Учитель: Дмитриева Екатерина Юрьевна
Класс: 7
Дата:
Урок № 40
Тема урока: Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №9 «Изучение колебания маятников»
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков (лабораторная работа)
Планируемые результаты:
Предметные: научатся определять период колебаний экспериментальным путем
Научатся опытным путем обнаруживать выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее тело; рассчитывать выталкивающую силу по данным эксперимента
Метапредметные: способность сознательно организовать и регулировать свою учебную деятельность
Личностные: Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях
УУД:
Познавательные: самостоятельно проводить опыты и эксперименты; оценивать результаты своей деятельности;
Коммуникативные: эффективно сотрудничать в группе: распределять функции и обязанности в соответствии с поставленными задачами и индивидуальными возможностями
Регулятивные: составлять план и последовательность действий при выполнении лабораторной работы;
Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, шарик с прикрепленной к нему нитью длиной 130 см (нить протянута через ластик), секундомер (механический или электронный)
Ход урока:
Организационный момент
Установление готовности класса к занятию. Взаимное приветствие.
Актуализация опорных знаний
Проверка домашнего задания
- что такое колебания?
-какие колебания называются свободными?
- что называется нитяным маятником?
- что такое период колебаний? Обозначение. Единица измерения. Формула.
- что такое частота колебаний? Обозначение. Единица измерения. Формула.
-что такое амплитуда колебаний?
- записать формулу выражающую, связь между периодом колебаний и частотой.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
Сегодня на уроке мы выполняем лабораторную работу.
Тема лабораторной работы: «Изучение колебаний маятника»
На демонстрационном столе два маятника разной длины нити. Учитель поочередно выводит их из положения равновесия и ставит проблему: «Зависит ли период и частота колебаний от длины нити маятника»
А теперь, давайте определим цель работы (выяснить, как зависят период и частота свободных колебаний нитяного маятника от его длины)
Осмысление содержания и последовательности применения практических действий
Для выполнения экспериментальной работы мы повторим ТБ. Инструкция по ТБ.
Самостоятельное выполнение учащимися результатов работы
Лабораторная работа №9 «Изучение колебания маятников»
Цель работы: выяснить, как зависит период и частота свободных колебаний нитяного маятника от его длины.
О борудование: штатив с муфтой и лапкой, шарик с прикрепленной к нему нитью длиной 130 см (нить протянута через ластик), секундомер (механический или электронный)
Ход работы:
Укрепите маятник на штативе (см. рис.). Нить можно протянуть через ластик с помощью иголки. Ластик не дает нити выскальзывать из лапки штатива, а также позволяет быстро и достаточно точно установить нужную длину маятника.
Установите длину l маятника 5 см (обратите внимание на рисунок: длина маятника измеряется от точки подвеса до центра шарика). Отведите шарик примерно на 1 см от положения равновесия и отпустите без толчка. Измерьте интервал времени t, за который маятник совершит 30 полных колебаний. Измеренное значение интервала времени запишите в таблицу.
№ опыта | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Длина маятника, l | 5 | 20 | 45 | 80 | 125 |
Количество колебаний N | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 |
Время колебаний t, с | | | | | |
Период колебаний T, с | | | | | |
Частота колебаний , Гц | | | | | |
Проведите еще четыре аналогичных опыта, устанавливая указанные в таблице значения длины маятника. Запишите значения t в таблицу.
Для каждого из пяти опытов вычислите и запишите в таблицу:
значение периода T колебаний маятника;
значение частоты колебаний маятника (воспользуйтесь одной из двух формул: = или = ).
Сделайте вывод: как зависит период и частота свободных колебаний маятника от его длины.
Отчет учащихся о способах и результатах выполнения работы и теоретическая интерпретация полученных результатов
Чем длиннее нить, тем частота колебаний маятника меньше, период увеличивается
Итоги урока
Что узнали на уроке? (как нужно включить в цепь потребители, чтобы они могли работать независимо друг от друга)
Чему научились?
Как применили полученные знания?
Рефлексия
Вам было интересно на уроке? _________
Вы узнали что-нибудь новое на уроке? ____
Домашнее задание
Лабораторная работа №9 «Изучение колебания маятников»
Цель работы: выяснить, как зависит период и частота свободных колебаний нитяного маятника от его длины.
О борудование: штатив с муфтой и лапкой, шарик с прикрепленной к нему нитью длиной 130 см (нить протянута через ластик), секундомер (механический или электронный)
Ход работы:
Укрепите маятник на штативе (см. рис.). Нить можно протянуть через ластик с помощью иголки. Ластик не дает нити выскальзывать из лапки штатива, а также позволяет быстро и достаточно точно установить нужную длину маятника.
Установите длину l маятника 5 см (обратите внимание на рисунок: длина маятника измеряется от точки подвеса до центра шарика). Отведите шарик примерно на 1 см от положения равновесия и отпустите без толчка. Измерьте интервал времени t, за который маятник совершит 30 полных колебаний. Измеренное значение интервала времени запишите в таблицу.
№ опыта | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Длина маятника, l | 5 | 20 | 45 | 80 | 125 |
Количество колебаний N | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 |
Время колебаний t, с | | | | | |
Период колебаний T, с | | | | | |
Частота колебаний , Гц | | | | | |
Проведите еще четыре аналогичных опыта, устанавливая указанные в таблице значения длины маятника. Запишите значения t в таблицу.
Для каждого из пяти опытов вычислите и запишите в таблицу:
значение периода T колебаний маятника;
значение частоты колебаний маятника (воспользуйтесь одной из двух формул: = или = ).
Сделайте вывод: как зависит период и частота свободных колебаний маятника от его длины.