ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ
научный поиск
передовой педагогический опыт
результат
инновации
Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового.
Инновация в педагогическом процессе — это введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики : 1)проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта;
2)проблема внедрения достижений педагогической науки в практику.
Инновации
Учитель
автор
исследователь
разработчик
пользователь
пропагандист
Грамотное управление инновационным процессом обеспечивает подготовку к отбору, оценке и применению педагогом в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей, методик и создание в школе определенной инновационной среды.
Мозговой штурм
Какими обстоятельствами определяется необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях?
Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях определяется рядом обстоятельств:
во-первых, инновационная направленность выступает средством обновления образовательной политики;
во-вторых, в условиях гуманитаризации образования, изменения объема, состава учебных дисциплин, введения новых учебных предметов возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде.
в-третьих, происходит изменение отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств (если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный исследовательский характер);
в-четвертых, вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных, порождают реальную ситуацию их развития и совершенствования в целях достижения конкурентоспособности.
Критерии педагогических инноваций
новизна
возможность творческого применения инновации в массовом опыте
оптимальность
результативность
Новизна
Учителю важно определить, в чем состоит сущность предлагаемого нового, каков уровень новизны. Для одного это может быть действительно новое, для другого оно таковым не является. В этой связи включать учителей в инновационную деятельность следует, учитывая их желание и особенности личностных, индивидуально-психологических характеристик.
Уровни новизны: абсолютная, локально-абсолютная, условная, субъективная, различающиеся степенью известности и областью применения.
Оптимальность
Означает затрату сил и средств учителей и учащихся для достижения результатов. Разные учителя могут добиваться одинаково высоких результатов при разной интенсивности собственного труда и труда учащихся. Введение в образовательный процесс педагогической инновации и достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах свидетельствуют о ее оптимальности.
Результативность
означает определенную устойчивость положительных результатов в деятельности учителей. Технологичность в измерении, наблюдаемость и фиксируемость результатов, однозначность в понимании и изложении делают этот критерий необходимым при оценке значимости новых приемов, способов обучения и воспитания. Ценность данного критерия состоит в обеспечении целостного понимания, восприятия и формирования личности.
Возможность творческого применения в массовом опыте
Действительно, если ценная педагогическая идея или технология остаются в рамках узкого, ограниченного применения, то вряд ли в данном случае мы можем говорить о педагогическом новшестве. Творческое применение инноваций в массовом педагогическом опыте подтверждается на начальном этапе в деятельности отдельных учителей и воспитателей, но после ее апробации и объективной оценки может быть рекомендована к массовому внедрению.
Диагностическая методика изучения инновационных процессов
- систематическое изучение интересов, потребностей, ценностных ориентации учителей, формирующихся на основе преодоления трудностей пед.деятельности;
- поиск путей, концепций, технологий передового педагогического опыта, направленных на удовлетворение интересов и потребностей педагогов;
- выбор соответствующих особенностям личности учителя видов освоения и внедрения пед. инноваций (открытые занятия, изучение литературы, подготовка докладов, участие в экспериментальной работе и др.).
Критерии педагогических инноваций
Технология(система Л.Занкова)
Новизна
Оптимальность
Результативность
Возможность творческого применения в массовом опыте