СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематический педагогический совет: «Интерес к познанию – надежная основа обучения» методическая разработка

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательный интерес - это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственный человеку врожденной познавательной потребности.

Просмотр содержимого документа
«Тематический педагогический совет: «Интерес к познанию – надежная основа обучения» методическая разработка»


Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств п. Старь»










Тематический педагогический совет:

«Интерес к познанию –

надежная основа обучения»


методическая разработка










Авторы: преподаватели

Горькая Т.А.

Самусева М.А.



Педагогический совет

по теме: «Интерес к познанию –

надежная основа обучения»




Содержание:

  1. Доклад.

  2. Обсуждение по теме.

  3. Диагностика.

  4. Рекомендации преподавателям.

  5. Подведение итогов педсовета.

  6. Рефлексия.

  7. Выводы, рекомендации, решения педсовета.

  8. Список использованной и рекомендуемой литературы.



Участники педагогического совета:


  1. Преподаватели школы.


  1. Администрация школы.



Оформление и оборудование:


  1. Мультимедийная установка для просмотра презентации к педсовету.


  1. Проектор отображает тему педсовета на экране и эпиграф.









Педагогический совет.


Тема: «Интерес к познанию – надежная основа обучения»


Цели педсовета:

  1. Определить роль и место познавательного интереса среди других мотивов учения, взаимосвязь познавательного интереса и физиолого-психологических особенностей детей.

  2. Рассмотреть приемы и методы, развивающие познавательные интересы учащихся.

Форма проведения: семинар.

Подготовительная работа к педсовету:

  • Анкетирование учащихся старших классов по вопросам, отражающим приемы, способствующие развитию познавательного интереса.

  • Обобщение аналитических материалов.

  • Подбор тематических материалов (к докладу по теме, презентация).

  • Вопросы преподавателям по теме педсовета.

План педсовета:

  1. Доклад преподавателя Горькой Т.А. на тему: «Интерес к познанию – надежная основа обучения».

  2. Обсуждение присутствующими проблем повышения познавательной активности учащихся на уроках с целью выявления эффективных способов, методов, средств, которые используют преподаватели в своей работе для повышения познавательной активности учащихся на уроках и развития у них интереса к предмету.

  3. Ознакомление присутствующих преподавателей с результатами диагностики, проведенной преподавателями Горькой Т.А., Самусевой М.А. в целях определения уровня познавательной активности на уроках у учащихся школы. Выводы.

  4. Озвучивание «Вредных советов» для преподавателей.

  5. Подведение итогов педсовета. Показ презентации как обобщение и подведение итогов педсовета.

  6. Рефлексия преподавателей. Высказывания педагогов о том, что полезного для себя они взяли с педсовета.

  7. Выводы, рекомендации, решения педсовета.


Ход педсовета:

1. Доклад преподавателя Горькой Т.А. на тему: «Интерес к познанию – надежная основа обучения».

«Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями.

Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача,

чем приневолить».

К.Д.Ушинский

В условиях модернизации Российского образования остаются высокими требования к повышению качества обучения и воспитания подрастающего поколения, профессиональной деятельности учителя.

Поэтому проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.

Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся. Активное обучение, которое осуществляется с помощью активных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности.

Познавательный интерес—это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Отсутствие интереса у школьников — показатель серьёзных недостатков в организации обучения.

Правильный подход к совершенствованию методов и средств обучения следует строить на научной основе, рассматривая обучение как целенаправленный организованный процесс взаимодействия, сотрудничества учителя и учащихся; призванный вооружить их научным мировоззрением, знаниями, умениями.

Педагогической психологией выведен основной закон усвоения: воспринять — осмыслить — запомнить — применить — проверить результат. Из этой формулы ничего нельзя исключить, нецелесообразно разрывать этап усвоения во времени, потому что они взаимосвязаны: восприятие сопровождается осмыслением, осмысление — запоминанием, восприятие, осмысление и запоминание расширяются, углубляются и закрепляются в процессе их самостоятельного применения и проверки на практике.

