СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок-размышление по главе из книги В.Белова «Лад»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающая:  систематизировать умения  анализировать текст с точки зрения стиля, находить средства выразительности в тексте публицистического стиля, определять их роль; обучать правильной монологической речи.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок-размышление по главе из книги В.Белова «Лад»»

(русский язык и обществознание)

Интегрированный урок-размышление

по главе из книги В.Белова «Лад»


Добру откроется сердце,

И совесть будет чиста

А. Яшин


Цели:


Обучающая: систематизировать умения анализировать текст с точки зрения стиля, находить средства выразительности в тексте публицистического стиля, определять их роль; обучать правильной монологической речи.


Развивающая: развивать логическое мышление и языковое чутье, умения правильно обобщать данные и сделать вывод.


Воспитательная: развитие нравственных качеств учащихся; воспитывать правильное отношение к общечеловеческим ценностям, умение внимательно слышать и слушать другое мнение.



Ход урока:



Нравственные начала должны проявляться

в человеке очень рано

В. Белов


Учитель: Сегодня у нас с вами не обычный урок русского языка, а объединенный с уроком обществознания. Цель этого урока познакомиться с текстом Василия Белова и поразмышлять над проблемой, которую затрагивает автор. Чтобы иметь небольшое представление о писателе, послушаем короткую биографическую справку, подготовленную вашим одноклассником.


  1. Знакомство с писателем и книгой «Лад».


Ученик: На русском Севере затеряна в лесах Вологодской области деревня Тимониха, одна из тех русских деревень, что ничем особенным не прославила своего имени. Но именно на них всегда лежала основная тяжесть истории народа и государства.

Здесь, в Тимонихе, в 1932 году родился и на всю жизнь остался верен этому родному для него уголку земли писатель Василий Белов. Здесь истоки его духовной жизни.

Отец его Иван Федорович погиб в 1943 году, и мать одна сумела вырастить пятерых детей. Ещё мальчишкой будущий писатель помогал матери поднимать на ноги младших, работая в колхозе.

После окончания литературного института в 1964 году он вернулся в Вологду, но связь с «малой родиной» - Тимонихой, в которой черпает материал для своего творчества, не прерывает по сей день. (Слайд: Дом-музей в Тимонихе, его кабинет)


Учитель: Стремясь понять, что служит основанием подлинной человечности в жизни народа, в жизни каждого отдельного его представителя, Белов обращается к традиционным формам крестьянского мироустройства, воплотившим в себе многовековой народный опыт. Так возникает книга «Лад» - собрание очерков о северной русской деревне, поэма о русском человеке.

В этой книге писатель рассказывает об эстетики крестьянского труда, о народном фольклоре, быте и культуре, сложившиеся на русском Севере, опираясь на воспоминания матери и собственные. Автор книги не только стремится закрепить в памяти читателя приметы жизненного уклада, который уходит в прошлое; писатель хочет сказать свое слово о том, какой была, а главное, какой должна быть жизнь человеческая.

- Давайте обратимся к названию книги – «Лад».

- Как вы понимаете значение этого слова? Что такое лад? (Слайд: Лад – мир, согласие, гармония человека с миром. Лад – это красота.)


- Недаром ладой называли в старину милую, возлюбленную, а она обращалась к любимому с тем же словом. И ладить – значит не только жить в согласии, дружно, но также приводить в порядок, хорошо делать свое дело. Каждое из этих значений слова вспоминается при чтении книги Василия Белова.

Текст Василия Белова до глубины души затронул наши с И.К. души, так как в нем автор поднимает жизненно важные проблемы, молчать о которых нельзя. Мы сейчас познакомимся с отрывком из этой книги, но после его прослушивания ответьте на вопрос: «Как вам кажется, чем он нас так глубоко затронул?»


Внимательно и вдумчиво слушаем. (Текст читается учителем).


(1) Богатый нравственный и трудовой опыт делал стариков равноправными в семье и в обществе. (2) Если ты уже не можешь пахать, то рассевать никто не сможет лучше тебя.

(3) Если раньше рубил бревна в обхват, то теперь в лесу для тебя дела еще больше. (4) Тесать хвою, драть корье и бересту мужчине, находящемуся в полной силе, было просто неприлично.

