СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивные методы обучения на занятиях по шахматам среди младших школьников

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

В списке  универсальных  учебных  действий  важнейшую роль, безусловно, играют коммуникативные, потому что успешным может быть только ученик, имеющий активный социальный опыт.  Между тем все последние исследования говорят о низком уровне коммуникативной компетентности детей: растет число  детей с высокой социальной и межличностной тревожностью,  частыми становятся  преследования и унижение сверстников в школе и детском саду, растет число ребят с суицидальным настроением и чувством  одиночества. И с этой точки зрения шахматы играют важнейшую роль: они  воспитывают умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками, находить выходы из спорных ситуаций, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

           Таким образом, шахматная игра как полифункциональный предмет — это универсальный инструмент к познанию разных сфер человеческой деятельности, который в полной мере может способствовать формированию вышеуказанных личностных характеристик школьника.

       Мой педагогический стаж – преподаватель экономики и технологии -  составляет … лет. Шахматы преподаю уже 20 лет. В ДЮСШ №1 «ЛИГР» работаю по совместительству, с 2017????? года. Занятия провожу с тремя группами обучения  (двумя – первого года обучения и одной – второго, 48 человек)   и курирую работу педагогического коллектива МАОУ СОШ № 211 им. Л. И. Сидоренко по реализации Всероссийского проекта «Шахматы – в школу». С 2017 г. школа, в которой я работаю, является пилотной площадкой этого проекта на территории Новосибирской области. (Приложения 1, 2, 3)  Даже два года внедрения шахмат в процесс обучения позволяют говорить об особой роли этой игры в формировании личности ребенка.

 

1.2 Ресурсное        обеспечение  и          программно-методическое сопровождение        профессиональной   деятельности (или    реализации профессионального проекта) в межаттестационный период

 

 

    Результативность деятельности преподавателя всегда  зависит  от  качества используемых им образовательных программ.  В течение всей педагогической деятельности  я работаю над улучшением качества методического обеспечения своей работы.

         В ДЮСШ №1 «Лигр» я работаю по дополнительной общеобразовательной программе физкультурно-спортивной направленности «Шахматы в школе» (6 – 18 лет).

 

Программа разработана мною и реализуется в соответствии и с учетом основных положений и требований:

 

 - Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 - Федерального закона от 4 декабря 2007 г. 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

 - Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Приказа Министерства спорта РФ от 12 сентября 2013 г. № 730 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам»;

- Приказа Министерства спорта РФ от 12 сентября 2013 г. № 731 «Об утверждении Порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта».

 

     Программа учитывает основополагающие принципы спортивной подготовки шахматистов, результаты научных исследований и передовой спортивной практики:

1. принцип комплектности предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон теоретического и тренировочного процесса;

2. принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствие его требованиям этапов спортивной подготовки с учетом преемственности задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок.

3. принцип вариативности предусматривает, в зависимости от этапа  подготовки, индивидуальные способности обучающихся, вариативность программного материала для практических занятий, характеризующуюся разнообразием средств и методов занятий, направленных на решение определенных задач подготовки.

 

Работа создана по материалам многих источников:

 методический комплект (УМК) И.Г. Сухина (программа, учебники-1-го,2-го,3-го годов обучения, рабочие тетради, задачник, пособия для учителя);

 УМК Владимира Барского (учебник, рабочая тетрадь, пособие для учителя);

 учебник Г.М.Зенкова «Первый шах», 1993 г.;

 учебник Н.М. Калиниченко, В.И. Линдер «Шахматы. Полный курс»-2010 г.;

 сборник уроков Н.М. Калиниченко «100 уроков шахматного маэстро» - 2007 г. т .д.

 

Это упрощенная 3-х годичная программа «Ознакомление с началами шахматной игры» (для детей и взрослых), которая в контексте системы дополнительного образования позволяет желающему заниматься выбрать для себя достаточную насыщенность и продолжительность обучения.

Отличие занятий по настоящей программе в спортивно-оздоровительного группах (1, 2, 3-х годов обучения) от групп начальной подготовки и учебно-тренировочных групп в том, что после каждого года можно сделать остановку, получив определенный законченный уровень шахматного образования. Затем можно продолжить обучение в группах (СОГ), чтобы потом при желании перейти на более высокий уровень образования.

 

Цель данной программы  - познакомить новичка с шахматами и сделать из него образованного шахматиста, достигшего на начальной стадии необходимого ему уровня. Показать возможность дальнейшего роста при продолжении образования по другим программам.

