Интегрированное НОД «Хлеб — всему голова»
Цель: Вызвать интерес и уважительное отношение к хлебу, как продукту человеческой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать знакомить детей с процессом получения хлеба;
с профессиями людей, относящихся к производству хлеба, и со спецтехникой, помогающей человеку добыть хлеб;
- формировать у детей представление о том, как из муки изготавливают различные кондитерские изделия;
- обогащать словарь за счёт слов: зерно, пшеница, рож, колосья, хлеборобы, пшеничная и ржаная мука, тракторист, комбайнер, агроном, пекарь, хлебозавод, пекарня;
- закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России.
Развивающие:
- развивать у детей познавательные способности – речь, память, внимание;
- развивать общительность и коммуникабельность.
Воспитательные:
- воспитание любви и уважения к людям труда, бережного отношения к хлебу как результату труда многих людей;
- воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Материалы и оборудование:
Аппликация хлебного дерева из ткани и хлебобулочных изделий из солёного теста, колосок, картинки: (зерно, колосок, мука, тесто, хлеб) для д/игры «Что за чем?», хлебобулочные и кондитерские изделия для д/и «Узнай на вкус», поднос, полотенце, карточки с изображением продуктов питания (мука, сахарный песок, яйца, масло сливочное, ванилин, сода), готовое песочное тесто, мука, скалки, формочки для печенья, лист для выпечки печенья, фартуки, косынки и колпаки, влажные салфетки; презентация с иллюстрациями «Как хлеб на стол пришёл».
Предварительная работа:
Беседы о том, что такое хлеб и откуда он берётся, рассматривание иллюстраций о хлебе, исследовательская деятельность: рассматривание зёрен пшеницы, ржи, колосьев, эксперименты получения муки из зерна, посадка зёрен пшеницы и наблюдение за ростом колосков, лепка из солёного теста хлебобулочных изделий, с/р игры «Булочная», «Магазин», чтение художественной литературы и пословиц о хлебе, п/игра «Каравай» и др.
Ход организованной деятельности:
1. Приветствие (организационный момент):
Дети вместе с воспитателем стоят в кругу
Воспитатель: Посмотрите сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся. Гости улыбаются вам в ответ. От наших улыбок стало сразу светлее.
- Добрый день! - тебе сказали,
- Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали -
Теплоты и доброты.
- Ребята, сегодня к нам должен прийти интересный гость, отгадайте загадку и узнаете кто он.
Он встаёт, когда вы спите,
И муку просеет в сите,
Докрасна натопит печь,
Чтобы хлеб к утру испечь. (пекарь)
- Правильно, это пекарь. Он обещал к нам сегодня прийти, но что-то задерживается… (стук в дверь).
Пекарь: - Здравствуйте, ребята! Здравствуйте взрослые! Давно я к вам собирался в гости, вот принёс я вам картину…. (на картине изображено дерево, на котором висят вместо плодов – хлебобулочные изделия). Это «Хлебное дерево».
Есть у меня к вам один вопрос: так ли созревают и растут булки, батоны, да баранки? ( Нет!)
Воспитатель: Вокруг нашего посёлка Сурское, куда не кинешь взгляд – бескрайние просторы зеленых лугов, тенистых лесов, набирающих силы хлебных полей. Да, ребята, хлеб – это дар матушки – земли, но вырастить его стоит огромного труда.
Я предлагаю совершить вам виртуальное путешествие «От зерна до каравая». И рассказать нашему гостю как хлеб приходит к нам на стол.
Показ презентации, дети комментируют слайды.
1.Вырос в поле колосок.
Как же хлебом стать он смог?
В колоске домов полно!
В каждом вызрело зерно.
2.А из зёрнышка в свой срок
Будет новый колосок!..
Всё сначала, по порядку –
Разгадаем мы загадку.
3.Вышли в поле трактора,
Землю им пахать пора,
Чтоб посеять рожь, пшеницу…
Ведь на поле Хлеб родится!
Воспитатель: - Ребята, а кто управляет трактором? (тракторист)
4.Гребнем частым борона расчеши земельку,
Приготовим для зерна мягкую постельку.
