СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационно - методическое сообщение на тему "Индивидуализация образовательного процесса в системе дополнительного образования детей"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационно-методическое сообщение "Индивидуализация образовательного процесса в системе дополнительного образования детей художественной направленности"

Просмотр содержимого документа
«Информационно - методическое сообщение на тему "Индивидуализация образовательного процесса в системе дополнительного образования детей"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 10»






Информационно - методическое сообщение


«Индивидуализация образовательного процесса

в системе дополнительного образования детей

художественно-эстетической направленности»





Подготовила:

педагог дополнительного образования

Алехина Галина Ивановна


















г. Железногорск- 2019 год


«Индивидуализация образовательного процесса в системе дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности»

Сл 1. Современное российское общество сегодня ориентировано на образованную, творчески активную, инициативную личность, которая может самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способна к сотрудничеству, отличается мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладает развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Сл.2. Создать условия для формирования такой личности можно только при условии глубокой индивидуализации образовательного процесса в целом и, соответственно, его образовательного пространства. Однако проблема индивидуализации имеет определённые особенности, связанные как с терминологическим употреблением, так и со сферой рассмотрения самого явления "индивидуализация".

Сл.3. "Индивидуальность" понимается как "во-первых, высокий уровень продуктивности взаимоотношений личности с окружающим миром и самим собой и, во - вторых, её самобытность, ярко выраженное индивидуальное своеобразие".

Значение индивидуальности, как уникальности, неповторимости и особенности в человеке трудно переоценить. Индивидуальность как качество, характеристика, признак человека относится к разряду системообразующих свойств личности. При этом именно индивидуализация позволяет обеспечить развитие разных детей в системе образования: и одаренных, и со средними способностями и детей с социальными проблемами, и детей-инвалидов.

Сл.4. Государственный интерес к проблеме индивидуализации находит подтверждение в правительственных документах. (В «Национальной доктрине образования Российской Федерации») индивидуализация образовательного процесса, обеспеченная многообразием образовательных программ, видов и форм обучения учащихся названа ожидаемым результатом реализации данного документа.

В реальной школьной практике противоречия между образовательным стандартом и свободным развитием личности влияют на неоднозначность процесса индивидуализации.

Что же касается дополнительного образования, то указанные особенности "школьной индивидуализации" здесь преодолеваются, так как образовательное пространство потенциально индивидуализировано благодаря механизму набора детей в объединения, студии, творческие коллективы. Ничто не является препятствием для желания ребёнка, его родителей погрузиться в атмосферу определённого вида деятельности, и любое объединение начинает свою работу по принципу "разно-равных" возможностей.

Сл.5. О принципе индивидуализации в образовательной деятельности образовательных организаций дополнительного образования пишет И.С. Якиманская (доктор психологических наук, профессор, руководитель отдела «Проектирование личностно-ориентированного образования в средней школе» Института педагогических инноваций РАО).

Она полагает, что решающим фактором личностно - ориентированного образования является субъектный опыт ученика, для которого следует создавать разнообразную среду, где каждый может реализовать себя в соответствии с присущими ему познавательными потребностями, используя все условия для индивидуализации обучения.

Сл.6.Большими возможностями для индивидуализации образовательного процесса, развития индивидуальности обладает система дополнительного образования детей, которая предназначена для свободного выбора и освоения ребенком дополнительных образовательных программ, независимо от осваиваемой ими основной образовательной программы. Кроме того, дополнительное образование не регламентируется стандартами, а определяется социальным заказом детей, родителей, других социальных институтов. Оно признано быть средством развития мотивации ребенка к познанию и творчеству через широкое разнообразие видов деятельности в различных образовательных областях, детских объединениях, разновозрастных группах. Есть основания полагать, что для ряда детей дополнительное образование на отдельных этапах общего образования является не только необходимым, но и ведущим в развитии индивидуальности ребенка, удовлетворения его потребностей.

