СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Иновационный проект по развитию мелкой моторике с детьми с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Иновационный проект по развитию мелкой моторики с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Иновационный проект по развитию мелкой моторике с детьми с ОВЗ»















ИНОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ


по развитию мелкой моторики

у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья



Воспитатель:

Кравец Ольга Игоревна
















г. Лабытнанги

2016 г.



Образовательное учреждение

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Ромашка»

Название проекта

Развитие мелкой моторики «Озорные пальчики» для детей с ОВЗ

Руководитель проекта

Кравец Ольга Игоревна - воспитатель

Краткое описание проекта

Проект направлен на поиск наиболее эффективных путей и способов организации и проведению игр на развитие мелкой моторики. Обосновывается связь между развитием мелкой моторики и активизаций отделов коры головного мозга. Систематизированы принципы работы над развитием мелкой моторики у детей с ОВЗ. Данный проект способствует развитию мелкой моторики, развиваться не один отдел головного мозга. Что в дальнейшем очень положительно скажется на умственном развитии ребенка. Ребенок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти и внимания, связной речи. Таким образом, детям с ОВЗ необходима своевременная коррекционная помощь, чтобы предотвратить дальнейшее ухудшение проблем со здоровьем

Срок реализации проекта

2016-2018 год





Руководитель проекта Кравец О.И.



















Актуальность

Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей.

О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные всем “Ладушки”, “Сорока-ворона” и др.

Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на развитие головного мозга.

Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психические напряжения. При этом будет развиваться не только речь, но и восприятие, внимание, мышление, воображение, память.

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют множество отставаний в развитии: не сформирована речь, память, мышление. Отстают и в эмоциональном уровне.

Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта “глаза в глаза”. Игры дают возможность “прочувствовать” свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела.

Развивать ребенка возможно лишь при условии тесного взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребенка, оградят его от дополнительных трудностей обучения. Инновационным компонентом программы является то, что наряду с традиционными формами работы (игры с пальчиками с речевым сопровождением; графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда; игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок и т.д.) .

При проведении социально-реабилитационных мероприятий, направленных на развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья предусмотрено соблюдение следующих принципов:

Принцип единства диагностики и коррекции - определение методов коррекции с учетом диагностических данных.

Принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов.

Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы.

Учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированности того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.

Деятельностный принцип коррекции. Коррекционная работа, таким образом, должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений.

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Соблюдение необходимых условий для развития личности ребенка: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.

Вариативность.

Осмысление родителями важности развития мелкой моторики и графомоторных навыков у детей, а так же их участие в коррекционном процессе усилит его эффективность и позволит добиться более высокого уровня развития ручных умений и навыков.



























Реализация Проекта


Цель проекта


Цель: Формирование и развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Деятельность на первом - подготовительном – этапе и ожидаемые результаты

Задачи: исследовать условия для реализации проекта:

1. Выявить уровень сформированности мелкой моторики и у детей на входе в программу.

2. Развивать умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер; умение владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения (обводя, закрашивая предметы, рисуя на заранее заготовленных листах).

3. Развивать мелкую моторику: плавность, точность, скоординированность движений рук.

4. Формировать зрительно-моторную координацию.

5. Развивать пространственную ориентацию на листе бумаги.

6. Привлечь родителей к участию во всех этапах коррекционно-развивающего процесса.

7. Проанализировать уровень сформированности мелкой моторики у детей на выходе из программы.


Формы работы


Подгрупповая форма работы - позволяет работать с небольшим количеством детей, и объединять их в группы по каким-либо признакам. Например, по уровню развития, по возрасту и др. Это улучшает эффективность работы, коррекционного процесса, а также делает его разнообразным и повышает интерес детей.

Парная форма работы - предполагает работу детей в паре. Это объединяет детей, учит их взаимодействовать друг с другом, развивать общение. Пары можно формировать по желанию воспитателя или по желанию детей. К тому же в помощь слабому ребенку, можно дать ребенка посильнее.