5.К севу всё уже готово!
И кипит работа снова:
В сеялки полным – полно
Насыпается зерно.
От зари и до темна
В землю сыплется оно!
Воспитатель: - А какие зёрна сажают в землю? (зёрна пшеницы, ржи)
6.Солнце землю согревает
Дождик щедро поливает.
К концу лета вышел срок –
Вырос в поле колосок!
Воспитатель: - Кто следит за тем, как растут колоски?
(За ростом колосков следит – агроном. Агроном ухаживает за землей, - если нужно, то в землю вносятся удобрения.
Агроном выращивает хлеб, следит за урожаем, чтобы на него не напали насекомые – вредители. С помощью самолётов распыляется удобрения или ядохимикаты.)
7.Поле солнцем залитое,
Говорят, что золотое…
Колоски росли, трудились,
Светом солнечным налились,
Силу взяли от Земли –
Золотыми стать смогли!
8.Дни промчались…
Наступает время сбора урожая…
Вышел в поле агроном –
Близко он с землёй знаком.
Знает, что растить и как –
В этом деле он – мастак!
Колосочки в руки взял…и…
9.Дружно все взялись за дело
И работа закипела!
С ранней зорьки и до ночи
Комбайна двигатель клокочет…
Он колосья жнет умело,
Зерно ссыпает в грузовик!
Как благородно это дело!
И хлебороб к труду привык!
Воспитатель: Кто управляет комбайном? (комбайнёр
А кто водит грузовик? (водитель, шофёр)
10.Везут зерно на элеватор,
А там трудяга - экскаватор…
Перемешает он зерно,
Чтобы проветрилось оно,
Чтоб под солнцем просушилось
И лучше в зиму сохранилось
11.Лишь зерно проветрится
Его везут на мельницу
Ветер жернова вращает,
В муку зёрна превращает…
Вы готовьте лишь мешки –
Хватит здесь для всех муки.
Воспитатель: Вот так выглядит современная мельница, т.е. мукомольный завод, а так старинная. (изображение мельницы современной и старинной).
12.Белый-белый порошок
Насыпают нам в мешок.
…Вот и есть у нас мука
Из зерна пшеничного.
Как белёшенька, мелка –
Качества отличного!
Воспитатель: - Дети, мука бывает какая? (пшеничная и ржаная)
13.Есть у пекарей секрет
Терпеливым лишь здесь место!
Чем мы дольше месим тесто –
Тем пышнее будет хлеб!
Воспитатель: Из муки на хлебозаводе делают…(тесто).
Трудятся на хлебозаводе люди очень ответственные, и профессия этих людей называется…(пекари).
Какой хлеб делают из пшеничной муки? (белый хлеб)
А из ржаной? (чёрный)
А если смешать пшеничную и ржаную муку, то какой хлеб получится? (Получится серый хлеб)
14.Вот запахло вкусным хлебом.
Это значит – всё готово!
Достаёт пекарь из печи,
Ватрушки, плюшки, калачи,
Булки ароматные,
Караваи знатные!
Корочки хрустящие,
Румяные, блестящие!
15.Наконец хлеб попадает в магазин.
Мы его покупаем и с удовольствием едим.
Воспитатель: В каком магазине можно купить хлеб (в хлебном магазине, в супермаркете, на рынке).
Воспитатель:
Хлеб, ребята, берегите!
Никогда им не сорите!
Много рук его растили,
Собирали, молотили,
Отдыха порой не знали,
Долго у печи стояли,
Чтоб для нас испечь полезный,
Хлеб душистый и чудесный!
Вот так малый колосок
На стол хлебом прийти смог!
Воспитатель: - Кто мне подскажет, как называются люди, которые выращивают хлеб? (хлеборобы)
- Труд хлебороба очень нелегкий и напряженный! А чтобы мы могли принести домой обычный батон белого или ржаного хлеба, на славу поработали и комбайнеры, и трактористы, и шоферы, и пекари. Много рук прикоснулось к зерну, чтобы оно превратилось в каравай хлеба.
Знают все, кто ест:
Хлеб не надоест!
Хлеб наша главная еда
Всегда!
