СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная образовательная траектория обучающегося в процессе музыкального обучения

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа предназначена для преподавателей музыкальных школ и ДШИ.Презентация раскрывает необходимость обучения детей по индивидуальным образовательным траекториям, с помощью которых происходит своевременная коррекция педагогического процесса.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная образовательная траектория обучающегося в процессе музыкального обучения»

Индивидуальная образовательная траектория обучающегося в процессе музыкального обучения.   Слайд 1. Представление. Объявление темы работы. Подготовил: преподаватель теоретических дисциплин ОБОУ ДО «Обоянская ДШИ» Барановская Ирина Васильевна 1

Индивидуальная образовательная траектория обучающегося в процессе музыкального обучения.

Слайд 1. Представление. Объявление темы работы.

Подготовил:

преподаватель теоретических дисциплин

ОБОУ ДО «Обоянская ДШИ»

Барановская Ирина Васильевна

1

В Концепции модернизации российского образования до 2025г. подчеркивается, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

«Задачи современного образования связаны с созданием условий для становления индивидуальной траектории развития личности учащегося, как эффективного инструмента саморазвития человека»

«задача организации образовательного пространства»

«создание условий для самостоятельного выбора учащимися форм и видов деятельности».

Слайд 2. В Концепции модернизации российского образования до 2025г. подчеркивается, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

В условиях современной России требование готовности человека к переменам уточняется необходимостью ответственно выстраивать свою собственную траекторию жизни, которая напрямую связана с индивидуальной траекторией развития и образования.

Идея индивидуальной траектории развития личности определяет сущностные изменения современного образования, которые могут быть выражены в следующем: «задачи современного образования так или иначе связаны с созданием условий для становления индивидуальной траектории развития личности учащегося, как эффективного инструмента саморазвития человека» и актуализирует «задачу организации образовательного пространства», обеспечивающего «создание условий для самостоятельного выбора учащимися форм и видов деятельности».

1

Одним из ценностных приоритетов системы дополнительного образования детей, является создание образовательных программ нового поколения (дифференцированные и индивидуальные) . Содержание образовательной программы нового поколения должно определяться возможностью построения в ее рамках для каждого воспитанника индивидуального маршрута развития:

  • развитие творческих способностей, творческого мышления, творческого потенциала личности ребенка, следовательно, развитие одаренности,
  • возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей.

Слайд 3. А для этого возникла необходимость в образовательных программах нового поколения (дифференцированные, индивидуальные), что особенно ценностно для системы дополнительного образования детей, в которых проектировался бы маршрут деятельности педагога, ориентированный на реальное развитие творческих способностей, творческого мышления, творческого потенциала личности ребенка, следовательно, на развитие одаренности с реальными результатами. Именно дополнительное образование расширяет сферу творчества ребенка, представляет возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей.

1

Схема соотношения:

Индивидуальная образовательная траектория

как персональный путь движения личности в направлении реализации собственного потенциала на протяжении всего периода развития, становления

Индивидуальный образовательный маршрут

как временная последовательность реализации образовательной деятельности человека на определенном этапе обучения, в конкретном возрастном периоде

Индивидуальная образовательная программа

как документ , содержащий совокупность разделов, форм и способов их освоения обучающимся

Индивидуальный учебный план

Траектория – след от движения. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства, составленная на основе и с учетом федеральных государственных требований – её план.

Слайд 4. Этому способствуют разработка и реализация дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства, составленной на основе и с учетом федеральных государственных требований, разработанной дополнительным учреждением самостоятельно. А также разработка и реализация индивидуальных планов работы с музыкально-одаренными детьми, как особая методика построения индивидуальных образовательных маршрутов, образовательных траекторий.

1

Индивидуальная образовательная траектория - «линия движения какого-нибудь тела или точки», маршрут – «путь следования».

Индивидуальная образовательная траектория (А.В.Хуторской) -

  • Это персональный путь реализации личностного потенциала каждого учащегося в образовании.
  • Личностный потенциал ученика – совокупность его способностей: творческих, познавательных, коммуникативных.

Индивидуальная образовательная траектория

Образовательная программа

Слайд 5. Под траекторией в классическом значении понимается «линия движения какого-нибудь тела или точки», а под маршрутом – «путь следования». Эти понятия могут быть разведены лишь тем, что линия движения образовательной траектории приобретает конкретизацию в пути, т.е. в маршруте.

А.В.Хуторской рассматривает индивидуальную образовательную траекторию как персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Под личностным потенциалом ученика здесь понимается совокупность его творческих, познавательных, коммуникативных, и иных способностей. Это происходит при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога во взаимодействии с родителями.

