СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированное внеклассное занятие по русскому (украинскому) языку, литературному краеведению Донбасса в 5 классе.Технология мастерской творческого письма «Мой родной край. Дом. Семья»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка интегрированного внеклассного занятия по русскому (украинскому) языку, литературному краеведению Донбасса, изобразительному и музыкальному искусству в 5 классе

 

Языковая тема: Лексикология.  Лексическое значение слова. Слова однозначные и многозначные.  Синонимы

Тема по литературному краеведению: Михаил Пляцковский «Крыша дома твоего», Володимир Сосюра «Як не любить той край…».

Технология мастерской творческого письма «Мой родной край. Дом. Семья»

Разработка интегрированного внеклассного занятия по русскому (украинскому) языку, литературному краеведению Донбасса, изобразительному и музыкальному искусству в 5 классе

 

Языковая тема: Лексикология.  Лексическое значение слова. Слова однозначные и многозначные.  Синонимы

Тема по литературному краеведению: Михаил Пляцковский «Крыша дома твоего», Володимир Сосюра «Як не любить той край…».

Технология мастерской творческого письма «Мой родной край. Дом. Семья»

Просмотр содержимого документа
«Интегрированное внеклассное занятие по русскому (украинскому) языку, литературному краеведению Донбасса в 5 классе.Технология мастерской творческого письма «Мой родной край. Дом. Семья»»

ГОУ ДПО «ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»





Педагогический конкурс «Марафон-проект» по теме «Мы из Донбасса»

(к 95-летию со дня рождения Г. Бойко, 120-летию со дня рождения

В. Сосюры, 150-летию со дня рождения Н. Чернявского)






Интегрированное внеклассное занятие по русскому (украинскому) языку, литературному краеведению Донбасса, изобразительному и музыкальному искусству в 5 классе

Языковая тема: Лексикология. Лексическое значение слова. Слова однозначные и многозначные. Синонимы

Тема по литературному краеведению: Михаил Пляцковский «Крыша дома твоего», Володимир Сосюра «Як не любить той край…»


Творческая мастерская «Мой родной край. Дом. Семья»







Автор: Грунина Галина Николаевна, заместитель директора,

учитель украинского

и русского языка, литературы

МУНИЦИПАЛЬНОГО

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ «ШКОЛА №54

ГОРОДА ДОНЕЦКА»,

Киевский район






Донецк-2020

Разработка интегрированного внеклассного занятия по русскому (украинскому) языку, литературному краеведению Донбасса, изобразительному и музыкальному искусству в 5 классе


Языковая тема: Лексикология. Лексическое значение слова. Слова однозначные и многозначные. Синонимы

Тема по литературному краеведению: Михаил Пляцковский «Крыша дома твоего», Володимир Сосюра «Як не любить той край…».

Технология мастерской творческого письма «Мой родной край. Дом. Семья»

Цель:

Создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации; познакомить обучающихся с литературой родного края (на примере творчества поэта-песенника Михаила Пляцковского и поэта Владимира Сосюры).

Научить учащихся использовать имена существительные с учётом условий речевой ситуации. Развивать способности эстетического постижения действительности, образное ассоциативное мышление. Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве, навыки самостоятельной учебной деятельности. Воспитывать любовь к родному краю, дому, семье, доброе отношение к близким .

Оборудование: выставка рисунков учеников «Окна и крыша моего дома», презентация «Мой дом», аудиозапись песни «Крыша дома твоего» (Сл. М.Пляцковского, муз. Ю. Антонова), аудиозапись песни «Шахтерская лирическая».

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Вид урока: мастерская

                                                                  Ход занятия

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

(Лев Толстой)                

1. «Индукция» («наведение») (1-2 мин.) — первое задание мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников, создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого учащегося, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – слово, образ, фраза, мелодия, текст, рисунок – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.

