СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок по истории и литературе на тему: «Великая Октябрьская социалистическая революция. А.А Блок «Интеллигенция и революция».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный матириал может изучаться на уроках истории и литературы

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по истории и литературе на тему: «Великая Октябрьская социалистическая революция. А.А Блок «Интеллигенция и революция».»

Интегрированный урок по истории и литературе на тему:

«Великая Октябрьская социалистическая революция.

А.А Блок «Интеллигенция и революция».

Эпиграфы к уроку:

Рождённые в года глухие

Пути не помнят своего.

Мы – дети страшных лет России –

Забыть не в силах ничего.

Испепеляющие годы!

Безумья ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы

Кровавый отсвет в лицах есть.

А.А. Блок

«Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердые, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка».

А.С. Пушкин

Цели:

- подвести учащихся к пониманию причин Великой Октябрьской социалистической революции;

- продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы, излагать «сквозные» вопросы темы;

- охарактеризовать содержание первых Декретов Советской власти; осветить проблемы Учредительного собрания; проанализировать экономическую политику Советской власти в 1917-1918 г.г.

- показать полемический характер статьи А.А. Блока «Интеллигенция и революция, её художественные и исторические особенности;

-воспитывать уважение, интерес к истории и литературе России.

Оборудование:

Учебники истории и литературы для 11 класса, таблицы, портрет А.А. Блока, статья А.А. Блока «Интеллигенция и революция», кадры кинохроники.

Ход урока.

Учитель истории:

Следующий год – 2017, а это значит, что в этом году исполнится 100 лет Великой Октябрьской социалистической революции. Сегодня мы и поговорим о событиях, которые до сих вызывают споры о неизбежности революции, о её причинах, о её значении и последствии не только для России, но и для мира в целом.

Давайте вспомним, какие события предшествовали Октябрю 1917 года? Почему Февральская революция не смогла решить проблемы народа и государства? Почему в революционной России углублялся раскол общества, нарастало противостояние социальных и политических сил?

- Июльская победа правительства не остановила поляризацию политических сил в России. Продолжалась война. Быстро углублялась разруха в промышленности и на транспорте. Бушевала инфляция, снизившая покупательную способность рубля до 6-7 довоенных копеек. Ширились, особенно с конца лета, волны политических стачек в городе и самовольного захвата помещичьих земель в деревне, выступления народов за национальное самоопределение. Армия выходила из повиновения командованию. Обычным стало дезертирство и братание с противником.

- Что попытался сделать А.Ф. Керенский для стабилизации обстановки в стране?

- Керенский попытался упрочить своё положение и стабилизировать обстановку в стране. Первого сентября Россия была провозглашена республикой, а в конце того же месяца премьер-министру путём сложных закулисных манёвров удалось сформировать третье по счёту коалиционное правительство из либералов и социалистов.

Однако хрупкий баланс сил в стране был необратимо нарушен. Поражение корниловского выступления вызвало в рядах правых, прежде всего офицеров, смятение и дезорганизацию, ненависть к Керенскому, которого обвиняли в беспринципности и политическом коварстве, в окончательном подрыве боеспособности русской армии. Керенскому и его правительству уже не приходилось надеяться на какую-либо поддержку, власти оказались перед прямой и молниеносно нараставшей угрозой удара с левого, большевистского фланга.

О том, какие факторы лежали в основе быстрого установления власти большевиков мы услышим из сообщения учащегося.

Сообщение учащегося (Приложение 1)

Учитель истории:

- Какой вывод, мы можем сделать из прослушанного сообщения и предыдущих уроков о причинах Великой Октябрьской социалистической революции?

- Колоссальные военные расходы (доходившие до 86% бюджета), огромная инфляция (за 1917 год рубль обесценился в семь раз), падение дисциплины в сочетании с нарастанием социальных требований масс способствовали падению предпринимательской активности и снижению жизненного уровня населения. Остро выявилась нехватка продовольствия в городах. В результате число бастовавших в сентябре-октябре по сравнению с весной 1917 года выросло в 7-8 раз до 2,4 миллионов человек.

Начались массовые крестьянские выступления, охватившие 90% уездов европейской России, и самовольные захваты помещичьих земель. По оценкам исследователей до октября 1917 года крестьяне взяли под контроль помещичьи земли в 15% волостей. Армия выходила из повиновения.

- В чём причина успеха большевиков?

Английский историк Р. Петибридж объясняет несравнимо большую эффективность идеологической работы большевиков по сравнению с кадетской тем, что они владели искусством убеждения, умели выразить свою программу в общедоступных лозунгах, сосредоточили свои усилия на «ключевых в стратегическом отношении аудиториях».

