СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные технологииобучения наурокахбиологии, химии вусловияхреализацииФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

инновации в образовательном процессе

Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологииобучения наурокахбиологии, химии вусловияхреализацииФГОС»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КИЗИЛЮРТОВСКОГО РАЙОНА
«ЛИЦЕЙ №1 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Ю. А. АКАЕВА»







Загалаева С.А.

учитель химии, биологии




Инновационные технологииобучения наурокахбиологии, химии вусловияхреализацииФГОС







2022г.


«Я слышу – я забываю,я вижу–язапоминаю,я делаю – я понимаю».

Китайскаямудрость

Сегодняжизньвыдвигаетновыетребованиякобразованию,заставляетсиных позиций оценивать его эффективность. Нарастает неудовлетворенностьобществаобразовательнымирезультатами,полученнымивпроцессешкольногообразования.ВсвязисэтимназреланеобходимостьсозданияФедеральногогосударственногообразовательногостандарта.

Вчемособенностьновогостандарта? Первая особенностьФГОС-опоранарезультатывыявлениязапросовличности, семьи, общества и государства к результатам общего образования.Второе,ориентацияФГОСнадостижениенетолькопредметныхобразовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личностиучащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.Третье–этоструктурапостроения.ФГОСориентируетобразованиенадостижение нового качества, адекватного современным запросам личности,обществаи государства.

Характерной чертой нового стандарта является его деятельностный характер,ставящийглавнойцельюразвитиеличностиучащегося.Учениксамоткрываетзнаниячерезсодержаниеучебно-методическогокомплекса,егоспособность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательногои активного присвоения нового социального опыта, означает умение учиться,этоуниверсальныеучебныедействия.Формироватьиразвиватьуниверсальныеучебныедействия–значит: научитьвыполнятьучебныезадания, построенные наспособе действия, мышления, коммуникации, наосновеобразца; передатьсамспособвыполненияметапредметногодействия; научить встраивать данный способ в учебную деятельность и принеобходимостиразвиватьего.

Претерпевает изменения и преподавание предметов в школе. В профессиональной деятельности думающего, увлеченного педагога,меняетсямногое.Сегоднятребуетсяпедагог,способныйовладетьтехнологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования,достижениепланируемыхрезультатов,мотивированныйнанепрерывноепрофессиональное совершенствование, инновационное поведение. Современныйучительдолженидтивногусовременем,неотставатьот вводимых новых технологий. Педагогическая технология означаетсистемнуюсовокупностьипорядокфункционированиявсехличностных,инструментальных и методологических средств, используемых длядостиженияпедагогических целей.

Чему учить сегодняшних школьников? Какую сумму знаний в них вложить,чтобы им хватило на всю жизнь? Мы не сможем ответить на этивопросы. Единственное, чем мы здесь и сейчас можем помочь нашим детям –этонаучитьихсамостоятельнодобыватьнеобходимыезнания,оцениватьситуацию,выявлятьпроблемыинаходитьадекватныепутиихрешения,самосовершенствоваться.Поэтому главнымумениемXXIвекастановитсяумениеучиться.ИменнотакиетребованиякобучающимсяпредъявляютФедеральныегосударственныеобразовательные стандарты.

В своей работе я использую различные технологии обучения биологии, химии и географии.Ведьразвитиекачествличностичеловеказависятотразнообразиявидовдеятельности. Разнообразныетехнологииспособствуютповышениюинтересаучащихсякпредметам,чтоотражаетсянакачествеуспеваемости.Уобучающихсяразвиваются познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностныеучебныедействия.Этиуниверсальныеучебныедействия,являющиесяосновой образовательного и воспитательного процесса, пригодятсяне тольков учебной деятельности, но и в дальнейшей жизни. В своей работе я использую следующие технологии:


    1. Технология деятельностного подхода

Цель: Формирование деятельностных способностей, через тренировкуразных видовдеятельности.

Технологиядеятельностногометодавключаетвсебяследующуюпоследовательностьдеятельностныхшагов:

  1. Самоопределениекдеятельности(орг. момент).

Наданномэтапеорганизуетсяположительноесамоопределениеученикак деятельности на уроке, а именно: 1) создаются условия для возникновениявнутреннейпотребностивключениявдеятельность(хочу);2) выделяетсясодержательнаяобласть(могу).

  1. Актуализациязнанийификсациязатруднениявдеятельности.

Данныйэтаппредполагает:1)подготовкумышлениядетейкпроектировочнойдеятельности,актуализациюзнаний,уменийинавыков,достаточныхдляпостроенияновогоспособадействий;2)тренировкусоответствующихмыслительныхопераций.Взавершениеэтапасоздаётсязатруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируетсяими самими.