Слово учителя (тихо звучит мелодия песни «Крыша дома твоего»):

- Ребята, прочитайте слова Льва Толстого: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (на доске). Запишите это высказывание по памяти в тетрадь. А теперь прослушайте стихотворение В.М.Баянова:

Сторона   любимая,  приметная,
У тебя  приметы   есть  предметные .
Где-то  есть  такие  ж  ели   с  соснами,
Где-то  есть  такие  ж зимы  с  веснами,
Горы есть со  снеговыми    шапками
И  поселки   с трубами  и шахтами.
Только  нет  нигде  чего-то   главного,
По  цене    одной  лишь  жизни  равного,
Очень  близкого чего-то,  очень  местного,
Сердцу  одному    только  известного.
Стоит  лишь  откуда – то  вернуться -
Как  готово   сердце   захлебнуться!
Весь  мой  век  такое  с ним  случается.
Пробовал  унять  -  не   получается …

Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (о доме, о родных местах, о семье).  

2.Первичная социализация («самоинструкция») (10 мин.) Выполнение заданий (спонтанных или опережающего характера, заранее подготовленных), предложенных учителем. Индивидуальное создание гипотезы, решения, текста.

Сегодня у нас необычное мероприятие – творческая мастерская «Мой родной край. Дом. Семья». Прислушайтесь к себе, к своему сердцу. Вспомните свой дом. В вашем родном доме звучит много слов, вспомните самое тёплое слово, которое согревает сердце. -Запишите это слово.

- Прочитайте, что записали. Если вам понравились слова одноклассников, запишите их себе. (Метод сравнения версий).

Прием «Микрофон». Дом - это семья, родина, любовь, дети, счастье, мама и папа, брат, сестра…крыша дома, уют, тепло семейного очага, окон свет, защита, поддержка, взаимопонимание, гостеприимство, родной край, сказка из детства, маленький островок личного пространства…

Ассоциации к слову ДОМ. (Метод символического видения и смысловых ассоциаций).

-Запишите слово ДОМ, а ниже в столбик слова, которые связаны с воспоминаниями, мыслями о доме. Зачитайте их.

Дом - это семья, родина, любовь, дети, счастье, мама и папа, брат, сестра…крыша дома, окон свет…родной край…

* Задание на внимательность (посчитать, сколько раз в течение занятия будет употребляться слово «крыша»).

А сейчас послушайте стихотворение Владимира Сосюры «Як не любить той край…» (задание опережающего характера читает подготовленный учащийся):

Як не любить той край, де вперше ти побачив
солодкий дивний світ, що ми звемо життям,
де вперше став ходить і квіткою неначе
в його теплі зростав і усміхавсь квіткам!

Як не любить той край, що дав тобі і силу,
і гострий зір очей, і розум молодий,
і далі, що тобі красу свою одкрили,
і моря голубий, розгойданий прибій…

Він радість у труді і творчих дум польоти
тобі для слави дав, як шум гаїв і рік,
як сяйво сонячне усій твоїй істоті,
як весни, що до їх тепла ти серцем звик.

З тобою він у снах і наяву з тобою,
ти разом з ним ростеш і змінюєшся з ним,
милуєшся його нетлінною красою,
бо він – твоє життя, твоя любов, твій дім.

Сообщение о поэте-земляке или инфоплакат (задание опережающего характера как элемент технологии «перевернутый класс»). Желательно выделить основные концепты.

Владимир Николаевич Сосюра родился на станции Дебальцево Донецкой области, по одним данным, в 1897 году (ст. ст.), по другим — в 1901-м (указан на надгробии поэта).

Его отец, Николай Владимирович, чертёжник по специальности, имел французские корни. Будучи человеком непоседливым и разносторонне одарённым, сменил много профессий, учительствовал, работал сельским адвокатом, шахтёром. Мать поэта — Антонина Даниловна Локотош — маляр, родом из Луганска, занималась домашним хозяйством.

