СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Инновационные формы работы с родителями как средство эмоционального благополучия детей дошкольного возраста» на 2020-2021 год в средней группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи.

Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.

Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в ДОУ (дни открытых дверей, консультации, семинары, папки - передвижки, выставки совместного творчества и т.д.).

Реализация программы рассчитана для работы с детьми среднего возраста. Рассчитана на 1 год обучения. Содержание программы реализуется через перспективное планирование, место реализации программы - детский сад. Общеизвестно, что взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки воспитателей по нескольким направлениям.

Просмотр содержимого документа
««Инновационные формы работы с родителями как средство эмоционального благополучия детей дошкольного возраста» на 2020-2021 год в средней группе»






«Инновационные формы работы

с родителями как средство эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»

на 2020-2021 год в средней группе









Содержание



I Целевой раздел

2

    1. Пояснительная записка

2

1.1.1. Цель и задачи программы

2

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

3

1.1.3. Характеристика родителей воспитанников, посещающих группу

4

1.2. Планируемые результаты

5

II Содержательный раздел

6

2.1. Содержание взаимодействия воспитателя с родителями

6

2.1.1. Планирование работы с семьёй в старшей группе

8

2.2 Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы

15

2.2.1 Психолого - педагогические условия реализации Программы

17

III Организационный раздел

17

3.1. Материально - техническое обеспечение Программы

17

3.2.Организация предметно - пространственной развивающей среды

18

Приложение 1 Анкета для родителей «Давайте познакомимся»

20

Приложение 2 Анкета для родителей «Особенности эмоционального развития ребенка»

22

Приложение 3 Анкета для родителей «Выявление интересов, пожеланий родителей»

24

Приложение 4 Тест для родителей «Стиль воспитания в семье»

26





















I Целевой раздел

    1. Пояснительная записка


Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи.

Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.

Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в ДОУ (дни открытых дверей, консультации, семинары, папки - передвижки, выставки совместного творчества и т.д.).

Реализация программы рассчитана для работы с детьми среднего возраста. Рассчитана на 1 год обучения. Содержание программы реализуется через перспективное планирование, место реализации программы - детский сад. Общеизвестно, что взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки воспитателей по нескольким направлениям.


      1. Цель и задачи Программы


Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.


Задачи:

1. Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско - родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.

2. Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания детей.

3. Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.

  1. Формировать позитивные формы общения.

  2. Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.

  3. Привлекать родителей к активному участию в образовательно - ­воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.

Родители, как обучающиеся, бесспорно отличаются от детей, с которыми мы привыкли взаимодействовать в детском саду. Во - первых они избирательны в обучении. Взрослый сам организует свою жизнь, сам принимает решение. При восприятии новой информации взрослые сопоставляют ее с уже имеющимися знаниями и потребностями, при этом происходит анализ нового - насколько оно нужно и полезно. Взрослые отличаются большей критичностью и самостоятельностью.

В связи с этими особенностями необходимо предоставлять родителям право выбора форм и содержания взаимодействия, право на участие в планировании и формировании содержания программы.


1.1.2 Принципы и подходы к формированию Программы


Принцип активности и сознательности - участие всего коллектива ДОУ и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей;

Принцип открытости и доверия - предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;

Принцип сотрудничества - общение «на равных»; совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения;

Принцип согласованного взаимодействия - возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания.


1.1.3 Характеристика родителей воспитанников, посещающих группу


Первая группа - родители, которые занимаются построением своей карьеры, имеющие полный рабочий день, некоторые из них ненормированный рабочий день, очень занятые на работе, как мать, так и отец. Этим родителям - детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботнике.

Вторая группа - это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов - не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.

Третья группа - это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя - выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т.п.

    1. Планируемые результаты


Результатами реализации программы могут стать:

  1. повышение родительской компетентности в вопросах благополучного воспитания и развития своего ребенка;

  2. осознание родителями значимости своей педагогической деятельности, актуализация позиции родителей, которая способна оказать влияние на формирование личности ребенка предшкольного возраста;

  3. объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста;

  4. создание условий для успешной социализации детей в школе;

  5. повышение педагогической культуры родителей и воспитателей;

  6. рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;

выражение родителями обоснованного мнения о развитии ребёнка в детском саду, наличие конструктивных предложений к педагогам и администрации ДОУ.

















