СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный (исследовательский) проект Тема: Женщины, творившие историю

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа направлена на выявление информированности молодого поколения о подвигах и деяниях женщин прошлого, боровшихся с  постоянным ущемлением их прав и самостоятельности, а также с кражей их  идей, работ и открытий мужчинами, дабы сломить стереотипы, сложившиеся в нашем обществе и показав девушкам примеры из прошлого, помочь им побороть свои страхи и неуверенность.  

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный (исследовательский) проект Тема: Женщины, творившие историю»

МКОУ «Камызякская СОШ №4»






Индивидуальный (исследовательский) проект

Тема: Женщины, творившие историю


















Автор проекта:

Тасова Рита Ренадовна,11«Б» класс

Руководитель проекта:

Жигульская Юлия Константинова,
учитель истории

Консультант:

Предвечнова Наталья Николаевна



Камызяк, 2020-2021

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………....4

Исследовательская часть………………………………………...5

Почему женщин «не видно» в истории………………………...5

ГЛАВА 1: Как женщины внесли свой вклад в развитие жизни и общества?

1.1. Ада Лавлейс……………………………………………….....6

1.2. Вирджиния Апгар……………………………………………8

1. 3. Софья Васильевна Ковалевская…………………………...10

1.4. Хуана Инес де Ла Круз……………………………………..12

ГЛАВА 2: Эффект Матильды

2.1.Нетти Мария Стивенс……………………………………….15

2.2. Розалинд Франклин…………………………………………15

2.3. Барбара Макклинток………………………………………...16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..…….17

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………...18

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ

ИСТОЧНИКОВ……………………..…………………………....19












2

ВВЕДЕНИЕ:

В настоящее время все больше и больше набирает обороты такое социально-политическое движение, в особенности среди молодежи, как феминизм, посему возникает необходимость в информировании молодого населения о достижении и заслугах девушек и женщин прошлых лет, которые не на слуху у большей части населения, в отличие от великих первооткрывателей и ученых мужчин, получивших, ввиду исторически сложившегося патриархального уклада в большинстве стран мира, большую известность и почёт. Потому считаю необходимым рассказать вам побольше об этих замечательных дамах, дабы отдать им свою часть уважения за их труды и работу.

Цели: Информирование молодого населения о подвигах и деяниях женщин прошлого, боровшихся с постоянным ущемлением их прав и самостоятельности, а также с кражей их идей, работ и открытий мужчинами, дабы сломить стереотипы, сложившиеся в нашем обществе, и ,показав девушкам примеры из прошлого, помочь им побороть свои страхи и неуверенность

Проблема: малая информированность об участии женщин в интеллектуальной жизни общества в разные времена; веками сложившиеся стереотипы о положении женщин в социуме.

Гипотеза: Если повысить информированность населения о трудах и работах великих женщин прошлого, возможно это принесет свой вклад в развенчивании некоторых стереотипов в обществе о малозначимой или же вообще незначимой роли женщин в истории и поможет девочкам и девушкам чувствовать себя более уверенно

Задачи
:
1. Разобраться почему женщин в истории «не видно» 2. Привести примеры роли женщин в истории и жизни и развитии общества
3.Подробнее разобрать «эффект Матильды»
4.Привести несколько примеров «Эффекта Матильды» из истории
5. Сделать заключение к работе
Описание методов: я проводила анкетирование в социальной сети twitter, в ходе опроса я получила данные о представлениях людей о роли женщин в истории. Следующим шагом был анализ собранной информации. Затем была проведена обработка данных, составлена диаграмма, позволяющая более наглядно показать результаты опроса
3


Исследовательская часть

В социальной сети Твиттер я провела опрос о великих женщинах (Приложение 1).

