Информационно - исследовательский проект
«Безопасные дороги для веселой детворы»
Тема проекта: «Создание книги- панорамы «Безопасные дороги для веселой детворы»
Авторы проекта:
Учащиеся 4 класса
Сроки реализации: январь-февраль 2016 года
Проект – интегрированный (взаимосвязь валеологического(Изучение формирования, развития и сохранения физического и нравственного здоровья человека), трудового, информационно- коммуникативного, краеведческого, эстетического, этического)
Направленный на включение учащихся в коллективную, актуальную, исследовательскую, практическую и творческую деятельность.
совмещает урочную и внеурочную работу при изучении курса окружающего мира основы безопасности жизнедеятельности , уроки трудового обучения, внеклассную работу.
комплексный (познавательный, творческий, игровой, информационно-поисковый, здоровьесберегающий.).
применение в разных сферах: школа, семья, библиотека, досуг.
Актуальность проекта.
Актуальность создания проекта продиктована необходимостью решения проблемы сохранения жизни и здоровья детей через педагогическое просвещение детей и родителей по безопасному поведению на дорогах.
Правила дорожного движения - это документ, регламентирующий единый порядок дорожного движения и предназначенный для всех его участников. Только зная правила дорожного движения и хорошо ориентируясь в сложных ситуациях на улице, дети будут находиться в меньшей опасности.
Особую роль в изучении правил дорожного движения приобретает начальное звено школьного обучения, где закладывается фундамент отношений человека с окружающим миром, где в силу возрастных психофизиологических особенностей - чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость по сравнению с взрослыми людьми, незнание и непонимание человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения, отсутствие самостоятельного жизненного опыта – младшего школьника подстерегает множество опасностей. Подтверждением этому служат печальные факты гибели и травмирования детей на дорогах, транспортных магистралях. По статистике ГИБДД ежедневно на российских дорогах гибнут 3-4 ребенка, 7-8 получают серьезные травмы в результате невнимательности водителей или собственной неосторожности. Преодолеть эти опасности или в крайнем случае уменьшить, смягчить их воздействие возможно только при условии систематического обучения каждого школьника стратегии поведения на дорогах, угрожающих жизни и здоровью человека
Содержание проекта “Безопасные дороги для веселой детворы” направлено на становление ценностного отношения родителей и учащихся начальной школы к здоровью и здоровому образу жизни, на формирование навыков сохранения и укрепления здоровья детей через полученные представления и знания и умения выполнения правил дорожного движения. Не подлежит сомнению факт, что только совместная и согласованная работа школы и семьи обеспечивает единые взгляды на проблему воспитания, в том числе формирования у детей здорового стиля жизни и позволяет в семейных условиях продолжать обучение и закреплять полученные в школе знания, а приобретенные умения трансформировать в навыки и привычки безопасного сознательного поведения на дорогах и в транспорте.
Цель и задачи проекта
Цель проекта: Создание полноценных условий для личностного развития учащихся, формирование валеологической культуры и ценностных ориентаций здоровье сберегающего характера, активной жизненной позиции детей через включение их в проектно - исследовательскую деятельность.
Задачи:
Осознание ценности жизни каждого человека как уникального и неповторимого явления и воспитание воли и стремления сохранить ее в опасных ситуациях.
Формирование понимания зависимости своей жизни и здоровья от поведения, здорового образа жизни, необходимости выполнения правил безопасного поведения на улице, на дороге, в транспорте.
Развивать умения и навыки, направленные на сохранение жизни и здоровья, разносторонние качества личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды, воспитывать культуру дорожного движения, умения пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Развивать у детей познавательные интерес, интеллектуальные и практические умения творческие способности, исследовательские навыки, стремление к самостоятельному получению знаний, умение планировать и анализировать собственную деятельность.
Этапы работы над проектом
«Безопасные дороги для веселой детворы»
1 этап – Мотивационный:
Создание положительного мотивационного настроя.
Погружение в проект и выдвижение гипотез учащимися.
2 этап – Подготовительный:
Определение темы, целей и задач, разработка программы действий на январь и февраль 2016 года. Распределение поручений между творческими группами. Обсуждение коллективно-творческого дела в группе.
3 этап – Поисково- исследовательский
Обсуждение основных направлений поиска информации в учебной и научно-популярной литературе, в интернете, самостоятельное осуществление поиска информации. Организация встреч с компетентными органами и людьми, работниками ГАИ. Обработка собранной информации. Оформление книги- панорамы, установление порядка следования и изученных тем на уроках ОБЖ и окружающего мира. Подбор рисунков, знаков, стихов для книги – панорамы.