II Содержательный раздел


2.1 Содержание взаимодействия воспитателя с родителями


С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка работа педагогического состава начинается с анкетирования «Давайте познакомимся» (приложение 1). Получив реальную картину, на основе собранных данных, происходит анализ особенностей структуры родственных связей каждого ребенка, специфика семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывается тактика общения с каждым родителем.

Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

В семье

В детском саду

Сбор информации о семьях.

Распространение информации о работе детского сада:

  • сайт;

  • родительские

  • собрания.

Анализ информации.

Сбор информации:

о ребенке:

  • состояние здоровья: анамнез (медицинская карта);

  • индивидуальные особенности ребёнка (личностные, поведенческие, общения);

  • ежегодное выявление и развитие способностей детей, усвоение программы;

  • выявление одаренных детей;

  • выявление детей, требующих повышенного внимания (дети детского дома, дети находящиеся в социально - неблагополучных семьях).

о семье:

  • состав семьи;

  • определение социального статуса семьи (социальная анкета);

  • выявление семей группы «риска»;

  • материально - бытовые условия;

  • семейные традиции, увлечения членов семьи;

  • заказ на образовательные и оздоровительные услуги.

2. Анализ информации.



Данное направление является повышением педагогической культуры родителей, а также повышение профессионализма педагогических кадров. Познавательное направление - это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Для этого в детском саду необходимо обеспечить педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией, сопровождать семьи на всех этапах дошкольного детства. Работа по реализации образовательной программы должна вестись совместно со всеми специалистами МАДОУ (педагог - психолог, учитель - логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медицинская сестра).







2.1.1 Планирование работы с семьёй в подготовительной группе

План взаимодействия с семьями воспитанников на 2020-2021учебный год


Плановые мероприятия разнообразной направленности и содержания

Направление, тема, содержание

Педагогические цели

Условия и средства реализации

Индивидуальная работа

Целевые ориентиры образования как социально- нормативные характиристики возможных достижений ребенка

Сентябрь

«Мы будущие школьники»

Организационное родительское собрание «Что должен знать ребёнок 4 - 5 лет».

Знакомство родителей с требованиями программы воспитания в детском саду детей 4 - 5 лет.

Памятки, оформление информационного стенда

Беседы по адаптации, обновление группового инвентаря, участка.

Родители проявляют интерес к развитию своих детей

«Уж небо осенью дышало»

Фотовыставка «Осенние фантазии»

Объединять взрослых и детей общей деятельностью; мотивировать к улучшению детско - родительских отношений

Оформление фотовыставки

Оказание помощи родителям и детям в формировании замысла работы

Проявляют фантазию, творчества при осуществлении задания.

«Детский сад»

Консультация «Всё о развитии детской речи».

Психолого - педагогическое просвещение родителей по вопросам речевого развития ребёнка.

Буклеты, распечатка игр по речевому развитию дома

Предоставление рекомендаций от логопеда

Родители проявляют интерес к развитию своих детей

Индивидуальные консультации для родителей «Как одевать ребенка осенью»

Психолого-педагогическое просвещение родителей

Советы родителям по сохранению здоровья детей

Предоставление методических рекомендаций по осеннему гардеробу детей.

Родители проявляют интерес к сохранению здоровья своих детей

Октябрь

«Безопасность»

Оформление

информационного стенда «Правила дорожного движения»

Педагогическое просвещение родителей по

пдд.

Оформление стенда

Оказание помощи родителям в выполнении правил ПДД.

Родители проявляют интерес к безопасности детей на дороге, в транспорте

Педагогический всеобуч «Организация досуга детей в выходные дни».

Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей.

Оформление стенда Досуг детей в выходные дни»

Предоставление рекомендаций и памяток

Родители проявляют интерес к развивающим занятиям детей дома.

«Все работы хороши. В мире профессий»

Фотовыставка «Кем работают наши родители»

Объединять взрослых и детей общей деятельностью;

мотивировать к улучшению детско - родительских отношений

Оформление фотовыставки

Оказание помощи родителям и детям в формировании замысла работы; индивидуальные консультации.

Обладают установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, к другим людям и самому себе.

