперь поговорим немного о ваших обязанностях как школьников. Назовите документ, в котором прописаны права и обязанности школьников.

Н

УСТАВ ШКОЛЫ ГЛАСИТ: « Учащийся обязан:

  • Соблюдать Устав школы;

  • Добросовестно учиться;

  • Бережно относиться к имуществу школы;

  • Соблюдать правила поведения учащихся.»

а доске плакат.











Сценка.

А знаете, ребята? В одной стране жили две девочки. Жили они дружно, весело, счастливо. Всё было у них одинаковое, но имена разные. Одну звали Права, а другую – Обязанности. У каждой из них в жизни были главные слова.

Права: (разворачивает свиток и читает)

жизнь образование труд отдых

Обязанности: (разворачивает свиток и читает)

  • соблюдение устава

  • добросовестное учение

  • бережное отношение к имуществу

  • соблюдение правил поведения учащихся

Однажды жители этой страны заметили, что девочки очень часто произносят главные для них слова и заинтересовались их значением. Когда жители поняли смысл этих слов, то для них эти слова тоже стали главными. С тех пор эта страна стала называться Правовой.

- Что можно сказать о правах и обязанностях?

Девочки говорят:

- Запомните: Права предоставляются, а обязанности выполняются.


Итог занятия.

- Капитаны команд, поднимите жетоны, которые заработала ваша команда. (подводится итог, команды награждаются сладкими призами.)





















Литература:


1. Словарь С. И. Ожегова (с.143);

2. «Конституция РФ»;

3. А.В.Енин, В.А.Великородная. Планировнаие воспитательной работы в школе. Воронеж, 2001

4. Классному руководителю: учебно-методическое пособие/ Под ред.М.И.Рожковой. – М. «ВЛАДОС», 2001









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!