А именно:

Ада Лавлейс, Вирджиния Апгар, Софья Ковалевская, Хуана Инес Де ла Круз

Точнее это был опрос о том, знают ли пользователи об этих девушках, слышали ли,

читали в школе или где-то еще. К примеру, я до этого исследования знала только о двух девушках из четырех, а именно Софья Ковалевская и Вирджиния Апгар, в основном информация была получена из интернет ресурсов и видеохостинга Ютуб

К сожалению, большая часть ответов была «никого» и меня это очень опечалило. С этим нужно бороться, и увеличивать

уровень осведомленности о роли женщины в науке и разносторонней жизни общества. Тем не менее, почти половина ответов была «одну-двух» и это уже маленькая победа для всех нас. В опросе приняли участие лишь 115 человек однако даже несмотря на это, я все же рада полученным результатом, ведь благодаря этому проекту еще больше людей сможет узнать об этих прекрасных женщинах. Моя работа не прошла бесследно, материалы из неё можно в будущем использовать не только на уроках истории, но и также на уроках обществознания, математики и биологии! После этого опроса, также некоторые из респондентов заинтересовались данной темой и вдохновились примерами из прошлого




















4

1.Почему же женщин в истории «не видно»?

Наверно одним из самых очевиднейших ответов на этот вопрос было и будет всегда то, что в нашем мире долгое время господствовал патриархат, благодаря чему женщины практически были вычеркнуты из интеллектуальной жизни. Были редкие исключения, но общая тенденция все же была таковой. Например, если бы девушкам тех лет разрешили заниматься творчеством, то шанс появления талантов был бы намного выше.

Обратимся к некоторым фактам, дабы полнее рассмотреть картину:
1. На данный момент 51% людей, занимающихся визуальными видами искусств –женщины;

2.Только 28% личных выставок в музеях в течение двухтысячных проводились для художниц;

3.В актуальном издании "Истории искусств – со времен до 1980-х" есть всего лишь 27 женщин

4.В 16–19-х веках женщинам строго нельзя было изучать обнаженную натуру, а ведь на ней основывалось обучение живописи;

5.В 1723 году голландская художница Маргарет Гаверман была исключена из Королевской Академии, потому что совет посчитал, что её картина была слишком хорошей для того, чтобы ее нарисовала женщина.















5


Как женщины внесли свой вклад в развитие жизни и

общества?

Рассмотрим на примере нескольких выдающихся особ:
1. Ада Лавлейс

Ада Лавлейс стала легендой сама по себе, но ее детство сыграло большую роль в ее становлении. Она родилась в Англии в 1815 году, дочь уважаемого поэта и революционера-романтика лорда Байрона и его жены Анны Байрон. Однако брак родителей Ады продлился недолго и после того, как леди Байрон обвинила лорда Байрона в неустойчивом настроении и сильных эмоциональных припадках, он оставил ее и Аду, которая впредь будет расти без отца. Развод также стал причиной того что мать Ады решила поменять программу обучения для своей дочери и наняла ей репетитора по математике и естествознанию -Огастеса де Моргана, ведь больше всего на свете мать Ады переживала о том, что дочь унаследует страсть отца к сочинительству и вырастет такой же эксцентричной и вспыльчивой.

Ада преуспела в предметах, которым ее учили, будь то естествознание, английский, литература или математика. Ада выросла из светлого ребенка в блестящую молодую женщину, талантливую и знающую, на что она способна. Она стремилась использовать свои навыки и знания ... и случайная встреча с будущим наставником дала ей такую возможность.

Ада познакомилась с Чарльзом Бэббиджем, профессором математики в Кембридже (теперь его называют «отцом компьютера»). С самого первого взаимодействия между ними возникла крепкая дружба, что было очень необычно для до-викторианской эпохи.

