«Инновационные технологии и уникальные практики в этнокультурном образовании детей в урочной и внеурочной деятельности»
Авторы: Гаджиева Асият Набиевна, Абдуразакова Зарият Раиповна, учителя МКОУ « Зубутли – Миатлинская СОШ» Кизилюртовского района
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. Надо уметь вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Без опоры на национальные культурные традиции невозможно целенаправленное развитие и совершенствование образования в России. Этнокультурное образование в нашей многонациональной России вносит определенный вклад в миростроительство, организацию диалога культур, формирование толерантности у подрастающего поколения.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту,[4 с.67] учебный план должен включать региональный компонент, содержащий материалы о конкретном регионе, его культуре, традициях, где живут обучающиеся. В культурном развитии детей, процессе становления личности, формировании мировоззрения важно введение учащихся в мир иноязычной культуры, но и не следует забывать о важности реализации этнокультурных интересов, осмысленного понимания ими родной культуры.
Огромные возможности для формирования этнокультурной компетентности открываются на уроках истории. Практически каждый урок истории имеет эту задачу, ибо знание культуры, а история и есть синтез материальной и духовной культуры народа, помогает воспитать национальную гордость в каждом человеке, в каждой отдельной личности. В историческом прошлом народов, проживающих на территории нашего края, много славных страниц, много достижений, много славных имен. Народная культура – неисчерпаемый кладезь мудрости, нравственных начал, духовности, необъятного запаса любви, доброты и бережного отношения ко всему, что окружает человека: к природе, её богатству, к людям. Изучение своеобразия культуры, закономерностей развития общественных отношений, быта населения Дагестана помогает глубже проникнуть в историческое прошлое края, помогают переосмыслить нам наследие, сберечь и приумножить его. Академик Д. С. Лихачёв говорил: “Любовь к родному краю, значение его истории – основа, на которой только и может осуществлять рост духовной культуры всего общества. Культура – как растение, у неё не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней”, поэтому современная школа должна вести работу по развитию национального самосознания учащихся через этнокультурный компонент.
Хорошо помогают в этом разработки этнокультурных модулей по предметам, цель которых, формирование культурологических знаний учащихся по народной культуре родного края. Традиционные предметы учителя наполняют новым содержанием ориентации школы. Ведь в любом предмете можно найти такие понятия, которые воспитывают в ребёнке гордость за свой народ. И здесь в достижении поставленных целей помогают использование современных образовательных технологий. На уроках истории России очень продуктивным бывает использование деятельностного подхода, который позволяет формировать у учащихся исследовательские умения и навыки. При изучении той или иной темы в истории на уроке исследуются материалы по истории Дагестана. На таких занятиях учащиеся изучают периодическую печать, архивные документы. Ребята описывают исторические события, сопоставляют его с другими материалами, фиксируют, анализируют, обязательно включают элементы творческой деятельности. Накопленный материал становится дидактическим и наглядным материалом по истории края. Сравнительно-исторический анализ источников, отражающий факты местной истории, позволяет проникнуть ребятам в сущность явлений, событий, провести параллель между прошлым и будущим истории края. Уроки истории посвящены изучению быта и культурному наследию наших предков. Учащиеся пишут летопись своей малой родины, делают её более близкой, осязаемой. К каждой годовщине Победы в Великой Отечественной войне учащиеся могут собрать материал о тружениках тыла в годы войны, о женщинах, награждённых медалями «За доблестный труд в годы ВОВ», материал об учителях-ветеранах. Вместе с учащимися можно изучать народные игры наших бабушек и дедушек. Итогом изучения истории края могут стать исследовательские работы учащихся, такие как «Обычай куначества», «Свадебный обряд», «Религиозные верования на различных этапах истории Дагестана», «О матери» и другие работы. Многие вопросы истории края мы не можем рассматривать в рамках урока. Но урочного времени недостаточно для более полного освещения данных тем. Традиции дагестанской культуры входят в жизнь ребят также через работу разнообразных предметных кружков и кружков дополнительного образования. Уже с младшего школьного возраста на краеведческих кружках надо знакомить детей с географическими, этнографическими сведениями, с культурой быта народа, с его лучшими традициями и обычаями, его нравами, его творчеством (песнями, сказками, танцами), костюмами, предметами быта и т.д. По этим объектам народной культуры ребенок учится всматриваться в каждую вещь, вчитываться в каждую строчку, вслушиваться и вдумываться в каждое слово, понимать душу своего народа. Решение этой проблемы подтверждается включением этнокультурного компонента в образовательные области.
