Учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ с.Печёнкино
Баязова Юлия Владимировна
Интегрированные методы обучения как один из способов повышения качества образования на уроках литературы
Литература является одним из видов искусства и изучать ее интереснее, привлекая другие виды искусства: театр, кино , живопись, музыку, то есть интегрируя знания из различных видов искусства. Литература является наиболее объединяющим предметом учебной системы. Интегрированные методы обучения являются одним из способов повышения качества образования на уроках литературы.
Интегрированные уроки по литературе – это попытка, используя новые методы, доступно, всесторонне и эмоционально рассказать о литературном произведении.
Цель таких уроков – «погружение» в определённую культурную эпоху, диалог с ней, постижение её картины мира и человека в символах, образах, моделях бытия.
Одним из обязательных и основных требований интегрированного
преподавания на уроке является повышение роли самостоятельной работы учащихся, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счет других предметов. При этом ученики справятся с подобной работой только тогда, если владеют приемами исследовательской деятельности и умеют правильно организовать свое время, что наблюдается всё реже и реже. Значит, задача учителя научить ребенка самостоятельности и развить в нем познавательный интерес к предмету исследования. Для решения таких задач можно использовать интегрированные методы обучения, имеющие межпредметное содержание. Самые распространённые из них:
— индивидуальные — рефераты, сочинения, самостоятельные исследования, проекты, доклады, краткие отзывы о книгах и статьях, самонаблюдения, опыты, сбор материалов по изучаемой проблеме;
— групповые — театрализованные представления по тематике уроков, тематические кружки и секции, практические работы, обсуждение книг и оформление стенгазет, игры межпредметного содержания;
— массовые — межпредметные экскурсии, тематические вечера, конференции, конкурсы, факультативы, олимпиады.
Почти все художественные произведения получают свою «вторую» жизнь на сцене, в кинематографе, в изобразительном искусстве, в музыке и т.д. – то есть художественное произведение попадает в широкий контекст и может , и должно рассматриваться на уроке литературы в многообразии связей, существующих между отдельными видами искусства.
Уроки, на которых демонстрируется связь литературы с другими видами искусства развивают нравственную культуру, творческие способности учащихся, развивается эмоциональная сфера.
Я работала над интеграцией литературы с разными видами искусств – с живописью, музыкой, кино, театром. Мне очень повезло, так как кроме русского языка и литературы , я вела уроки ИЗО , второй год веду уроки МХК в 10-11 классах и первый год - музыку в 6 классе. Использование живописи, музыки на уроках литературы, русского языка расширяет кругозор учащихся, развивает образное мышление, сопоставление художественного произведения с экранизацией , раскрывает мир разнообразия читательских интерпретаций, учит уважению чужой точки зрения, формирует самостоятельность мышления.
Существуют различные виды интеграции:
1. Проблемная интеграция (предполагает обращение на уроке или на ряде уроков к одной и той же ключевой идее, которая становится не объектом для повторения, а примером для обнаружения новых оттенков и граней изучаемого явления);
2. Тематическая интеграция (создаётся общей темой урока, одновременно давая возможность развернуть главное содержание при обращении к разным аспектам);
3. Межпредметная интеграция (в рамках урока сближаются предметы, близкие по способу познания мира: литература и МХК, музыка и литература, русский язык и литература, литература, музыка и ИЗО).
На уроках наблюдаются все виды интеграции. В зависимости от целей используются различные методы и формы работы.
Урок-путешествие, который предусматривает преодоление ряда этапов заданий на протяжении всего путешествия, тем самым заинтересовывая ученика, заманивая его в путь-дорогу по стране знаний. Например, урок-путешествие по местам боевых сражений при изучении романа «Война и мир» Л.Н.Толстого , путешествие по Пятигорску (литература + история).