Возникает вопрос: что такое активные приёмы? Определение этого понятия в педагогической литературе не встречается, поэтому, обратимся сначала к родственным понятиям: активность, познавательная активность, активизация. Активность (от лат. activus - деятельный) — это психическое качество, черта характера человека выражающаяся в условной деятельности человека.

Познавательная (учебная) активность школьника выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе. Речь идёт не только о внешней активности, а главным образом о внутренней, мыслительной активности учащихся, о творческом мышлении.

Психологи убеждают, что познавательная активность – качество неврождённое и непостоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием школы, товарищей, семьи и других факторов. На уровень активности сильно влияет отношение учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого учащегося. Поэтому у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность резко меняется в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс, отдельно взятого ученика. Учителя-новаторы, да и учителя, имеющие большой опыт работы, знают, что только подлинное сотрудничество учителей и учащихся обеспечивает на уроке активную учебную деятельность.

Мастерство учителя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.

Так, где же искать истоки учебной мотивации? На какие «рычаги» нужно «нажимать» учителю, к каким внутренним источникам активности ребенка подключаться для того, чтобы побуждать школьника к учебному труду?

Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Спросите у любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли он учиться. И как он будет учиться. В ответ вы услышите, что получать каждый из них намерен только пятерки. Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребенка в школу, тоже желают ему хорошей учебы и отличных оценок. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе – важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив недолго сохраняет свою силу. К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов обучения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения. Каковы же пути осуществления этой задачи? Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление - сильный стимул познания. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.

Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.

Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса.

Чтобы познавательный интерес постоянно подкреплялся, получал импульсы для развития, надо использовать средства, вызывающие у ученика ощущение, сознание собственного роста: задай вопрос товарищу, проанализируй ответ и оцени его, обобщи сказанное, поищи иной способ решения задачи – эти и многие другие приемы, побуждающие ученика осмыслить свою деятельность, что способствует формированию стойкого познавательного интереса.



Методы и приемы формирования познавательного интереса:

1)Развитие познавательных способностей.

Повышение и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при систематической работе направленной на развитие внимания, наблюдения, воображения, памяти, мышления. В учебный материал полезно включать содержательно-логические задания, развивающие различные характеристики внимания: его объема, устойчивости, умения переключаться с одного предмета на другой побуждающие к активным действиям:(«-Отыскать …», «-Быстро …», «-Найди…», «-Найди сходство и различие …»).

2)Задания, направленные на развитие логического мышления.

Они также необходимы для формирования познавательного интереса (задания на смекалку, задания – шутки, логические упражнения, кроссворды и ребусы).

Чтобы ребенок учился в полную силу своих способностей, надо стараться вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.

3)Занимательный материал

Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.

Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Ещё Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был продуктивным. В работе большую пользу приносит использование дидактических игр. Игра - мощный стимул в обучении. Посредством игры активизируется познавательный интерес, так как в игре мотивов больше, чем в учебной деятельности.

4)Проблемное обучение

Одним из важнейших факторов, влияющим на развитие познавательного интереса является проблемное обучение. Проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов всегда вызывает неослабевающий интерес учеников. Такое обучение заставляет искать истину и находить ее.

В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос-проблема, содержащий в себе иногда элемент противоречий, иногда неожиданности.

Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении к учению.

5)Проектная, исследовательская деятельность с применением ИКТ

Особого внимания заслуживает проектная деятельность учащихся, как мощный двигатель познавательного интереса. Очень часто как синонимы рассматриваются понятия «исследовательские методы обучения» и «метод проектов» или «проектное обучение». На самом деле между ними есть существенные отличия.

В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной, гибкой, в ней может быть значительно больше места для импровизации. Но вместе с тем исследовательское обучение должно максимально напоминать научный поиск.

Исследовательская деятельность может быть очень разнообразной. Часто при её проведении используются информационно-коммуникационные технологии. Это и поиск информации в Интернете, и оформление результатов работы в виде мультимедийной презентации.