 

Задачами программы являются:

  • формирование интереса к занятиям шахматами;
  • овладение элементарными основами шахматной игры;
  • ознакомление с основными тактическими идеями и приемами;
  • получение первоначальных знаний по истории шахмат;
  • приобретение навыков участия в соревнованиях, выполнение нормативов IV-III разрядов.

 

 

Результатом освоения Программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области теории и методики физической культуры и спорта:

- история развития шахматного спорта в России; 

в области общей и специальной физической подготовки:

- развитие основных психологических качеств, в том числе, базирующихся на них способностях, а также их гармоничное сочетание применительно к специфике занятий шахматами;

в области вида спорта «Шахматы»:

- овладение основами техники шахмат.

в области развития творческого мышления:

- развитие изобретательности и логического мышления;

- развитие умения сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения поставленной задачи;

- развитие умения концентрировать внимание, находиться в готовности совершать  действия в игре.

 

Программа рассчитана на 3 года обучения, 42 недели в год. Она предусматривает реализацию в течение 126 занятий в год по одному учебному часу на одно занятие. Учебный курс, включает изучение 6-ти тем ежегодно.

 

     Для каждой группы составляется свой базовый учебный план, в котором в обязательном порядке учитывается уровень подготовки  обучающихся.  Работа по этому плану  в значительной степени способствует становлению личности ребёнка и наиболее полному раскрытию его творческих способностей.

Программа предназначена для педагогов дополнительного образования и общеобразовательных школ, для многочисленных  любителей шахмат.  (Приложение 4)

         

 

Просмотр содержимого документа
«Интерактивные методы обучения на занятиях по шахматам среди младших школьников»

Перспективный план развития направления «Шахматная школа»


Мероприятие

Сроки

Ответственный

Отметка о выполнении

Пропаганда шахмат, массовые мероприятия на базе школы

Фестиваль «Белая ладья»

Ежегодно

Бушуева А.Н.

Зобнина С.В.

Ноябрь 2015

Ноябрь 2016

20.01.2018 (3 м)

Вовлечение обучающихся в шахматное движение

Соревнования по шахматам среди учащихся начальной школы

Ежегодно

Бушуева А.Н.

ЗобнинаС.В.

Январь 2016 – турнир по шахматам среди старшеклассников

Участие в шахматном фестивале в ноябре 2017 (ГПНТБ)

Освещение деятельности в данном направлении в СМИ

Постоянно

Бушуева А.Н.

Пресс-центр 211


Оборудование кабинета согласно плану перспективного развития кабинета по шахматам

Постоянно

Красикова О.А.

Зобнина С.В.

В течение года


Участие в конкурсе на лучший кабинет шахмат в школах города Новосибирска

По графику конкурса

Зобнина С.В.

Апрель 2017 получен призовой фонд, оборудование для кабинета, учебники

2018…

Определение статуса школы № 211 как базовой или пилотной площадки в районе

В Департаменте образования


Малетин П.С.

(согласование с Лигостаевой Ю.А.)

Бушуева А.Н.

До мая 2018

Определение списка преподавателей НШК, реализующих работу «Шахматной школы»

До 15.02.2018

Крючкова Е.А.

Бушуева А.Н.


Курсовая подготовка учителей НШК и желающих вести шахматы

Март, 2018

Июнь, 2018

Август, 2018 или ноябрь, 2018

Бушуева А.Н.

Договоренность с Малетиным П.С.

Необходимо набрать 15 чел и более

Приобретение методической литературы, учебников и рабочих тетрадей, рабочей программы


Бушуева А.Н.

Давыденко Н.С.

Зобнина С.В.

До сентября 2018

Приобретение комплектов шахмат и демонстрационного комплекта, часов

22 кабинета * 15 комплектов на кабинет + 1 комплект демонстрационный



До сентября 2018

Введение часов внеурочной деятельности по шахматам


Крючкова Е.А.

До июня 2018

Работа по выявлению одаренных детей в направлении «Шахматы»


Зобнина С.В.


Шахматные турниры по параллелям (1-6 классы), выявление лучших игроков и популяризация шахмат

В течение учебного года

Зобнина С.В., Батуев Андрей Владимирович??? (тренер-судья)


Шахматные турниры в школьном лагере «Летние шахматы» (турнир между отрядами, лекции для начинающих шахматистов)

июнь

Зобнина С.В.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!