К 25 октября важнейшие объекты Петрограда почти без сопротивления были взяты революционерами. В ночь на 26 октября пал Зимний дворец. Если в Февральскую революцию потери в Петрограде составили 300 человек (и 1100 раненых), то в Октябрьскую – лишь 6 человек.

- Какие Законы в первую очередь приняли большевики?

26 октября 1917 года были приняты Вторым Всероссийским съездом Советов Декреты «О мире» и «О земле», а также Постановление «Об образовании рабочего и крестьянского правительства». Второго ноября 1917 года принята Декларация прав народов России.

Учитель литературы:

Октябрьская революция – одна из дискуссионных проблем российской истории. Диапазон оценок очень широк. Спустя 100 лет, сидя на диване с какой-нибудь газетой, в которой наши современники пытаются решить вопрос: правильной или неправильной была Октябрьская революция; или же слушая очередное ток-шоу, посвящённое ей же (революции), мы тоже рассуждаем, поддерживая ту или иную точку зрения. А, вообще-то, имеем ли мы на это право? Чтобы понять, давайте обратимся к творчеству человека, который всё видел, слышал, прочувствовал и пережил те события. К творчеству А.А. Блока и его статье «Интеллигенция и революция».

Мы с вами уже прочитали его поэму «Двенадцать», которая, кстати, вызывала и вызывает много совершенно противоположных точек зрения; знакомы с его великолепными стихами о Родине, о любви. Но А.А. Блок оставил нам и замечательную прозу, нет, это не художественные романы или повести – это размышления писателя о судьбах Родины, народа, интеллигенции и в том числе размышления о революции, её причинах и истоках.

Сообщение учащегося (Приложение 2)

Учитель литературы:

Давайте обратимся к содержанию статьи «Интеллигенция и революция». Что является одной из причин революции, по мнению Блока?

- Война, потому что «Европа сошла с ума: цвет человечества, цвет интеллигенции сидит годами в болоте, сидит с убеждением (не символ ли это?) на узенькой тысячеверстовой полоске, которая называется «фронт».

Люди – крошечные, земля – громадная. Это вздор, что мировая война так заметна: довольно маленького клочка земли, опушки леса, одной полянки, чтобы уложить сотни трупов людских и лошадиных. А сколько их можно свалить в небольшую яму, которую скоро затянет трава или запорошит снег! (…) Трудно сказать, что тошнотворнее: то кровопролитие или то безделье, та скука, та пошлятина; имя обоим – «великая война», «отечественная война», «война за освобождение угнетённых народностей» или ещё как? Нет, под этим знаком – никого не освободишь».

- Следовательно, одна из причин революции – затянувшаяся война. Что, по мнению А.А. Блока, задумано революцией?

- Что же задумано? Переделать всё. Устроить так, чтобы всё стало новым, чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, весёлой и прекрасной жизнью.

- Сейчас многие говорят, что это была не революция, а переворот, мятеж. А что об этом говорит Блок?

- Когда такие замыслы, искони, таящиеся в человеческой душе, в душе народной, разрывают сковывавшие их путы и бросаются бурным потоком, доламывая плотины, обсыпая лишние куски берегов, - это называется революцией. Меньшее, более умеренное, более низменное – называется мятежом, бунтом, переворотом. Но это называется революцией».

- Значит, всё-таки события Октября 1917 года, по мнению Блока, это революция. А какую характеристику он даёт революции вообще, а не только Октябрьской?

- Она сродни природе. Горе тем, кто думает найти в революции исполнение только своих мечтаний, как бы высоки и благородны они ни были. Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несёт новое и неожиданное; она жестоко обманывает многих; она легко калечит в своём водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимыми недостойных; но это её частности, это не меняет ни общего направления потока, ни того грозного и оглушительного гула, который издаёт поток. Гул этот всё равно всегда о великом».

- Какие задачи ставит перед собой революция?

- Размах русской революции, желающей охватить весь мир (меньшего истинная революция желать не может, исполнится это желание или нет – гадать не нам), таков: она лелеет надежду поднять мировой циклон, который донесёт в заметённые снегом страны – тёплый ветер и нежный запах апельсиновых рощ; увлажит спаленные солнцем степи юга – прохладным северным дождём».

- А под каким лозунгом, по мнению Блока, проходит революция?

- Лозунг прост: «Мир и братство всем народам!»

- Как Блок объясняет, почему народ в революционном азарте уничтожает храмы, барские усадьбы, валит столетние парки?