Индивидуальная форма работы - предполагает наличие индивидуального подхода к обучению и воспитанию ребенка.



Методы работы:


Словесные методы (устные и печатные).

Игровые методы (дидактические).

Наглядные методы (методы иллюстраций и метод демонстраций).







СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Этапы реализации программы

Программа реализуется в три этапа (рис.1).

Рисунок 1. Этапы реализации программы


2. Содержание деятельности по этапам

I ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИОННО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ

Содержание деятельности 1 этапа:

  • диагностика уровня сформированности мелкой моторики и графического навыка у детей на входе в программу;

  • создание предметно-развивающей среды для практического решения задач, поставленных программой.


Диагностика уровня сформированности мелкой моторики и графического навыка у детей на входе в программу.

Цель: изучение уровня сформированности мелкой моторики и графического навыка.

Диагностика мелкой моторики у детей проводится в форме заданий с использованием адаптивных разработок и тестов Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко и И.Н. Шевляковой (Приложение 1).

Для диагностики графических навыков используются тесты под авторством С.Е. Гавриной, Н.Л. Кутявиной, И.Т. Топорковой, С.В. Щебининой (Приложение 2).

Параметры обследования:

  • Проявление интереса к играм и упражнениям по развитию мелкой моторики.

  • Выполнение работы по образцу, по показу педагога, по словесной инструкции.

  • Ориентировка в пространстве листа бумаги: вверху, внизу, посередине, справа, слева.

  • Умение давать оценку своим работам, работам сверстников.

  • Доведение начатой работы до конца.

Уровень сформированности мелкой моторики и графических навыков оценивается по пятибалльной шкале (таблица 1).

Цель: создать оптимальные условия для формирования и развития мелкой моторики и графических навыков у детей.


Примерный перечень материалов и оборудования:

  • массажные мячики;

  • прищепки разных цветов;

  • пальчиковый бассейн;

  • карточки с описанием пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр;

  • игры-шнуровки;

  • пособие по застегиванию пуговиц различной величины, кнопок, крючков;

  • мозаика, пазлы;

  • пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу;

  • пластмассовые и деревянные фигурки;

  • простые и цветные карандаши;

  • стеклянные камушки «Марблс»;

  • листы бумаги;

  • образцы графических рисунков;

  • образцы «пальчиковых шагов»;

  • обводки, трафареты;

  • природный материал (орехи, косточки, семечки, семена гороха, фасоли, риса, гречки и т.д.).

Предметно-развивающую среду рекомендуется изменять с учетом практического опыта детей.


II ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ

Основная деятельность практического этапа по программе «Волшебные пальчики» ведется по трем направлениям (рис. 2).




Рисунок 2. Направления деятельности по программе


I НАПРАВЛЕНИЕ - коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, направленная на формирование и развитие мелкой моторики.

В коррекционно-развивающей работе с детьми необходимо учитывать такую направленность по развитию мелкой моторики как: нормализация мышечного тонуса и развитие двигательных функций руки.

Нормализация мышечного тонуса.

При повышенном тонусе важно снять напряжение в кисти и напряжение мелких мышц. Используется расслабляющий массаж (поглаживание, пошлепывание, контрастные процедуры: холод-тепло, использование массажных щеток, мячей, игры с грецкими орехами, с тестом, в тесто хорошо добавлять гречку, крупную соль). Нужны релаксирующие упражнения.

При пониженном тонусе – тонизирующие упражнения (сжимать – разжимать резиновую игрушку, мяч, эспандер).

Развитие двигательных функций руки (способность к разным видам захвата, моторной ловкости, координации движений обеих рук, к выполнению серии движений, к переключению с одного движения на другое)

Важно:

  • сначала даются упражнения для более крупных мышц;

  • начинают со статических движений (удержание позы);

  • динамические движения (кулак – ребро – ладонь);

  • движения с помощью пальцев.

Основные формы работы с детьми по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков - игры и упражнения, которые включены в занятия по развитию элементарных математических представлений и занимаю от 10 до 15 минут от общего времени.