Сл.7. Проблемы индивидуализации обучения, проектирования вариативных образовательных маршрутов широко исследованы в научных трудах (К. А. Абульхановой-Славской, Л. Г. Брылевой, А. В. Мудрика, А. Маслоу, Ф. Франкла )и других ученых. Принцип индивидуализации понимается учеными как активное взаимообусловленное взаимодействие педагога и обучающегося, в ходе которого на основе учета индивидуальных возможностей обучающихся и посредством варьирования педагогических условий, содержания, методов, технологий и форм обучения осуществляется развитие психических и интеллектуальных особенностей личности, формируются личностно-значимые качества учащихся. Учащийся добивается максимального успеха, если обнаруживает индивидуальный собственный маршрут образовательной подготовки, который предусматривает наиболее эффективные для него условия и способы достижения цели.

Психолого-педагогическое обоснование индивидуального образовательного маршрута строится таким образом, чтобы осуществить помощь учащемуся в осознании себя творческой личностью, в выявлении и раскрытии творческих потенциальных возможностей самосовершенствования, самореализации и самоутверждения.

Сл.8. Проблема дифференциации обучения всегда была одной из важнейших в педагогике художественного образования, а принцип индивидуализации, непосредственно связанный с дифференцированным подходом к учащимся, является основополагающим для художественно-эстетической направленности.

Наиболее важна проблема индивидуализации обучения и воспитания для обучающихся, так как их полноценное художественно-эстетическое развитие может осуществляться только в благоприятной среде.

Сл.9. В понимании «художественно-эстетической образовательной среды» мы опираемся на определение, данное Т. А. Осиповой. Она рассматривает данную среду как сложную открытую систему, объединяющую микро-, мезо- и макросреду, воздействующую на личность посредством предоставления выбора из «пакета» образовательных услуг общего гимназического и дополнительного художественно-эстетического образования собственного образовательного маршрута.

Назначение художественной образовательной среды состоит в обеспечении возможности развития и удовлетворения художественных потребностей учащегося, которые реализуются, в числе прочего, с помощью индивидуализации обучения.

Индивидуализация образовательного процесса - это такая организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, позволяет создавать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого обучающегося. При этом в центре педагогического процесса находится ребенок как субъект обучения и воспитания, как цель образования и результат педагогических воздействий.

Сл.10. Художественно-эстетическое направление предоставляет широкие возможности для индивидуализации обучения, так как задействует различные виды искусств и разнообразные виды творческой деятельности учащихся: музыкальную, изобразительную, танцевальную.

Основной целью художественного образования является раскрытие сенсорной сферы ребенка (умения видеть и чувствовать цвет, звучание, форму). Формирование умений двигаться, формирование знаний об основных видах художественной деятельности и их общих особенностях; развитие воображения ребенка, формирование умения получать информацию о разных видах искусства, уметь их воспринимать; обучение пониманию связи искусства с окружающим миром и значения различных видов художественной деятельности в жизни людей и труде  и др.

Сл.11. Очень важным условием индивидуализации художественно-эстетического воспитания и успешного овладения разнообразными видами творческой деятельности является создание ситуации успеха. Так установлено, что в ситуации успеха уровень мотивации к творческому выполнению поставленных задач значительно выше, чем в обычных условиях. При успешном действии обучающиеся испытывают чувство радости и удовлетворения, а это, в свою очередь, обусловливает рождение нового импульса к творчеству и желание сделать что-то необычное и на высоком уровне качества.

Реализация принципа индивидуализации художественно-эстетического воспитания предполагает использование специальных методов и форм организации учебного процесса. Рассмотрим наиболее важные из них.

Для обеспечения широкого выбора видов искусств и художественной деятельности, отвечающих ведущей репрезентативной системе ребенка, целесообразно расширить круг предметов художественно-эстетического цикла за счет введения использования возможностей внеучебных занятий. Наш опыт показывает, что весьма целесообразным является введение таких предметов, как «Хоровое пение», «Вокал», «Музыкальная грамота», «Сольфеджио», «Музыкальный инструмент», «Ансамбль», «Ритмика». Освоение каждого из названных предметов имеет свои особенности.

Так, например предмет «Музыкальный инструмент», «Вокал» предполагает индивидуальную форму обучения. Такие дисциплины, как «Хоровое пение», «Музыкальная грамота», «Сольфеджио», «Ансамбль», «Ритмика» позволяют организовать работу с отдельными группами учащихся внутри группы.

Во внеучебной деятельности целесообразно проведение творческих конкурсов, театрализованных представлений, посещение спектаклей, концертов, художественных выставок и т.д.

