СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инклюзивное образование в РК: проблемы и перспективы

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель инклюзивного образования –

реализация права детей с ограниченными возможностями в развитии на получение образования в соответствии с их познавательными возможностями и способностями по месту жительства, их социальная адаптация и интеграция в общество, повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребенка

Просмотр содержимого документа
«Инклюзивное образование в РК: проблемы и перспективы»

Инклюзивное образование в РК: проблемы и перспективы

Лукьянчук М.А. – заместитель директора по НМР

  • Дети с особыми образовательными потребностями (ООП) – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении.

  • Ребенок с особыми образовательными потребностями (потребностями в образовании) _ отмечают Е.Л.Гончарова и О.И.Кукушкина – это вновь возникший и еще не устоявшийся термин, который возникает во всех странах мира при переходе от унитарного к открытому гражданскому обществу, когда оно осознает необходимость отразить в языке свое меняющееся отношение к детям с нарушениями в развитии, новое понимание их прав. 

В РК имеют статус с особыми образовательными потребностями около 150 тысяч детей.

Возникновение феномена совместного обучения

(именно так, а не «интеграция») обычных детей и детей с проблемами в развитии было подготовлено широким распространением и внедрением в европейскую образовательную практику педагогических идей

И.Г.Песталоцци

В 1994 г. под эгидой ЮНЕСКО в Саламанкe (Испания) проводится Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями, которая вводит в международный обиход термин «инклюзия» и провозглашает принцип инклюзивного образования.

Интегрированное обучение - совместное обучение детей-инвалидов и детей с незначительными нарушениями и отклонениями в развитии вместе со здоровыми детьми с целью облегчения процесса их социализации и интеграции в обществе

Инклюзивное образование  - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями

Основная цель инклюзивного образования –

реализация права детей с ограниченными возможностями в развитии на получение образования в соответствии с их познавательными возможностями и способностями по месту жительства, их социальная адаптация и интеграция в общество, повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребенка

Основные принципы инклюзивного образования

  • Каждый имеет право на образование

  • Образование начинается с самого рождения

  • Все дети могут учиться

  • Каждый нуждается в помощи в процессе обучения

  • Дискриминационное отношение должно подвергаться критике. Необходимо готовить детей жить в инклюзивном обществе, которому свойственна толерантность и которое принимает многообразие.

  • Учителя не должны существовать сами по себе, они нуждаются в постоянной поддержке.

Нормативно-правовая база специального и инклюзивного образования

  • Международные законодательства:

  • 1. Всеобщая Декларация прав человека (1948 г.)

  • 2. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.)

  • 3. Всемирная Декларация по образованию для всех (1990 г.)

  • 4. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993)

  • 5. Саламанская декларация: о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями (1994 г.)

  • 6. Дакарские рамки действий. Образование для всех: (2000 г.)

  • 7. Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.)

 

  • Законодательная база Республики Казахстан

  1. Закон РК «Об образовании» 

  2. Закон «О правах ребенка в Республике Казахстан»

  • 3. Закон «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями»

  • 4. Закон «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан»

  • 5. Закон «О специальных социальных услугах»

  • 6. Государственная программа развития образования РК 2020-2025.

Проблемы инклюзивного образования

  • Неготовность системы образования к приему детей с особыми образовательными потребностями (нужна модернизация среды с целью ее максимальной доступности для особого ребенка, необходимы специальные оборудования)

  • Обучение педагогов технологиям образования детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе.

  • Неготовность родителей других учащихся, работа по преодолению негативных стереотипов о детях с особыми образовательными потребностями.

  • Формирование адекватного отношения к детям с особыми образовательными потребностями со стороны сверстников.

  • Проблема итоговой аттестации учащихся

  • Малая информативность формулировки диагноза с точки зрения патогенеза, коррекции и прогноза. 

  • Несовершенство нормативно-правовой базы;

  • На начало 2007 года численность населения в республике в возрасте до 18 лет составила 4 922 715 детей.