Примерная структура занятия:

  1. Организационный момент (2 минуты)

Пальчиковая игра с речевым сопровождением

  1. Основная часть (27 минут).

  1. Сюрпризный момент «Волшебный карандаш» (1 минута)

Задания на повторение:

2. Задание «Повторение названия цветов и геометрических форм» (2 минуты)

3. Задание «Обозначить цифрой число предметов»») (5 минут)     

   4. Дидактическая игра «Найди ошибку» (3 минуты)              

Физкультминутка: (3 минуты)

Новый материал:

5. Задание «Провези машинку по дорожке» (2 минуты)

6. Задание «Путаница» (4 минуты)

Упражнение для глаз «Рисование глазами цифр от 1 до 5» (1 минута)

7. Задание «Пальчиковые шаги» (4 минуты)

8. Задание «Выложи лучики» (2 минуты)

III. Подведение итога и оценивание работы детей (2 минуты)







Нетрадиционные игры и упражнения


Упражнение «Пальчиковые шаги»

Цель: развитие координации движений кистей и пальцев рук.

Перед началом работы с «шагами» взрослому рекомендуется попробовать поработать самостоятельно, чтобы уметь правильно подсказать ребенку во время занятий. Рекомендуется начинать работу с варианта для ведущей руки и впоследствии постепенно переходить к работе со второй рукой. Самый сложный вариант работы — разнотипные и содружественные (одновременные) движения пальчиков обеих рук.

Этапы работы.

Первый этап: знакомство с ритмом стишка или приговорки, сопровождающей упражнение.

Ребенок учится слышать и показывать ритм речевого сопровождения. Сначала ребенок может отхлопать или отстучать ритм стихотворения, затем «прошагать» указательным и средним пальчиками этот ритм по столу.

Второй этап: знакомство с дорожками, по которым ребенок будет «шагать» пальчиками.

Перед началом работы малыш может просто проводить пальчиками по дорожкам. Когда ребенок будет готов «прошагать» дорожку с речевым сопровождением, начинать работу следует с самого легкого варианта — «шаги» указательным и средним пальцами. Усложнение задания на этом этапе состоит в том, что постепенно вводятся остальные пальчики руки в следующей последовательности:
указательный и средний пальчики; указательный и безымянный пальчики; указательный палец и мизинец; большой палец и мизинец; большой и указательный пальчики; большой и средний пальчики; большой и безымянный пальчики; средний и безымянный пальчики; средний палец и мизинец; безымянный и мизинец.
Ребенок будет испытывать трудности, работая с безымянным пальчиком и мизинцем, так как в быту используются движения преимущественно первых трех пальцев (большой, указательный и средний) и смежной с ними частью ладони. Поэтому очень важно прорабатывать все предложенные варианты работы с пальчиками, несмотря на трудность выполнения. «Шагая» пальчиками, важно подключать к работе кисть руки. Движения кисти руки в запястье помогут выполнять сложные в воспроизведении «шаги». На этом этапе стихотворный текст может произносить как взрослый, так и ребенок.

Третий этап: содружественные (одновременные) движения пальчиками обеих рук.

Этот этап предполагает работу одноименных пальчиков обеих рук без речевого сопровождения. Пальчики левой руки работают по четной странице разворота, правой руки — по нечетной.

Четвертый этап: наиболее сложный этап, когда ребенок учится выполнять одновременно разнотипные движения пальцев рук (пальчики одной рукой «шагают вверх», другой — «вниз»).

Разнотипность движений может заключаться и в использовании разных пальчиков разных рук (на левой руке работают указательный и средний пальчики, на правой — большой палец и мизинец). Эта работа требует более высокого уровня регуляции, в отличие от содружественных движений, воспитывает у ребенка сосредоточенность, умение сконцентрироваться и удерживать внимание.

Несмотря на сложность работы на третьем и четвертом этапах, ребенку необходимо усвоить эти упражнения, так как осуществление и автоматизация этих движений способствуют расширению резервных возможностей функционирования головного мозга ребенка.

Примерный комплекс упражнений «пальчиковых шагов» представлен в Приложении 2.