Владимир Сосюра окончил сельскую школу и поступил в агрономическую. С малых лет работал в шахтах Донбасса, принимал участие в гражданской войне. По окончании войны учился в Коммунистическом Университете в Харькове и на рабфаке при Харьковском институте народного образования. В это время был участником литературных организаций «Плуг», «Гарт», ВАПЛИТЕ, ВУСПП. В 1942—1944 годах Сосюра - военный корреспондент. Умер Владимир Сосюра 8 января 1965 года. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище. Первое его стихотворение (на русском языке) было опубликовано в 1917 году. Тема Отчизны, тема родного края, его трудолюбивых людей, их духовности была для творчества В. Сосюры центральной. Она воплощена в стихах о родной Донетчине, где промелькнула юность поэта. Донецкий край Сосюра славил во многих произведениях. Стихотворение «Как передать, Донбасс, твою красоту и силу...» воспевает современные поэту типичные картины угольного края. В нем представлены яркие слуху и зрительные образа: «комбайнов гордый гул», «клич гудков», «клекот орлий домн», «стали гул вечный». Ласкает сердце автора и природа Донбасса: «Донца зеленые волны», «шепот яворов», «неба вышина у туч ажурной тени», «на горизонте рощи». Запоминается и персонифицированный образ свободной, творческой работы: «Нам свободный труд дает все, что сердце хочет». Душа поэта преисполнена радостью за своих земляков. Поэт составляет хвалу жизни, которой дает ему право сказать сердечное слово о «величии и красоте донецкой земли». Домом для поэта был его родной край Донеччина.

А теперь послушайте стихотворение Михаила Пляцковского «Крыша дома твоего» (задание опережающего характера читают подготовленные учащиеся):


Мы все спешим за чудесами. 
Но нет чудесней ничего, 
Чем та земля под небесами, 
Где крыша дома твоего. 

Вмиг огорчения любые 
Исчезнут все до одного. 
Лишь вспомнишь звезды голубые 
Над крышей дома своего. 

И если вдруг тебе взгрустнется, 
То грусть не значит ничего, 
Когда ты знаешь, что под солнцем 
Есть крыша дома твоего. 

Мир полон радости и счастья, 
Но край родной милей всего... 
И так прекрасно возвращаться 
Под крышу дома своего! 
Сообщение учащегося или инфоплакат (задание опережающего характера как элемент технологии «перевернутый класс»)
Это стихотворение написал наш земляк. Известный поэт-песенник Михаил Пляцковский родился в городе Енакиево и одно время трудился в местной заводской газете, которая носила название «За металл». В своих стихах он описывал красоты родного края и уже тогда пытался напевать свои стихотворения.  В последствии его песни стали очень знаменитыми шлягерами: «Крыша дома твоего», «Мамины глаза», «Через две зимы». Имя Михаила Спартаковича Пляцковского горит яркой звездочкой в плеяде советских поэтов-песенников. Талантливый автор стихов, многие из которых были переложены на популярные мелодии, Пляцковский своим творчеством внес большой вклад в поэзию второй половины ХХ века и, безусловно, прославил родной Донбасс.

-Да, в хорошем, тёплом, светлом доме можно спокойно смотреть сквозь окно. А какие окна и крыша у вашего дома?

 Выставка рисунков «Окна и крыша моего дома» на стенде. Инсталляция. Метод сравнения версий.

А какие окна и крыша вашего дома? – Посмотрите на замечательные рисунки наших ребят.

А теперь попробуйте закончить предложения, используя слова-синонимы .  (Прием «Неоконченное предложение») 3 мин.

 Мой дом…

Я в доме…

Дома мне интересно…

Я люблю, когда дома…

Я хочу, чтобы в нашем доме…

Мне (не)понравилось стихотворение М.Пляцковского потому,что…

-Прочитайте что записали.

«Социоконструкция»( 5 мин.). Совместная деятельность в парах (обсуждение), формулирование собственных мыслей.

 -Выскажите и обоснуйте свою точку зрения о том, как вы понимаете словосочетания ХОЛОДНЫЙ ДОМ и ТЕПЛЫЙ (ИДЕАЛЬНЫЙ) ДОМ.          (высказывания учащихся с использованием слов-синонимов и слов-антонимов).