Они оба жили в Лондоне в обществе, продиктованном законом и экономикой, а не наукой. Ада столкнулась с негативным давлением и как женщина, и как начинающий изобретатель, но к счастью, Бэббидж взял Аду под свое крыло, признавая ее ум, как ее наставники и мать ранее. Невзирая на ее пол, Бэббидж начал наставлять Аду, открывая свои обширные знания, свои научные планы и цели великих изобретений молодой и вдохновленной Аде. В это время Ада увидела захватывающий проект, над которым работал Бэббидж. Это было ранее разработанное изобретение - вычислительное устройство под названием «Механизм различия», которое он придумал, но так и не завершил полностью. Однако перед ним стояла новая задача: создать вторую, более совершенную машину под названием «Аналитический двигатель».
Бэббидж смог привлечь внимание людей по всей Европе к своему проекту,
6


в том числе итальянского интеллектуала, увлеченного проектом Бэббиджа –
Луи Менебреа, который написал научную статью по теме «Аналитический двигатель», и опубликовал текст в швейцарском журнале. Однако сам текст был написан на французском языке. Нужен был грамотный переводчик, разбирающийся как в самой машине, так и хорошо знавший французский язык, чтобы грамотно все перевести и к счастью для всех, Ада прекрасно говорила по-французски и смогла перевести текст, чтобы Бэббидж мог понять мысли Менебреа о своей работе. Однако, во время перевода статьи Менебреа, Ада также добавила некоторые из своих собственных мыслей в разделе «Заметки» и её комментарии не только предлагали способы усовершенствования машины, но и предсказали то, что такая технология, как "Аналитический Двигатель" могла достигнуть в будущем. Когда перевод был завершён, ее раздел «Заметки» оказался в три раза длиннее мемуаров Менебреа.

Ее комментарии, признанные невероятной самостоятельной работой, в конечном итоге были опубликованы в научном журнале, где она поделилась своими концепциями функционирования компьютера с миром. Исследование Ады показало, что есть способы кодирования информации в компьютер, чтобы он мог обрабатывать несколько символов, букв и цифр, а также внедрение популярной и широко распространенной концепции «зацикливания» информации, которая практикуется на большинстве современных компьютеров сегодня.

Ада пожалуй была первой и единственной в своем времени кто смог посмотреть на «Аналитический двигатель» не только через математические рассчёты чисел и цифр, но также благодаря воображению, доставшемуся ей от отца, опередила свое время в том, что видела всю универсальность и потенциал машины Беббиджа, тот потенциал, который даже сам Беббидж не смог найти.

Ада Лавлейс поражает меня своей гениальностью и некой одержимой идеей будущего, которого к сожалению она так и не сможет увидеть, но о котором она смогла посметь мечтать в век, когда с женщинами никто не считался, особенно в такой области, как математика, которая в то время считалась наукой «только для мужчин»
В честь леди Лавлейс также назовут язык программирования «Ада», созданный в 1979—1980 годах в ходе проекта Министерства обороны США с целью разработать единый язык программирования для встроенных систем.




7
2. Вирджиния Апгар

Вирджиния Апгар родилась 7 июня 1900 года в небольшом провинциальном городке Уэстфилд в штате Нью-Джерси, США. Она была третьим, младшим ребенком в очень бедной семье, еле сводящей концы с концами. Несмотря на постоянную нехватку денег, отец девочки серьезно занимался изобретательством и наукой — в подвале под домом он устроил мастерскую и химическую лабораторию, а на чердаке стоял самодельный телескоп.

Кроме этого, Чарльз Эмори Апгар был талантливым музыкантом и даже организовал домашний оркестр. Вирджиния с пяти лет играла в нем на скрипке и ей это очень нравилось. Дети в семье отлично разбирались в астрономии и химии, а саморазвитие считали одним из основным жизненных приоритетов.

Непростая жизнь необычной семьи осложнялась тем, что оба брата Вирджинии были тяжело больны. Старший, страдавший от неизлечимого тогда туберкулеза, умер, что стало серьезным потрясением для девочки. Тогда Вирджиния твердо решила стать врачом и посвятить жизнь спасению человеческих жизней.

