СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Инновационные формы обучения: урок-дебаты, урок-экскурсия, урок-модерация"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Инновационные формы обучения: урок-дебаты, урок-экскурсия, урок-модерация"»

Сапрыгина Вера Васильевна,

педагог высшей категории; старший учитель

ГБОУ «ШКОЛА № 85 Г.О.ДОНЕЦК»

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Статья на тему:

«Инновационные формы обучения: урок-дебаты, урок-экскурсия, урок-модерация»



Актуальность проблемы. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современном, стремительно изменяющемся мире, насыщенном масштабными переменами и характеризующимся бурным развитием, одной из острых жизненных потребностей являются беспрецедентные на протяжении всей истории человечества, инновационные процессы в современном образовании.

Такое взаимодействие науки, образования и производства является необходимым условием развития экономики и повышения конкурентоспособности любого государства. Недооценка образования, как одного из ведущих факторов социального наполнения производимых экономических реформ, может свести на нет любые преобразования в стране. На данный момент научно-технический прогресс создает условия, требующие от образования мобильности и адекватного ответа на современные требования общества, ставят его перед необходимостью пересмотра традиционных целей и ориентиров [1].

Одной из задач системы образования является повышение уровня мотивации и интереса к обучению, увеличение интеллектуальных способностей, развитие критического и творческого мышления, активизация способности решать нестандартные задачи и проблемы. Поэтому сегодня одной из важнейших проблем системы образования является внедрение стратегического исследования новых информационных технологий в учебный процесс для получения качественного образования обучающихся.

Процесс получения качественного образования, который обеспечивает сферу образования теорией и практикой разработки и претворения в жизнь инновационных технологий является важным критерием исследования методов обучения. Таким образом, пути усовершенствования устаревших методов профессиональной подготовки становится частью более широкого процесса, обеспечивающего вовлечение в активное участие обучающихся в интеллектуальных процессах [1].

Цель исследования заключается в научном обосновании, разработке и экспериментальной проверке дидактических основ применение инновационных методов обучения учащихся в совершенствование их успеваемости, а также совершенствование стратегии профессиональной педагогической деятельности.

Предметом исследования являются применение инновационных методов обучения в совершенствовании успеваемости учащихся в школе.

Всё вышеизложенное позволяет сделать следующую формулировку проблемы: путем исследования теоретически определить и на опыте проверить и подтвердить использование таких методов обучения, которые позволили бы преодолеть указанные высшие трудности в обучении и воспитании учеников на основе ценностных ориентаций.

Основной материал. Творчество и способность мыслить креативно – это феномен, присущий только человеку. Необходимо отметить, что творчество – это высший уровень познания, высшая и наиболее сложная форма деятельности, присущая человеку, предполагающая мобилизацию всех его основных психических процессов.

Критическое мышление представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения. Творческое мышление направлено на создание новых идей, а критическое выявляет их недостатки и дефекты [2].

Далее рассмотрим основные инновационные формы обучения, которые могут применяться во время проведения занятий и, которые способны развивать у обучающихся в школах вышеизложенные понятия (рассмотрим на примере изучения иностранного языка).

  1. Урок-дебаты

Основное назначение предмета «Иностранный язык» состоит в формировании именно коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. В этом свете является целесообразным использование технологии «Дебаты» на уроках иностранного языка.

Как известно, сегодня изучение иностранного языка в образовательном учебном заведении представляет собой этап практического овладения языком. При этом в качестве одной из основных задач выступает формирование у обучающихся коммуникативных умений, необходимых в дальнейшем для эффективного взаимодействия в профессионально значимых ситуациях делового общения. Будет справедливым отметить, что к наиболее значимым для дальнейшего обучения и профессионального роста коммуникативным умениям современных студентов можно отнести мастерство публичных выступлений, поскольку на протяжении всей дальнейшей учебы и карьеры их будут оценивать именно по эффективности устного общения с окружающими [2].

Для формирования основных навыков публичного выступления на иностранном языке и развития коммуникативной компетенции обучающихся целесообразно использовать на уроках английского языка на старшей ступени обучения педагогическую технологию «Дебаты», или формализованное обсуждение, построенное на основе заранее подготовленных выступлений участников-представителей двух противостоящих, соперничающих команд, а также элементов настоящей технологии.

Прежде всего, дебаты формируют у обучающихся все четыре основных языковых коммуникативных умения – аудирование, чтение, говорение и письмо, именно эти умения в соответствии с нормативными документами должен развивать у учеников преподаватель иностранного языка. Перед проведением непосредственно дебатов нужна серьёзная предварительная подготовка обучающихся. На этапе подготовки к играм спикеры (игроки) анализируют литературу, готовя опорные конспекты, аннотации, тезисы, заметки, подборки цитат, кратко записывают структуру речи, что развивает чтение и письмо как коммуникативные умения. Непосредственно во время игры в дебаты совершенствуются умения аудирования и говорения, а раунды перекрёстных вопросов позволяют включить в этот процесс не только шестерых игроков, но и всю группу.