4 этап – Презентация проекта
Выбор формы защиты и подготовка к защите проекта. Электронная презентация проекта. Интеллектуально- познавательная игра для детей 2-3-4 класса « Безопасные дороги для веселой детворы.»
5 этап – Рефлексивно-оценочный:
Оценка и анализ работы по проектной деятельности мини-групп, самооценка, отдельно каждого ученика, коллектива в целом. Обсуждение положительных и отрицательных сторон в работе. Коллективное обсуждение и содержательная оценка результатов и процесса работы.
Содержание работы проекта
« Безопасные дороги для веселой детворы»
Этапы | Содержание работы | Место | Время |
Мотивационный этап | Провидение мероприятия «Безопасные дороги для веселой детворы». . | Классный час. | |
Подготовительный этап | Знакомство с темой для изучения «Дорожная безопасность» в 4 классе. Разработка программы действий, определение целей и задач изучения. | Урок ОБЖ | |
Распределение поручений между творческими группами - «Сигналы, регулирующие дорожное движение», «Водители велосипедов их права и обязанности», «Дорожная азбука», «Детский транспортный травматизм и его причины.» Выбор руководителей проекта в мини- группах. | Классный час | |
Обсуждение выполнения поручения и распределение в творческих группах. | | |
| Практикум. Игры – тренировки по ПДД Анкета «Знаем ли мы правила дорожного движения»? | Урок ОБЖ | |
| Анкета «Знаем ли вы правила дорожного движения»? Опрос детей 1-3 классов, | Внеурочное время. | |
| Анкета для родителей «Дорожная безопасность» Знакомство с организацией работы по проекту « Безопасные дороги для веселой детворы» Финансирование проекта. | Родительское собрание Поручено родительскому комитету купить фотобумагу, цветную бумагу, медицинский пластырь, краску для компьютера. | |
| КВН « Помни правила ГАИ- это правила твои»! | | |
Поисково-исследовательский | Изучение темы « Дорожная безопасность» на уроках ОБЖ | | |
Обсуждение основных направлений поиска информации: в учебной и научно-популярной литературе, в интернете, самостоятельное осуществление поиска информации индивидуальное и групповое. | Урок ОбЖ | |
Поиск информации в интернете индивидуально с последующим обсуждением в мини- группах. | | |
Поиск информации, рисунков, стихов в детской библиотеке творческими группами. | Детская библиотека. | |
Изготовление книги- панорамы из картонных коробок. Оформление фона книжки. Выполнение работы в соответствии с коллективно составленным планом в мини- группах | Урок труда | |
Оформление страниц книги по заданной теме на домашнем компьютере | | |
Обработка собранной информации. Оформление страниц книги в компьютерном варианте. | | |
Презентация проекта | Подготовка к защите проекта и защита книжки- раскладушки с показом оригинала и электронной презентации . Интеллектуально- познавательная игра для детей 2-3-4 класса « Безопасные дороги для веселой детворы.» | Актовый зал Гости: -учащиеся 1-4 класса | |
Рефлексивно-оценочный: | Оценка и анализ работы по проектной деятельности мини-групп, самооценка, отдельно каждого ученика, коллектива в целом. Обсуждение положительных и отрицательных сторон в работе. Коллективное обсуждение и содержательная оценка результатов и процесса работы. | Классный час | |
Прогнозируемые результаты
Создана книга- панорама - учебное пособие для детей младшего школьного возраста для изучения основ дорожной безопасности
Создание книги- панорамы должно способствовать объединению детей в единый сплоченный коллектив. коллектив. Подготовка, планирование, реализация проекта должны помочь детям реализовать свои творческие способности, научить планировать свои действия, аргументировать, рефлексировать, вырабатывать активную жизненную позицию.
Расширен кругозор детей о правилах безопасного поведения на дорогах. Приобретены знания о профилактике детского дорожно- транспортного травматизма, правах и обязанностях пешеходов, водителей машин и велосипедов, дорожной азбуке, сигналах , регулирующих движение, элементах улиц и дорог.
Сформированы умения, связанные с проектной деятельностью.
Дети, родители, педагоги включены в проект « Безопасные дороги для веселой детворы»
Сформированы навыки самостоятельной работы с научно- познавательной литературой, познавательные интересы, интеллектуальные и практические умения по изучению валеологических проблем.
Сформировано сознательно бережное отношение к своему здоровью, самому ценному - человеческой жизни и чувство ответственности за своё поведение.