Несомненно, овладение учащимися ИКТ соответствует современным задачам обучения. Но следует отметить ещё один момент: для организации исследовательской деятельности учащихся учитель сам должен быть исследователем. Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся. Кроме того, использование ИКТ позволяет проводить уроки:

-на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка);

-обеспечивает наглядность;

-привлекает большое количество дидактического материала;

-повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;

-обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания);

-расширяет возможность самостоятельной деятельности;

-формирует навык исследовательской деятельности;

-обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

Все это в итоге способствует повышению качества образования.

Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях.

Использование мультимедийных презентаций сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика.

Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (принцип привлекательности). Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет использование учителем в ходе урока мультимедиа презентации.

Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – активизация познавательного интереса, повышение уровня знаний.

Вывод: правильное проведение самостоятельной работы, проблемное обучение, исследовательская работа, проектная деятельность, использование игры, компьютерных технологий – всё это способствует повышению познавательного интереса.

2. Обсуждение проблемы повышения познавательной активности учащихся на уроках.

Преподавателям предлагается обсудить способы и методы повышения познавательной активности учащихся на уроках и предложить нестандартные методические приемы из собственного опыта работы.

Цель: выявить, что используют преподаватели в своей работе для повышения познавательной активности учащихся на уроках и развития у них интереса к предмету.

Предложенные вопросы:

-Как развить у ученика интерес к предмету?

-Какие способы повышения работоспособности на уроках вы используете?

-Какие методы и приемы наиболее успешно позволяют вам организовать учебно-познавательную деятельность учащихся?

-Как сделать так, чтобы ребенку хотелось учиться?

  1. Диагностика

Диагностика познавательной активности учащихся

Цель: определить уровни познавательной активности учащихся школы.

Познавательная активность учащихся на уроках оценивалось преподавателями по следующим параметрам:

-Умение активно ориентироваться в новом материале.

-Владение мыслительными операциями, активность, инициатива.

-Стремление искать новые решения.

-Степень приложения личных усилий в учебной работе.

-Умение самостоятельно выбирать способы работы над учебным материалом.

Результаты диагностики.

Информация преподавателей, проводивших диагностику, Самусевой М.А., Горькой Т.А.

1)Исследование уровня познавательной активности на уроках у учащихся младших и старших классов школы, показало, что он выше у учащихся младших классов на 5,7% .

Причины: новизна рода деятельности для учащихся младших классов.


% активности учащихся школы на уроках

Младшие классы

75,7%

Старшие классы

70%


2)Исследование уровня активности учащихся по классам обучения показалo, что уровень учебной мотивации начинает снижаться к концу обучения в младших классах и выпускному классу.

Причины:

-переход учащихся в среднее звено в общеобразовательной школе;

-самоопределение учащихся старших классов;

-загруженность учащихся.

МО

Класс/% активности учащихся на уроках

1

2

3

4

5

6

7

Музыкальное исполнительство

88%

47%

61%

86%

78%

45%

54%

Хореографическое искусство

67%

74%

60%

60%

-

50%

75%

Театральное искусство

87,5%

100%

67%

100%

67%

100%

-

ИЗО

90%

90%

60%

75%

-

92,5%

67,5%

Итог

83,1%

77,7%

62%

80,2%

72,5%

72%

65,5%



Вывод: учителю необходимо стимулировать, пробуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения, что заключается в умении сделать содержание своего предмета богатым, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.

В целях поиска истоков учебной мотивации, учащимся старших классов было предложено ответить на ряд вопросов по приемам, способствующим развитию их познавательного интереса.

3)Исследование условий, способствующих развитию познавательного интереса учащихся.

Анкетирование учащихся

Цель: определить условия способствующие развитию познавательного интереса у учащихся.

В анкетировании приняли участие 32 учащихся старших классов.