- Почему дырявят древний собор? – Потому, что сто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой. Почему гадят в любезных сердцу барских усадьбах? – Потому, что там насиловали и пороли девок: не у того барина, так у соседа. Почему валят столетние парки? – Потому, что сто лет под их развесистыми липами и клёнами господа показывали свою власть: тыкали в нос нищему – мошной, а дураку – образованностью.

- Как ещё пытается Блок объяснить интеллигенции, да и нам, потомкам, ход революционных событий? Что мы должны, даже не должны, а обязаны понять?

- Что же вы думали? Что революция – идилия? Что творчество ничего не разрушает на своём пути? Что народ – паинька? Что сотни жуликов, провокаторов, черносотенцев, людей, любящих погреть руки, не постараются ухватить то, что плохо лежит? И наконец, что так «бескровно» и так «безболезненно» и разрешится вековая распря между «чёрной» и «белой» костью, между «образованными» и «необразованными», между интеллигенцией и народом.

- К чему призывает А.А. Блок интеллигенцию в конце своей статьи?

- Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию. – писал он.

Учитель литературы:

Теперь, когда XX век позади, по-новому воспринимается творческое наследие многих поэтов и писателей. Опять, как и в 1910-1920-е годы, выделяется на многообразном и пёстром фоне литературы этих исторических десятилетий поэтический голос Александра Блока. В нём не только предельная искренность, то есть достоверность чувств и настроений конкретной неординарной личности, свидетеля эпохи, воспринимающего её всеми силами души, но и глубокое предчувствие перспективы истории, способность расслышать в звуках современности голоса грядущего. Вихревое время по Блоку, даже более благодатно для культуры, нежели спокойное. Творчество Блока последних лет открывает ярко и совершенно его дар мыслителя и художника-пророка.

Учитель истории:

Февраль поставил Россию перед тремя альтернативами разрешения революционного кризиса; стабилизацией общества на демократической основе; углублением раскола общества, его социальных и политических сил с последующей стабилизацией на основе жёсткой диктатуры – правоконсервативной или леворадикальной. По изложенным выше причинам воплотилась в жизнь последняя альтернатива.

Октябрь обозначил грань, за которой начались события, в скором времени перевернувшие социально-экономические, политические, культурные устои России и оказавшие огромное влияние на весь мир. Свой захват власти большевики объявили социалистической революцией. Действительно, они вдохновлялись целями утверждения социализма в стране. Но привёл ли в итоге этот новый, второй этап Великой российской революции к возникновению социалистического общества, контуры которого были очерчены основоположниками марксизма? Ответ мы найдём, проследив дальнейшее развитие событий в России.

Однако судить о том, была ли или нет, неизбежна революция, - дело напрасное, ибо революция – исторический факт, и его надо признать как реальность.

Итог урока: оценивание работы учащихся.

Домашнее задание: история П.12,, литература – стр. 204-212, статья А.А. Блока «Интеллигенция и революция».



Литература.

1 Левандовский А.А. – История России, 20 – начало 21 века: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений: М., Просвещение, 2013

2 Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории России 20- начало 21 в.в. М., ВАКО, 2005.

3 Журавлёв В.П. Литература 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, Ч.1., М., Просвещение. 2014г.

4 Егорова Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе ХХ века. 11 класс, Ч.1; М, ВАКО, 2003г.

5 Алексеева Л.Ф. Пророчество о ХХ веке в поэзии Александра Блока. – Литература в школе№ 6, 2006, С. 7-14.

6 Блок А.А. О литературе. – М., Художественная литература, 1980г.

7 Максимов Д.Е. – Поэзия и проза Александра Блока. – Л., Советский писатель. – 1981г.

8. Сорокина Е. Н. История России. 9 класс. Ч. I., Поурочные планы по учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной История России. 9 класс, М. Просвещение, 2002.

































Приложение 1

Сообщение учащегося по истории

То и дело сменявшие друг друга министры Временного правительства  все больше утрачивали контроль над разрушавшейся экономикой России. К концу 1917 г. выпуск основных видов промышленной продукции упал почти наполовину по сравнению с предшествующим годом. Близким к полному параличу было железнодорожное сообщение. Невиданные масштабы принял финансовый кризис. Как заметил еще летом министр финансов Н.В. Некрасов, казенный «кошелек пуст, в нем лежат лишь неоплаченные векселя». Прямой государственный долг достиг астрономической суммы — до 500 млрд. рублей (или 250 млрд. долларов по курсу начала 1917 г.). И них 12 млрд. приходилось на внешний долг. Бушевала инфляция, снизившая покупательную способность рубля до 6-7 довоенных копеек. Рост цен, перебои в продовольственном снабжении, массовая спекуляция обостряли нужду населения. Эсеро-меньшевистские «Известия ЦИК Советов» в преддверии еще одной военной зимы мрачно констатировали: «Все расклеивается, все идет под гору. Падает снабжение, падает производство, ничего нельзя достать ни за какие деньги... Экономическая жизнь идет к явному краху».