Индивидуальные консультации для родителей «Развитие памяти дошкольников»

Повышение

компетентности родителей в вопросах развития памяти детей

Консультация, беседа «Учим стихи наизусть»

Предоставление методических рекомендаций и памяток

Родители проявляют интерес к развитию памяти детей, к разучиванию стихотворных текстов наизусть

Ноябрь

«Моя родина - Россия. Москва - столица России»

Организация мини музея «Достопримечательности столицы России»

Объединять взрослых и детей общей деятельностью; мотивировать к улучшению детско - родительских отношений

Оформление и подбор материала для мини музея.

Оказание помощи родителям и детям в формировании замысла оформления экспонатов

Проявляют фантазию, творчества при выполнении задания.

Индивидуальные консультации для родителей «Как быть послушным?

Психолого-педагогическое просвещение родителей

Советы родителям, оформление

информационного стенда

Предоставление методических рекомендаций для занятий с детьми дома

Родители проявляют интерес к развитию своих детей

«Моя семья. Кто со мной рядом?»

Круглый стол «Для вас,

Психолого-педагогическое

Обмен советами и опытом

Предоставление методических

Родители проявляют

родители» (отношения

просвещение родителей на

родителями по

рекомендации для занятии с

интерес к развитию своих

между детьми и

тему «Формирование

формированию

детьми дома

детей

взрослыми)

положительных отношении

положительных отношении




в семье»

между взрослыми и детьми





Родительское собрание. Тема: «Здоровый образ жизни. Советы доброго доктора».

Ознакомление родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада.

Беседа мед. работника «Здоровье ребёнка в наших руках».

Предоставление медицинских рекомендаций по формированию здорового образа жизни в семье.

Родители проявляют интерес к сохранению здоровья своих детей

Декабрь

«Зимушка - зима»

Индивидуальные консультации для родителей «Правила безопасности в зимнее время»

Содействовать повышению компетентности родителей в вопросах интеллектуального развития детей.

Оформление

информационного стенда

Предоставление рекомендаций и памяток «Правила безопасности в зимнее время»

Родители проявляют интерес к здоровью своих детей

Конкурс поделок на тему «Мой снеговик - самый лучший»

Содействовать совместной деятельности родителей и детей в зимнее время

Оформление выставки поделок

Оказание помощи родителям

Проявляют фантазию, творчества при выполнении задания.

«Новый год спешит к нам в гости»

Индивидуальные консультации для родителей «Как и что подарить ребенку на праздник?»

Содействовать психолого­педагогическому просвещению родителей по вопросам воспитания детей

Советы родителям по организации новогоднего праздника дома

Предоставление методических рекомендаций организации новогоднего праздника дома

Родители проявляют интерес к развитию своих детей

Подготовка к празднику «Новый год»

Содействовать установлению эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми; улучшению детско- родительских отношений

Подготовка костюмов

Предоставление рекомендаций и памяток «Изготовление новогодних костюмов»

Родители проявляют интерес к воспитанию своих детей

Индивидуальные консультации для родителей «Организация досуга детей в новогодние выходные»

Повышать компетентность родителей в вопросах воспитания детей

Оформление

информационного стенда «Досуг детей в новогодние выходные дни»

Предоставление рекомендаций и памяток

Родители проявляют интерес к развивающим занятиям детей дома

Январь


«Мы спортсмены. Зимние забавы и развлечения»


Творческое задание родителям и детям на тему: «Развлечения, связанные со снегом и льдом, в вашей семье»

Содействовать педагогическому просвещению родителей в вопросах организации здорового образа жизни ребенка в семье.

Формы работы свободная: рисунок, поделка, фотографии с рассказом ребенка

Оказание помощи родителям в оформлении творческой страницы в коллективном альбоме

Изучают правила здорового образа жизни дошкольников.


Индивидуальные консультации для родителей «Как научить ребенка кататься на лыжах и коньках».

Повышать компетентность родителей в вопросах физического развития детей

Памятки, стенд

Предоставление рекомендаций и памяток

Родители проявляют интерес к формированию осанки детей и развитию крупной моторики


«Детская исследовательская деятельность»


Педагогический всеобуч «Детская

исследовател ьс кая деятельность»

Содействовать педагогическому просвещению родителей по исследовательской деятельности дошкольников

Беседа, памятки, буклеты, обучающая презентация

Оказание помощи родителям в выборе темы исследовательской работы

Родители проявляют интерес к развитию, увлечениям ребенка


Оформление

информационного стенда «Советы логопеда»

Содействовать педагогическому просвещению родителей по речевому развитию дошкольников

Беседы, консультации

Предоставление рекомендаций и памяток логопеда

Знакомятся с нормами речевого развития дошкольников


Февраль


«Защитники Отечества. Наша армия»




Фотовыставка «Мой папа служил в армии»

Объединять взрослых и детей общей деятельностью; мотивировать к улучшению детско -родительских отношений

Оформление

фотовыставки.