1. Нравится ли тебе необычное и интересное оформление класса и урока:

-Да – 100%

-Использование загадок, головоломок, игр – 15 учащихся – 45%.

-Яркое оформление класса по теме урока – 8 учащихся – 25%.

-Приглашение гостей - 0%.

-Твое предложение: по каждой теме урока - презентации, слайд-шоу; музыкальное оформление.

-Нет – 0%

2. Нравится ли тебе быть активными на уроке?

-Да – 28 учащихся – 87,5%

-Нет – 4 учащихся – 12,5%

Причины: проявление активности для меня дело случая, не люблю учиться, лень отвечать.

3. Что побуждает тебя быть активным на уроке:

-осознание успеха – 12 учащихся – 37,5%;

-личное участие в достижении успеха – 10 учащихся – 31,2%;

-познание нового – 14 учащихся – 43,7%;

- открытие чего-либо нового, творческого – 6 учащихся – 18,7%;

- желание овладеть знаниями – 9 учащихся – 28,1%;

- ответственность - 6 учащихся – 18,7%;

- уверенность в себе, удовлетворение собой – 7 учащихся – 21,8%;

- активность, энергичность – 16 учащихся – 50%;

- мысль о возможных достижениях – 13 учащихся – 41%.

4. Какие формы проведения урока вы хотели бы видеть:

- презентации, просмотр видеофильмов - 16 учащихся – 50%;

- урок – игра – 19 учащихся – 59,3%;

- урок – спектакль - 9 учащихся – 28,1%;

- урок – соревнование, конкурс – 8 учащихся – 25%;

- урок – сказка - 8 учащихся – 25%;

- урок – путешествие - 9 учащихся – 28,1%;

- урок-викторина - 10 учащихся – 31,2%;

- урок – творчества - 9 учащихся – 28,1%;

- урок-лекция – 4 учащихся – 12,5%.

5. Используешь ли ты свои знания, информацию, полученную на уроках, в своей жизни (дома, в общеобразовательной школе)?

-Да – 27 учащихся – 84,3%

Из пояснений учащихся.

В общеобразовательной школе:

-на уроках музыки могу сказать что-то умное;

-выступаю на внеклассных мероприятиях;

-на концертах разыгрываем сценки, танцуем, играем на музыкальных инструментах ;

-оформляю стенгазеты.

Дома:

-украшаю дом;

-участвую в домашних спектаклях;

-играю для друзей и родителей;

-слушаю классику в современной обработке;

-делюсь с друзьями и родными полученными навыками;

-играю на баяне и учу папу.

- Нет – 5 учащихся – 15,7%.


Вывод: всем учащимся нравится необычное, красочное оформление класса, урока. Большинство из них хотели бы видеть уроки в форме игры с презентациями, просмотром видеофильмов. Учащимся нравится быть активными на уроках, что побуждается их собственной активностью, энергичностью, мыслью о возможных достижениях, познанием нового. Это помогает им быть активными не только на уроках в нашей школе, но и в средней школе, дома, в кругу друзей и родных.


  1. «Вредные советы»

«Вредные советы» помогут преподавателю уничтожить всякий познавательный интерес к своему предмету:

  • заставляйте учащихся работать сверх меры, предъявляя завышенные требования; для объяснения своей позиции как можно чаще провозглашайте лозунг: «На «пять» мой предмет знает Господь Бог, на «четыре» я сам (а), ну а про вас и говорить нечего»;

  • требуйте от учащихся делать то, что они не в состоянии выполнить, и как можно больше;

  • в случае неудачи ребенка подчеркивайте его «никчемность», чтобы прочнее сформировалась привычка опускать руки;

  • настраивайте ребенка на то, что он никогда не сможет достигнуть успеха, преодолеть препятствия;

  • формируйте у ребенка ощущение собственной слабости, ничтожности, это удержит его от реализации творческих способностей, затруднит общение со взрослыми и сверстниками;

  • высмеивайте страхи ребенка;

  • на уроках и переменах делайте как можно больше замечаний, постоянно увеличивайте количество окриков, одергиваний — это поможет вызвать у учащихся и агрессию, и тревогу;

  • никогда не сдерживайте себя, не задумывайтесь долго над тем, что вы говорите ребенку; не бойтесь выражать свой гнев и презрение в открытую;

  • самое главное — создайте неблагоприятный психологический климат в классе, понижайте самооценку учащихся, отвергайте их достижения.


