СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальная игра-конкурс по русскому языку 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

С помощью интеллектуальной игры можно проверить степень овладения программным материалом обучающимися 5 класса

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра-конкурс по русскому языку 5 класс»

6


Войлошникова Светлана Павловна,

учитель русского языкаи литературы

МБОУ«Средняя общеобразовательная

школа №1 им. В. Б. Бессонова»


ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА – КОНКУРС

(внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе)

«Умники и умницы»

Цели мероприятия:


  1. С помощью интеллектуальной игры проверить степень овладения программным материалом обучающимися 5-х классов.


  1. Развивать познавательный интерес к русскому языку.


  1. Воспитывать навык взаимодействия во время игры в группе (команде).

В игре принимают участие уч-ся 5 классов (2 команды).

Первый конкурс «Разминка»

Команды по очереди отвечают на вопросы.

1 команда:

  • В каком слове сорок а? (сорока)

  • Как называют звуки, состоящие только из голоса? (гласные)

  • Как можно превратить слово мел в мелкое место, а угол – в топливо, шест – в число? (сделать мягким конечный согласный).

  • Как каплю превратить в цаплю? (поменять первую букву)

  • В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (суббота)

  • Какое слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (аз – бу – ка)

  • Как большой дом сделать маленьким? (добавить суффикс “ ик ” : дом-ик)

  • Какую часть слова можно в земле найти? (корень)

 2 команда.

  • Имена девочек состоят из двух букв а и удвоенных согласных. Как зовут девочек? (Алла, Анна)

  • Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека? (гость)

  • Как  можно превратить слово семя в слово семья?

  • В каком глаголе нет слышится сто раз? (стонет)

  • Сколько слогов в слове да? (1)

  • В каких словах по сто согласных ? (сто – л, сто- г, сто – н)

  • Какую строчку нельзя прочитать? (сделанную на швейной машинке)

  • Каким ключом нельзя открыть замок? (Ключом - источником, музыкальным знаком).





Второй конкурс «Орфоэпический»

Расставить ударения.

Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер.

Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень.

Третий конкурс «Лексический»

Подобрать:

- синонимы к словам: идти (шагать, ползти, топать); трусливый (боязливый, несмелый, пугливый); говорить (сказать, повторить, молвить, добавить, воскликнуть, заявить); красивый (симпатичный, обаятельный, привлекательный); жилище (дом, хата, общежитие); смеяться (хохотать, ржать, улыбаться).

- антонимы к словам: друг, хорошо, счастье, небо, труд, мало, разговорчивый, доброе утро (спокойной ночи), мышь, идти, свет, молодость, чумазый, шикарный, человек, жизнь

Четвертый конкурс «Продолжи пословицу»

Команды получают листы с заданием. Им необходимо соединить начало и конец пословиц.

Задание для 1 команды:

Куй железо,

 

 

ни сил, ни жизни не жалей.

Один в поле

 

 

век учись.

Что посеешь,

 

 

пока горячо!

Век живи-

 

 

год кормит.

Вешний день

 

 

то и пожнешь.

Для Родины своей

 

 

не воин.

Задание для 2 команды:

Какие труды,

 

 

а имей сто друзей.


Не спеши языком-

 

 

так и выспался.


Слов не воробей-

 

 

такие и плоды.


Как постлал,

 

 

вылетит, не поймаешь.


С кем поведешься,

 

 

торопись делом.


Не имей сто рублей,

 

 

от того и наберёшься.




Пятый конкурс «Рассыпанные буквы»




Расставить буквы и прочесть названия 10 животных: ЛЁЗОК, КУТА, ДАШОЛЬ, ЛЁСО, ОВАРКО, СУГЬ, ПУТЕХ, АЗОК, ЦУРИКА, ВОЦА.

Шестой конкурс «Удвоенные согласные»

Замените следующие словосочетания одним словом.

  • Товарищ по работе. (Коллега).

  • Популярная игра на льду. (Хоккей).

  • Спортивный бег. (Кросс).

  • Сотрудник газеты, журнала. (Корреспондент.)

  • Рисунки в журнале, газете, книге. (Иллюстрации.)

Седьмой конкурс «Собери слова»

Соберите слова, которые спрятались в других словах. За каждое слово 1 балл.

  • Корень тот же, что и в слове сказка, суффикс тот же, что и в слове извозчик, приставка та же, что и в слове расход (рассказчик).

  • Корень тот же, что и в слове отдавать, приставки взяты из слов преграда и посылка, суффикс и окончание взяты из слова знание (преподавание).

  • Суффикс из слова руководитель, приставка из слова возможность, корень из слова пропитание (воспитатель).

  • Суффиксы взяты из слова значительный, корень из слова переполненный, приставка и окончание - из слова исключительный.(исполнительный).

  • Приставка из слова подбежал, а корень из слова снежинка, суффикс взят из слова–лесник, окончание из слова– ученики ( подснежники).

  • Корень тот же, что и в слове – молодой, суффикс тот же, что и в слове – пальцы, окончание из слова – травы (молодцы).

  • Приставка из слова заход, корень из слова - города, суффикс из слова – сторонка, окончание из слова – зима (загородка).

  • Корень из слова – дворник, суффикс взят из слова– столовая, окончание из слова – зеленый (дворовый).















Восьмой конкурс «Одним словом»

Ведущий читает вслух фразу, ученики должны выразить ее смысл одним словом. Побеждает тот, кто даст больше правильных ответов.

  • мчаться на всех парах (стремительно);

  • орать во все горло (громко);

  • спать мертвым сном (крепко);

  • работать, не покладая рук (усердно);

  • в час по чайной ложке(медленно);

  • сделать на скорую руку (наспех);

  • вылететь из головы (забыть).

  • остановка в пути во время похода (привал);

  • первые буквы имени, отчества (инициалы);

  • группа артистов, выступающих как единый коллектив (труппа);

  • территория, на которой запрещена охота (заповедник);

  • искажение черт лица (гримаса);

  • площадка посредине цирка (арена);

  • круглое окно в борту корабля;

  • лыжная гонка со стрельбой;

  • начало реки (устье);

  • струдник газеты (корреспондент);

  • рисунки в журналах, газетах (иллюстрации);

  • глухой шум (шорох);

  • место соединения сшитых кусков ткани (шов);

  • детеныш галки (галчонок);

  • ощущение жжения в канале пищевода (изжога);

  • презрительное название ненасытного человека (обжора).

Девятый конкурс « Фонетический»

Задание: сделать фонетический разбор слов.

1 команда: веселье

2 команда: здоровье

Десятый конкурс «Найди новое слово»

- Пользуясь данными словами, составьте новые - кто больше?

1) Мартышка –

(камыш, шрам, арык, карта, марш, штык, марка, крыша)

2) Промокашка –

(каша, кашка, комар, паром, мошка, пар, рак, шар, ромашка, окрошка, окоп, мак)

Одиннадцатый конкурс «Синтаксический»

Правильно написать слова и расставить знаки препинания.

1 команда 1. Язык (до) Киева (до) ведет.

2. Мой сын (–) летчик.

3. Я побывал в городах (:) Ростове, в Москве, в Киеве.


2 команда 1. Хорошее слово (до) сердца (до) йдет.

2. Пословица (–) народная мудрость.

3. На клумбе росли цветы (: ) пионы, ромашки, васильки.

Двенадцатый «Конкурс писателей-прозаиков»

За 5 минут сочинить рассказ, в котором все слова (кроме предлогов) начинались бы с буквы К.



Подведение итогов.



6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!