  • В республике выявлено более 150 тыс. детей с ограниченными возможностями. Для обеспечения эффективного доступа детей данной категории к получению образования в республике действует 101 специальная коррекционная организация образования, где обучаются 17 030 детей, что составляет лишь 23,3% от общего их числа. Несмотря на то, что в республике система специального образования последовательно расширяется, еще не все нуждающиеся дети имеют доступ к нему. В настоящее время в общеобразовательных школах республики обучаются около 65 тыс. детей, которые не получают своевременную квалифицированную помощь специалистов. Только в 766 специальных классах общеобразовательных школ созданы условия для обучения 6883 детей с интеллектуальными нарушениями и задержкой психического развития.

  • Имеет место острая нехватка учебников и учебно-методических пособий, специальных технических средств обучения для детей с недостатками слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи.

Неверные представления об инклюзии:

  • Представление, что присутствие в школе ребенка с ОВР само по себе достаточно.

  • Представление, что нормально бросать в воду не умеющего плавать.

  • Фокусирование не на целях, а на действиях.

  • Когда основной направленностью услуг является обучение программе, а не удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ребенка.

  • Представление, что молчаливое сидение – это нормальная альтернатива участию в школьном процессе.

В ГУ «Средняя школа №30 отдела образования акимата г. Костаная» обучаются 21 ребенок с особыми образовательными потребностями.
Практически в каждом классе есть обучающиеся с ООП.

  • Из 45 –ти членов педагогичесого коллектива имеют сертификаты о прохождении курсов инклюзивного образования только 9 педагогов.

  • Еще 5 педагогов прошли курсы в конце декабря, сертификаты пока не полчуили.

  • Всего из 45-ти - 14 педагогов прошли курсы.

  • Потребность на 8 января составляет – 31 педагог.

Перспективы инклюзивного образования

  • вовлечение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс;

  • адаптация детей-инвалидов в современном обществе;

  • создание активной поведенческой установки у детей-инвалидов на уверенное позиционирование себя в современном обществе;

  • умение превращать свои недостатки в достоинства;

  • изменение отношения современного общества к людям с ограниченными возможностями.

Специальные условия, позволяющие удовлетворить особые образовательные потребности:

  • Формула Дэвида Митчелла

ИО= В+О+5К+П+Рс+Рк

  • ИО- инклюзивное образование

  • В – видение, готовность к видению инклюзивного образования в общеобразовательной школе, каждого принимают и считают важным членом коллектива

  • О- определение в школу, включение детей в общий учебный процесс

  • 5К -5 компонентов: адаптированный учебный план, адаптированная оценка , адаптированное преподавание, адаптированная доступная среда, признание права на ИО.

  • П - поддержка со стороны учителей, специалистов, детей и родителей.

  • -Рс –ресуры . Все ресурсы в которых нуждается ученик с особыми образовательными потребностями.

  • - Рк – руководство на всех уровнях . Необходимо для работы всех выше перечисленных компонентов

Успешность учителя инклюзивной школы

  • Он достаточно гибок

  • Он готов пробовать различные подходы

  • Он уважает индивидуальные различия

  • Он может слушать и принимать рекомендации других членов команды

Он согласен работать в команде с другими специалистами.

Факторы, способствующие успешному развитию инклюзивного образования

  • Демократическое общественное устройство с гарантированным соблюдением прав личности

  • Создание адекватных специальных образовательных условий и особых условий жизнедеятельности в структуре массовой школы.

  • Ненасильственный характер протекания инклюзивных процессов, возможность выбора гарантированного перечня специальных образовательных услуг в системе общего образования

  • Готовность общества в целом, отдельных людей к инклюзивным процессам, к взаимодействию с людьми с особыми образовательными потребностями.

  • Инклюзивное образование является следующим шагом в развитии образования не только детей с особенными образовательными потребностями, но и всей системы образования




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!