От хозяйственной разрухи особенно страдало рабочее население городов. Рост зарплаты, достигнутый после Февраля, был быстро сведен на «нет» дороговизной и бесхлебьем. Лавинообразно множились забастовки. Предприниматели шли на локауты, закрывали заводы, фабрики и шахты. Рабочие от требований контроля над производством переходили к лозунгам передачи предприятий трудящимся, а власти — Советам. Крупным политическим событием явилась сентябрьская всероссийская забастовка железнодорожников.

В деревне осенью разгорался пожар крестьянских восстаний. Повсеместно происходил захват помещичьих земель. Воинские и казачьи команды не справлялись с «аграрными беспорядками»: число их за сентябрь-октябрь увеличилось в 6 раз по сравнению с мартом-июлем 1917 г. Карательные военные экспедиции вызывали ответное ожесточение деревни, где начались поджоги имений, расправы с их обитателями.

По существу, частью аграрного движения стали выступления за мир вчерашних крестьян — солдат, вконец измученных войной. Чем решительнее деревня поднималась против помещиков, тем настойчивее солдаты требовали «замирения» на фронте, чтобы поскорее вернуться домой, и принять участие в дележе земли крупных собственников. Армия все чаще «голосовала за мир ногами» — так называли массовое дезертирство. За 1917 г. воинские части самовольно покинули около 2 млн. человек. Обычными стали отказы от исполнения приказов, братание с противником. Офицеры, огульно взятые и властями, и армейскими низами под подозрение как корниловцы, теряли последние рычаги воздействия на деморализованную солдатскую массу. Их место занимали армейские комитеты, особенно ротного и полкового уровня, склонявшиеся в сторону большевизма.


Расстановка политических сил

С конца августа 1917 г. руководство Советами (сначала Петроградским и  Московским, затем других крупных городов)  постепенно переходит  к большевикам. Сотни Советов принимают в качестве программных резолюции о власти, предложенные фракциями РСДРП(б). Они содержали категоричное осуждение политики «соглашательства», требовали отставки Временного правительства и создания власти из «представителей революционного пролетариата и крестьянства» с целью проведения коренных изменений в общественном устройстве страны. Большевики снова выдвинули лозунг «Вся власть Советам», не отказываясь в принципе от курса на вооруженное восстание.

Большевистская партия представляла собой к этому времени серьезную политическую силу. Если в апреле 1917 г. в ее рядах было около 70 тыс. человек, то к сентябрю того же года она насчитывала более 300 тыс. человек. Кроме разветвленной партийной структуры, РСДРП(б) располагала Военной организацией для прямой работы в армии, а также контролировала вооруженные отряды Красной гвардии. К октябрю в них насчитывалось свыше 100 тыс. человек.

Главные конкуренты большевиков в борьбе за влияние на народ, социалистические партии, напротив, переживали серьезный кризис. Падало их влияние в рабочих массах, сокращалась численность из-за оттока рядовых членов. Среди эсеров в октябре произошел раскол. Выделилось левое крыло, возглавляемое М.А.Спиридоновой. В конце ноября 1917 г. оно оформилось в самостоятельную партию левых эсеров. Участились случаи перехода меньшевиков и эсеров в большевистскую партию.

Колебания в большевистском ЦК

Между тем в отсутствие В.И.Ленина (он скрывался тогда в Финляндии) в большевистских верхах обнаружили  себя немалые колебания. Часть руководителей, памятуя об уроках июльских событий, не считалацелесообразным проведение вооруженного восстания в настоящий момент и предлагала более тщательно подготовиться к захвату власти. У другой части отчетливо проявлялись примиренческие настроения, стремление сохранить некое подобие единого фронта с социалистами, сложившегося в дни корниловщины. Свидетельством тому было участие делегации большевиков в Демократическом совещании и в Предпарламенте.

Г.Е.Зиновьев и Л.Б.Каменев утверждали, что только рост революции в Европе сделал бы для большевиков обязательным немедленное взятие власти. Лидеры умеренного крыла большевизма высказывали серьезные сомнения и в степени популярности партии в народе: «За нас большинство рабочих и значительная доля солдат. Но все остальное — под вопросом». При правильной тактике, подчеркивали Г.Е. Зиновьев и Л.Б. Каменев, большевики могут получить около трети мест в Учредительном собрании. Таким образом, умеренные большевики отстаивали не революционный, а парламентский, мирный путь дальнейшего развития страны. Причем вопрос о взятии власти целиком под контроль большевистской партии ими вообще не ставился.