Формат дебатов предусматривает:

• участие двух команд, состоящих из трех человек (Speakers). Одна команда (Proposers) утверждает тезис (тему дебатов), другая (Opposers) – опровергает его;

• участники заранее знакомятся с ролями и регламентом (на уроке дебаты идут по сокращенному регламенту);

• команды имеют право на 5-минутный тайм-аут для консультации друг с другом перед своим выступлением (тайм-аут можно использовать либо частями, либо полностью сразу);

• роли и регламент определены заранее;

• за соблюдением регламента игры следит таймкипер (Time-Keeper), который показывает спикерам, сколько времени осталось до конца выступления или тайм-аута (у него карточки: 2 min, 1 min, 30 sec);

• дебаты судит судейская коллегия (Jury), состоящая из 3–5 человек (это преподаватели и обучающиеся других классов/групп). По ходу дебатов они заполняют особые протоколы. По окончании игры судьи, не совещаясь между собой, принимают решение, какой команде отдать предпочтение по результатам дебатов, т.е. они определяют чьи аргументы и способ доказательства были наиболее убедительными;

• команда, набравшая большее количество голосов судей, побеждает;

• остальные обучающиеся класса/группы в период подготовки к игре помогают составлять кейс своей команде (все материалы к игре), а во время игры – они болеют за свою команду [2].

Таблица 1.

Порядок проведения дебатов

Порядок выступ-лений

Спикер

Время выступ-ления


1

Первый спикер утверждающей команды. (Р1)

4 мин.

– Представляет утверждающую команду;

– формулирует тему дебатов;

– объясняет ключевые понятия;

– заявляет позицию своей команды;

– представляет все аргументы команды;

– заканчивает четкой формулировкой общей линии.

2

Третий спикер отрицающей команды (ОЗ) задает вопросы первому спикеру утверждающей команды (Р1) (1 раунд вопросов).

1,5 мин.

ОЗ задает перекрестные вопросы с целью принизить значение аргументов Р1;

Р1 отвечает.

3

Третий спикер отрицающей команды (О1)

4 мин.

– представляет команду;

– отрицает тему, формулирует тезис отрицания;

– принимает определение, предложенное утверждающей командой;

– опровергает аргументы и выдвигает контраргументы;

– заканчивает четкой формулировкой общей линии команды.

4

Третий спикер утверждающей команды (Р3) задает вопросы первому спикеру отрицающей команды (О1) (2 раунд вопросов).

1,5 мин.

Р3 задает перекрестные вопросы О1 с целью принизить значение аргументов О1;

О1 отвечает.

5

Второй спикер утверждающей команды (Р2).

3 мин.

– опровергает аргументы, выдвинутые О1;

– приводит новые доказательства в защиту аргументов команды (новых аргументов не приводит).

6

Первый спикер отрицающей команды (О1) задает вопросы второму спикеру утверждающей команды (Р2) (3 раунд вопросов)

1,5 мин.

О1 задает перекрестные вопросы Р2 с целью принизить значение аргументов и доказательств Р2;

Р2 отвечает на вопросы.

7

Второй спикер отрицающей команды (О2)

3 мин.

– опровергает аргументы, представленные утверждающей командой;

– восстанавливает аргументы своей команды;

– представляет новые доказательства (новые аргументы не приводятся).

8

Первый спикер утверждающей команды (Р1) задает вопросы второму спикеру отрицающей команды (О2) (4 раунд вопросов).

1,5 мин

Р1 задает перекрестные вопросы О2 с целью принизить значение аргументов и доказательств;

О2 отвечает.

9

Третий спикер утверждающей команды (Р3)

3 мин.

– акцентирует основные моменты дебатов, следуя своим аргументам;

– проводит сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам;

– объясняет, почему аргументы утверждения более убедительны;

– не приводит новых аргументов;

– делает эффектное заключение.

10

Третий спикер отрицающей команды (О3).

3 мин.

– акцентирует узловые моменты, следуя структуре отрицающего кейса;

– проводит сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам;

– объясняет, почему приводимые его командой аргументы более убедительны;

– делает эффектное заключение.


Продуктивны на уроках английского языка следующие форматы дебатов: экспресс-дебаты, дебаты как форма работы с письменным или устным текстом, «скоростные» или мини-дебаты и др.

  1. Урок-экскурсия.

Перед каждым учителем стоит вопрос: как заинтересовать учащихся изучению иностранного языка и сделать урок интересным. Одной из форм, которая позволяет повышать познавательный интерес, и является урок-экскурсия. Уроки этого типа делают процесс обучения более интересным, заинтересовывают ребенка, заставляют думать, размышлять, логически мыслить, развивают наблюдательность. Экскурсия конкретизирует учебный процесс, программный материал, расширяет кругозор и углубляет уже имеющиеся знания учащихся. Главное преимущество уроков-экскурсий - «эффект присутствия» учащихся. Экскурсия позволяет объединить учебный процесс в школе с реальной жизнью. Это способствует высокой степени познавательности урока – экскурсии, т.к. в его ходе затрагиваются чувственное восприятие и эмоциональная сфера учащихся [3].

