СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок по русскому языку, ИЗО на тему: "Правописание приставок пре- и при-"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка урока знакомит учащихся с правописанием приставок пре- и при-.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по русскому языку, ИЗО на тему: "Правописание приставок пре- и при-"»






Интегрированный урок русского языка, ИЗО

на тему

«Правописание приставок при и пре».



Выполнила

Картавцева Алла Викторовна

учитель русского языка и

литературы

Коммунаровской средней

общеобразовательной школы.




2016 год



Тема: Правописание приставок пре и при.


Цели урока:

Обучающие: познакомить обучающихся с орфограммой и её графическим обозначением на письме; тренировать обуч-ся в запоминании основных значений приставок; повторить правописание чередующихся гласных в корнях слов; учить умению работать с текстом и дополнительной литературой.


Развивающие: развивать умения обуч-ся самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности; работать над развитием речи и творческих способностей обуч-ся.


Воспитательные: вызвать интерес обуч-ся к урокам русского языка; воспитывать твёрдость духа, бережное отношение к природе.



Тип урока: урок изучения нового материала.

Ведущий метод: проблемный.


Оборудование: записи примеров на доске, опорная схема, индивидуальные карточки, учебник русского языка для 5 класса под редакцией Львова, мультимедийный проектор; ТСО, портрет

А.К. Саврасова, иллюстрация картины «Грачи прилетели», биография художника.

Ход урока:

1.Орг. момент.

(Главная наша задача: быть внимательными, думать, размышлять, стараться).

2.Проверка домашнего задания:

Дети, вы дома выполняли задание по карточкам, которые получили на прошлом уроке.

Домашнее задание: списать, вставить пропущенные буквы, объяснить их написание; выделить основы предложений, дать краткую характеристику предложению.

  1. Г…рит восток з…рёю новой.

  2. Ветви ивы к…сались воды.

  3. Изл…жение было написано хорошо.

  4. Обм…кните перо в чернила.

  5. Кривые дорожки надо выр…внять.

  6. Бл…стит на солнце паутина.

  7. Заж…гаются звёзды на небе.

  8. Заг…релые тела пл…вцов напоминали о юге.

  9. Шум водопада возр…стал по мере приближения к нему.

Вы справились с выполнением?

Тогда сейчас вы получите карточки с тестом по тому же правилу: правописание корней с чередующимися гласными.

Задание: в каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. Новой з…рёю, к…сались воды

  2. П…тлять по лесу, с…деть в кресле

  3. Забытая д…ревня, зал…зать рану

  4. Скр…петь зубами, м…тнуться в сторону

Задание: в каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. Г…рит восток, изл…жение написано

  2. П…тлять по лесу, с…деть в кресле

  3. Забытая д…ревня, зал…зать рану

  4. Скр…петь зубами, м…тнуться в сторону

Задание: в каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. Обм…кните перо, шум возр…стал

  2. П…тлять по лесу, с…деть в кресле

  3. Забытая д…ревня, зал…зать рану

  4. Скр…петь зубами, м…тнуться в сторону

Выполняем задание; время ограничено.

На доске появляется карточка о чередовании гласной в корнях.

Г…рит з…рёю

К…сались изл…жение

Обм…кните выр…внять

Бл…стит заж…гаются

Заг…релые пл…вцов

Возр…стал выб…рать

Проверяем выполнение задания, оцениваем ответы.

3.Изучение нового материала.

Открываем учебник на странице 21, смотрим. Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься?

Формулируем тему и цели урока. Тему записываем в тетради.

Правописание приставок -при и -пре.

Смотрим на таблицу в учебнике, но вам ещё трудно сразу определить, где нужно писать приставку –при, а где -пре.

Для этого сейчас посмотрим внимательно на интерактивную доску.

Наша задача: подумать над значением каждого слова. Вы сами должны эти значения определить.