Рыба – водица,
Ягода – трава,
А хлеб, как говорится,
Всему голова!
Воспитатель: А теперь - вопрос детям: так как же появляется хлеб? Вот картинки, нужно выложить цепочку.
Дидактическая игра «Что за чем?»
(Дети выкладывают цепочку из картинок: зерно, колосок, мука, тесто, хлеб)
Пекарь: Молодцы, ребята, убедили меня! Знаете, откуда хлеб приходит!
Воспитатель: А сейчас немного отдохнём!
Физминутка «Хлеб»
Рос сперва на воле в поле, Дети слегка покачивают руками,
Летом цвел и колосился, поднятыми вверх.
А потом обмолотили, Постукивают кулаками друг о
друга.
Он в зерно вдруг превратился. Выполняют упражнение
«Пальчики здороваются»
Из зерна – в муку и тесто, Сжимают и разжимают кулаки.
В магазине занял место. Вытягивают руки вперёд,
Ладонями вверх.
Вырос он под синим небом, Поднимают руки вверх.
А пришел на стол к нам – хлебом. Вытягиваю руки вперёд ладонями вверх.
Пекарь: - А какие еще изделия готовят из муки, кроме хлеба?
(печенье, пироги, плюшки, баранки, пряники, вафли, сушки, сухарики, торты, пирожное, пельмени, вареники, пиццу, беляши, чебуреки, макароны и т.д.)
А я вам кое – что принёс! А что принёс, будем отгадывать с закрытыми глазами!
Дидактическая игра «Угадай на вкус хлебобулочное изделие»
Пекарь: А хотите побывать в роли пекаря – кондитера?
Дети надевают фартуки и колпаки, косынки, моют или протирают руки влажными салфетками.
Дидактическая игра « Испечем печенье»
Пекарь: Будем сегодня с вами печь печенье, но прежде нужно замесить тесто. Какие продукты питания для этого нужно, как вы думаете? (мука, сахарный песок, яйца, масло сливочное, ванилин, сода)
Роли продуктов выполняют дети, которым он дает иллюстрации продуктов. Остальные дети помогают замешивать тесто. Действие происходит внутри круга. В конце игры пекарь вносит в круг готовое песочное тесто.
Рецепт фигурного песочного печенья.
Масло сливочное – 200 гр.
Сахарный песок – 200 гр.
Яйца – 2 шт.
Ванилин – 2 гр.
Сода – 1 ч. лож. (гасить в уксусе)
Мука – 2 стакана.
Пекарь: Ну, вот тесто и замесили! А теперь будем его раскатывать и вырезать с помощью формочек печенье. Посмотрите, как это делается. ( показывает.)
Возьмите кусок теста, обваляйте его в муке, чтобы оно не прилипало к рукам и раскатайте шарик. Положите на стол, приплюсните, раскатайте скалкой, чтобы получился блин вот такой ширины. Возьмите формочку и вырежьте фигурку. Положим на противень.
Самостоятельная работа
Дети лепят печенье под музыку, готовое печенье кладётся на противень и относится в дальнейшем на кухню для запекания.
Пекарь во время работы детей рассказывает о том, что готовить еду надо с хорошим настроением, с любовью и тогда, она получится вкусной и питательной.
Пекарь: Ух, какое красивое получилось печенье! И, определённо, вкусное! Ну, что ж, пойду его ставить в печь – духовку, а потом вместе его попробуем! Согласны? (Пекарь уходит)
Воспитатель: Ребята, все встали рядом…
Целый час мы занимались
И о хлебе многое узнали!
- А теперь детвора, скажите, - что вам больше всего понравилось на занятии? (ответы детей)
Воспитатель: И ещё, хотелось бы сказать несколько слов о хлебе. К хлебу в старину относились свято, бережно, ведь он доставался тяжелым трудом. Хлеб можно было брать только чистыми руками. Его нельзя было выбрасывать. А если уронил хлеб, обязательно надо было поднять, и поцеловать. Даже крошки со стола сгребали в ладонь и съедали.
Хотелось, чтобы и вы также относились к хлебу.
А теперь, давайте нашим гостям спасибо за внимание и до свидания!
Чаепитие с печеньем.