И, в конечном счете, ваш авторитет «достигнет заоблачных высот», и ученики будут бояться даже лишний раз вздохнуть на ваших уроках.


  1. Подведение итогов педсовета.

Подведение итогов педсовета. Показ презентации как обобщение и дополнение к теме педсовета.


6. Рефлексия преподавателей.

Высказывания педагогов о том, что полезного они для себя взяли из материалов педсовета.


7. Выводы, рекомендации, решения.

Вывод: тема педсовета актуальна, но в свою очередь требует от педагогического коллектива создания банка разработок уроков, на которых реализуются идеи помощи детям в их стремлении учиться.


Рекомендации педагогического совета.

1. Каждому преподавателю работать над совершенствованием методики проведения урока.

2. Использовать собственную методическую тактику, обеспечивающую качественное образование ребенка.

3. Систематизировать содержания эффективных форм и методов обучения методической темы: «Современные технологии и владение ими как средство успешного обучения».

Решения:

1.В целях систематизации методического банка уроков и активизации творческого мышления преподавателей на эффективные формы и методы современного урока, рекомендовать – обобщить опыт преподавателей-предметников по теме: «Каким должен быть современный урок в новых условиях», с оформлением методической выставки «Все о современном уроке».

2.Утвердить тематику открытых уроков на 2020– 2021 учебный год по проблеме педсовета: «Каким должен быть современный урок?».

3.Утвердить творческую группу для посещения уроков преподавателей и проведения анализа их работы по внедрению в учебный процесс современных форм и методов обучения, повышающих эффективность учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке.

Состав группы: Горькая Т.А., Самусева М.А., Черкесова Е.Ю.

4.Назначить ответственных за подготовку педагогического совета по теме: «Каким должен быть современный урок?» Горькую Т.А., Самусеву М.А.


















8. Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Амонашвили Ш.А. «Обучение. Оценка. Отметка» М., 1980г. с.40.

  2. «Активизация познавательной деятельности младших школьников». Под редакцией М.П.Осиповой, Н.И.Кончаловской. с.37-45.

  3. Гиппенрейдер Ю.П. «Введение в общую психологию» М. ИсРО 1996г. с.280.

  4. Дружинина Н.В. «Психология» С-П. 2000г. «Питер» с.74.

  5. «XXI век: Современные технологии воспитания и образования" (тезисы докладов к конференции) Новокузнецк 2001г. с. 54, 56, 44, 71, 72, 73, 111. Под редакцией: О.Елькиной, Г.Н.Поповой, Л.Я.Лозован.

  6. Крутецкий В.А. «Психология» М. Просвещение 1986г. с.219, 90.

  7. Каратаева Е. «Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия»/Директор школы/ 2000г. №9, с.75-80.

  8. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.И. «Мотивация учения и её воспитание у школьников» М Педагогика 1983г. с.4.

  9. Мохначева И. «Поощрение как фактор активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников»: Начальная школа №12, 1999г. М. Просвещение с.13, 14, 15.

  10. Немов Р.С. «Психология» /Познавательные процессы с. 104-184//Возрастная психология с.236-259/. М. Просвещение 1990г.

  11. Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям» Киев, 1972г. с.142-143.

  12. Сизова О.В. «В контакте с родителями» Начальная школа №7, 1988г. с.72.

  13. Талызина Н.Ф. «Формирование познавательной деятельности младших школьников» М. Просвещение 1988г. с 6, 110, 151.

  14. Ушинский К.Д.. Избранное педагогическое сочинение. М. Просвещение, 1968г. с.208






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!