  1. Постановкаучебнойзадачи.

Наданномэтапеучащиесясоотносятсвоидействиясиспользуемымспособом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выделяюти фиксируют во внешней речи причину затруднения. Учитель организуеткоммуникативнуюдеятельностьучениковпоисследованиювозникшейпроблемнойситуациивформеэвристическойбеседы.Завершениеэтапасвязаноспостановкойцелииформулировкой(илиуточнением)темыурока.

  1. Построениедетьмипроектавыходаиззатрудненияновогознания.

Наданномэтапепредполагаетсявыборучащимисяметодаразрешенияпроблемнойситуации,инаосновевыбранногометодавыдвижениеипроверкаими гипотез.

Учитель организуетколлективнуюдеятельность детейв формемозговогоштурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.). После построенияи обоснования нового способа действий новый способ действий фиксируетсяв речи и знаково в соответствии с формулировками, принятыми в культуре. Взавершенииустанавливается,чтоучебнаязадача разрешена.

  1. Первичноезакреплениевовнешнейречи.

Учащиесявформекоммуникативноговзаимодействиярешаюттиповыезаданиянановыйспособдействийспроговариваниемустановленногоалгоритмавовнешнейречи.

  1. Самостоятельнаяработассамопроверкойпоэталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы:учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способадействий,осуществляютихсамопроверку,пошаговосравниваясобразцом,исами оцениваютеё.

Эмоциональнаянаправленностьэтапасостоитворганизацииситуацииуспеха,способствующейвключениюучащихсявпознавательнуюдальнейшуюдеятельность.

  1. Включениевсистемузнанийиповторение.

Наданномэтапеновоезнаниевключаетсявсистемузнаний.Принеобходимостивыполняютсязаданиянатренировкуранееизученныхалгоритмовиподготовкувведенияновогознаниянапоследующихуроках.

  1. Рефлексиядеятельности(итогурока).

На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке.Взавершениефиксируетсястепеньсоответствияпоставленнойцелиирезультатовдеятельности,инамечаютсяцелипоследующейдеятельности.


Интегративныйхарактертехнологиидеятельностногоподходаобосновывается реализацией в ней как традиционного подхода к обучению,такивведениемвпрактикуработыучителейновыхидейразвивающегообучения. (Приложение1)

  1. Технология проблемного обучения


Проблемное обучение основано на создании проблемных ситуаций,активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске ирешении сложных вопросов, требующих активизации знаний, анализа,умениявидетьзаотдельнымифактамиявления,закономерности.

В своей практикесоздание психологическихпроблемных ситуацийиспользуюна всех этапах процесса обучения: при объяснении, призакреплении,при контроле.

А также проблемные ситуации различные по содержанию, по уровню проблемности,повидурассогласованностиинформациии др.


Методическиеприёмысозданияпроблемныхситуаций науроках биологии, химии:
    1. Сталкиваниепротиворечийпрактическойдеятельности;

    2. Изложениеразличных точекзрениянаодинитотжевопрос;

    3. Предложение рассмотреть явление с различных позиций(юриста,финансиста,педагога…);

    4. Подведение учащихся к противоречию с предложениемсамостоятельнонайтиспособегоразрешения;

    5. Побуждение к сравнению, сопоставлению фактов, обобщению,выводам;

    6. Постановка проблемных задач (с недостаточными, избыточнымиисходнымиданнымисзаведомодопущеннымиошибкамиит.д.);

Использованиепрактическихзаданий,содержащихпроблему.

(Приложение2)



      1. Тестовая технология


Данная технология служит не только основой для анализа результатовобучения, прогнозирования уровня достижения государственного стандарта,обоснованных выводов об эффективности использования тех или иныхинновационных образовательных технологий, методов, дидактическихприемов, организационных форм обучения, но и средством проектированиясобственной педагогической деятельности с конкретным контингентомучащихся.

Предлагаемая технология дополняет традиционную систему текущегоконтроля системой тестов различного назначения, что позволит получитьдостоверную и оперативную информацию об уровне усвоения знаний,достигнутомкаждым учащимся.

Преимущества тестового контроля:
  • объективность оценки, так как в тестовом контроле влияние субъективныхфакторов (например, таких, как осведомленность экзаменатора о текущейуспеваемости экзаменующегося, учет его поведения на уроках и т.п.)исключено;

  • достоверность информации об объеме усвоенного материала и об уровнеего усвоения;

  • эффективность - можно одновременно тестировать большое числоучащихся, причем проверка результатов при этом производится гораздолегчеибыстрее,чемпри традиционном контроле;

  • надежность-тестоваяоценкаоднозначнаивоспроизводима;

  • дифференцирующая способность - так как в тестах содержатся заданияразличного уровня;

  • реализация индивидуального подхода в обучении - возможнаиндивидуальнаяпроверкаисамопроверказнанийучащихся;

  • сравнимость результатов тестирования для разных групп учащихся,обучаемых по разным программам, учебникам, с использованием различныхметодови организационныхформ обучения.