Оказание помощи родителям и детям в формировании замысла работы

Проявляют фантазию, творчество при выполнении задания.

Мастерская детей, родителей и педагогов «Подарок папе и дедушке»

Объединять взрослых и детей общей

деятельностью; привлечь родителей к подготовке подарков друзьям своими руками; показать виды работы с природным материалом

Мастерская детей, родителей, педагогов: изготовление подарков

Оказание помощи родителям и детям в формировании замысла работы

Проявлять фантазию, творчество при осуществлении ручного труда; интересуется окружающими предметами и активно взаимодействует с ними

Подготовка к утреннику «День защитника Отечества»

Содействовать установлению эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми; улучшению детско- родительских отношений

Подготовка костюмов

Оказание помощи родителям

Учит вместе с родителями стихи, читают книги о воинах, героях-богатырях

«Мамочка моя. Я с бабушкой дружу»

Подготовка к утреннику «День защитника Отечества»

Установить

эмоциональный контакт между педагогами, родителями, детьми; улучшению детско- родительских отношений

Подготовка костюмов

Оказание помощи родителям

Вместе с родителями изучаем приметы весны, читать книги о празднике

Март

«В мире прекрасного»

Индивидуальные консультации для родителей «Значение подвижных игр в развитии ребенка»

Повышение

компетентности родителей в вопросах интеллектуального развития детей

Консультация, беседа

Предоставление рекомендаций и памяток «Подвижные игры для детей»

Родители проявляют интерес к

интеллектуальному развитию детей





Индивидуальные консультации для родителей «Режим дня - важное условие здоровья детей»

Содействовать повышению компетентность родителей в вопросах охраны здоровья детей

Консультация, беседа

Предоставление рекомендаций и памяток «Режим дня — важное условие здоровья детей»

Родители проявляют интерес к здоровью своих детей



Театр. Книги.



Организация выставки к Дню рождения Чуковского

Объединять взрослых и детей общей деятельностью; мотивировать к улучшению детско - родительских отношений

Оформление и подбор материала для выставки, (книги разных изданий, портрет писателя)

Оказание помощи родителям и детям в подборе экспонатов для выставки

Проявляют интерес к выполнению задания.



Индивидуальные консультации для родителей «Что и как читать ребенку 5-6 лет»

Повышение

компетентности родителей в вопросах интеллектуального развития детей

Консультация, беседа

Предоставление рекомендаций и памяток «Что и как читать ребенку 5-6 лет»

Родители проявляют интерес к

интеллектуальному развитию детей



Апрель



«Природа проснулась - весне улыбнулась»



Индивидуальные консультации для родителей «Знакомство с природой родного края»

Психолого-педагогическое просвещение родителей; формирование экологической культуры

Советы родителям по организации отдыха детей на природе в выходные дни

Предоставление методических рекомендаций для отдыха на природе

Родители проявляют интерес к экологическому воспитанию своих детей



Индивидуальные консультации для родителей «Упражнения на развитие фонематического слуха»

Повышение

компетентности родителей в вопросах воспитания

Оформление

информационного стенда и памяток

Предоставление рекомендаций и памяток «Упражнения на развитие фонематического слуха»

Родители проявляют интерес к здоровью своих детей



«Космические дали»



Организация мини музея «Космос»

Объединять взрослых и детей общей деятельностью; мотивировать к улучшению детско - родительских отношений

Оформление и подбор материала для мини музея.

Оказание помощи родителям и детям в формировании замысла оформления экспонатов

Проявляют фантазию, творчества при выполнении задания.