Пр…ехать, пр…лететь, пр…плыть

Пр…шить, пр…клеить, пр…бить

Пр…школьный, пр…дорожный

Пр…открыть, пр…гореть

Пр…добрый, пр…милый

Пр…градить, пр…рвать.

Какое общее значение объединяет первых три слова (и т.д.)

Дети пишут слова в тетрадь, обозначают приставку и рядом записывают её значение.

Я на доске постепенно открываю следующую карточку:

При-

Приближение

= близко

Присоединение

= друг к другу

Расположение

вблизи=около

Неполное

действие

=чуть – чуть

Пре-

Пре = очень

Пре = пере-

Затем на интерактивной доске появляется опорная схема.

Итак, ребята, делаем вывод: когда же пишется -е, -и в приставках? (дети делают вывод).

В одной детской передаче «Радионяня» звучали такие слова:


ПРИ- или ПРЕ-, ПРЕ- или ПРИ-?

Это совсем не секрет.

На содержание слова смотри

- Сразу получишь ответ.

Прибыл ли поезд, приплыл

Пароход

Космонавт прилетел из

Вселенной -

Обо всех, кто придет,

Прилетит, приплывет,

Пишется ПРИ - , несомненно.

Винт привинтил, прикрутил колесо,

Приклеил, пришил умело

-Помни, что пишется ПРИ -Обо всем,

Что добрые руки приделали.

Язык прикусил ~ не совсем откусил

Пригорело - не значит горит.

Помни, что сделано, но не совсем

Пишут с приставкой ПРИ -.

Предлинный достанет с крыши рукой

прежадный не даст вам конфету.

Кто очень такой и очень сякой

-ПРЕ - мы напишем при этом.

Дожди непрерывные льют в октябре,

Но грамотным - дождь не преграда.

Где очень похожи ПЕРЕ - и ПРЕ

-Там только ПРЕ - ставить надо.

которые указывали на то, когда же пишется какая-то из приставок. Послушаем.

4.Физминутка: ( а сейчас немного отдохнём). На интерактивной доске зарядку вместе с детьми делают герои из мультиков, звучит музыка.

5.Орфоэпическая минутка: посоревнуемся, кто лучше и правильнее произносит слова из орфоэпического словаря, над которыми мы работали на протяжении всего времени. ( например: форзац, сливовый, торты и т.д.) молодцы!

6.Закрепление нового материала. Итак… Отдохнули… Работаем дальше.

Объяснительный словарный диктант.

Приехать, припаять, премилый, презабавный, преломить, присесть.

Привинтить, прилететь, превесёлый, приморский, преграда.


Задание: выделить приставку и указать её значение.

Проверяем выполнение. Оцениваем ответы.

Словообразовательная цепочка:


Задание: Составить словообразовательную цепочку (морфемный разбор).

Прибрежный

пришкольный

перепроверка

приводить

приземлить

приусадебный

Проверяем выполнение. Оцениваем ответы.

Работа с учебником (развитие речи) упражнение 629, страница 24.

Проверяем выполнение. Оцениваем ответы.

Самостоятельная работа по карточкам: ( в классе работу начинаем, дома закончим)

Задание: вставить пропущенные буквы, объяснить правописание приставок –пре- и –при-.

Пр…большой, пр…увеличивать, пр…ступать, пр…вращать, пр…ображать, пр…бывать, пр…зирать, пр…небрегать, пр…зидент, пр…брежный, пр…усадебный, пр…делать, пр…вести, пр…гибать, пр…открыть, пр…остановиться, пр…глушить, пр…думать, пр…беречь, пр…прятать, пр…бор, пр…каз, пр…зрение.

Задание: познакомиться с биографией художника А.К Саврасова и его картиной «Грачи прилетели» (1871 год) и написать сочинение.

Слова для справок: прилетели, принесли, пришла, перелетают, приветствуют, природа, прекрасное время года, привлекла, передающими, передвижения и т.д.









Биография.

