Инновационные формы воспитательной работы
( из опыта работы)
Воспитывать - значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности в ходе общения с людьми, в процессе совместной с ними деятельности, поэтому классному руководителю нужно уметь организовать разнообразную внеклассную деятельность детей
Моя воспитательная работа с классом проводится по следующим направлениям:
«Патриотизм»
«Нравственность»
«Гражданственность»
«Здоровье»
«Интеллект»
«Семья»
«Досуг»
« Профориентация», целью которой являются : развитие личности учащегося, с устойчивым нравственным поведением, способным к самоопределению, самоорганизации, самоадаптации в социуме, создание условий для патриотического, гражданского и духовно-нравственного воспитания, здорового образа жизни.
Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание. Нравственность и патриотизм должны стоять впереди и вести за собой интеллект. А здоровью детей должно быть уделено особое внимание. Для реализации целей воспитательной программы наряду с традиционными формами проведения мероприятий в своей работе использую и инновационные.
Я остановлюсь на наиболее значимых инновационных формах проведения мероприятий, проводимых в классе.
Реализуя гражанско-патриотическое направление , следую афоризму Конфуция «Лелея прошлое, воспитывать настоящее и будущее», т.е. воспитываю не только на примерах героического прошлого, но наряду с традиционными мероприятиями использую инновационные формы военно-патриотического воспитания школьников через групповые формы: деловые игры, тренинги, акции. Наиболее запоминающимся было проведение акции памяти « Дорогами войны» совместно с Российским Союзом Воинов Афганистана и десантников России, автошколой ДОСААФ. Дети посетили музей Курской битвы в пос. Поныри, мемориальный комплекс «Поклонная высота 269» в Фатежском районе, монумент « Тепловские высоты», открытый в канун 70-летия Курской битвы.( Приложение №1)
2. На мой взгляд, большая роль в воспитании детей патриотами принадлежит их родителям, поэтому строю работу в тесном взаимодействии с ними. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. А берет он свое начало из любви к семье. Это первый этап в формировании патриотизма. Родина начинается с семьи. Уважение, взаимопонимание, любовь к своим родителям, сестрам, братьям наполняет нашу жизнь смыслом, то ради чего стоит жить. Ничто не связывает так семью как совместные дела, а что это будет - походы, уборка, праздники, лишь бы ребенок чувствовал, что он нужен. Поэтому много внимания уделяю внеклассным мероприятиям, объединяющим семью. Традицией стало проведение таких праздников как: День Матери в форме: «Семейное кафе», «Видеосалон», « За чашкой чая», Международный женский день в форме вечера отдыха. Ребята тщательно готовятся к этим событию. Сочиняют стихи, пишут сочинения, рисуют портреты, готовят конкурсы, презентации. Им важно, чтобы все знали об их мамах, бабушках. А у какой мамы не навернется слеза, когда её сын, дочка скажут ей о своей любви. На таких праздниках у нас много счастливых слёз. Инновационные формы взаимодействия с родителями учеников ставят одну общую цель- сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную социальную жизнь. ( Приложение №2)
3. В ходе реализации духовно- нравственного направления в целях формирования положительной мотивации к саморазвитию и развитию творческих способностей учащихся; побуждения к участию в различных кружках, секциях, к развитию своих способностей и талантов; воспитания понимания ценности каждого человека, как талантливой личности провели творческое мероприятие « Аукцион талантов» .
На аукционах обычно продают полезные или ценные вещи. Приобрести эту вещь сможет тот, кто предложит за нее большую цену. В нашем аукционе – и вещи для продажи, и «деньги необычные. В качестве продаваемой вещи может быть или настоящий, ценный приз (книга,ручка и т.д.), или приз шуточный. Расплачиваться за право получить этот приз придется своим талантами: играть на музыкальных инструментах, читать стихи, рассказ о любимой книге и т.д.
( Приложение №3)
4. Целостность, гармония человеческой личности всегда высоко ценятся в обществе. Здоровый человек – здоровее общество. Быть здоровым – это ведущее стремление человека. Здоровый и духовно-развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей деятельности, стремится к самосовершенствованию. Для пропаганды здорового образа жизни: защита минипроектов «Наркотикам нет места в нашей жизни!»
( Приложение №4»)
Использование инноваций в моей воспитательной работе не является самоцелью. Оно направлено на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей
Мы устроены так, что всегда верим в лучшее. Поэтому для достижения результатов необходимо видеть конечную цель воспитания. Это становится возможно только при определении основных целей, задач, при осознании необходимости единства усилий семьи и школы в воспитании и развитии учащихся. Добиться положительных результатов в решении такой многогранной педагогической проблемы можно лишь при взаимодействии всех сторон педагогического процесса.