СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивные игры на логопедических занятиях как средство повышения мотивации к саморазвитию учащихся с нарушением зрения

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлен опыт рабты по использованию интерактивных игр в логопедической работе с учащимися с нарушением зрения

Просмотр содержимого документа
«Интерактивные игры на логопедических занятиях как средство повышения мотивации к саморазвитию учащихся с нарушением зрения»











Интерактивные игры на логопедических занятиях как средство повышения мотивации к саморазвитию учащихся с нарушением зрения





















Учитель-логопед ГКОУ «Михайловская школа- интернат»

Романовскова Наталья Михайловна





Максим Горький говорил: «Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой». И сейчас, в век сплошной компьютеризации, в век, когда техника шагнула далеко вперед, особенно актуально остаются его слова «В карете никуда не уедешь».

С каждым годом современные интерактивные технологии все плотнее входят в нашу жизнь, поэтому одним из средств повышения мотивации школьника, развития его творческих способностей, создания позитивного эмоционального фона является интерактивная игра. Компьютер не изолирует детей от педагогического процесса, а дополняет его. При этом весь обязательный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму. Интерактивная игра помогает разнообразить методические приемы подачи материала детям, развивает ребенка в целом.

Интерактивные игры обладают такими особенностями :

-информационная ёмкость;

-компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность;

-предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывают у детей интерес к деятельности;

-формирование всесторонне развитой личности;

-формирование у детей навыков и умений, необходимых нормам возрастного развития;

- создание ситуации успеха и достижения цели;

-стимулирование познавательного развития детей.

В связи с этим одним из эффективных средств коррекционной логопедической работы являются интерактивные развивающие игры.


Целью использования интерактивных технологий в коррекционной работе является повышение эффективности коррекционно- образовательного процесса с учащимися.

Основными задачами использования интерактивных игр в работе с детьми с нарушением зрения являются:

-повышение мотивации учащихся к коррекционной деятельности, формирование интереса к логопедическим занятиям;

-коррекция речевых нарушений детей с ОВЗ, развитие речевой деятельности учащихся;

-коррекция зрения детей за счёт работы над развитием зрительных функций.


Коррекция недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья требует систематических занятий, отнимает много сил и времени у учащихся. Отсюда зачастую наблюдается снижение познавательного интереса, нежелание посещать занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать детей, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные коррекционные программы, новые методы и технологии, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей.

Логопедические занятия с использованием интерактивных игр способствуют появлению познавательного интереса у детей с ОВЗ, делая увлекательным коррекционный процесс. Высокий уровень познавательной активности учащихся достигается почти всегда добровольно, без принуждения и очень быстро. Особенно эффективным является использование интерактивных игр в период адаптации учащихся первого класса к условиям школы. Как известно, ведущим видом деятельности дошкольников является игра, и этот переходный адаптационный период очень сложен для первоклассников. У данной категории учеников на занятиях отмечается низкий уровень активности или отсутствие мотивации к коррекционной деятельности, неустойчивость внимания, снижение работоспособности, истощаемость нервной системы, в связи с чем, у педагога возникает необходимость поиска новых нестандартных подходов к организации коррекционно-образовательного процесса с такими детьми. Незаменимыми в этот период являются интерактивные игры. Дети с удовольствием играют, а вместе с тем решается ряд коррекционных задач.

Коррекционные логопедические занятия у более старших школьников часто в расписании стоят ближе к обеду или во второй половине дня. Уставшие после учебной нагрузки дети с неохотой идут на логопедические занятия. А использование компьютерных средств на определенном этапе работы позволяет создать дополнительный интерес ребенка к коррекционному процессу и поддерживать его длительное время. Высокая мотивация приводит к большей эффективности в решении поставленных задач, к созданию психологического комфорта. Использование компьютерной программы для детей с нарушениями зрения повышает мотивацию не только за счёт игровой стратегии, на которой программа базируется, но и потому, что ребёнок получает позитивную обратную связь (одобрение, похвалу) не только со стороны взрослых, но и со стороны компьютера.

Логопедические занятия с использованием интерактивных игр, способствуют появлению у детей с ОВЗ интереса к логопедическим занятиям, что ведёт к повышению эффективности коррекционного процесса.