Урок творческого поиска предполагает, что дети сами ищут решение поставленной проблемы, информацию для ответа на вопрос, дополнительные сведения по данной теме . Любой урок литературы можно назвать уроком нравственности, мастерской ценностных ориентаций и творческого поиска (урок по рассказу И.С.Тургенева «Муму» - связь литературы и истории: учащиеся 5 класса впервые получают сведения о крепостном праве и пытаются ответить на вопрос , возможен ли был такой финал в то время; уроки доброты по произведениям В.Г.Распутина и В.П. Астафьева (это «Уроки французского» , «Конь с розовой гривой»; по рассказу А.П. Платонова «Юшка»в 7 классе )
Творческие мастерские. В 8 классе при изучении повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» учащимся было интересно сравнивать её с документальной книгой поэта «Пугачёв». При изучении истории создания повести учащиеся узнают, как и где собирал автор материал для своего произведения, как творчески обработал документальные сведения.
Урок-проект. Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. В основе каждого проекта лежит проблема. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы.
Литература и музыка.
В русской литературе нет такого писателя и поэта , творчество которого не коснулась бы музыка. Композиторы обращаются к творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, А.Н.Островского, С.А.Есенина, А.А. Блока, М.И.Цветаевой, Б.Л.Пастернака, А.А.Ахматовой, Н.Рубцова и других классиков русской литературы 19 и 20 века. Естественно и органично включение в уроки по изучению лирики Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Некрасова, Есенина романсов Алябьева, Даргомыжского, Глинки, Римского-Корсакова, Рахманинова, Чайковского, Шостаковича, Свиридова. Такие романсы, как “Черная шаль”, “Я вас любил”, “Я помню чудное мгновенье”, “И скучно и грустно”, “Царскосельская статуя”, “Шепот, робкое дыханье”, “Весенние воды”, “Я встретил вас”.
Музыкальные произведения особо актуальны на уроке по изучению творчества поэтов –шестидесятников (Вознесенского, Рубцова, Ахмадулиной, Евтушенко, Рождественского). Неотъемлемой частью станут музыкальные исполнения поэтов-бардов (Окуджавы, Галича, Визбора, Высоцкого) при изучении темы «Авторская песня».
Музыкальные произведения становятся важным элементом на следующих уроках:
- при изучении поэмы А.С.Пушкина «Евгений Онегин» уместно вспомнить об опере Чайковского на это величайшее произведение, при изучении творчества Н.В.Гоголя можно включить одну из арий из оперы Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством»;
- при изучении романа Достоевского «Преступление и наказание» можно использовать музыку: минор Л. Бетховен. Симфония №7. ч.2 ;
- при изучении романа Л.Н.Толстого «Война и мир» интересно проводить анализ образа Наташи Ростовой с использованием музыкальных произведений. (пляска Наташи в Отрадном, танец отца и матери Наташи, первый танец на балу Наташи и Андрея);
-при изучении романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» очень впечатляет музыка И.Корнелюка, написанная к фильму по этому роману;
-в 8 классе при изучении баллады Гёте «Лесной царь» можно прослушать одноимённое музыкальное произведение Ф.Шуберта.
-в 11 классе при изучении творчества современных поэтов можно прослушать так называемые дворовые песни под гитару. Например, песню на стихи Эдуарда Асадова «Я могу тебя очень ждать…», которую чаще поют девушки.
Литература и живопись
Содружество литературы и изобразительного искусства - один из наиболее распространённых видов интегративных связей на наших уроках. Леонардо да Винчи говорил: «Живопись –это поэзия, которую видят, но не слышат, поэзия – это живопись, которую слышат, но не видят». Образы литературы создаются словом, образы живописи –рисунком и цветом.
Произведения живописи на уроках литературы, обладая зримой отчётливостью, позволяют конкретно представить личность писателей, портреты героев, быт, обстановку действия, картины жизни, исторических лиц и историческую эпоху в целом. Обращение к живописи возможно на всех этапах учебных занятий по литературе.