«Если хочешь быть здоров»



Индивидуальные консультации для родителей «Значение утренней зарядки для развития дошкольников»

Психолого-педагогическое просвещение родителей

Советы родителям по сохранению здоровья детей

Предоставление рекомендаций по составлению комплекса утренней зарядки

Родители проявляют интерес к сохранению здоровья своих детей



Май



«День Победы»



Мастерская детей, родителей и педагогов «Подарки ветеранам»

Объединять взрослых и детей общей деятельностью;

привлечь родителей к подготовке подарков ветеранам своими руками;

показать виды работы с природным материалом

Мастерская детей, родителей, педагогов: изготовление подарков

Оказание помощи родителям и детям в формировании замысла работы

Проявлять фантазию, творчество при осуществлении ручного труда; интересуется окружающими предметами и активно взаимодействует с ними



Индивидуальные консультации для родителей «Дневной сон ребенка»

Повышать компетентность родителей в вопросах охраны здоровья детей

Консультация, беседа

Предоставление рекомендаций о витаминизированном питании детей дома.

Родители проявляют интерес к сохранению здоровья своих детей



«Скоро лето»



Индивидуальные консультации для родителей «Для вас родители»

Психолого-педагогическое просвещение родителей

Советы родителям по включению в питание ребенка овощей и фруктов. Памятки «Витамины в питании малыша»

Предоставление памяток и рекомендаций о пользе дневного сна для ребенка

Родители проявляют интерес к здоровью своих детей



Итоговое родительское собрание «Чему научились за год».

Подведение итогов, чему научились за год

Советы родителям на лето

Предоставление памяток и рекомендаций о летнем отдыхе

Родители проявляют интерес к развитию и воспитанию своих детей


2.2 Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы


Совместная работа с семьями воспитанников ДОУ строиться на основных положениях, которые определяют её содержание, организацию и методику. К ним относятся:

  • единство, которое достигается, если цели и задачи развития ребёнка хорошо поняты не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приёмами работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания;

  • систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребёнка в детском саду;

  • индивидуальный подход к каждой семье на основе учёта её интереса взаимное доверие и взаимопомощь воспитателей и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета воспитателя в семье, а авторитете родителей - в детском саду.

Формы организации работы с родителями:

  • общие и групповые родительские собрания,

  • консультации,

  • устные журналы,

  • семинары - практикумы,

  • деловые игры и тренинги,

  • дни открытых дверей,

  • совместные досуги и праздники и т.д.

Основные методы изучения семьи:

  • анкетирование;

  • наблюдение за ребёнком;

  • беседы с ребёнком;

  • беседы с родителями.

В настоящее время использую всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей. В дошкольной педагогике выделяют четыре самых общих направления работы с родителями:

  1. традиционное (тематические родительские собрания, консультации, семейные

спортивные состязания, праздники, беседы, дни открытых дверей и т. д.);

  1. просветительское (организация родительского всеобуча, выпуск бюллетеней, информационных листовок, буклеты, стенды и «уголки» для родителей и т. д.);

  2. интерактивное (мастер - классы, тренинги, анкетирование, диагностика, круглые столы, консультации специалистов, практикумы - семинары и т. д.);

К малоиспользуемым в нашем дошкольном учреждении инновационным методам работы с родителями можно отнести:

  • метод тестовых ситуаций (проблемных ситуаций); с помощью этого метода педагог создает специальные условия, в которых каждый родитель - участник семинара - практикума проявляется наиболее отчетливо;

  • тренинги для родителей, в ходе которых педагог создает условия для того, чтобы родители не только узнали свои педагогические возможности, но и могли использовать их в конкретных проблемных ситуациях, возникающих в семье;

  • акции - комплекс мероприятий, действий, помогающий родителям лучше понять возникшую проблему, определить свою позицию в решении этой проблемы, свое отношение к ней;

  • мастер - классы для родителей передача действующей технологии, способ взаимодействия между родителями и обладающим признанным авторитетом педагогом, который обеспечивает передачу родителям опыта, мастерства путем прямого и комментированного показа приемов работы;

  • тематические и индивидуальные консультации по запросам родителей; каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по её решению; к консультации привлекаются компетентные в этой области специалисты.


2.2.1 Психолого - педагогические условия реализации Программы


Программа направлена на:

  • создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

  • на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.


III Организационный раздел


3.1 Материально - техническое обеспечение


  1. Давыдова О.И., Майер А. А. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями. - Санкт-Петербург: ООО «Издательство «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013

  2. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей. - Москва: ТЦ Сфера, 2012.

  3. Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей. - Санкт-Петербург: ООО «Издательство «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013.