-Да, семья - это и есть то, ради чего стоит просыпаться каждый день, дышать каждую секунду, и молить Бога каждое мгновенье, чтобы он оберегал и защищал своих родных…

-Давайте послушаем стихотворение о семье (подготовленное опережающее задание).

 Семья – это счастье, любовь и удача,

 Семья – это летом поездки на дачу.

 Семья – это праздник, семейные даты,

 Подарки, покупки, приятные траты.

 Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

 Мечты о хорошем, волнение и трепет.

 Семья – это труд, друг о друге забота,

 Семья – это много домашней работы.

 Семья – это важно!

 Семья – это сложно!

 Но счастливо жить одному невозможно!

 Всегда будьте вместе, любовь берегите,

 Обиды и ссоры подальше гоните,

 Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

 Какая хорошая Ваша семья!

Работа в группах над составлением сенкана «Теплый дом»/ «Холодный дом». Сенкан - это восточный стиль написания стихов. Состоит из пяти строк, нерифмованный стих. Сенкан синтезирует информацию и факты в краткое высказывание, которое описывает или отзеркаливает тему. Сенкан помогает обобщить информацию, схватывать сложные идеи, ощущение и представление и формулировать их несколькими словами.
1.Первая строка - это слово или словосочетание, о котором пишется сам сенкан.
2. Вторая строка - это два определения, характеризующие первую строку.
3.Третья строка - три глагола, относящиеся к тому, о чем пишется сенкан.
4. Четвертая строка - предложение из четырех слов, которое также относится к первой строчке. 5. Пятая строка - это одно слово, которое выражает суть того, о чем пишем, или синоним.

3.«Социализация» (5 мин.)(предъявление созданного продукта всем участникам). А сейчас подумайте и обсудите в парах, от кого из членов семьи зависит создание дружного и крепкого дома. (Устные высказывания учащихся «Если б я был главой семьи…»). Метод «Если бы…»

4. «Разрыв»(2 мин.) (Внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску своих ответов). Перечитайте все слова, использованные на уроке, и выберите главное слово. Метод «ключевых слов». (Звучит музыка). Напишите его на своём листе с заглавной буквы. Это и есть тема домашнего сочинения.

Физкультминутка

5.Творческое задание(15 мин.)Написание мини-сочинений «Дом», «Семья», «Крыша дома моего» , «Мой родной край» обучающимися. Метод самостоятельного конструирования определений, понятий.

Составьте пожелания вашему дому. Метод «вживания» и образного видения. (Представьте, что вы дом. Что вы видите, слышите, чувствуете?). Словесно нарисуйте.  Все ответы признаются правильными!!!

Сочинение-идентификация «Я дом». Используется метод «вживания» и образного видения. (Представьте, что вы дом. Что вы видите, слышите, чувствуете?). Словесно его нарисуйте.