В достижении поставленных целей помогает технология проектного обучения. Смысл использования данной технологии вижу в организации исследовательской деятельности на краеведческом материале. Технология проектов предлагает обучение "путем делания", то есть такое, при котором все знания извлекаются из практической самостоятельности и личного опыта ребенка. Деятельность учащихся направлена на решение проблемы, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые знания, которые еще предстоит приобрести. В течение нескольких лет на базе школьного музея МКОУ «Зубутли – Миатлинская СОШ» Кизилюртовского района ведётся кружок «Активисты школьного музея». Формы проведения занятий кружка различны: работа с музейными экспонатами, встречи со старожилами села, экскурсии по родному краю. На занятиях кружка ребята не только описывают музейные экспонаты, но изучают и исследуют их, используя этнографические вопросники по темам разработанные Государственным музеем народной культуры. Учащиеся кружка разрабатывают поисковые маршруты летних походов, выступают на школьных и районных конференциях с результатами исследований. Лучшие работы поощряются грамотами. Результаты работы школы отражены в деятельности краеведческого музея, залах Боевой и Трудовой Славы. В музее собран богатейший материал по этнографии, это «живая» история края. Экспозиции музея помогают в изучении истории села, обрядов, национального быта. Дети не просто ходят в музей, они живут в исторической среде. Здесь проходят уроки, заочные путешествия, конференции, встречи с интересными людьми. Музей оживает в каждом школьном празднике. Традицией стало проводить на базе школьного музея народные праздники. При совместной деятельности учащихся кружка и актива музея были открыты новые экспозиции : «Кубачинские украшения», «Балхарская посуда», «Дагестанский аул» и другие не менее интересные работы. Учащиеся создали проект « Старинные слова моего села», устаревшие слова «говорят» об истории нашего села, современная лексика учит исследовать и понимать историю края. А человек, знающий свои корни, любящий свою малую родину и есть тот образ выпускника, над воспитанием которого работает школа.
Проведение недели «Музей и дети» стало традицией для нашей школы. В рамках недели проходят краеведческая викторина, конкурсы исследовательских работ. Актив музея проводит открытые мероприятия «Приглашаем в музей» для младших школьников, «Мир дагестанского аула» для 6-9 классов. В этом году впервые проводим акцию «Сделай подарок музею» и уже есть первые экспонаты. Собранные материалы используются на праздниках, выставках, открываются новые экспозиции. В течение года бюро экскурсоводов проводит экскурсии не только для учащихся школ, но и для гостей села.
И ещё мне бы хотелось остановиться на работе этнографического исследовательского отряда. В рамках эксперимента по восполнению знаний школьников по этнографической культуре в школе июне 2009 года был создан этнографический исследовательский отряд. В состав отряда вошли 10 учащихся. В начале своей деятельности отрядом под руководством учителя были поставлены цели и задачи исследовательской деятельности: восполнение этнографических знаний школьников; привитие навыков исследовательской деятельности; создание для школьного музея базы данных по материальной и нематериальному культурному наследию; создать условия для творческой деятельности; изучить особенности культуры и быта села; развивать коммуникативные способности учащихся; научить оформлять собранный исследовательский материал. Разработан план действий по сбору и оформлению этнографических материалов. Ребята записывали воспоминания жителей села о том, как проходил свадебный обряд в селе в середине 20 века, как нарекали именем, проводили обряд вызывания дождя. Также в ходе исследовательской деятельности жителями села в музей были переданы многие старинные предметы быта: прялка, деревянная маслобойня, глиняные кувшины, рогач и другие предметы. Проведя этнографические экспедиции, ребята не только записывали воспоминания, но и составляли словарь старинных предметов домашней утвари, которые исчезают из нашей речи, фотографировали старых жителей села. На территории школы учителями и учащимися была создана этнографическая площадка, которая будет пополняться и в этом году.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. А помогут нам в этом произведения устного народного творчества: песни, загадки, пословицы и поговорки, сказки. В пословицах и поговорках отразились все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, общественная; его потребности, привычки, его взгляд на природу, людей. Пословицы оттачивают мысль, они учат, воспитывают, содержат мораль, выработанную многими поколениями. У всех народов ценятся такие качества как доброта, честность, смелость, отзывчивость, любовь к Родине, упорство в достижении цели, верность долгу, трудолюбие, смекалка и сообразительность, высмеиваются глупость, трусость, жадность. Не менее важны в этнокультурном воспитании и другие жанры фольклора.
Говоря о Дагестане, невозможно не упомянуть об этнокультурном потенциале творчества великого поэта Расула Гамзатова, которое хранит в себе талант, мудрость и мироощущение народов Дагестана. Его произведения, впитавшие все ценное из жизненного опыта и духовного наследия горцев, обогатили российскую и мировую литературу. Умелое и системное использование этнокультурного потенциала произведений Расула Гамзатова позволяет нам добиться значительного повышения уровня духовно-нравственного воспитания школьников. Традиционным стало проводить в нашей школе Вечера памяти Расула Гамзатова, конкурс чтецов по произведениям великого поэта, организовываются экскурсии в музей Расула Гамзатова в село Цада.
И в завершении хочется обратиться к словам своего коллеги: «Всем известно, что Родина начинается с тех мест, где мы родились, где впервые узнали вкус хлеба и запах цветов, услышали задушевные песни и речь окружающих людей. На земле это самое дорогое место для человека. Растить в человеке любовь к этой земле, её славному прошлому и настоящему – задача современной школы, каждого педагога. Не просто передать сумму знаний, которое выработало человечество, а сформировать у детей черты дагестанского характера: трудолюбие, честность, смекалку, любовь к Родине, чувство чести и товарищества, это сделать намного сложнее, чем просто дать знания». И начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.