Актуальность темы обусловлена внедрением Государственного образовательного стандарта, в котором особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Именно активные и нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность учащихся, и способствует поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала. Более того, уроки-экскурсии по иностранному языку сложно переоценить, когда все шире и шире развиваются связи между странами и народами.

Учебная экскурсия – это такая форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдение и изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях.

Поскольку не всегда представляется возможным провести такой урок в естественных условиях, то есть вне школы, многие учителя проводят уроки-экскурсии в классе с использованием информационно-коммуникационных технологий [4].

В зависимости от дидактической цели экскурсии бывают:

- вводные экскурсии, они предшествуют изучению учебного материала на уроке. Такие экскурсии проводятся с целью накопления фактического материала для самостоятельных теоретических обобщений и выводов на последующих уроках;

- экскурсии, сопровождающие изучение учебного материала. Полученные в итоге этих экскурсий сведения конкретизируют учебный материал, делают его предметным;

- итоговые экскурсии, которые позволяют закрепить изученный материал.

Эффективность такого урока зависит от качества подготовки учителя к нему, а также от умения учителя привлечь учащихся к активной деятельности.

Как показывает школьная практика, наиболее часто встречающимися недостатками урока-экскурсии являются:

1) чрезмерное увлечение рассказом и отрыв от показа объектов;

2) фрагментарность раскрытия отдельных объектов без выявления их взаимосвязей;

3) несоблюдение логической и хронологической последовательности изучаемых событий.

Необходимо учитывать, что если время урока-экскурсии будет превышать время обычного урока, то его протяженность не должна быть более 1 часа для младших школьников и 1 часа 15 минут для старшеклассников.

Следует заметить, что в качестве экскурсоводов могут выступать и сами ученики.

Если в музее отсутствует программа на иностранном языке, учитель может самостоятельно выступить в роли экскурсовода или переводчика. Также можно организовать обсуждение экскурсии на иностранном языке в классе [3].

Структура урока-экскурсии:

1. Вступление (вводная беседа) – сообщение темы, цели и задач урока, сообщение основных вопросов и главных объектов, которые будут рассмотрены в ходе урока-экскурсии.

2. Актуализация опорных знаний учащихся

3. Основная часть – главное содержание урока-экскурсии (На данном этапе ученики могут быть как пассивными реципиентами информации, так и активно использовать полученную в ходе экскурсии информацию, выполняя различные задания на иностранном языке, обсуждая проблемные вопросы, структурируя и анализируя полученные знания. Этот этап позволит внести в ход экскурсии больше интерактивных приемов (приемов, направленных на установление взаимодействия школьников с новой информацией). Можно подготовить интерактивные задания на листовках. Это могут быть задания на сопоставление (matchingactivity), вопросы с несколькими вариантами ответов (multiplechoice), интерактивные викторины (interactivequiz), задания на заполнение пропусков («fillin»activities), задания в форме квестов-нахождение объектов или необходимой информации (questactivities/ adventureactivities).

4. Обобщение и систематизация знаний

5. Подведение итогов

Таким образом, экскурсии являются весьма эффективной формой организации учебной работы. Они выполняют ряд существенных дидактических функций: с помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, т.к. в процессе их учащиеся непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями; экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с жизнью и с практикой, повышают познавательную активность учащихся [4].

3. Урок-модерация.

Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать. Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-е - 70-е годы прошлого века в Германии.

Сегодня модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса.

Модерация – техника организации интерактивного общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной.

Цели применения модерации – эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока [5].

И спользуемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде.

Принципы модерации можно рассмотреть на рис.1.


Рис.1. – Основные принципы модерации


Технология модерации предполагает определённые этапы урока, каждый из которых имеет свои цели, задачи и методы (рис.2) [5].




Рис. 2. – Этапы (фазы) урока

Ключевые процессы модерации:

1 - эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса;

2 - упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса;

3 - обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация);

4 - мотивация всех участников образовательного процесса;

5 - мониторинг образовательного процесса;

6 - рефлексия педагога и обучающихся;

7 - анализ деятельности участников и оценка результатов [5].

Выводы. Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации.

Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи.

Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля.




СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет. Учебно-методическое пособие для учителей // А.З. Зак - М.: Новая школа, 1996. – 253 с.

2. Калмыкова З.И. Понимание школьниками учебного материала// Психология. - 2006. - № 1. – 42 с.

3. Кириллова Г.Д. Особенности урока в условиях развивающего обучения. Учеб. пособие/ Кириллова Г.Д.; Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И.Грцена. - СПб.: ЛГПИ, 2006.-147с.

4. Попов Э.В. Экспертные системы: решение неформализованных задач в диалоге с ЭВМ //Э.В. Попов. - М.: Наука, 2007.-288с.

5. Мещерякова, Е. Летний лингвистический лагерь/Е. Мещерякова,Е. Исакович //Воспитательная работа в школе.-2005.-№ 2. - С. 27







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!