Здравствуйте, я дом. Самый настоящий, большой, многоквартирный дом. Я появился на свет довольно давно. Наверно, тогда солнце светило ярче, деревья были зеленее. Прошло время, теперь я немолодой, но вполне добротный, надежный дом. Собирали меня по кирпичику люди. Они приходили с рассветом, надевали простую одежду, и крепкими рабочими руками строили стены, лестницы, перила, окна. А потом вокруг меня люди высадили деревья. С ними мне стало гораздо уютнее. Сейчас мы иногда переглядываемся, мои друзья-деревья уже давно стали большими, почти такими же, как и я. Мои нынешние жильцы одни из самых лучших. Среди них есть учителя, инженеры, рабочие и даже один работник зоопарка. Всех своих жильцов я очень уважаю. С утра пораньше они спешат на работу. Уезжают на автомобилях, уходят пешком, идут на остановки общественного транспорта. Мысленно всем я желаю удачного дня. Я понимаю, что работа, учеба много значат в жизни человека. Мне нравится, когда люди возвращаются вечером домой в хорошем настроении. А знаете, чему я особенно рад? Когда появляются самые маленькие жильцы. Они такие славные, их наряды пока – пеленки да распашонки. Но они мои полноправные жители. Везут их родители в колясках, они с интересом глядят по сторонам. Такие важные, красивые. Интересно наблюдать за тем, как кроха превращается во взрослого человека! Люди говорят: «Мой дом – моя крепость». Я и есть настоящая крепость для детей и для взрослых. Я был крепостью и для первых семей, которые когда-то давно довольные и счастливые отмечали новоселье. Жизнь шла, менялись мои жильцы, но все они любили и ценили дом. Я рад, что я для них – символ надёжности, уверенности, уюта и тепла. Однажды люди сказали, что меня нужно отремонтировать. Со временем с моих стен немного обрушилась штукатурка, попортились окна. Я спокойно отнесся к ремонту. Потому что все подвержено времени, ветрам и осадкам, у всех материалов есть свой срок годности. Отремонтировали меня на славу. Мои стены вновь стали ровными, подъезды красивыми, крылечки аккуратными. Я заметил, что у людей улучшилось настроение. Ведь все любят чистоту и красоту. И никого не радует ветхость, неприглядность. Вот так протекает моя жизнь. Конечно, бывают и сложные моменты, но хороших гораздо больше. На этом я, дом, закончу рассказ о себе. Пожелайте мне счастливых жильцов и долголетия!

Сочинение по метафоре «Дом – это». Составить сочинение по метафоре, используя различные разряды имен прилагательных. Требования: состоит из 6-ти характеристик в определённой последовательности: *цвет;* запах (ощущение); *вкус ;**внешность; *звук; *качество переживаний. *первое слово каждой строчки - название стихотворения.
Дом – это светлый островок моей души.
Дом – это тепло семейного очага.

Дом – это вкус бабушкиного пирога.

Дом –это смех детей и песни за праздничным столом.

Дом – это прекрасный уголок, лучшее место на Земле, моя малая вселенная.

Дом – это мечты о счастье.

Составление кластеров «Моя семья». Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.


Итоги. А теперь закончим урок пожеланием вашему дому. 

Руки над головой, пальцы соединены - крыша идеального дома.

Руки скрещены на груди – много света в доме.

Глаза вверх - мир дому.

Глаза вниз - покой дому.

Глаза вправо – добро дому.

Глаза влево – любовь дому.

Глаза прямо – свет дому.

Работа учащихся на уроке оценивается путем самооценивания и представления результатов творческой и самообразовательной деятельности. Предусматривается создание ситуации успеха для каждого учащегося.

6.Инсталляция («афиширование») (2 мин.) (примерные высказывания учащихся размещаются на доске или стенде).                 

- Идеальный дом - это дом, в котором никому ни для кого ничего не жалко , где все любят друг друга и делятся  радостью и горем , где все дружны и защищают друг друга, имеют надежный тыл, крышу над головой. Идеальный дом должен быть у каждого на свете, как и у меня.

-Свою семью я называю сокровищем! Я самая счастливая девочка во всём мире. Я считаю, что там, где в семье царит мир, согласие, взаимопонимание, любовь к своим детям, а детей к своим родителям- это бесценное богатство.  

-Для меня семья - это место, куда я всегда буду с нетерпением возвращаться. Мои родные и близкие всегда меня ждут и любят.  

-Моя семья-это моя опора. Моя семья - это моя крепость. Счастлив тот, кто знает, что под солнцем, есть крыша дома своего.

-Ближе людей, которых я называю своей семьёй, уже никого не найти. Я ею дорожу, её люблю и уважаю. Она для меня самая лучшая. И так прекрасно возвращаться под крышу дома своего! 

- В нашей семье дружелюбная атмосфера, каждый готов прийти друг другу на помощь. И она много значит для меня.

-Мне хочется быть всегда дома и возвращаться под родную крышу, где меня всегда ждут.