Алексей Кондратьевич Саврасов.

Годы жизни: 1830-1897

Алексей Кондратьевич Саврасов – выдающийся русский живописец, один из основоположников реалистического пейзажа передвижников. Родился в Москве в семье мелкого купца. Учился в московском Училище живописи, ваяния и зодчества с 1848 по 1850 у К. И Рабуса. Традиции романтизма видны в ряде ранних работ художника как в выборе эффектного состояния природы ( «Вид Московского Кремля при луне», за эту картину в 1850 году Саврасов получил звание художника, «Вид на Кремль в ненастную погоду» , 1851 год), так и в построении и живописном решении изображения. В этих картинах сказываются художественные дарования и живое чувство природы. В 50-х – начале 70-гг. 19 века художник изображает пейзажи: «Пейзаж с рекой и рыбаком» (1859 год), «Лосиный остров в Сокольниках» (1869 год), «Печёрский монастырь под Нижним Новгородом» (1871 год). В этих пейзажах утверждается национальный образ природы, стремление к картинной законченности и собранности изображения.

Замечательным итогом поисков и достижений этих лет явилась картина «Грачи прилетели» , (1871 год), ставшая исторической вехой в развитии русского реалистического пейзажа. В виде захолустного провинциального местечка Саврасов создал типический образ, который стал как бы художественным выражением облика страны. В изображении простого, даже внешне невзрачного мотива художник сумел показать красоту и глубокую задушевность родной природы. Любовь к изображаемому, прочувствованность его художником, мастерство исполнения делают картину доходчивой и эмоционально выразительной. Дорогим сердцу зрителя сюжетом, его лирикой, прекрасно переданным волнующим настроением картина сразу привлекла к себе внимание и осталась одним из самых популярных и любимых народом произведений русской живописи. Большое значение картины состоит в том, что, воспитывая любовь к родине, она возбуждает и чувство природы, умение видеть и понимать её красоту в простом и обыденном. Это было большим шагом вперёд в развитии художественного отображения облика родины. Национальность сюжета, показ природы в связи с жизнью народа, глубокий гуманизм, понимание красоты. Характерны при изображении этой картины. Скромная голубовато-бело-коричневая цветовая гамма картины богата оттенками, движением светотени, хорошо передающими динамику и лёгкий ритм пробуждающейся природы, дыхание весны, и является средством выражения эмоционально-психологического содержания картины. Большими живописными достоинствами, свежестью, эмоциональностью и поэтичностью образов отличается также ряд других лучших картин Саврасова: «Радуга» (1875), «Зимняя дорога», «Дворик» (1870-е гг.) Значительна также картина «Могила на Волге» (1874 год), а среди рисунков замечательная по выразительности «Осенняя ночь» (1872 год).

Саврасов А.К преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества, руководя пейзажным классом (1857-1882гг) он был передовым педагогом, прививавшим своим ученикам основы реализма, любовь к природе. Жизнь свою художник окончил в крайней нищете и одиночестве. Творчество его сильно продвинуло развитие русской пейзажной живописи, внеся в неё ту лирику в изображении обыденных картин природы, тот гуманизм и задушевность, передачу в образе природы глубоких и тонких человеческих переживаний.



7.Морфологическая шарада: итак, ребята, вы сегодня хорошо работали на уроке, а сейчас разгадайте морфологическую шараду:

Морфологическая шарада “Собери слово».

Составить слово, взяв указанные морфемы из других слов.

Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке все

встречали,

Вся же- в дневнике я и в журнале.



Оценка


  1. Выставляем оценки в журнал и дневники.


8.Домашнее задание: продолжить начатую в классе работу по карточкам, выучить правила, уметь приводить свои примеры на изученное правило, составить лингвистическую сказку о приставках -пре и – при.


9.Итог урока:


-С каким правилом мы познакомились сегодня на уроке?

-Что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании приставок -пре и- при?







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!