В связи с этим важным фактором эффективной коррекционной работы является обновление предметно-развивающей среды в образовательном учреждении. Особенно важна современная развивающая предметно-пространственная среда в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Михайловская школа-интернат является участником проекта «Доброшкола», целью реализации которого является создание современных условий для обучения и воспитания путем обновления инфраструктуры отдельных образовательных организаций. В школьный логопедический кабинет был приобретен профессиональный стол логопеда «Logo PRO» от компании «АЛМА». Данный стол является результатом объединения лучших традиционных методик, а также современных интерактивных технологий в области коррекции речи. Комплект включает все необходимые для занятий инструменты, которые были отобраны с учетом пожеланий опытных логопедов. С другой стороны, являясь современным решением, «Logo PRO» предлагает совершенно новый уровень занятий с использованием сенсорного экрана, специальных программ и игр для логопедической практики.

















Рабочий комплект учителя-логопеда включает в себя:

- Профессиональный компьютер со встроенным программным обеспечением;

- Стол специалиста для проведения занятий;

- Современный сенсорный компьютер с диагональю 25 дюймов;

- Профессиональное логопедическое программное обеспечение «Лого Ассорти», «АЛМА», «Пять островов», «Оживариум»;

- Логопедическое зеркало ;

- Лого-тетради, методички, журнал логопеда, лого-карточки и наклейки;

- Встроенный модуль для песочной терапии;

-МФУ (принтер, сканер, копир).


В настоящее время существует множество компьютерных программ, которые может использовать учитель-логопед на своих занятиях. Одной из них является интерактивный комплекс АЛМА.














В программное обеспечение АЛМА входит более 50 интерактивных игр, направленных на развитие познавательных процессов (внимание, память, логическое мышление), математических знаний, закрепление знаний окружающего мира и английского языка. Для коррекции речевых нарушений в комплекте представлены игры, направленные на развитие фонематического восприятия, знание слоговой структуры, лексико-грамматических категорий, формирование навыков звуко-буквенного анализа слов и чтения. Особый интерес у школьников школы-интерната вызывает интерактивный квест «Пять островов», направленный на развитие устной и письменной монологической и диалогической речи, формирование универсальных учебных действий. Квест «Пять островов» включает в себя более 250 заданий. Сразу до 6 детей смогут принять участие, выбрав персонажа из 6 возможных. Игроки продвигаются вперед на поле, проходя в течение игры через 5 различных миров: осенний, зимний, весенний, летний и последний – сказочный. В конце каждого хода они отвечают на вопросы, и именно от правильности ответа зависит результат хода.

















Для учащихся младшего школьного возраста большой интерес вызывает интерактивная раскраска с оживающими героями сказок «Оживариум», которая способствует повышению речевой и эмоциональной активности школьников, развитию познавательных процессов, предупреждению и исправлению недостатков чтения и письма.










Одним из эффективных средств коррекции речевых нарушений является комплект интерактивных игр портала «Мерсибо», которые успешно используются в логопедической практике школы-интерната. «Лого Ассорти» — универсальный набор игр для логопедов.

На флешке 30 игр по основным логопедическим направлениям: речевое дыхание и фонематический слух, звукопроизношение, лексика, грамматика, развитие связной речи и моторных навыков. Возможно использование данного комплекса для обследования речи и на коррекционных занятиях, как индивидуальных, так и подгрупповых. У каждой игры сказочный сюжет, который мотивирует ребенка и помогает удержать внимание на задаче. В играх есть настройки, которые помогут адаптировать сложность заданий под индивидуальные особенности ребенка и задачи занятия.

В комплексе девять игр на постановку, автоматизацию и дифференциацию звуков. «Игрозвуки», «Пожужжим», «Артикуляционная гимнастика», «Где мой рык?», «Попугай», «Перед концертом», «Таинственная картина», «Прыг-скок-слово», «Болтушки-хохотушки» В играх дети повторяет звуковые комплексы, слоги и слова с «трудными» звуками. Задания разной сложности, они подойдут на разных этапах занятий и для детей разного возраста. Например, в простой игре «Игрозвуки» ребенок повторяет простые звуковые комплексы и соединяет их с движением. А игра «Болтушки-хохотушки» — сложная, в ней ребенку надо услышать, какой звук в скороговорке искажен, и произнести фразу правильно.







