Интерактивные формы проведения уроков истории и обществознания в соответствии с ФГОС
Смирнова Людмила Ивановна, учитель истории МКОУ Маландинской ООО
Одна из ведущих задач современной школы
В условиях модернизации российского образования одна из ведущих задач для современной школы - задача формирования у обучающихся ключевых компетенций.
Наиболее значимые компетенции
- умение брать на себя ответственность при принятии решений;
- толерантность, уважение людей других национальностей, умение жить с людьми других культур, религий, языков;
- умение работать с различными видами информации;
- способность постоянно повышать свое образование и т.д.
Социальный заказ современной школе
Необходимость развивать общую культуру обучающихся продиктована самой жизнью, в частности, тем социальным заказом, который предъявляет современное общество к общеобразовательной подготовке детей . Этот заказ – сформировать социально- активную инициативную творческую личность, развивая природные задатки, склонности и индивидуальность каждого ученика.
Формирование кругозора и культуры школьников
Поэтому необходимо выявить наиболее оптимальные формы обучения, методы и приемы, используемые на уроках истории для расширения кругозора школьников и их общей культуры на основе индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся.
Новые времена поставили новые вопросы
- Как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного.
- Как с помощью истории развить личность ученика, его творческое мышление, умение анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы и иметь на все собственную точку зрения?
Роль интерактивных методов обучения
Эти задачи могут быть реализованы в условиях активной деятельности учащегося при использовании учителем интерактивных методов и приемов обучения.
ИНТЕРАКТИВ
- Слово “ интерактив ” образовано от слова “interact” (англ.), где “inter” — взаимный, “act” — действовать. “Интерактивность” означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога . Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение
Интерактивное обучение
- специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают
Совместная деятельность учащихся
Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
Атмосфера на уроке
Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение.
Воспитательные возможности интерактивных форм
Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.
Требование к интерактивному обучению
Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность учащихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Традиционное и интерактивное обучение
По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащихся: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для инициативы.
Подготовка учителя
Интерактивные методы требуют большой подготовки как самого учителя: информация, раздаточный материал, оборудование урока, так и подготовки учащихся, их готовности сотрудничать, подчиняться правилам, предложенным учителем.
Деятельность учащихся
В процессе учебной деятельности происходит раскрытие способностей, развивается самостоятельность и способность к самоорганизации, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы, то есть ребенок не только получает систему знаний, но и набор ключевых компетентностей в образовательной сфере и в коммуникационной.
Мозговой штурм
Мозговой штурм - это метод продуцирования идей и решений при работе в группе.
Цель метода : ведение группового обсуждения для решения какой-либо проблемы.
Дискуссия
- Дискуссия – специфическая форма беседы, организуемая ведущим, когда у участников на основании своих знаний и опыта имеются различные мнения по какой-либо проблеме.
- Цели дискуссии: решение групповых задач или воздействие на мнения и установки участников в процессе обучения.
Ролевая игра
- Ролевая игра – это ситуация, в которой участник берет нехарактерную для него роль, поступает непривычным образом.
- Ролевая игра дает возможность представить себя в различных ситуациях, смоделировать свое поведение в зависимости от взятой на себя роли.
Интерактивные формы