Следует уточнить, что определение образовательной программы как технологии реализации индивидуальной траектории является ее ведущей характеристикой и отражает, прежде всего, идеи индивидуализации и дифференциации обучения. При этом под термином “индивидуализация” в педагогике понимается учет в процессе обучения индивидуальных особенностей обучающихся во всех формах и методах обучения. “Дифференциация” означает учет индивидуальных особенностей в форме, предполагающей группировку обучающихся на основании выделения определенных особенностей.

индивидуализация

дифференциация

учет индивидуальных особенностей в форме, предполагающей группировку учащихся на основании выделения определенных особенностей

учет в процессе обучения

индивидуальных особенностей обучающихся

во всех формах и методах обучения

1

Структура индивидуальной образовательной программы

Компоненты:

  • целевой (постановка целей получения образования, формулирующихся на основе мотивов и потребностей обучающегося);
  • содержательный (обоснование структуры и отбор содержания разделов и тем, их систематизация и группировка, установление внутренних связей);
  • технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);
  • диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
  • организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей);
  • результативный (описание ожидаемых результатов реализации).

Слайд 6. Таким образом, в структуру программы будут включены следующие компоненты:

Целевой (предполагает постановку целей и ведущих направлений в области получения образования, которые формулируются на основе мотивов и потребностей обучающегося).

Содержательный (отражает реализуемое в рамках конкретной образовательной программы содержание образование);

Технологический (включает используемые технологии, методы, методики, системы обучения и воспитания).

Диагностический (раскрывает систему диагностического сопровождения).

Организационно-педагогический (определяет режимные условия реализации, характеристику ученика (возраст, уровень готовности к усвоению, образовательные потребности), которому адресована образовательная программа; формы аттестации достижений и т.д.);

Результативный (описание ожидаемых результатов реализации).

Индивидуальная образовательная программа должна быть ориентирована не на уже достигнутый учеником уровень развития, а немного забегая вперед, т.е. выводить ученика на более высокий уровень, названный Л.С.Выготским зоной ближайшего развития .

Однако, с точки зрения личностно-ориентированного обучения, никакая внешне предлагаемая ученику информация не может быть им усвоена, если у школьника нет соответствующей личностной мотивации

1

Личностно-ориентированное содержание образования – обеспечивать и отражать становление системы личностных образовательных смыслов ученика . Личностный смысл – индивидуализированное осознаваемое отражение действительного отношения личности к объектам его деятельности (А.Н.Леонтьев)

Цели творческой самореализации ученика как сверхзадачи обучения:

  • «Знаниевые» компоненты обучающегося:
  • “ знаю что” (информация о содержании своего знания и незнания);
  • “ знаю как” (информация об усвоенных действиях, относящихся к способам рождения, развития и преобразования знания);
  • “ знаю зачем” (понимание смысла информации и деятельности по ее получению);
  • “ знаю я” (самоопределение себя относительно данного знания и соответствующей информации).
  • создание учеником образовательной продукции в изучаемых образовательных областях;

2. освоение им базового содержания этих областей через сопоставление с собственными результатами; согласие родителей;

3. выстраивание индивидуальной образовательной траектории в каждой из образовательных областей с опорой на свои личностные качества.

Слайд 7. Основная функция личностно-ориентированного содержания образования – обеспечивать и отражать становление системы личностных образовательных смыслов ученика. Личностный смысл – индивидуализированное осознаваемое отражение действительного отношения личности к объектам его деятельности (А.Н.Леонтьев).

В результате взаимодействия с образовательной средой ученик приобретает опыт, трансформируемый им в знания. Основными “знаниевыми” компонентами обучающегося являются:

“ знаю что” (информация о содержании своего знания и незнания);

“ знаю как” (информация об усвоенных действиях, относящихся к способам рождения, развития и преобразования знания);

“ знаю зачем” (понимание смысла информации и деятельности по ее получению);

“ знаю я” (самоопределение себя относительно данного знания и соответствующей информации).

Творческая самореализация ученика как сверхзадача обучения раскрывается в трех взаимосвязанных целях: создание учеником образовательной продукции в изучаемых образовательных областях; освоение им базового содержания этих областей через сопоставление с собственными результатами; выстраивание индивидуальной образовательной траектории в каждой из образовательных областей с опорой на свои личностные качества. Деятельность, ведущая к созданию образовательных продуктов, обнаруживает и развивает способности ученика, своеобразие которых способствует выстраиванию его индивидуальной образовательной траектории.

1

К ак организовать музыкальное обучение учеников по их собственным, но разным траекториям?

Индивидуализация: собственный путь обучения выстраивается для каждого ученика применительно к каждой изучаемой им образовательной области.

