Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Фатежская средняя общеобразовательная школа №1»
Фатежского района Курской области
Интегрированный урок основ православной культуры
и истории России
«Роль личности в истории. Нравственные заповеди адмирала
Фёдора Фёдоровича Ушакова»
Цель: создание условий для формирования устойчивых гражданско-нравственных представлений и качеств у обучающихся.
Задачи:
Образовательные:
- познакомиться с фактами биографии адмирала Ф.Ф. Ушакова;
- представить православный облик героя, его стремление следовать христианским заповедям;
- раскрыть смысл канонизации Ф.Ф. Ушакова.
Развивающие:
- развить умение понимать культурно-логический аспект текстов, анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать информацию из разных источников.
Воспитательные:
- формировать нравственный идеал на примере исторической личности;
- привить чувство любви и уважения к Родине, людям её прославившим;
- формировать национальную идентичность;
- формировать потребность и способность к сотрудничеству и взаимопомощи.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД: определение логической причинно-следственной последовательности событий и действий изучаемой исторической личности.
Коммуникативные УУД: воссоздание картины событий и поступков изучаемой исторической личности; формирование высказываний с учетом целей коммуникации.
Познавательные УУД: умение самостоятельно выделять и формулировать цели и задачи, выбирать наиболее эффективные способы решения проблемных вопросов, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между событиями, объектами и их характеристиками; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации.
Ресурсы: экспериментальное учебное пособие по основам православной культуры «К единству Руси Великой и Руси Святой» (2012 год) В.М. Меньшикова, материалы научно-познавательной, художественной литературы, Интернет-источники, компьютер, проектор, экран, презентация.
Ход урока
1. Организационный этап
Цель этапа: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу. Учитель проверяет готовность обучающихся к освоению знаний.
Показ слайда презентации
№1 «Великие люди Великой страны».
«Здравствуйте! Каждый день человек ставит перед собой разные цели, иногда небольшие, иногда глобальные.
Великие люди решают задачи вселенского характера.
В любом случае, важно хотеть уметь и достигать того, что составляет смысл жизни.
Великие люди являются образцами для многих поколений».
2. Мотивация к учебной деятельности
Цель этапа: определение степени осознанного вхождения обучающихся в пространство учебной деятельности на уроке через:
- актуализацию требований к обучающимся со стороны учебной деятельности («Надо»);
- создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («Хочу);
- установление тематических рамок («Могу»).
Учитель:
«Быть неуверенным при ответах - неэффективно.
Жалеть себя и отсутствовать на тернистом пути получения знаний - путь в никуда.
Я уверена в нашем успехе!»
3. Актуализация знаний.
Цель этапа: организация подготовки обучающихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществления и фиксации индивидуального затруднения через проблемные вопросы и проблемный диалог.
Показ слайдов презентации
№2 «Православная связь поколений»
№3 «Описание иконы Святого воина Фёдора Ушакова»
№4 «Слово со свитка»
Учитель:
«- Что необычного вы увидели в Святом изображении?
- Знаком ли вам изображаемый лик?
- Как вы понимаете слова на свитке?»
4. Определение темы, цели и задач урока.
Цель этапа: через план урока определить тему, цель и задачи урока.
Показ слайдов презентации
№5 «План урока»
№6 «Тема, цель и задачи урока»
5. Изучение нового материала
Цель этапа: овладение обучающимися нового материала, включение их в решение таких дидактических задач, как усвоение новых понятий и способов действия, самостоятельной поисковой деятельности, формирование системы ценностных ориентаций.
5.1. Учитель (до начала самостоятельной работы с экспериментальным учебным пособием «Основы православной культуры», «К единству Руси Великой и Руси Святой», стр. 57,58):
«- Как вы думаете, кто может стать Святым?
- Какими качествами должен обладать такой человек?
- Может стать Святым военный человек?»
Показ слайда презентации
№7 «Детство и отрочество Фёдора Ушакова»
5.2. Изучение хроники жизни Фёдора Фёдоровича Ушакова
Показ слайдов презентации
№8,№9 «Хроника жизни Федора Федоровича Ушакова»
5.2.Работа с историческим документам «Письмо Ф.Ф. Ушакова В.С. Попову с просьбой поддержать его представления о награждении личного состава за боевую службу», 15.11.1790 г.
Учитель (проблемный вопрос):
«Какие качества Ф.Ф. Ушакова проявились в Письме?»
Показ слайда презентации
№10 «Выдержки из документа»
5.3. Анализ высказываний Ф.Ф. Ушакова
Показ слайда презентации
№11 «Нравственные слагаемые великих побед»
5.4. Изучение заповедей Ф.Ф. Ушакова и сопоставление их и Библейскими заповедями.
Показ слайдов презентации
№12,13,14,15,16,17,18,19 с общей тематикой «Нравственные заповеди адмирала Ф.Ф. Ушакова».
6. Первичное осмысление и закрепление изученного.
Цель этапа: выявить границы применимости новых знаний и научить использовать их в системе изученных ранее знаний.
Показ слайда презентации
№20 «Канонизация»
Учитель:
«Почему Фёдор Фёдорович Ушаков - единственный военный человек, причисленный к Лику Святых?»
7. Рефлексия.
Цель этапа: рефлексивный анализ учебной деятельности, выявление затруднений обучающихся, оценка и обсуждение результатов урока.
7.1. Учитель предлагает обучающимся вопросы по типу «незаконченное предложение».
«- Сегодня на уроке мне удалось…
- Наиболее сложным для меня было…
- Наиболее интересным для меня было…
- Я хотел (а) бы побольше узнать…»
7.2. Для создания ситуации успешности учителя говорят:
«- Сегодня на уроке нам удалось вновь увидеть своих учеников заинтересованными, думающими, пытливыми, проявляющими сопричастность к судьбе страны, умеющими глубоко уважать героев».
8. Оценивание деятельности обучающихся.
Цель этапа: сопоставление полученного результата с поставленной целью по заранее установленным критериям и формулирование на этой основе отношения к качеству выполнения деятельности
9. Домашнее задание.
Цель этапа: формирование навыков и умений самостоятельной деятельности и подготовки обучающихся к самообразованию.