В.И. Ленин из своего далека придерживался совершенно иной оценки ситуации и перспектив для партии. В регулярно отсылаемых в Петроград письмах и статьях («Большевики должны взять власть», «Марксизм и восстание», «Удержат ли большевики государственную власть?» и др.) он требовал от ЦК немедленно перевести подготовку восстания в практическую плоскость. Самым весомым аргументом В.И. Ленина были слова: «Мы имеем тысячи вооруженных рабочих и солдат в Питере, кои могут сразу взять и Зимний дворец, и Генеральный Штаб, и станцию телефонов, и все крупные типографии... Если бы ударили сразу, внезапно, из трех пунктов, в Питере, в Москве, в Балтийском флоте, то девяносто девять сотых за то, что мы победим». В.И, Ленин без устали повторял: Временное правительство коварно готовит сдачу Петрограда и Балтфлота немцам для удушения революции в самом ее центре.

Колоссальный ленинский напор на колеблющиеся верхи партии принес свои плоды уже 7 октября, в день нелегального возвращения большевистского лидера в столицу. Тогда делегация РСДРП(б) демонстративно покинула первое заседание Предпарламента. На заседании ЦК 10 октября, несмотря на энергичные возражения Г.Е.Зиновьева и Л.Б.Каменева, была принята резолюция, в которой взятие власти ставилось «на очередь дня». Линия на «всестороннюю и усиленнейшую подготовку вооруженного восстания» была подтверждена в постановлении ЦК от 16 октября.

Штурм власти

12 октября Петроградский Совет, возглавляемый Л.Д. Троцким, избрал Военно-революционный комитет (ВРК), куда, помимо большевиков, вошли представители левого крыла эсеров и анархистов. 22 октября ВРК направил своих полномочных комиссаров во все воинские части Петроградского гарнизона, чем фактически лишил Временное правительство власти над ними. С 24 октября отряды ВРК в составе рабочих-красногвардейцев, революционных солдат и матросов Балтфлота стали занимать ключевые пункты столицы: вокзалы, мосты, телеграф, электростанции. В ночь на 26 октября восставшие захватили Зимний дворец. Временное правительство прекратило свое существование, а его министры были взяты под стражу.


Приложение 2

Сообщение учащегося по литературе

В основе воззрений Блока на современную действительность лежали его отрицательное отношение к буржуазной цивилизации и его вера в жизненность и творческую силу народных масс. Наиболее полное выражение обе стороны этих воззрений нашли в статьях Блока о народе и интеллигенции – его важнейшем прозаическом цикле. Вопрос, поставленный в этих статьях, чуждый модернистской литературе или второстепенный для неё, волновал русских писателей очень давно, но с особенной силой прозвучал в сочинениях А.И. Герцена, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, а из современников Блока – у А.М. Горького. Главная мысль блоковских статей заключалось в признании трагического разрыва между народом и интеллигенцией. Для Блока всегда было ясно, что единственным выходом для интеллигенции являлось сближение её с народом. Он ещё задолго до Октябрьской революции страстно ожидал появления новой интеллигенции, которая должна обновить жизнь и искусство.

Назначение писателя, по убеждению Блока, заключается в том, чтобы свидетельствовать о происходящем в мире.

Революционные позиции, занятые Блоком в 1917-1918 годах, были подготовлены предыдущим развитием поэта и в значительной мере обуславливались этим развитием. Блок встретил Октябрьскую революцию с горячим сочувствием и с верой в её преобразующее значение . Поэма «Двенадцать» и статья «Интеллигенция и революция» являются ярким выражением того исключительного подъёма, который Блок в то время переживал. Правда, его отношение к революционной действительности колебалось, он находил в ней не только близкие, но и чуждые ему стороны. Однако он не терял своей веры в революцию, видел в ней «историческую необходимость» и тем самым – одобряя её меняющиеся формы или сомневаясь в них – принимал совершившееся в его исходных моментах, в основе его основ.

Основные воззрения на жизнь и искусство сформировались у Блока ещё до Октября. Но Октябрьская революция заново возбудила его мысль, породила в нём потребность углубить и обобщить его идеи. Самые существенные статьи Блока, написанные им после 1917 года, связаны с революцией и вызваны желанием осмыслить историю, культуру и искусство в свете революционного сознания. В первой из этих статей, «Интеллигенция и революция», Блок со страстью и воодушевлением отстаивает высокий смысл Октябрьской революции и горячо призывает интеллигенцию вникнуть в этот смысл.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!