Совершенно необходимо привлечение сведений из истории и теории изобразительного искусства при изучении обзорных тем, которые дают общее представление об определенном периоде русской культуры. Эти сведения конкретизируют материал обзора, наполняют его более широким содержанием, дают глубокое и правильное представление об искусстве эпохи.
При изучении биографии писателя мы, прежде всего, обращаемся к его портрету. Многие художники отразили в своем творчестве живописные места, связанные с пребыванием там писателей; природу, которая воссоздана в их литературных произведениях. Так, методически интересным оказывается включение пейзажей Лермонтова - художника при изучении его биографии. Почти все они связаны с конкретными местами на Кавказе, где бывал поэт. Пейзажи Лермонтова являются своеобразным “дневником” путешествий и скитаний поэта. Несомненный интерес вызывают иллюстрации к художественным произведениям некоторых мастеров живописи:
-картины Шмаринова и Глазунова к роману Достоевского «Преступление и наказание»,
-иллюстрирование произведений А.С.Пушкина ( художники
-иллюстрации к произведениям А.П.Чехова( И.Левитан, В.А.Серов, Кукрыниксы, Д.Н.Кардов, Д.А.Дубинский, Б.М.Басов, Т.В. Шмарёв)
-портреты и иллюстрации к произведениям Л.Н.Толстого ( Крамской, Левитан и другие)
В отдельных случаях представляется возможным связать с живописью лирическое произведение, если в нем ярко передано наряду с выразительным изобразительное начало. Стихотворение Сергея Есенина “Отговорила роща золотая…” может быть сопровождено демонстрацией гравюры Ф.Д. Константинова. При изучении лирических произведений других поэтов, таких как А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, А.А.Фет, Ф.И.Тютчев, Н.А.Некрасов уместно использовать пейзажную живопись художников-передвижников 19 века, а также картины художников 20 века.
Такой методический прием, как устное словесное рисование, позволяет, оставаясь в пределах словесных образов литературы, всемерно развивать и углублять зрительное представление, воспринимать изобразительное начало произведения; стимулирует работу воображения, приучает зорко всматриваться в текст, служит развитию устной речи.
Литература и театр
Методические и организационные формы содружества между преподаванием литературы и театром складывались на протяжении многих лет, но основной принцип — принцип связи литературы с формированием зрительского опыта — всегда оказывается чрезвычайно плодотворным: расширяется круг литературных интересов , возникает стойкий интерес к фактам современной культуры и, прежде всего — к театру, обогащается мир эмоций, нравственных чувств и знаний, формируются эстетические оценки, повышается самостоятельность и обоснованность суждений.
Наиболее актуальна связь с театральным искусством при изучении творчества таких писателей –драматургов как А.Н.Островский, А.П.Чехов, А.М.Горький. На уроках в 10-11 классах необходима демонстрация некоторых сцен из спектаклей «Вишнёвый сад» Чехова, «На дне» Горького, «Гроза» Островского.
К. С. Станиславский говорил: «Лучший способ познать пьесу – это проследить: как зарождается и развивается в ней конфликт, за что и между кем ведется борьба, какие группы борются и во имя чего? Какую роль в этой борьбе играет каждый персонаж, каково его участие в конфликте, какова его линия борьбы, каково его поведение?».
В рамках урока литературы есть возможность наиболее целесообразно использовать элементы театрализации, так как литература и театр – два вида искусства, общим для которых является слово.
Литература и кино
Обращение на уроках литературы к киноискусству тоже не новый вид работы. Однако сегодня благодаря бурному развитию кинематографа и информационных технологий кино вытесняет литературу из сферы интересов молодёжи. Но вполне реально превратить кинематограф из соперника литературы в ее союзника: сопоставить не иллюстрации, а целые эпизоды, не статичные образы героев, а оживленные актерами. При чтении описания внешности демонстрация игры актеров , да и просто внешности очень хорошо помогает живо и точно представить литературных героев. Например, когда с 11 классом читаем о порочной и вызывающей красоте Аксиньи из романа М.Шолохова «Тихий Дон» , я демонстрирую учащимся фотографию Элины Быстрицкой в образе Аксиньи. Учащиеся видят и красоту, и манеру казачек одеваться. Изучение романа –эпопеи Л.Толстого «Война и мир» вообще невозможно представить без кинематографических сцен: это и мода 19 века, и балы, и внешность героев.