Но поступить в медицинский университет без денег было совсем непросто, поэтому после школы Вирджиния продолжила обучение в колледже по специальности «зоология». Ей очень пригодилось умение играть на скрипке, так как молодым дарования была положена небольшая стипендия. Благодаря ей Апгар смогла платить за обучение и с трудом, но обеспечить себя самым необходимым. Во время учебы девушка была вынуждена постоянно искать подработки и бралась за самые разные профессии.

В 1929 году, накануне Великой Депрессии, Вирджиния осуществила свою мечту и поступила в Колумбийский университетский колледж терапии и хирургии. Грянувший вслед за этим кризис оставил ее без подработок и средств к существованию. Чтобы как-то свести концы с концами, Апгар заняла денег у знакомого, а потом еще несколько раз брала в долг у разных людей. К окончанию колледжа долг девушки составлял 4 000 долларов — огромная по тем временам сумма.

Первым местом работы Вирджинии стало хирургическое отделение больницы, куда ее взяли врачом-интерном. Несмотря на безупречную работу, шансов сделать карьеру на этом поприще у молодой женщины не было — хирургия была тогда чисто мужской специальностью. Поэтому Апгар, вынужденная рассчитываться с долгами, согласилась на предложение
главного хирурга штата Колумбия Алана Уиппла и перешла в анестезиологи.

8

Вирджинии пришлось буквально поднимать анестезиологию с нуля — эта отрасль медицины в США находилась в упадке и доходило до того, что ее доверяли медсестрам.


В стране не было не только экспертов и достойных учителей, но даже учебников по анестезиологии, поэтому Апгар пришлось нелегко.

Но женщина, привыкшая получать только положительный результат, добилась своего и в 1938 году Вирджиния Апгар возглавила первое в стране отделение анестезиологии, где она была единственным сотрудником. Еще 9 лет ей понадобилось, чтобы стать первой женщиной-профессором в Колумбийском университетском колледже.

В 1940-е годы Апгар занялась изучением анестезии на состояние рожениц и новорожденных — в те годы это была очень популярная тема. Как и следовало ожидать, профессор Вирджиния Апгар зашла дальше самых любознательных своих коллег и разработала собственную систему, позволяющую оценивать влияние анестезии на ребенка. Шкала оценки состояния новорожденного Апгар была впервые представлена в 1952 году на конгрессе анестезиологов.

Пять ключевых критериев оценки здоровья ребенка в первые минуты жизни Вирджиния назвала по первым буквам своей фамилии Apgar:

Appearance — цвет кожных покровов; Pulse — частота сердечного ритма; Grimace — мимическая реакция в ответ на раздражители; Activity — мышечный тонус; Respiration — дыхание.

Каждый пункт может оцениваться максимум в 2 балла, таким образом, 10 — самый лучший показатель. Контролируют состояние новорожденного в 1 и 5 минуту жизни, поэтому его матери всегда называют две цифры. Показатель 7 — это очень хорошо, а 3 — соответствует критическому состоянию, при котором нужны срочные реанимационные мероприятия.

Сразу же после внедрения простой, но эффективной шкалы Апгар, в США младенческая смертность резко уменьшилась. Теперь медики точно знали, какому новорожденному нужна неотложная помощь, а кто в полном порядке. Но Апгар не остановилась на достигнутом — она снова пошла учиться и, получив дополнительное образование, стала директором новообразованного филиала Национального фонда врожденных пороков. Параллельно Апгар занималась проблемами вакцинации от краснухи. Это инфекционное заболевание, не слишком опасное для взрослых, но смертельно для детей и к тому же способно вызывать патологии у плода, если больная беременна.
9

Занимаясь важными для миллионов матерей и детей
вопросами, сама Вирджиния никогда не была замужем и не имела детей.

Свободное время она уделяла своим хобби, среди которых на первом месте была скрипка.

Профессор медицины Вирджиния Апгар умерла в 1974 году. На панихиде ее коллега и друг доктор Стенли Джеймс особо подчеркнул, что не было в мире задачи, с которой эта женщина не смогла бы справиться. Свою речь оратор завершил так: «Единственное, чему она не могла научиться, — это медленно говорить».