В комплексе «Лого Ассорти» представлены три игры на развитие речевого дыхания и воздушной струи : «Торт со свечками», «Нет сорнякам», «Обезьяна и поцелуй». В играх дети задувают свечки на торте, борются с сорняками и ползают с обезьянкой по лианам. Задания не только веселые, но и полезные: дети тренируют речевое дыхание, работают над длительностью и интенсивностью воздушной струи, укрепляют тонус речевого аппарата

Имеются семь игр на развитие фонематического слуха, звукового анализа слов и слоговой структуры: «Ку-ку-бум», «Грибники», «Морские сердца», «Тачкины задачки», «Хитрые половинки», «Сладкий дом», «Слогобумс». Задания игр разнообразны: соотнести звуки и слоги, повторить слоги, отстучать ритм, определить мягкие и твердые звуки, найти первый или последний звук в слове, подобрать первый или последний слог к слову.









В комплекте представлены семь игр на усвоение лексико-грамматических категорий и развитие связной речи: «Рюкзак туриста», «Кто что делает», «Дискотека», «Пчелиные загадки», «Гудвин», «Мечта поэта», «Что сначала?» Ребенок выбирает правильные предлоги, пополняет глагольный словарь, подбирает местоимения в зависимости от рода слов, работает с творительным падежом, ищет антонимы к словам, составляет рифмы и истории по с южетным картинкам.











В интерактивном комплексе есть игры на развитие моторики: «Игрозвуки», «Малышастика», «Настольные пальчики», «Омар в иллюминаторе», «А ты так можешь?» Игры в этом разделе предназначены для стимуляции лицевых мышц, развития мелкой и крупной моторики, навыка владения мышкой.

Программа зарегистрирована в Реестре отечественного ПО (регистрационный номер 5522). Для занятий с использованием данной программы необходим компьютер под управлением Windows 8 или более современной ОС и микрофон.

Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в деле коррекции зрительных функций таких, как повышение остроты зрения, развитие прослеживающих функций глаз, развитие подвижности глазных мышц, цветовосприятие, развитие бинокулярного зрения, слияния, совмещения. Компьютерные обучающие программы эффективно применяются врачами-офтальмологами и педагогами для лечения, коррекции и профилактики зрительной патологии. Выявлено, что посредством обучающих компьютерных программ у детей с нарушением зрения развиваются умения и навыки, необходимые для лечебно-профилактических мероприятий с применением офтальмологической аппаратуры. Так, в процессе тренировочных игровых заданий дети обучаются фиксировать взор, способствуют формированию моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. Развитие указанных навыков вызывают разнообразные перемещения изображений на экране компьютера, за которыми ребенок следит глазами. Правильность решения игровой задачи зависит от того, как быстро ребенок сможет научиться движениями нужной клавиши (щелчком нужной кнопки мыши) провести изображение на экране в нужном направлении. Так, совершенно естественно, без дополнительных специальных занятий, развивается необходимая зрительно-моторная координация. Также компьютерные программы, в которых надо собрать картинку из нескольких частей или найти спрятавшуюся фигуру эффективно развивают зрительное восприятие детей. Этому способствуют и интерактивные раскраски, такие как «Оживариум», играя с которыми дети с интересом подбирают различные цветовые решения для заданных по контуру форм и фигур.

Интерактивные игры могут стать отличным помощником в образовательном процессе ребенка, однако, используя интерактивные игры, следует соблюдать гигиенические нормы при взаимодействии ребенка с компьютером, осуществлять содержательный отбор игр и систематично проводить физминутки, физкультурные паузы и гимнастики для глаз.

Необходимо помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!» В соответствии с гигиеническими требованиями к организации учебных занятий с использованием новых информационных технологий, работа с компьютером зависит от индивидуально-возрастных особенностей занимающихся и требованиями Санитарных правил. Длительность работы за компьютером для учащихся начальных классов с нарушением зрения не должна превышать 10 минут, расстояние от глаз до монитора компьютера не менее 70 см, также должно быть левостороннее освещение.


Интерактивные игры представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Учитывая индивидуальные способности ребёнка с нарушениями зрения, педагог может предлагать решение посильных для него задач, приводящих к усвоению учебного материала в увлекательной форме, к развитию уверенности в своих силах, к проявлению активности и самостоятельности. Использование интерактивных игр позволяет оптимизировать процесс коррекционной работы, повысить мотивацию школьников к обучению, повышая тем самым эффективность логопедической помощи ребенку.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!