  4. Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом. - Волгоград: Учитель, 2014.





    1. Организация предметно - пространственной развивающей среды


Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов родителей.

Требования к оформлению

Информация, размещённая на стенде для родителей должна быть динамичной. Минимум раз в две недели материал должен обновляться.

При размещении любого печатного материала на стенде (советов медиков, психолога и т. д.) ссылка на издание. Включая авторство и год публикации, обязательна.

Стенд должен быть красочно оформлен. При оформлении стенда следует использовать не только рисунки и надписи «от руки», но плакаты и фотографии (лучше детей группы и родителей).

При оформлении стендов не нужно злоупотреблять декоративными элементами, наивными изображениями матрёшек, игрушек.

Соотношение текста и иллюстраций в папках - передвижках должно быть примерно 2:6 (2 части - текст, 6 - иллюстрации) они должны в первую очередь привлечь внимание родителей, затем донести до них нужную информацию

Родительский уголок должен содержать:

  1. Характеристика возраста детей. Меняется 1 раз в год.

  2. Уровень умений (что должен уметь ребенок данного возраста). Меняется 1 раз в год.

  3. Режим дня для детского сада. Меняется 1 раз в год.

  4. Сетка занятий. Меняется 1 раз в год.

  5. Меню. Меняются ежедневно.

  6. Учите с нами. Меняются ежедневно.

  7. Правила для родителей. Меняются 1 раз в год.

  8. Чем мы сегодня занимались. Меняются ежедневно.

  9. Советы и рекомендации для родителей. Меняются 1 раз в 2-3 месяца.

  10. Объявления. Меняются по мере необходимости.

Материал расположен на уровне глаз родителей.

Содержание и оформление текстового и иллюстративного материала должно соответствовать данной возрастной группе и отвечать направлению работы детского сада, годовому плану, целям и задачам определенной группы.

















Приложение 1

Анкета

«Давайте познакомимся»

Мы рады видеть вас и вашего ребенка в нашем детском саду. Надеемся, что малышу здесь будет уютно, весело и интересно. Давайте познакомимся.

  1. Ф. И. О. ребенка

  2. Дата рождения

  3. Домашний адрес, телефон

  4. Состав семьи. Какой ребенок по счету в семье?

  5. Мать

Ф. И. О., год рождения

Образование, специальность

Место работы, телефон, рабочий телефон

  1. Отец

Ф. И. О., год рождения

Образование, специальность

Место работы, телефон, рабочий телефон

  1. С кем проживает ребенок

  2. Члены семьи, не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его воспитании

  3. Другие дети в семье (их возраст, взаимоотношения ребенка с ними)

  4. Как вы называете своего ребенка (его любимое имя)

  5. К кому из членов семьи ребенок больше привязан

  6. Часто ли ребенок болеет (причина), какие заболевания, травмы перенёс

  7. Основные виды игр и занятий дома

  8. Легко ли рассмешить ребенка

  9. Какие игрушки любит, кто их убирает

  10. Любимая пища

  11. Нелюбимая пища

  12. Есть ли у ребёнка аллергия (на что)

  13. Как ребенок просыпается утром: (нужное подчеркнуть) а) активен, в хорошем настроении б) с капризами

  14. Часто ли в вашем доме бывают гости (редко, один раз в неделю, один раз в месяц)

  15. Посещаете ли вы с ребенком какие-либо детские развлекательные учреждения

  16. Как ребенок взаимодействует с детьми в игре (нужное подчеркнуть)

а) активен, лидер б) легко присоединяется к играющим в) испытывает трудности

  1. Любимые занятия, интересы:

а) лепка, рисование, конструирование б) подвижные игры, физическая активность в) книги, познавательные игры г) другое

24. Часто ли капризничает ваш ребёнок?

  1. Что может вызвать гнев у ребёнка?

26. Наказываете вы ребенка? Если да, то как?

27. Какие меры поощрения вы применяете _

28. Кто занимается воспитанием ребёнка?

29. Кто гуляет с ребёнком?

30. Кто будет забирать ребёнка из детского сада?

31. Жилищные условия: квартира, кирпичный дом, деревянный дом, съёмное жильё.

32. Условия жизни ребенка (отдельная комната, уголок в общей комнате, отдельное спальное место, общая кровать с кем-то из детей и т. д.)