Дифференциация: к каждому ученику – индивидуальный подход, дифференцируя изучаемый им материал по степени сложности, направленности или другим параметрам.

При составлении индивидуальной образовательной траектории:

педагог создает ученику возможность для выбора, выступая, как консультант и советчик. На уроке педагог учитывает индивидуальные интересы школьников; особенности учебной деятельности; предпочитаемые виды учебных занятий; способы работы с учебным материалом; особенности усвоения учебного материала; виды учебной деятельности

для ученика при составлении индивидуальной траектории самое важное – оценить свои возможности, способности, перспективы, интересы, усилия, которые он предполагает приложить для изучения того или иного материала либо чтобы добиться запланированного результата, рефлексивно осознавать полученные результаты, осуществлять оценку и корректировку своей деятельности

Портфель учета достижений

Способы реализации индивидуальной образовательной траектории:

Слайд 8. Перед педагогом встает вопрос: как организовать музыкальное обучение учеников по их собственным, но разным траекториям?

Решать эту задачу в современной дидактике предлагается обычно двумя противоположными способами, каждый из которых именуют индивидуальным подходом.

Как мы уже ранее говорили, первый способ - дифференциация обучения, согласно которой к каждому ученику предлагается подходить индивидуально, дифференцируя изучаемый им материал по степени сложности, направленности или другим параметрам. Для этого учеников обычно делят на группы по типу способные, средние, отстающие.

Второй способ предполагает, что собственный путь обучения выстраивается для каждого ученика применительно к каждой изучаемой им образовательной области.

Ученик сможет продвигаться по индивидуальной траектории в том случае, если педагог создает ученику возможность для выбора, выступая, как консультант и советчик. На уроке педагог учитывает индивидуальные интересы школьников; особенности учебной деятельности; предпочитаемые виды учебных занятий; способы работы с учебным материалом; особенности усвоения учебного материала; виды учебной деятельности. Для ученика при составлении индивидуальной траектории самое важное – оценить свои возможности, способности, перспективы, интересы, усилия, которые он предполагает приложить для изучения того или иного материала либо чтобы добиться запланированного результата; рефлексивно осознавать полученные результаты, осуществлять оценку и корректировку своей деятельности. Индивидуальная образовательная траектория обучающегося может быть реализована различ­ными способами:

1.Индивидуальные занятия по той или иной учебной программе. Образовательный маршрут может предпола­гать углубленное изучение и освоение той или иной специализации.

2. Групповые занятия. Для группы обучающихся может быть организовано групповое консультирование отдельного вопроса или темы.

3. Внеаудиторные занятия (самостоятельное изучение). Может предполагать различный уровень самостоя­тельности обучающихся. Для сопровождения деятельности обучающегося преподаватель про­водит консультации в процессе выполнения заданий.

4.Практика. Это вид деятельности, обеспечивающий выработку навыков самостоя­тельной творческой работы.

Результаты движения по образовательной траектории можно проверять, ориентируясь на созданный учениками продукт; полученные знания, которые реализуются в умениях оперировать ими в стандартной или творческой ситуации, отмечая формирование различного вида умений – мыслительных, коммуникативных, познавательных и т.д. Кроме того, необходима постоянная обратная связь, позволяющая не только корректировать движение ученика по траекториям (а иногда и саму траекторию), но и оценивать его продвижение. Это помогает сделать Портфель учета достижений. Он позволяет обеспечить технологичность выявления и учета достижений обучающихся, помогает предъявить разносторонние результаты их достижений, как на уровне учреждения, так и на внешнем уровне, служит способом демонстрации успехов. А также позволяет показать эффективность системы дополнительного образования родителям. Содержание “ портфеля” – это не только перечень занятых учеником мест, полученных грамот или призов, но и предложенные идеи, принципы решения творческих задач, поделки и т.д.

Групповые занятия

Индивидуальные занятия

Самостоятельное изучение

Практика

8

усилить поисково-исследовательский, проблемный характер содержания обучения

формировать портфолио обучающегося

Индивидуальная образовательная траектория

сосредоточить контрольно-оценочную деятельность педагога на анализе результатов самостоятельной работы

перевести оценочную деятельность педагога на помощь в освоении способов учения и на фиксацию достижений обучающихся

Слайд 9. Следовательно, сделаем вывод, что обучение детей по индивидуальным образовательным траекториям требует серьезной и кропотливой предварительной работы.

Зато она позволяет: усилить поисково-исследовательский, проблемный характер содержания обучения, связанный с апробированием, моделированием, экспериментированием в рамках образовательной программы; формировать портфолио обучающегося, сосре­доточить контрольно-оценочную деятельность преподавателя на анализе и оценке спосо­бов и результатов собственной самостоятельной работы; перевести контрольно-оценочную деятельность педагога на помощь в освоении обучающимися способов учения и на фиксацию их достижений.