В зависимости от назначения на уроках биологии, химии использую следующие виды тестов:

Базовае тесты - тесты, позволяющие проверить усвоение базовых понятийна репродуктивном и алгоритмическом уровнях; время проведения - 10-15минут;

Диагностические тесты - тесты, дающие возможность выявить не толькопробелы в знаниях по теме, но и уровень ее усвоения (по четырем уровням),учебныевозможности обучаемого;

Тематическиетесты-тестыдляпроведениявконцеизучениятемы,позволяющие зафиксировать объем и уровень ее усвоения;

Итоговые тесты- тесты для проведения в конце полугодия, года, за курсосновной (средней) школы с целью выявления объема и уровня усвоенияматериала.

Итоговыйконтроль(полугодиеигод)уровняусвоенияучебныхзнаний учащихся лишь констатирует определенный результат, но не дает способадостижения учащимся необходимого уровня знаний.Крометого,используютестынаразныхэтапахурокадлязакрепленияматериала,проверкидомашнегозаданияит.д.(Приложение 3)

      1. Технологияличностно–ориентированногообучения


Личностно ориентированное обучение, не отрицая значения иллюстративно-объяснительного метода, не ставя четко обозначенной границы, тяготеет кпоисково-исследовательскомуметоду.Его сутьвследующем:

  • выявлениеипониманиеучащимисянедостаточностиранееусвоенныхзнанийи способовдействий;

  • постановкаучебнойзадачи;

  • совместнаясучителемпоисковаядеятельность;

  • оценка,обоснованиенайденногоспособаисамооценкасобственнойдеятельности.

Другими словами, не показ способа действий, а поиск, "выращивание" этогоспособа. Роль учителя - в организации поисковой деятельности "изнутри".Учитель - участник совместного поиска, и его предложения должны бытьоткрытыдлякритическогоанализаиоценки.Учительставитирешаетучебнуюзадачувместес учащимися,ане вместо.

Основной формой организации поисковой деятельности учащихся являетсядиалогиполилог,входекоторогоопределяетсясодержаниеочереднойучебнойзадачи,анализируютсяпутиеерешения.Наиболееудачнымиформамиорганизациидиалоговогообщенияявляютсяработаучащихсявмалыхгруппах,дидактическиеигрыидругиенетрадиционныеметодыпроведенияуроков,вкоторыхнаучноесодержаниенаиболееестественносочетаетсясиндивидуальнымопытом учащихся.(Приложение4)


      1. Технология развития критического мышления.


Основные цели занятия с применением технологии развитиякритического мышления:

развитиекритическогомышления;

развитие творческого потенциалабудущего исследователя;развитиеуменийсотрудничатьи работатьвгруппе;

развитие умений самостоятельно систематизировать информацию;развитиеумениярешатьучебныепроблемы.

Учебноесодержание, изучаемоеприпомощиданнойтехнологии:

    • информационныеучебныетексты;

  • повествовательныетексты;

  • проблемныетексты.

Этапыреализациитехнологииразвитиякритическогомышления.

  1. Вызов.

Учащиеся «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу(высказываютпредположения), систематизируют информацию до ееизучения; задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ,формулируютсобственные цели.

  1. Осмысление.

Учащиеся читают, (слушают) текст, используя предложенныепреподавателем активные методы чтения, делают пометки на полях иливедут записи по мере осмысления новой информации, отслеживаютпонимание при работе с изучаемым материалом, активно конструировать(корректируют)цели своегоучения

  1. Рефлексия.

Учащиеся соотносят получаемую новую информациюс уже известной,используязнания,полученныенастадииосмысления.Производятотборинформации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, атакже наиболее значимой для реализации, сформулированной ранееиндивидуально цели учения. Выражают новые идеи и информациюсобственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственныесвязи.

Важно, чтобы в процессе рефлексии, учащиеся самостоятельно моглиоценитьсвойпутьотпредставлениякпониманию. (Приложение5)


    1. Групповая технология


Групповая технологияприменяется с целью обеспечения активностиучебногопроцессаидлядостижениявысокогоуровняусвоениясодержания.

Позволяетреализоватьосновныеусловияколлективности:

  • осознаниеобщейцели;

  • целесообразноераспределениеобязанностей;

  • взаимнуюзависимостьиконтроль.