33. Что ждёте от детского сада?

34. Какую помощь можете оказать группе?

  1. Какие дополнительные сведения о ребёнке должен знать воспитатель?

  2. Ваши пожелания

Кто заполнял анкету?

Дата заполнения

























Приложение 2

Анкета

«Особенности эмоционального развития ребенка»


  1. Ф. И. О., возраст ребенка

  2. Кто из родителей заполняет анкету? (Мата, папа)

За. Считаете ли Вы своего ребенка эмоциональным? (Да, нет, не могу сказать)

  1. Почему?

  2. Как часто (редко, иногда, постоянно) Ваш ребенок испытывает:

  • радость

  • печаль

  • гнев (злость)

  • страх

  • обиду

  • стыд (вину)

  • зависть

  • отвращение

  • презрение

(Отметить каждую эмоцию)

  1. Как Вы думаете, что (ситуация, конкретный человек, конкретный предмет) чаще всего является причиной появления у вашего ребенка следующих эмоций:

  • радость

  • печаль

  • гнев (злость)

  • страх

  • обида

  • стыд (вина)

  • зависть

  • отвращение

  • презрение

(Отметить каждую эмоцию)

  1. Если Вашего ребенка что - либо беспокоит, стараетесь ли Вы исправить ситуацию? (Всегда, иногда, никогда)

  2. Как часто (постоянно, по ситуации, редко, никогда) Вы наказываете своего ребенка?

В чем выражается наказание?

8а. Можно ли сказать о Вашем ребенке: эмоционально возбудимый;

эмоционально заторможенный (Да, нет, не могу сказать).

86. Не наблюдаются ли у Вашего ребенка яркие отрицательные реакции на определенную ситуацию, человека или предмет? (Да, нет, не могу сказать).

9а. Случались ли в жизни Вашего ребенка трагические события (тяжелые болезни, смерть друзей и близких, расставание с ними, развод родителей, стихийные бедствия, несчастные случаи, физическое насилие, нападения и др.? (Да, нет, не могу сказать).

(Указать возраст)

96. Особенности реакции ребенка на данное событие (шок, истерика, кома и др.) :

10а. Какое событие (радостное, печальное, не могу сказать) своей жизни Ваш ребенок вспоминает чаще всего?

106. Какие причины (человек, ситуация, предмет, не могу сказать) вызывают воспоминания об этом событии?

11. Можно ли по лицу Вашего ребенка догадаться об испытываемых им чувствах? (Всегда, иногда, никогда)

12. Считаете ли Вы лицо Вашего ребенка выразительным? (Да, нет, не могу сказать)

13. Может ли Ваш ребенок заплакать или засмеяться, сопереживая Вам, другим людям, литературным и телевизионным персонажам? (Да, нет, не могу сказать)

14а. Принято ли у Вас в семье ярко выражать эмоции и чувства? (Да, нет)

146. Ваш ребенок похож на Вас в выражении своих чувств и эмоций? (Да, нет, не могу сказать)

15. Каковы наиболее частые причины появления признаков плохого или хорошего настроения Вашего ребенка? (Самочувствие, конкретные ситуации, темперамент, не знаю)

16а. Рассказываете ли Вы ребенку о чувствах, эмоциях, отношениях между людьми? (Часто, по ситуации, если спрашивает, редко, никогда)

16б. Какие слова вы используете для объяснения проявлений чувств (эмоций) в жизни, литературе, кинофильмах?

17. Как Вы думаете, в чем выражается любовь Вашего ребенка к Вам? (Поведение, слова, зависимость, не знаю, не проявляется)













Приложение 3

Анкета

«Выявление интересов, пожеланий родителей»


Уважаемые родители!

Для выявления Ваших запросов, интересов, пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг в дошкольном учреждении просим Вас ответить на следующие вопросы:

  1. Ф. И. ребёнка

  2. Ваша Ф. И. О

  3. На что, по Вашему мнению, должно быть направлено воспитание и образование Вашего ребёнка в детском саду (выделить 2-3 пункта)

  • на общее развитие

  • на подготовку к школе

  • по развитию художественно-эстетического вкуса (музыкальная, изобразительная, театрализованная деятельность)

  • на приобщение к русской национальной культуре

  • на воспитание экологической культуры

  1. Отметьте темы, которые Вы хотели бы обсудить:

  • Как подготовить ребёнка к школе

  • Программы обучения в начальной школе

  • Защита прав и достоинства маленького ребёнка

  • Воспитываем в ребёнке самостоятельность

  • Как развить творческие способности у детей

  • Как уберечь ребёнка от несчастного случая (ПДД, Пожарная охрана)

  • Развитие познавательной сферы ребенка (внимание, память, мышление) посредством развивающих игр.