Вирджиния Апгар продолжает получать посмертное признание за свои достижения. В 1994 году почтовая служба США выпустила соответсвующую именную марку из серии «Великие американцы».В 1995 Апгар была включена в Национальный зал славы женщин США.В 1999 была удостоена награды в рамках месяца женской истории от Национального женского исторического альянса.

3.Софья Васильевна Ковалевская

Родилась 3 января 1850 г. в Москве в семье артиллерийского генерала Корвина-Круковского . Детство девушки прошло в родовом имении Палибино Витебской губернии. Вначале ее обучала няня, в дальнейшем с ними занимался домашний учитель Иосиф Малевич. Соне понадобилось всего 8 лет, чтобы осилить все предметы, входящие в стандартную программу мужских гимназий. Учитель постоянно хвалил девочку, его поражал ее необычайный интеллект и стремление к знаниям

Знакомство Софьи Ковалевской с математикой еще произошло в раннем детстве: стены её детской в усадьбе Полибино были оклеены (случайно, из-за нехватки обоев) лекциями профессора Остроградского о дифференциальном и интегральном исчислении. Девочка стала изучать эти записи и как она сама рассказывала она просто смотря и изучая непонятные формулы и вычисления, еще и запоминала их.

В 1866 году Ковалевская впервые поехала за границу, а потом жила в Санкт-Петербурге, где брала уроки математического анализа у А. Н. Страннолюбского.

Поступление женщин в высшие учебные заведения России было запрещено. Поэтому Ковалевская могла продолжить обучение только за границей,
но выдавать заграничный паспорт можно было только с разрешения

10

родителей или мужа. Отец не собирался давать разрешения, так как не хотел дальнейшего обучения дочери. Поэтому Софья организовала фиктивный брак с молодым учёным В. О. Ковалевским.

В 1868 году новобрачные отправились за границу. В 1869 году Ковалевская училась в Гейдельбергском университете у Кенигсбергера, а с 1870 по 1874 год в Берлинском университете у К. Т. В. Вейерштрасса. По правилам университета женщины не могли слушать лекции. Но Вейерштрасс, заинтересованный в раскрытии математических дарований Софьи, руководил её занятиями. Она сочувствовала революционной борьбе и идеям утопического социализма, поэтому в апреле 1871 года вместе с мужем В. О. Ковалевским приехала в осаждённый Париж, ухаживала за ранеными коммунарами. Позднее принимала участие в спасении из тюрьмы деятеля Парижской коммуны В. Жаклара, мужа своей сестры-революционерки Анны.

Эмансипированные подруги Софьи не одобряли её близости с фиктивным супругом. Они были вынуждены жить в разных квартирах и разных городах. Это положение тяготило обоих. В 1874 году они стали жить вместе, а четыре года спустя у них родилась дочь.

В 1874 году Гёттингенский университет, по защите диссертации «Zur Theorie der partiellen Differentialgleichungen» (с нем. — «К теории дифференциальных уравнений»), присвоил Ковалевской степень доктора философии.

После самоубийства мужа (1883), который запутался в своих коммерческих делах, Ковалевская, оставшаяся без средств с пятилетней дочерью, приехала в Берлин и остановилась у Вейерштрасса. Ценой огромных усилий, используя весь свой авторитет и связи, Вейерштрассу удалось выхлопотать ей место в Стокгольмском университете (1884). Под именем Соня Ковалевски (Sonya Kovalevsky) она стала профессором кафедры математики в Стокгольмском университете с обязательством читать лекции первый год по-немецки, а со второго — по-шведски.

В 1888 году Ковалевская стала лауреатом премии Бордена Парижской академии наук за открытие третьего классического случая разрешимости задачи о вращении твёрдого тела вокруг неподвижной точки. Вторая работа на ту же тему в 1889 году была отмечена премией Шведской академии наук, и Ковалевская была избрана членом-корреспондентом на физико-математическом отделении

Российской академии наук.

