«Если мы не можем покончить с нашими
отличиями, мы, по крайней мере,
в состоянии сделать мир местом,
безопасным для многообразия»
Джон Фицджеральд Кеннеди
Согласно статистическим данным, доля здоровых детей составляет - 33,89%, увеличилось вдвое количество детей, имеющих хроническую патологию и инвалидность. Об инклюзивном образовании у нас в стране всерьёз заговорили в конце первого десятилетия нынешнего века. В 2009 году был создан Институт проблем инклюзивного образования при Московском городском психолого-педагогическом университете. Уже в 2012 году оно вошло в закон об образовании. Согласно закону, инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Обычная школа готова принять обычных детей; специальное образование имеет свою специфику, предлагая образование только особым детям; в интегрированном образовании особых детей стараются адаптировать к системе, если этого не получается, система отвергает ребенка. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), учась в специальном учреждении для инвалидов, изолирован от реального общества, что еще больше ограничивает в развитии. Он, как и любой другой ребенок, нуждается в образовании, воспитании и общении со сверстниками. Инклюзивное образование дает детям с особенностями развития возможность ходить в обычные школы и учиться вместе с другими детьми.
Безусловно существуют как плюсы, так и минусы инклюзивного образования.
Плюсы: Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Инклюзия учитывает потребности, так же как и специальные условия, и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха. В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива, это дает особому ребенку уверенность в себе и воспитывает в детях без инвалидности отзывчивость и понимание. Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.
А какие минусы, на ваш взгляд, существуют на сегодняшний день?
Минусы:
Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми;
Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах;
Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки;
Архитектурная недоступность школ, учреждений (создание доступной среды).
Для введения инклюзии также недостаточно наличия только самих школ и дошкольных учреждений, пусть даже полностью оборудованных, доступных и с обученным персоналом.
Необходимо подготовить позитивное общественное мнение всех родителей о совместном обучении детей.
Наряду с этими условиями, должна быть приспособлена к потребностям инвалидов городская среда (включая транспорт).
Важным является также адекватная поддержка семей с детьми-инвалидами.
Как видно из видеофрагмента, сложно организовать полноценный учебный процесс, в таких случаях необходимо присутствие тьютор.
В школе №26 им. А.С. Пушкина обучается 8 детей с ОВЗ. Например, в 8 классе таких особых детей коллектив принял, относится к нему с пониманием. А сам ребенок ощущает себя одним из учеников, а не отличным от других.
Однако, у меня в классе есть особый ребенок, один из 25 учеников. Он требует от меня очень много внимания, любви, душевных затрат. И вести занятие так, чтобы материал он усвоил наравне с другими 24 детьми, крайне сложно.
Например, на уроке обучения грамоте, наш особый ученик играет со школьными принадлежностями, чистит обувь, а иногда громко кричит, что другие дети ему мешают, требуя полной тишины, которая ему в этот момент жизненно необходима. И в таких ситуациях я понимаю, что еще очень много непродуманно в системе образования. На мой взгляд, инклюзии недостаточно наличия только самих школ и дошкольных учреждений, пусть даже полностью оборудованных, доступных и с обученным персоналом, который должен быть в идеале. Мне, молодому начинающему педагогу, сложно выстроить учебный процесс таким образом, чтобы образовательный, воспитательный и развивающий компоненты в полной мере реализовывались в работе и с особым ребенком, и не утрачивались или выпадали при одновременной работе с остальными учениками?