Мы можем научиться смотреть фильмы, оценивать их с эстетической позиции, сравнивать трактовки режиссеров с авторским замыслом; видеть возможности кинодеталей, осмыслять роль цвета, света, планов, музыки. Например, при изучении повести М.Булгакова «Роковые яйца» можно посмотреть фрагмент из художественного фильма, где основным фоновым цветом является красный , который символизирует и кровь, и смерть, и переворот, и неразбериху в жизни и в сознании людей. Сопоставление кинофрагмента с фрагментом текста проводится аналогично работе с иллюстрацией.
Традиционный для методики путь — от словесного произведения к его кино- или театральной интерпретации — сегодня не дает желаемого результата, поскольку из цепочки выпадает основное, первое звено — чтение.Поэтому полезно использовать эти виды в совокупности: читать текст и смотреть кино. Если экранизация удачная, я советую учащимся посмотреть тот или иной фильм. Кино сейчас – самый массовый вид искусства. И именно он сможет вернуть интерес к классической литературе.
Чтобы такое взаимодействие было эффективным, нужно придерживаться нескольких методических условий: предварительно ознакомить школьников со средствами выразительности в кинематографе; проводить процесс взаимодействия в несколько этапов: подготовка к восприятию фильма; обмен впечатлениями о нем после просмотра; мотивировать обращение учеников к литературному источнику путем создания проблемной ситуации; сопоставительный анализ фильма и текста.
Литература и история
Среди гуманитарных дисциплин, которые интегрируются с литературой, особое место занимает история. Без интеграции с историей немыслимо изучение литературы. Перед изучением того или иного художественного произведения повторяем сведения об эпохе, которая описывается в художественном произведении, к которой относится творчество того или иного писателя. Разработан такой приём знакомства с личностью писателя, как портрет писателя в контексте эпохи.
Знание истории определяет возможность конкретно-исторического анализа литературы.
Возможна интеграция литературы с историей на основе историко-культурных сведений, истории литературы. Одной из черт русской литературы был её интерес к прошлому народа. Писателей волновала история народа, потому что без ее осознания нельзя правильно показывать жизнь. Писатели нередко воспроизводили в своих произведениях важные исторические события. Например: Петр I (А.С. Пушкин «Полтава», «Медный всадник»), князь Олег (А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»), Пугачев (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»), Иван Грозный (М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова»), Наполеон, Кутузов, Александр I (Л.Н. Толстой «Война и мир»), император Александр I (Н.С. Лесков «Левша»).
«Литература и история – близнецы-братья» – так можно перефразировать стихи В.В. Маяковского.
В 11 классе на тему «Октябрьская революция 1917 года. Как это было?» (на основе исторических материалов и поэмы А. Блока «Двенадцать») ставим центральные проблемные вопросы, которые активизируют у учащихся мотивы познавательной деятельности:
Был ли неизбежен Октябрь? Каково отношение Блока к революции?
Какой представлена Октябрьская революция в исторических материалах и в поэме А.Блока «Двенадцать»?
Как передаёт противостояние социальных и политических сил учебник истории и блоковское произведение?
Организуется диалог по таким понятиям, как:
общенациональный кризис в России; восстание (массовое вооружённое выступление);
революция (коренной переворот в жизни общества, который приводит к ликвидации отжившего общества и политического строя и передаёт власть в руки передового класса).