В 1891 году на пути из Берлина в Стокгольм Софья узнала, что в Дании началась эпидемия оспы. Испугавшись, она решила изменить маршрут.
11
Но кроме открытого экипажа для продолжения путешествия не оказалось ничего, и ей пришлось пересесть в него. По дороге Ковалевская простудилась. Простуда перешла в воспаление лёгких.

Софья Ковалевская скончалась в возрасте 41 года 29 января 1891 года в Стокгольме «от плеврита и паралича сердца». Похоронена в Стокгольме на Северном кладбище.
Вклад Софьи невозможно переоценить, она не только стала первой женщиной-профессором в России, но также первым женщиной-профессором математики в мире, она поражала всех своими знаниями и смогла доказать, что женщины тоже могут заниматься такой « чисто мужской» в то время профессией как математика и преуспевать в этой области, несмотря на все ограничения и запреты, которые преследовали ее из-за того что она была женщиной.

4.Хуана Инес Де ла Круз

Хуана Инес де Асбахе-и-Рамирес родилась 12 ноября 1651 года неподалеку от Мехико, в деревне Сан-Мигель-де-Непантла. Ее родители, как предполагают, не были обвенчаны, и потому Хуана и две ее старшие сестры записаны в приходских книгах как «дети Церкви», то есть незаконнорожденные.

Отец девочек, Педро де Асбахе, по всей видимости, уехал из Новой Испании вскоре после рождения младшей дочери, потому что она никогда не упоминала о нем. Девочка воспитывалась в поместье деда, достаточно образованного для своего круга человека. По мнению биографов Хуаны, именно дед положил начало будущим интересам внучки. И хотя дочь его, донья Исабель, была неграмотной, все три внучки ходили в «начальную школу Подруг», где их учили читать. Младшая — Хуана впервые попала в это заведение в 3 года, когда однажды старшая сестра взяла ее с собой. Малышка заявила учительнице, что мать прислала ее учиться. Та, конечно, не поверила, но дала девочке какое-то задание, чтобы она не мешала остальным. В конце урока, к удивлению метрессы, Хуана справилась с заданием и после этого стала продолжать учебу втайне от матери. Когда секрет выплыл наружу, она уже умела бегло читать.

Неутомимое стремление познать, как можно больше не давало покоя этой странной девочке. К 6 годам она научилась писать, шить и вышивать, к восьми - прочла всю библиотеку деда, включая труды по философии,богословию и медицине, написанные в основном на латыни. Чтение стало ее любимым занятием, и ничто — ни наказания, ни ругань — не могли воспрепятствовать этому.
12

В девятилетнем возрасте мать отправила ее в Мехико к дяде и тете, вхожим во дворец вице-короля. По счастливой случайности богатые родственники разглядели в девочке способности, предоставив Хуане возможность учиться. Новый курс самообразования включал литературу, естественные науки, математику, философию, теологию и иностранные языки. По словам самой Хуаны, училась она без учителей, только по книгам. Вскоре в Мехико заговорили о незаурядной девочке, обладающей удивительной памятью и разносторонними талантами. Ко всему этому прибавлялись и другие качества, очень важные теперь уже для столичной девушки. Хуана выросла красавицей: светло-карие широко поставленные глаза, высокий лоб, прямой нос, изящные руки, обаятельная улыбка, живой и дружелюбный характер — все это не могло не привлекать к ней людей.