(5) Без стариков вообще нельзя было обойтись многодетной семье.

(6) Старик в нормальной семье не чувствовал себя обузой, не страдал и от скуки. (7) Всегда у него имелось дело, он нужен был каждому по отдельности и всем вместе. (8) Внуку, лежа на печи, расскажет сказку, ведь рассказывать или напевать не менее интересно, чем слушать. (9) Другому внуку слепит тютьку из глины, девочке-подростку выточит веретенце, большухе насадит ухват, принесет лапок на помело, а то сплетет ступни, невестке смастерит шкатулку, вырежет всем по липовой ложке и т.д. (10)Немного надо труда, чтобы порадовать каждого!

(11) Глубокий старик и дитя одинаково беззащитны, одинаково ранимы. (12) Нечуткому, недушевному человеку, привыкшему к морально-нравственному авторитету родителей, к их высокой требовательности, душевной и физической чистоплотности, непонятно, отчего это бабушка пересолила капусту, а дед, всегда такой тщательный, аккуратный, вдруг позабыл закрыть колодец или облил рубаху. (13) Удерживался от укоризны или упрека в таких случаях лишь высоконравственный человек. (14) И как раз в такие моменты крепла его ответственность за семью, за ее силу и благополучие, а вовсе не тогда, когда он вспахал загон или срубил новый дом. (15) Конечно же, отношение к детям и старикам всегда зависело от нравственного уровня всего общества. (16) Вероятно, по этому отношению можно почти безошибочно определить, куда идет тот или иной народ и что ожидает его в ближайшем будущем.


- Вернемся к вопросу, заданному вам перед прочтением текста.

«Как вам кажется, чем он нас так глубоко затронул?»


2. Работа с текстом.

  1. К какой теме обращается автор?

(Автор обращается к традициям русской семьи, которые существовали многие-многие годы.)

Обратимся к 1 предложению. Прочтем его. «Богатый нравственный и трудовой опыт делал стариков равноправными в семье и в обществе».


- Скажите, какие главные традиции называет писатель? Это труд и духовно-нравственный опыт.

- Опираясь на текст, перечислите, какие виды труда называет автор? (Пахать, рассевать, тесать хвою, драть корье и бересту).

- Самое замечательное в этой традиции было то, что труд этот был совместный – каждому находилось дело по силам. Подтвердите это примерами из текста. Не можешь уже пахать – рассевай, лучше тебя никто это не сделает. Не можешь рубить бревна в обхват – можешь тесать хвою, драть корье и бересту, так как заниматься такой работой мужчине, находящемуся в полной силе, было просто неприлично!


На этих примерах автор не останавливается! Обратимся к 6 предложению. «Старик в нормальной семье не чувствовал себя обузой, не страдал и от скуки».

Давайте поясним его смысл и пополним ряд теми делами, которыми занимался старик, будучи уже не в состоянии выполнять тяжелую работу. Называем их: «расскажет сказку внуку», «слепит тютьку из глины», «выточит веретенце», «насадит ухват», «сплетет ступни», «вырежет всем по липовой ложке» и т.д. Ему всегда находилось дело по силам, чтобы быть полезным семье и каждого порадовать!

Над значением малопонятных для вас слов работал ученик, сейчас он вам их прокомментирует .

Слайд: «Большуха» – глава семьи, хозяйка; {устное пояснение ученика: жена большака – главы семьи. Она вела всё домашнее хозяйство, была как бы правой рукой большака, раздавала работу другим женщинам, указания по стряпне, в случае нерадивости и неряшливости «выговаривала»}; «тютька» - пташка, пичужка; «ступни» - лапти{устное пояснение ученика: плелись из липовой коры, за год семья снашивала до 150 пар лаптей}.)


- Вернемся к предложению 16. Найдите в нем значимое слово, характеризующее семью. ( В нормальной семье ).


- Определим значение этого слова. (Соответствующий норме, обычный).

- Почему, по-вашему, эпитет «нормальный» является значимым?

(Потому что, таким образом, автор в тексте, с одной стороны, говорит об обычных отношениях в семье, с другой стороны, он подчеркивает, что такое отношение к старикам и есть норма).


- Что для вас значит слово СЕМЬЯ?

Слайд: Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. Толковый словарь русского языка Ушакова.