Примеры уроков русской литературы, на которых прослеживается связь с историей:
Осуждение войны в романе. Батальные сцены и изображение войны 1812 года. «Мысль народная» в романе. Партизанская война в романе. Народ и личность в романа-эпопеи (Отечественная война 1812 года)
Особенности литературы 20 века. Размежевания в литературе, необходимость писательского и творческого самоопределения. Эмиграция ряда русских писателей
(революция 1917 года)
Трагические судьбы писателей, поэтов, философов «серебряного» века (сталинские репрессии)
Поэма «Двенадцать» Интерпретация её идей и образов современниками, критиками. (послереволюционный красный террор)
Тема революции и гражданской войны в литературе 30 годов
И.Э.Бабель «Конармия» - правдивое изображение героев гражданской войны
Поэзия Великой Отечественной войны.
Литература «оттепели» и «застоя» Краткая характеристика периодов и основных направлений в литературе.
«Лагерная» литература. Тема сталинских репрессий и ГУЛАГа в произведениях В.Т.Шаламова и А.И. Солженицына.
Интеграция русской литературы с математикой
«Чем дальше, тем искусство становится более научным, а наука более художественной; расставшись у основания, они встретятся когда – нибудь на вершине”.
Гюстав Флобер
Математика и литература не так далеки друг от друга, как многие думают. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости в наблюдении различных явлений жизни. Служение науке многие математики представляют себе неотрывным от служения литературе. Поэт должен видеть то, чего не видят другие, видеть глубже других. А это должен и математик. Математика, её символы, графики помогают постичь смысл некоторых литературных произведений и образов. На уроках очень часто использую таблицы, которые прекрасно систематизируют материал. Также можно составлять различные графики . Пример такого использования графика можно увидеть на уроке по изучению романа Л.Н.Толстого «Война и мир». График позволяет видеть душевные падения и «взлёты» Андрея Болконского , понять характер образа.
Поиск смысла жизни Андрея Болконского
Интеграция русской литературы с физикой
Зимой падает снег, весной тает лёд, летом на траве можно увидеть росу, а осенью с деревьев падают листья. Всё это относится к явлениям природы. В учебнике физики дано определение явления природы: изменения, происходящие с телами и веществами в окружающем мире, называют явлениями. Любые превращения или проявления свойств вещества, которые происходят без изменения свойств его состава, называют физическим явлениями.
Многие природные явления являются настолько неотъемлемой частью нашей жизни и настолько красивы в своем проявлении (разноцветная радуга, сияние звезд на ночном небе, искрящийся снег под солнцем, северное сияние), что очень часто вызывают в нас эмоциональные лирические чувства.
Именно эти чувства и выражают многие поэты и писатели в своих произведениях. Они художественно описывают физические явления и восхищаются их великолепием, подтверждая неразрывную связь человека с природой, как с научной, так и с духовной стороны.
Умение художника в обыкновенном явлении найти нечто особенное, красивое – дар творческий и редкий. Русские писатели описывали различные явления природы, придавая им красоту, гармонию, связь с жизнью человека.
Например, в пьесе «Гроза» А.Н.Островского всё действие складывается вокруг физического явления: грозы. Гроза становится не только природным явлением, но и почти персонажем пьесы и помогает понять некоторые персонажи и их образ жизни. В рассказе А.Платонова «В прекрасном и яростном мире» герой Мальцев работает машинистом паровоза. Однажды во время грозы его ослепила молния, он потерял зрение и чуть было не врезался в другой поезд. Мальцева осудили. Чтобы доказать его невиновность , помощник машиниста Костя попросил провести эксперимент. А эксперимент состоял в том, что в физической лаборатории искусственно вызвали разряд молнии. Машинист ослеп , но была доказана его невиновность.
В русской народной сказке «Лисичка – сестричка и серый волк»
Волк пошёл на реку, опустил хвост в прорубь, и начал приговаривать:
- Ловись, рыбка, и мала и велика!
Ловись, рыбка, и мала и велика!
Вслед а ним и лиса явилась; ходит около волка да причитает:
- Ясни, ясни на небе звезды,
Мерзни, мерзни, волчий хвост!»