В 1664 году, в 13 лет, Хуана была представлена при новом дворе и вскоре завоевала такую любовь высокой четы, что вице-королева сделала ее своей первой фрейлиной. Эту должность она занимала около 5 лет. Тогда же она прославилась написанием стихов на испанском и ацтекском языках, а также на латыни. Писала она и для спектаклей, и для ночных концертов, и для церковных праздников, и для похорон.
В феврале 1669 года, в 17,5 лет Хуана вступила в монастырь ордена Святого Иеронима. Взнос на «приданое монастырю» внесла вице-королевская чета. После короткого послушничества она приняла постриг под именем сестры Хуаны Инес де ла Крус.
Однако в 1690 году вокруг ее имени разворачивается интрига, сопровождаемая громким скандалом. Епископ Пуэблы Фернандес де Сайта Крус, которого она считала своим старым и верным другом, попросил ее написать опровержение на знаменитую проповедь 4О-летней давности, составленную монахом-иезуитом Антонио Виэйрой. Сестра Хуана ответила на предложение длинным письмом, в котором мастерски разгромила ту давнюю проповедь по всем статьям. Для нее эта работа была очередным развлечением — упражнением в риторике и логике на примере из области богословской этики. И вдруг совершенно неожиданно, без ведома и разрешения сестры Хуаны, частное письмо было издано — без указания имени издателя. Это стало для сестры Хуаны настоящим ударом. Она и не помышляла публично оспаривать признанных теологов и проповедников, справедливо полагая, что мнение простой монахини никого не убедит, но многих рассердит.

Чтобы восстановить свое доброе имя, сестра Хуана пишет и публикует последнее и, пожалуй, самое известное произведение — «Ответ сестре Филотее», где на примере своей жизни пытается показать, сколь необходимы могут быть для женщины познание и творчество.
13

Увы, «Ответ» этот, составленный в самых изысканных выражениях, скорее раздражил, чем успокоил ее духовных руководителей. Они продолжали настаивать, чтобы она, во исполнение монашеских обетов, отказалась от мирских занятий, как, впрочем, и от публичного богословия. Разочарование в собственных усилиях достичь каких-то ей одной понятных и определённых целей, время и усталость постепенно заставляют ее вспомнить о том, что она живёт в монастыре. Она оставляет свои научные и поэтические опыты и склоняется в сторону религии. Сор Хуана продаёт собранную ею библиотеку (более четырёх тысяч томов, некоторые из которых подарены и подписаны её современниками-авторами, поэтами, писателями, философами) и вырученные деньги раздаёт беднякам.
В 1695 году в монастыре началась эпидемия чумы. От этого заболевания вымерло чуть ли не половина всего населения Мехико, болезнь настигла и мать Хуану Инеc. Она добровольно возложила на себя этот крест, уход за больными был равнозначен самоубийству. Незадолго до этого падре Антонио Нуньес сказал о Сор Хуане: «Следовало бы умертвить ее, чтобы она сама себя не умертвила в своем покаянии, не потеряла здоровья и сил, ведь Хуана Инес не бежит, а летит по стезе добродетели».

17 апреля того же года Хуаны Инес де ла Крус не стало. Сохраняя верность данному обету, она написала завещание на стене кельи пальцем, облитым собственной кровью: «Здесь будут отмечены день, месяц и год моей смерти. Во имя любви Господа и Его Пречистой Матери я молю своих возлюбленных сестер: и двух ныне живущих, и уже ушедших — помянуть меня перед Ним, хотя я была худшей женщиной на свете. Подписано: я, Хуана Инес де ла Крус».

На примере своей жизни она пыталась показать, насколько необходимы могут быть для женщины познание и творчество. Она горячо отстаивала право женщин на образование, аргументируя свою убежденность тем, что каждая христианка имеет право знать Священное писание и понимать его во всей полноте. А это, в свою очередь, невозможно без глубокого и разностороннего образования. Она признавалась, что не может не писать стихов, потому что для нее гораздо легче изъясняться с помощью поэзии, чем с помощью прозы.