- Донбасс – мой родной край, самое милое сердцу место на Земле. Здесь самая красивая природа, самые интересные сказки, поверья, легенды (например, о Шубине), самые добрые и душевные люди. Здесь все свое, такое близкое и любимое, куда хочется все время вернуться. Почему это место так тянет к себе? Почему многие тоскуют о нем на чужбине? Наверное, потому, что знакомство с окружающим миром впервые происходило именно в этих краях. Маленький человек впервые здесь увидел солнце и крышу своего дома, услышал шум дождя, пошел в школу, обрел друзей.

Известный поэт-песенник Михаил Пляцковский родился в городе Енакиево и одно время трудился в местной заводской газете, которая носила название «За металл». В своих стихах он описывал красоты родного края и уже тогда пытался напевать свои стихотворения.  В последствии его песни стали очень знаменитыми шлягерами: «Крыша дома твоего», «Мамины глаза», «Через две зимы».

Мы все спешим за чудесами,

Но нет чудесней ничего,

Чем та земля под небесами,

Где крыша дома твоего.

У меня тоже родной край ассоциируется именно с тем местом, где крыша дома моего, с рабочим поселком шахты «Октябрьский рудник» в городе Донецке недалеко от железнодорожного вокзала, где по вечерам во время отправления поезда «Уголек» можно было услышать незабываемые слова: «В светлом небе донецком голубиные стаи обгоняет степной ветерок. Пусть им вслед улетает эта песня простая, песня трудных шахтерских дорог…». Эти строки из популярной в Донбассе народной песни врезались в память с малых лет. Она как - будто пропитана и радостью, и грустью. С каждой строчкой я вспоминаю тех, кто, слава Богу, жив, и с болью о тех, кого уже нет. Вечная им память и благодарность за тяжелейший и опаснейший труд!

Так пускай расцветает под степными ветрами

Белых яблонь весенний наряд.

И всегда вечерами над родными копрами

Огоньки, как рубины, горят.

7.«Рефлексия» (1-2 мин.) (взгляд со стороны на все произошедшее, констатация того, что происходило в душе, как менялись мысли, эмоции на различных этапах мастерской).                                                                                   -Ребята, сегодня наша мастерская «была первым кирпичиком» для закладки вашего дома. Мы с вами готовим встречу с родными «Час сердечного общения. О своих родных с любовью», а для этого мы продолжим работу по закладке дома, будем оформлять домашние сочинения и готовить проекты о семье.

Звучит песня «Крыша дома твоего» (Сл. М. Пляцковского, муз. Ю. Антонова) или песня «В светлом небе донецком» («Шахтерская лирическая»).

8. Творческое домашнее задание. Написать сочинение-монофон. Сочинение-монофон – это творческая работа, состоящая не менее 50 слов. Все слова должны начинаться с одной буквы или звука (с какой/какого именно, вы выбираете сами). Предлоги, союзы, наречия могут начинаться с любой буквы или любого звука, но должны быть однослоговыми или двуслоговыми. Слова, использованные в монофоне несколько раз, учитываются в количественном отношении только один раз.

Семья

Свершилось! Сегодня состоялась свадьба самой старшей сестры Самойловой Светланы Сергеевны, ставшей Северовой. Случай свел - семья сложилась. Супруги счастливы, сваты стали совсем своими. Стадия строительства семейства, стойкого союза. Сентенции сопровождали смелыми советами. Составили сильную стратегию, секреты создания семьи. Следует сознательно стремиться сохранить согласие, симпатию, соблюдать спокойствие, строить самостоятельно семейное счастье, содержать, создавать, сочувствовать, сопереживать, соответствовать совместным суждениям, совпадать случайными сходствами, соглашаться сменить свойственные своеобразные слабости, соприкасаться смыслами, смягчать ссоры, сдерживать скандалы, справляться со страхами, суетой, сплетнями, стрессами, стараться слышать своего спутника, стабильно совершенствоваться, стимулировать саморазвитие супруга. Сконцентрируйтесь, сохраните святыню – соборы своих сердец, свою семью!








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!