Традиционные игры и упражнения

Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.

Цель: развитие силы пальцев, быстроты и ритмичности их движений.

  • Противопоставление пальцев.

  • Сгибание и разгибание кисти в кулак поочередно и одновременно.

  • Круговые движения кистями при свободно согнутых пальцах.

  • Отведение — приведение пальцев.

  • Сжимание ластика разными пальцами.

  • Свободное постукивание пальцами по парте, одновременно и поочередно.

  • Перекладывание мячей разного диаметра.

  • Надавливание подушечками пальцев руки на пальцы другой.

  • Перекатывание в пальцах карандаша.

  • Передача пальцами теннисного шарика.


Упражнения по штриховке по контуру, обводка.

Цель: развитие зрительно-моторных координаций.

Эти задания способствуют не только развитию мелкой моторики, но и формированию общеучебных умений и навыков, в частности, такого важного, как умение слушать и слышать инструкцию и точно ее выполнять.

      • Рисование узоров, раскрашивание, штриховка, обводка по точкам и т.п.

      • Задания на тренировку умения вести руку по заданной траектории, копирование по шаблонам.

Практический, наглядный материал представлен в Приложении 3.


Игры с пальчиками с речевым сопровождением

Цель: развитие движения руки, снятие мышечного напряжения в кисти, развитие чувства ритма, кратковременной слуховой памяти.

Во время чтения стихотворения на каждое слово пальчики «здороваются», т.е. последовательно соединяются с большим пальцем в кольцо. Здесь использую два варианта: пальцы можно соединять в прямом и обратном порядке, можно чередовать.

Разучивать упражнения лучше индивидуально:

  • начинать с ведущей руки;

  • затем подключается другая рука;

  • обе руки одновременно;

  • упражнения хорошо сопровождать речью, но если ребенок сбивается, тогда речь сопровождения убирается.

Примерный комплекс стихотворных упражнений приведен в Приложении 4.


Самомассаж кистей и пальцев рук

Цель: развитие движений пальцев рук, снятие мышечного напряжения, подготовка мелкой мускулатуры руки к письму.

Данный вид задания рекомендуется детям, у которых повышен мышечный тонус мелкой мускулатуры. Такие дети обычно отличаются сильным нажимом при письме, и, как следствие, быстрая мышечная утомляемость, низкая скорость письма.

Примерный комплекс упражнений самомассажа кистей и пальцев рук приведен в Приложении 5.


Пальчиковая гимнастика

Цель: развитие мышечной активности и поддержание тонуса мышц участвующих в акте письма, развитие подвижности и гибкости кистей рук.

Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.

При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.

Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.

В идеале: каждое занятие имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.

Примерный комплекс пальчиковой гимнастики приведен в Приложении 6.


Упражнения на составление фигурок из счетных палочек или спичек

Цель: развитие мелкой моторики, пространственная ориентировка, соотнесение формы предмета, развитие навыков графической символизации.

Дети выкладывают на столе сначала по образцу, затем по памяти и, наконец, самостоятельно, по представлению, следующие фигуры: квадрат, треугольник, кубик, ваза, лодочка, юбочка, очки, лесенка, мельница, рыбка, пирамидка, флажок, звезда, мороженое, бабочка, аквариум, жук, окно, сумка, морковка, грузовик, рожица, брюки, пирог, мост, качели, лейка, танк, лопата, коробка карандашей, ракета, пароход, грибок, горка, тачка, беседка, снежинка, парусник, башня, песочница, самолет, кровать, телевизор, собака, корова, часы, санки, фонарик.

Примерные образцы составление фигурок из счетных палочек или спичек приведены в Приложении 7.


Упражнение «Нитяные узоры»

Цель: развитие тонких координированных движений пальцев рук, зрительно-моторных координаций, зрительной памяти, навыков самоконтроля, развитие произвольного внимания, умения работать сосредоточенно и аккуратно.

Для работы берутся толстые тяжелые нитки либо тонкие веревочки. Используются карточки-образцы, дети выполняют задания на выкладывание узоров, петель, завязывание узелков и связывание веревочек.