Наиболее интересной формой творческой работы, позволяющей индивидуализировать общение с учащимися, является работа с инструменталистами и вокалистами , а также работа по предмету «Ансамбль» (инструментальный и вокальный). Особенности данного вида занятий состоят в нерегламентированном характере творческой деятельности, определяемой ситуативно-заданными целями репетиционного процесса. Репетиционные занятия предполагают индивидуальную работу с солистами, исполняющими первые партии; работу с группами учеников, а также работу со всем коллективом. Таким образом, внутри коллективной репетиции появляется возможность организовать индивидуальное общение с каждым обучающимся.

Сл.12. Предоставляя широкое поле форм и видов художественной деятельности, педагог создает условия для реализации художественно-эстетических предпочтений детей, для выбора ими наиболее интересного вида деятельности, отвечающего его ведущей репрезентативной системе, а также его способностям, возможностям, склонностям и личностным особенностям. На этой основе появляется возможность сконструировать и реализовать индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка, который позволит максимально раскрыть его творческие способности и природные задатки, выявить мотивацию к занятиям искусством.

Обогащение опыта самостоятельной творческой деятельности обучающихся целесообразно осуществлять за счет включения детей в виды деятельности с целью осознания ими важности выполняемой работы. Наши наблюдения показывают, что наибольший эффект дает совместное участие педагогов и обучающихся в концертах, музыкальных гостиных, литературно-музыкальных композициях, творческих проектах.

Помимо того, что у обучающихся формируется чувство коллективной ответственности за результаты общего дела, они учатся принимать на себя индивидуальную ответственность за свою работу, которую хотят выполнить качественно и не подвести товарищей.

Сл.13. Ситуация успеха и всеобщего одобрения, которая, как правило, сопутствует такого рода мероприятиям, существенно повышает мотивацию обучающихся к занятиям художественно-эстетической направленности.

Отдельный вид внеучебной деятельности, сопряженный с ситуацией успеха, связан с организацией разнообразных смотров, конкурсов и фестивалей детского творчества, оформлением портфолио личных достижений.

Сл.14. Главная задача педагога при этом - создать такие условия, при которых можно достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом, а также дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Очень важная сторона подобных мероприятий - это значительный общественный резонанс, интерес со стороны родителей, других образовательных учреждений, педагогического сообщества.

Наличие дипломов и наград за конкурсы и достижения способствуют формированию чувства удовлетворения от творческой деятельности, а общественное признание ее результатов является мощным стимулирующим фактором и повышает мотивацию детей к занятиям искусством.

Сл.15. Таким образом, индивидуализация образовательного процесса с одной стороны, органически присуща процессу освоения любого вида искусства, так как связана с особенной и неповторимой реализацией творческого замысла конкретной личностью.

С другой стороны, принцип индивидуализации образовательного процесса является необходимым условием обучения детей художественно-эстетической направленности, так как базируется на учете их индивидуальных особенностей, способностей, личностных приоритетов и предпочтений. Следовательно, методы и формы художественно-эстетического воспитания также должны базироваться на принципе индивидуальности, учитывать специфику искусства, характер реализации творческой деятельности и особенности личности учащихся.

Именно индивидуализация образовательного процесса является эффективным средством развития ребенка и системы дополнительного образования детей в целом.


Литература и интернет ресурсы:

  1. Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. - М., 1970.

  2. Бродецкая Е.В. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей (http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2015/01/14/sovremennye-pedagogicheskie-tekhnologii-v)

  3. Буйлова Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей. – Красноярский краевой Дворец пионеров и школьников. Красноярск, 2000.

  4. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004.

  5. Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Ростов: Изд-во «Учитель», 2007.

  6. Казакова Н. А.  Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей (http://davaiknam.ru/text/sovremennie-pedagogicheskie-tehnologii-v-dopolnitelenom-obrazo)

  7. Обзор современных педагогических технологий http://zavuch.by/obzor.html)

  8. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей (http://www.gddut.ru/sites/default/files/Педагогические%20технологии%20в%20дополнительном%20образовании.doc )

  9. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании (нормативно-методическая статья) // Внешкольник. – 1999. - № 7-8. – С. 37.

  10. Фришман И.И. Организация и проведение коллективно-творческого дела в детских общественных объединениях // Внешкольник. – 2007. - № 2. – С. 11.

  11. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 1996


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!