При ясной погоде атмосфера прозрачна и нагретый от земли днем воздух ночью благополучно уходит в верхние слои атмосферы, ну а поскольку природа не любит пустоты, то на его место опускается холодный воздух. Ведь известно, что теплый воздух легче холодного, потому что расстояние между его молекулами больше, вот и покидает теплый воздух нас, унося с собой тепло. Охлаждение – тепловое явление.
В рассказе М.М. Пришвина «Весна света» есть отрывок :
«В Москве уже лет тридцать и больше я наблюдаю чудесное время, названное мною весной света, когда первый воробей запоет по-своему в стенной печурке, желоб высунет из себя ледяной язык, и с него закапает и поперек тротуара побежит первый маленький ручей».
Таяние – тепловое явление
Тепловые явления – это явления, которые происходят при нагревании и охлаждении физических тел.
В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» читаем:
…Слышит – «костер», говорят. А на «костре» на этом черное что-то положено, и в нем вода, точно в озере во время бури, ходуном ходит.
Кипение воды сравнивается с бурей на озере.
Кипение — это интенсивное парообразование, которое происходит при нагревании жидкости не только с поверхности, но и по всему объёму. Вода во время кипения бурлит.
Физики узнают новое о природе и рассказывают о ней с научной точки зрения, а лирики перевоплощают их слова в стихотворения и рассказы, но более красочно и доходчиво.
Интеграция русской литературы с химией
Химия на протяжении всей истории человечества представлялась наукой немного таинственной и в чём-то романтической. Эта её особенность побуждает многих писателей и поэтов включать в свои произведения образы, навеянные размышлениями о веществе и его превращениях, эмоциональные описания явлений и процессов.
Например, строки некоторых поэтов:
«Взгляд обольстительной кретинки светился, как ацетилен…» А.Блок
«Все моторы и гудки, и сирень бензином пахнет.» Мандельштам
«Бензина запах и сирени, обворожительный такой» Ахматова
Пример четверостишия Анны Ахматовой из сборника «Вечер»:
…На рукомойнике моём
Позеленела медь.
Но так играет луч на нём,
Что весело глядеть…
В сюжете отображается явление коррозии металлов.
…Тогда услышал я, о, диво, запах скверный
Как будто тухлое разбилось яйцо
Иль карантинный страж курил жаровней серной.
Я, нос себе, сжав, отворотил лицо. (*А.С. Пушкин)
Можно не только объяснять , как прекрасно описание химического вещества лирическими строчками, но и показать связь судеб некоторых химиков и лириков. Например, жизнь А.Блока тесно связана с жизнью Д.И.Менделеева. Он был женат на Л.Д.Менделеевой.
Литература не только эмоционально воздействует на людей, но и помогает им реализовать связь науки с практикой, с повседневной жизнью. Научные термины из специальной литературы перекочевывают в общелитературный язык.
Интегрированное обучение:
1. Способствует развитию научного стиля мышления учащихся.
2. Даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания.
3. Формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире.
4. Повышает качество знаний учащихся.
5. Повышает и развивает интерес учащихся к предметам, формирует убеждение учащихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике.
6. Расширяет кругозор учащихся, способствует развитию творческих возможностей учащихся, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала
7. Приобщает школьников к научно-исследовательской деятельности.
Таким образом, введение интегрированной системы обучения позволяет в большей степени, чем традиционное предметное обучение способствовать развитию широко эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением. В стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности, что соответствует новым ФГОС .
Список литературы и электронных ресурсов:
1. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе.
// Литература в школе. 1996. № 5. С. 150-154.
2. Глинская Е. А., Титова 6.В. Межпредметные связи в обучении. Тула. 1980. 44 с.
3. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока. М: Просвещение, 2002.
4. Федорец Г.Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения. –Л.,1990.
5. http://textarchive.ru Интегративный урок.
6 . http://pochit.ru Что такое интегрированный урок