Интегрированный урок по биологии и химии в 8-а классе по теме «Пищеварение»
Пищеварение в желудке.
Цель урока:
узнать, что происходит с пищей в желудке;
какие вещества участвуют в расщеплении пищи в желудке;
сформировать у учащихся первоначальные знания о ферментах желудочного сока;
способствовать выработке у учащихся умений вести наблюдения, ставить опыты, фиксировать результаты.
Оборудование: таблица «строение органов пищеварения», схема «Состав желудочного сока».
Раздаточное оборудование по биологии:
Бинт (результат домашнего задания), материал на каждую парту: пробирки под номерами (1,2,3), щелочь NaOH, стакан с желудочным соком, стакан с горячей водой (t=+45°C), крахмальный клейстер, белковые яичные хлопья. Раздаточное оборудование по химии:
Желудочный сок, индикаторы, хлорид бария, нитрат серебра, хлорид кальция, штатив, пробирки.
ЗАДАЧИ:
1. Изучить состав желудочного сока.
Дать понятие о ферментах, как веществах и их биологической роли.
Показать действие ферментов на крахмал, белки.
4. Изучить действие факторов на работу
желудочного сока.
ХОД УРОКА:
Организация урока (обратить внимание на задачи урока)
Актуализация знаний.
Учитель биологии:
Какой процесс называется пищеварением?
С какого органа пищеварительной системы начинается пищеварение?
Что происходит с пищей в ротовой полости?
ВЫВОД: в ротовой полости нерастворимый крахмал превращается в растворимый сахар.
- Давайте проверим результат лабораторной работы «Действие слюны на
крахмал».
ВЫВОД: место на бинте, где остался крахмал окрасилось с синий цвет, а участки бинта обработанные слюной остались светлыми. Т.е. в ротовой полости под действием слабощелочной среды расщепляется крахмал до более простых веществ - сахара, который с йодом синего окрашивания не дает.
3. Изучение нового.
- В какой отдел пищеварительной системы пища поступает из ротовой полости?
Ответ ученика:
Частично переваренная пища из ротовой полости через глотку и пищевод поступает в желудок и находится там 4-6 часов, и все это время клетки внутреннего слоя стенок желудка выделяют желудочный сок.
Таисия Николаевна, учитель химии:
Желудочный сок состоит из кислоты, воды, слизи, ферментов.
Как доказать что в состав желудочного сока входит кислота?
При помощи индикатора провести качественную реакцию. Повторяем правила техники безопасности.
Лабораторная работа: определение наличия кислоты в желудочном соке. Учитель биологии:
С помощью лабораторной работы выясним условия работы ферментов желудочного сока.
Лабораторная работа № 5
ЦЕЛЬ: доказать, что ферменты желудочного сока воздействуют на белки и не действуют на крахмал; доказать, что ферменты желудочного сока активны только в кислой среде и при t=+40°C.
ХОД РАБОТЫ:
Взять три пробирки под номерами № 1, № 2, № 3.
В каждую прилить желудочный сок.
В пробирку № 3 добавить щелочь NaOH.
Все пробирки поставить в водяную баню при t=+40°C, учитель
контрольный опыт ставит в лед при t=0°C.
5. Результаты опыта внести в таблицу «Условия действия желудочного сока».
№ Jfel | ■ Условия опыта | Результат (Вывод |
Белок + желудочный сок, t==+40°C | Расщепляется | Фермент желудочного сока пепсин действует на белок при t=+40°C |
№2 | Крахмал + желудочный сок, t=+40°C | Не расщепляется | Пепсин не действует на крахмал |
№3 | Белок + желудочный сок + NaOH, при Г+40°С | Не расщепляется | Пепсин работает только в кислой среде, |
Так как пища в желудке расщепляется не сразу, оставляем опыт, а в конце урока увидим результат, который запишем в таблицу инструктивной карточки.
Учитель химии:
Итак, в состав желудочного сока входит кислота. Как это доказать? Какая кислота?
- Почему же в здоровом желудке невозможно переваривание его стенок соляной кислотой?
Сообщение ученика:
Слизистая оболочка желудка обильно орошается кровью, ее вещества ослабляют действие кислоты желудочного сока.
Вода, входя в состав желудочного сока, растворяет кислоту и делает ее менее едкой.
Железы желудка выделяют слизь-муцин, которая обволакивает и защищает стенки желудка от самопереваривания.
Учитель химии:
Выяснить какая кислота находится в желудочном соке. Лабораторная работа «Определение кислоты, которая входит в состав желудочного сока». Исследуем на три кислоты: серную, сернистую и соляную.
ВЫВОД: в состав желудочного сока входит соляная кислота.
Учитель биологии:
Но кроме НС1, Н20 и слизи в состав желудочного сока входят ферменты важнейшие составляющие вещества секретов пищеварительных соков, вырабатываемые пищеварительными железами. Это сложные вещества белковой природы. Какова роль ферментов в организме?
Учитель химии:
Выяснить какие вещества ускоряют химические реакции.
Демонстрация: действие катализатора МпОз на разложение пероксида водорода. Оксид марганца ускоряет химическую реакцию. Такие вещества называются катализаторами. Есть ли катализаторы в нашем организме? Есть, только они называются ферментами.
Учитель биологии:
Для каждой химической реакции в организме человека вырабатываются определенные ферменты. Например: в состав слюны входят - муцин, амилаза (в щелочной среде расщепляет углеводы), лизоцим (дезинфицирует полость рта). В состав желудочного сока входят - пепсин, липаза, гастриксин. А теперь вернемся к лабораторной работе «Условия работы ферментов желудочного сока».
Каков результат? Внесите данные в таблицу № 5.
Вспомните, в каком отделе пищеварительной системы расщепляется крахмал? С помощью каких ферментов? (в ротовой полости, в щелочной среде под действием амилазы)
ВЫВОД: фермент желудочного сока пепсин расщепляет белки при t=+40° С в кислой среде.
4.3акрепление.
Тестирование. Проверка знаний по теме «Пищеварение в желудке»
1. Какая кислота входит в состав желудочного сока?
a)H2S04,6)HCl,B)H3P04
2. Какой фермент входит в состав желудочного сока?
а) амилаза; б) мальтаза; в) пепсин.
3. Какие условия необходимы для работы ферментов желудочного сока?
а) t=+20°C
б) наличие кислоты;
в) t=+40°C
г) t=0°C
д) щелочная среда.
4. Какие органические вещества расщепляет пепсин?
а) белки; б) жиры; в) углеводы.
5. Какова функция ферментов?
а) замедляют скорость химических реакций;
б) не влияют на химические реакции;
в) ускоряют химические реакции.
ОТВЕТЫ:
1 - б; 2 - в; 3 - б, в; 4 - а; 5 - в.
(на листочках тесты).
Друг у друга проверяют, ставят оценки.
Домашнее задание §28