Примерные образцы нитяных узоров приведены в Приложении 8.


II НАПРАВЛЕНИЕ - взаимодействие с родителями

Цель: установить партнерские отношения с родителями, объединить усилия в процессе формирования у детей мелкой моторики и графомоторных навыков.

Участие родителей в коррекционном процессе усилит его эффективность и позволит добиться более высокого уровня развития мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Формы и методы работы с родителями:

  • Родительские собрания (проводятся 2 раза в год).

  • Печатные консультации, памятки (разрабатываются ежеквартально согласно плану и по запросу родителей).

  • Консультирование и беседы (проводятся по мере необходимости).

  • День открытых дверей (организуется 1 раз в год).

  • Практические семинары (проводятся 1 раз в квартал).

  • Встречи в семейном клубе «Педагогика для всех» (проводятся согласно плану, не реже 1 раза в квартал).

  • Методическая подборка для родителей (обновляется 1 раз в полугодие и по мере необходимости) - включает подбор книг, материалов консультаций, специальных памяток, подборку с упражнениями пальчиковых гимнастик, дидактические и настольно – печатные игры для развития мелкой моторики. Родители могут взять любой материал домой во временное пользование.

Собранный методический и практический материал по развитию мелкой моторики дошкольников предполагается презентовать родителям с помощью таких форм, как выпуск цветных рекламных проспектов, проведение обучающих семинаров, мастер – классов, практикумов.


III ЭТАП – АНАЛИТИЧЕСКИЙ

Цель: диагностика уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на выходе из программы.

Задачи:

  • диагностика уровня развития мелкой моторики у детей на выходе из программы;

  • провести анализ работы, внесение корректив в программу;

  • обобщить опыт работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.












РЕСУРСЫ

Кадровые ресурсы


п/п

Должность

Кол-во единиц

Обязанности

1.

Методист

1

Оказывает методическую помощь при разработке программы

2.

Заведующий отделением

1

Осуществляет контроль за процессом подготовки документации и осуществления мероприятий, согласно программе

3.

Логопед

1

  1. Проводит обследование детей; по результатам диагностического обследования осуществляет разработку и реализацию ИПР, анализирует их эффективность.

  2. Определяет задачи, формы, методы коррекционной работы с детьми.

  3. Проводит индивидуальные и групповые занятия по коррекции и развитию мелкой моторики и графомоторных навыков детей.

  4. Проводит практические занятия по обучению родителей методам коррекционного воздействия в домашних условиях.

  5. Занимается просветительской и консультативно-рекомендательной деятельностью.

4.






Воспитатель

2

  1. Проводит:

- игры и упражнения с детьми для закрепления материала;

- консультирование родителей по предложенным темам.

Создает предметную среду, условия для формирования у детей мелкой моторики и графомоторных навыков.

5.

Педагоги дополнительного образования (лепка, рисование, рукоделие )

2

Проводит:

- игры и упражнения с детьми для закрепления материала.

Создает условия для формирования у детей мелкой моторики и графомоторных навыков.











Материально-технические ресурсы


п/п

Место поведения мероприятий

Материалы и оборудование

1.

Комната для поведения групповых, индивидуальных мероприятий с детьми и родителями

  • Демонстрационный материал.

  • Раздаточный материал.

  • Дидактические и развивающие игры, пальчиковые игры и упражнения, материал по методике М. Монтессори.

  • ТСО: магнитофон, аудиозаписи.

  • Мольберт, столы, стулья, ковер.

2.

Комната для проведения индивидуального консультирования

Стол, стулья

3.

Музыкальный зал для совместного проведения праздников, развлечений

Фортепиано, музыкальные и шумовые игрушки, атрибуты к музыкальным играм, стулья.


Информационные ресурсы:

  • информационный лист, буклет о деятельности учреждения;

  • демонстрационный и информационный материал (информационные стенды, папки-передвижки, тематические памятки, буклеты).