Она рассказывала, как, отказавшись по обету от чтения книг, в силу своей природы не смогла отказаться от познания, наблюдая явления окружающего мира. И в самом деле, после отказа от чтения и продажи библиотеки в пользу нищих сестра Хуана, занимаясь кулинарией, сделала несколько открытий в области органической химии и написала труд по механике, основываясь на наблюдениях за работой прялки.
14

2.Эффект Матильды

Так, что же такое эффект Матильды? Согласно Википедии, Эффект Матильды - это систематическое отрицание вклада женщин в науку, умаление значимости их работы и приписывание трудов женщин коллегам мужского пола. Этот эффект был впервые описан суфражисткой и аболиционисткой Матильдой Джослин Гейдж в её эссе «Женщина как изобретатель». Термин «эффект Матильды» был введён в 1993 году историком науки Маргарет В. Росситер

Это явление довольно распространенно в научном мире и сейчас, однако если мы говорим о прошлом, я бы также хотела привести несколько наиболее ярких примеров этого эффекта

1.Нетти Мария Стивенс — одна из первых американских женщин-генетиков, первооткрывательница системы определения пола XY. Её критические исследования мучных червей впервые выявили, что пол организма определяется его хромосомами, а не экологическими или другими факторами. Стивенс сильно повлияла на переход научного сообщества к новой линии исследования: определению хромосомного пола. Тем не менее, обычно это открытие приписывается Томасу Ханту Моргану, выдающемуся генетику того времени. Несмотря на обширную работу Стивенс в области генетики, её вклад в работу Моргана часто игнорируется. Помимо исследований в области цитогенетики, Нетти Стивенс также успешно работала в сфере эмбриологии. Несмотря на значительные достижения в своих исследованиях, никаких должностей на своем факультете она не занимала и в большинстве современных учебников биологии Т. Моргана называют первым исследователем хромосом плодовой мухи дрозофилы, но при этом обычно упускается тот факт, что это Нетти Стивенс начала данное исследование и принесла мушек в лабораторию Моргана.
2. Розалинд Франклин- биофизик и рентгенограф, работала над получением рентгенограммы структуры ДНК. Открытие структуры ДНК было одним из величайших открытий за всю историю человечества, но Нобелевская премия за него досталась исключительно мужчинам.
3. Барбара Макклинток— генетик, открывшая перемещение генов в 1948 году, была награждена Нобелевской премией по физиологии и медицине только через тридцать лет после своего открытия. Изучая влияние рентгеновских лучей на хромосомы кукурузы, МакКлинток обнаружила, что некоторые генетические элементы могут изменять своё положение в хромосомах. Она предположила, что существуют мобильные гены, которые подавляют или изменяют действие соседних генов.
15
Реакция коллег на сообщение Макклинток была негативной: её выводы противоречили положениям хромосомной теории (считалось, что положение гена стабильно, а мутации редки и случайны). Барбара продолжила исследования и публиковала результаты, но научное сообщество её игнорировало. В семидесятые годы учёным стали доступны методы, позволившие изолировать генетические элементы, и правота МакКлинток была доказана.

Барбара МакКлинток объяснила, как происходят структурные изменения в хромосомах. Описанные ею кольцевые хромосомы и теломеры позже были найдены у человека. Первые проливают свет на природу генетических болезней, вторые объясняют принцип клеточного деления и биологического старения организма. В 1931 году Макклинток и её аспирантка Г. Крейтон исследовали механизм рекомбинации генов при воспроизводстве, когда родительские клетки обмениваются частями хромосом, давая начало новым генетическим чертам у потомства. Макклинток также открыла транспозоны — элементы, «выключающие» окружающие их гены. Она совершила множество открытий в цитогенетике без поддержки со стороны большинства коллег-учёных.























16

Заключение

Таким образом, важно помнить, что самое главное в жизни это любовь к себе и уверенность в своих знаниях, как это было показано на примере наших героинь, которые несмотря на ту дискриминацию и всяческое ущемление женщин, которые царили в обществах тех времен, они не сдавались и до самого конца были верны себе и своим знаниям.

Я смогла подтвердить свою теорию и в результате моего опроса, многие захотели узнать больше информации об этих дамах, а также восхитились опытом и достижениями этих женщин и , безусловно, обрели больше уверенности в себе и своих знаниях

Данная также можно использовать на уроках истории, обществознания, биологии и математики


































17

Приложение(1)























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!