Универсального рецепта создания индивидуальной образовательной технологии в настоящее время нет. Невозможно определить этот маршрут на весь период обучения в образовательном учреждении сразу, т.к. он должен отражать про­цесс изменения в развитии и обучении ребенка. С помо щь ю индивидуального обра­зовательного маршрута происходит своевременная коррекция педагогического про­цесса.

Изучив и проанализировав методический материал по вопросу построения индиви­дуальной образовательной траектории, я предлагаю вам, уважаемые коллеги, для практической реализации рабочий бланк - лист индивидуально­го образовательного маршрута для одаренных обучающихся по разным направлениям творческой деятельности (приложение 1).

Лист индивидуального образовательного маршрута

 

Обучающего(ей)ся____________________________________________________________

(Ф.И. полностью)

 

 

___________________________________________________________________________

(наименование отделения, специализация)

Возраст ___________, дата рождения _____________________, класс _____________

 

 

 

Этапы образовательного маршрута:

 

Этап / цель

Содержание

Предполагаемый результат

Начальный этап

Цель: выявить индивидуаль­ные интересы и творческие потребности на данном этап

Беседы и наблюдения за обучающимся.

Проведение анкетирования по изучению мотивации и проверка уровня творческих способностей.

Выявление индивидуальных творческих желаний и интере­сов.

Индивидуальные занятия

 

1.Развитие индивидуального инте­реса к освоению навыков игры на фортепиано

Подготовка к мероприятиям, рас­крывающим творческие возможно­сти.

3. Участие в конкурсах.

Этап развития

Цель: способствовать даль­нейшему развитию и реализа­ции творческих способностей обучающегося.

Проведение методик по изу­чению уровня самооценки и притязаний, по изучению тем­перамента.

Продолжение индивидуаль­ных занятий.

3.Усложнение видов творче­ской деятельности, подготовка к участию в конкурсе.

Высокий уровень участия в го­родских, районных и областных конкурсах, концертах.

Развитие творческих способно­стей, самооценки и уровня притяза­ний.

Этап саморазвития

Цель: содействовать выходу творческой деятельности обучающегося на новый, более высокий уровень

Совместный подбор и об­суждение нового творческого материала.

Индивидуальная работа над творческим проектом.

Активное участие в кон­курсах разного уровня, включая Международный.

Развитие субъектной позиции и креативности.

 

4.Учебно-тематический план

п/п

Дата/время

Репертуарный план, кол-во

ча­сов

Содержание

занятия

Используе­мые педагогические техно­логии,

фор­мы и методы

Предполагае­мый результат занятия

 

 

5. Способы оценки успехов обучающегося ________________________________________

6. Работа с родителями________________________________________________________

 

Характеристика обуч-ся с учетом достижений по окончании _______/_______ учебного года:________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________8. Перспективы творческого развития обуч-ся ___________________________________________

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

 

________________ ______________ _______________________

дата заполнения (подпись) (ФИО преподавателя)

8

Индивидуальная образовательная траектория  - это  временной порядок реализации индивидуальной образовательной программы или маршрута с учетом конкретных условий образовательного процесса в образовательном учреждении.  - это технология будущего, которая способствует самореализации обучающихся и педагогического коллектива, становится персональным путем реализации личностного потенциала обучающегося в условиях дополнительного образования.  Слайд 10. Таким образом, индивидуальная образовательная траектория - это временной порядок реализации индивидуальной образовательной программы или маршрута с учетом конкретных условий образовательного процесса в образовательном учреждении. А также - это технология бу­дущего, которая способствует самореализации обучающихся и педагогического коллектива, реально становится персональным путем реализации личностного потенциала обучающегося в условиях дополнительного образования.  Спасибо за внимание! Спасибо за внимание! 8

Индивидуальная образовательная траектория

- это временной порядок реализации индивидуальной образовательной программы или маршрута с учетом конкретных условий образовательного процесса в образовательном учреждении.

- это технология будущего, которая способствует самореализации обучающихся и педагогического коллектива, становится персональным путем реализации личностного потенциала обучающегося в условиях дополнительного образования.

Слайд 10. Таким образом, индивидуальная образовательная траектория - это временной порядок реализации индивидуальной образовательной программы или маршрута с учетом конкретных условий образовательного процесса в образовательном учреждении. А также - это технология бу­дущего, которая способствует самореализации обучающихся и педагогического коллектива, реально становится персональным путем реализации личностного потенциала обучающегося в условиях дополнительного образования.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

8


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!