Методические ресурсы:

  • диагностический материал;

  • консультационный материал для родителей;

  • конспекты занятий, семинаров, развлечений;

  • речевые игры и упражнения;

  • методический материал для родителей;

  • картотека дидактических, коррекционно-развивающих, пальчиковых игр и упражнений, физкультминуток.


















РЕЗУЛЬТАТЫ

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

КАЧЕСТВЕННЫЕ

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ

Реализация мероприятий программы в полном объеме и в запланированные сроки

Своевременно и качественно провести запланированные программой мероприятия

Привлечь к участию в коррекционно-развивающих мероприятиях 100% детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Развивать мелкую моторику: плавность, точность, скоординированность движений рук

Положительная динамика в развитии мелкой моторики: плавность, точность, скоординированность движений рук

Количество детей, у которых наблюдается положительная динамика в развитии мелкой моторики

Развивать умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер; умение владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения (обводя, закрашивая предметы, рисуя на заранее заготовленных листах)

Повысить у детей с ограниченными возможностями здоровья уровень умения правильно держать карандаш, ручку, фломастер; умения владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения (обводя, закрашивая предметы, рисуя на заранее заготовленных листах)

Совершенствование навыка владения карандашом, ручкой, фломастером детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Формировать зрительно-моторную координацию

Положительная динамика в формировании зрительно-моторной координации

Сформировать зрительно-моторную координацию у 100% детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Развивать пространственную ориентацию на листе бумаги

Положительная динамика в развитии пространственной ориентации на листе бумаги

Количество детей, у которых наблюдается положительная динамика в развитии пространственной ориентации на листе бумаги

Привлекать родителей к участию во всех этапах коррекционно-развивающего процесса

Вовлечение 70% родителей в коррекционно-развивающий процесс. Активное участие родителей в работе семейного клуба «Педагогика для всех», родительских собраний,

в совместных занятиях и развлечениях; оформление папки-передвижки, памяток, консультаций для родителей по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей

Повышение педагогической компетентности родителей и обучение их методам реабилитации через занятия с детьми по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков


    1. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Эффективность программы определяется посредством сравнительного анализа достигнутых и ожидаемых результатов.

































  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Бот, О.С. Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук детей с ЗПР //Обучение и воспитание детей с нарушениями речи: Сб. науч. трудов. – М., 1982.

  2. Бот, О.С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 1983. – №1.

  3. Гаврина, С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать, - Ярославль, 2001.

  4. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения/ Под ред. Шевченко, С.Г. – М.: АРКТИ, 2001.

  5. Екжанова, Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Издательство «Просвещение», 2003.

  6. Как развивается ваш ребенок? Таблицы сенсомоторного развития, игры и упражнения: От 4 до 7,5 лет / Хельга Зиннхубер; (пер. с нем Е. Араловой). – М.: Теревинф,2009.

  7. Квач, Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5 – 7 лет: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

  8. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М. 1973.

  9. Кольцова, М.М., Рузин, М.С. Страна пальчиковых игр. – СПб.,1997.

  10. Краузе, Е.Н. Логопедия. – 3-е изд.- СПб.: КОРОНА принт, 2006.

  11. Мельникова, С.С. Развитие мелких мышц пальцев и кисти руки /Начальная школа. – 1994. - № 8.

  12. Федосова, Н.А. Готовим ребенка к письму //Дошкольное воспитание. – 1996. - №4.

  13. Филиппова, С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков. – СПб., 1999.

  14. Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - Нижний Новгород, 1995.

  15. Чернова, Е. И., Тимофеева Е. Ю. ПАЛЬЧИКОВЫЕ ШАГИ. Упражнения на развитие мелкой моторики. – Санкт-Петербург: КОРОНА-Век, 2007.

  16. 29 лексических тем. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (4 – 5 лет) / Авт.-сост. А.В. Никитина. – СПб.: КАРО, 2008.

  17. Школа умелого Карандаша. Перспективное планирование и конспекты занятий по развитию графических навыков у детей 5 -7 лет с речевыми нарушениями / И.А. Подрезова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!