Особенностиорганизации:

  • Классделитсянагруппыдлярешенияконкретных учебныхзадач;

  • каждая группа получает определённое задание и выполняет его сообща поднепосредственнымруководствомлидерагруппыилиучителя;

  • задание выполняется таким способом, который позволяет учитывать иоценитьиндивидуальныйвклад каждогочленагруппы;

  • состав группы непостоянный, он подбирается с учётом того, чтобымаксимально эффективно для коллектива могли реализоваться учебныевозможности каждого члена группы, в зависимости от содержания ихарактераработы. (Приложение6)


    1. Технология интегрированного обучения


Интегрированноеобучение,создающееоптимальныеусловиядляличностно-ориентированногоподхода,длятворчестваисотворчества,представляющеесобойдейственнуюмодельактивациимыслительнойитворческойдеятельностииразвивающихприёмовобученияиспользуетсямноюна урокахсцелью:

- повышениямотивации,формированияпознавательногоинтереса;

- развитиянаучногостилямышления;

- формированияцелостнойнаучнойкартинымира,рассмотрениюявленияилипредмета снескольких сторон;

- расширениякругозораучащихсяисистематизациизнаний;

- обладая большой информативной ёмкостью, способствуетувеличениютемпа выполнения учебныхопераций.


Интеграциясодержанияучебногоматериаланаурокахестественнонаучногоцикла возможнана следующих уровнях:
  1. Внутрипредметная (исходная проблема не теряется из поля зрения,расширяетсяиуглубляетсякругсвязанныхснейзнаний.Происходит усложнение соотношений элементов, углублениепознания.)Биология– экология,ботаника–экология.

  2. Межпредметная

Горизонтальныйтематизм (за содержательную единицу берётся тема,связаннаяс темамидругихдисциплин).

Интегрированныйурок(содержательнойединицейявляетсямногоплановый объект, информация о котором содержится в разныхучебных дисциплинах).

Зоология–медицина.

Интегрированныйкурс(единицейявляетсямногоплановыйобъект,информацияокоторомсодержитсявразныхучебныхдисциплинах).

  1. Межсистемная интеграция (объединение в единое целое содержанияобразовательных областей обучения с содержанием дополнительногообразования.) (Приложение 7)


    1. Игровые технологии


Игровые педагогические технологиивключают обширную группу методов иприемоворганизациипедагогическогопроцессавформеразличныхпедагогическихигр.Педагогическаяиграобладаетсущественнымпризнаком — четко поставленной целью обучения и соответствующими ейпедагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены вявномвидеихарактеризуютсяучебно-познавательнойнаправленностью.Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов иситуаций,которыевыступаюткаксредствопобуждения,стимулированияучащихсяк учебнойдеятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятийпроисходитпотаким основным направлениям:

- дидактическаяцельставитсяпередучащимисявформеигровойзадачи;

- учебнаядеятельностьподчиняетсяправиламигры;учебныйматериалиспользуетсявкачествеее средства,

- вучебнуюдеятельностьвводитсяэлементсоревнования,которыйпереводитдидактическуюзадачувигровую;

- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровымрезультатом.

В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуациипроисходитчерезвведениеигровойситуации:проблемнаяситуацияпроживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельностисоставляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходитвусловно-игровомплане.

Ребятадействуютпоигровымправилам.Игроваяобстановкатрансформируетипозициюучителя,которыйбалансируетмеждурольюорганизатора,помощникаисоучастникаобщего действия. (Приложение8)


Современноеобществоразвиваетсястремительнымитемпами,создаются новые технологии, сильно преобразующие жизнь людей. Темпы обновлениязнанийнастольковысоки,чтонапротяжениижизничеловекуприходится неоднократнопереучиваться,овладеватьновымизнаниямииумениями.Непрерывноеобразованиестановитсяреальностьюинеобходимостьювжизничеловека.Задачашколынаучитьучащихсяправильноориентироваться в многоликоминформационном пространстве. Необходимоучитьшкольников: проблематизации, целеполаганию, планированию деятельности,быстромупоискунужнойинформации,применениюзнаний,уменийинавыковвразличныхситуациях, презентациисвоейдеятельностииеерезультатов,самоанализуи рефлексии.

Важнейшейзадачейсовременнойбиологии, современной химии и современной географии являетсяформированиесовокупностиуниверсальныхучебныхдействий,обеспечивающихкомпетенцию«научитьучиться»,анетолькоовладениеобучающимисяконкретнымибиологическими, химическими или географическими знаниямиинавыкамиврамкахпредмета.

Сформированностьуниверсальныхучебныхдействийявляетсятакжеизалогомпрофилактики школьных трудностей.

В заключение хочется сказать, что формирование универсальных учебныхдействийвозможнонаурокахбиологии, химии и географииприиспользованииразличныхсовременных педагогических технологий, при условии готовности учителя ксотрудничествусучащимисяидругимиучителями-предметниками.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!