  • Упражнения для профилактики нарушения зрения

  • Развитие логического мышления и смысловой памяти

  • О культуре поведения

  • «Ее величество сказка» (организация чтения дома)

  • «Домашняя лаборатория» (экспериментирование в домашних условиях)

  • «Театр и дети» (знакомство детей с миром искусства)

  • «Моя семья - моя родословная» (составление родословной, знакомство с традициями семьи).

    • «Вежливость воспитывается вежливостью» (формирование доброжелательных отношений)

  • Детская ложь

  • Скандал по всем правилам или как справиться с детской истерикой

  • Компьютер: «за» и «против»

  • Гиперактивный ребенок

  • другое (что именно) укажите

  1. Какие формы работы с семьей Вы считаете для себя наиболее интересными, значимыми?

  • консультации;

  • буклет, памятка;

  • индивидуальные беседы;

  • родительские собрания;

  • практические семинары;

  • семейный клуб;

  • другое (что именно) укажите

  1. В каких формах работы Вы хотели бы принять личное участие?

  • родительские собрания;

  • лекции;

  • групповые досуги;

  • тематические консультации;

  • семинары - практикумы;

  • тематические выставки;

  • родительские клубы;

  • другое (что именно) укажите

  1. Желаете ли Вы получить консультацию по вопросам воспитания ребёнка:

  • психолога медицинского работника

  • педагога

  • другого специалиста укажите

Спасибо за сотрудничество!















Приложение 4

Анкета

«Стиль воспитания в семье»

Уважаемые родители, просим Вас ответить на вопросы анкеты и занести результаты в таблицу. Первая цифра в вопросе соответствует горизонтальной строке таблицы, а вторая - вертикальному столбцу. Если Вы согласны с высказыванием поставьте «+» в соответствующую клетку.

    1. Дети должны слушаться родителей, так как те лучше знают, что хорошо, а что плохо.

2.1. Родители должны уделять ребенку много времени и сил

3.1. Необходимо как можно раньше готовить ребенка к определенному будущему

    1. Мне трудно быть последовательным в требованиях к ребенку

    1. Мое настроение зависит от настроения моего ребенка

1.2. Чем раньше ребенок знает свои обязанности, тем лучше

2.2. Мне трудно удержаться, чтобы не купить ребенку новую развивающую игру

3.2. Необходимо оградить ребенка от всех «чужеродных» влияний

    1. К сожалению, я уделяю мало времени своему ребенку

    1. Я куплю лишнюю игрушку или что-либо другое, лишь бы он не кричал в магазине

    1. Ребенок должен вести себя в соответствии с нормами и правилами

2.3. Успехи ребенка - самая большая радость для родителей

    1. Родители лучше знают, кем в будущем должен стать их ребенок

    1. Мой ребенок много времени проводит у телевизора

    1. Мы часто смотрим те телевизионные передачи, которые выбирает ребенок

    1. Ребенок должен ценить то, что важно для родителей

    1. Я пожертвую своими интересами для того, чтобы уделить время ребенку

    1. Необходимо внушать ребенку жизненные цели

4.4. Моего ребенка трудно заставить убрать за собой игрушки, вещи

    1. Сейчас мы все делаем для ребенка, а он оценит это, когда вырастет

    1. Дети должны нести ответственность за выполнение обязанностей

    1. Необходимо максимально рано и максимально возможно развивать все способности ребенка

    1. Ребенок должен оправдывать ожидания родителей

    1. После строгости я проявляю излишнюю мягкость к ребенку

    1. Я часто отказываюсь от своих требований, запретов в пользу сохранения эмоциональной близости с ребенком.






1

2

3

4

5

1






2






3






4






5







Количество плюсов в сточке говорит о преобладании данного стиля воспитания:

  1. Традиционное воспитание

  2. Развивающее воспитание

  3. Программирующее воспитание

  4. Эпизодическое воспитание

  5. Потакающее воспитание






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!