Учитель обществознания. Определения семьи. Виды семьи.


- Итак, мы говорили о трудовых традициях русской семьи.


- А какие нравственные традиции называет автор в этом тексте?

- Внимательно прочтем 12 предложение и назовем слова, составляющие эту традицию:

Во-первых, авторитет родителей. Поясним: влияние родителей на детей является одним из важных факторов в формировании их личности. Своим примером общения со старшим поколением они воспитывают в детях лучшие или худшие качества.

Во-вторых, высокая требовательность родителей, которая должна быть направлена на то, чтобы ребенок научился подчинять свои желания важным и осознанным целям, научился с полной ответственностью относиться к своим обязанностям и поступкам.

В-третьих, высокая нравственность по отношению к старикам - т.е. без укоризны и упрека, не замечая их возможные «погрешности»: «бабушка пересолила капусту», «дед, всегда такой тщательный, аккуратный, вдруг позабыл закрыть колодец или облил рубаху». Бывает так, что мы принимаем их услуги, как должное, а невольные промахи не прощаем.


- В чем Василий Белов видит возрождение и спасение России?

Залог духовного возрождения и спасения России Василий Белов видит в укреплении семьи. В широком смысле семья для писателя – это вся Россия, она же – источник творческого начала, колыбель, в которой сохраняются и развиваются национальные, культурные, духовные, этические и эстетические традиции.


  1. Сформулируйте основную мысль текста.

(Автор говорит о бережном отношении к старикам, которое закладывается в семье.)

- Что значит в вашем понимании бережное отношение?

(Нужно проявлять терпение, заботу, внимание, оказывать помощь и не раздражаться по пустякам. В этом возрасте они особенно «беззащитны и ранимы» - остро реагируют на всякого рода замечания).

Автор поднимает один из жизненно важных вопросов - бережное отношение к старикам, чтобы заставить задуматься: а всегда ли правильно поступаем мы?


Обратимся к эпиграфу, подобранному к сегодняшнему уроку (В эпиграфе всегда содержится основная мысль, затем развиваемая в тексте.) Прочтите его: «Нравственные начала должны проявляться в человеке очень рано». Объясните смысл данного выражения.

(С малых лет нужно воспитывать в детях уважение и внимательность к старшему поколению, и не должно быть никаких скидок на возраст.)

В традициях всех народов, в том числе и русского, - почитание и уважение старших в семье. Пожилой человек должен чувствовать, что он нужен своей семье, детям, внукам. Но нередко, живя в семье, пожилые люди чувствуют себя одинокими. Причиной этого является недостаток внимания со стороны близких людей. Между тем, согласитесь, не так уж и сложно избавить их от этого ощущения.


- Определите стиль текста. (Публицистический). Докажем это.

- Какова цель этого стиля? (Целью стиля является привлечь внимание к важному вопросу, убедить нас в этом, побудить к определенным поступкам, действиям).

При создании текста, чтобы быть более убедительным в своих высказываниях, автор использует определенные средства выразительности. Предлагаю еще раз обратиться к отрывку и найти в нем приметы публицистического стиля.

В тексте автор использует предложения с однородными членами. Найдите и зачитайте их. 9.«Другому внуку слепит тютьку из глины, девочке-подростку выточит веретенце, большухе насадит ухват, принесет лапок на помело, а то сплетет ступни, невестке смастерит шкатулку, вырежет всем по липовой ложке». (Находят и зачитывают еще предложения). Однородные члены предложения способствуют повышению информативности, образности текста. Благодаря им, автор достигает наибольшего эмоционального воздействия на читателя и слушателя.

Обратите внимание на 11 предложение. В небольшом предложении автор использует и эпитет «глубокий старик», и стилистически окрашенное устаревшее слово «дитя» в значении «маленький ребенок», и лексический повтор в ряду однородных членов «одинаково беззащитны, одинаково ранимы». Такая концентрация выразительных средств в одном предложении подчеркивает его значимость.

Использование риторических восклицаний также один из элементов публицистического стиля. Найдите такое предложение, зачитайте. «Немного надо труда, чтобы порадовать каждого!»

Использование вводных слов (15; 16) «конечно же» - степень уверенности; «вероятно»

В тексте наряду с общеупотребительными словами используется диалектная и народная разговорная лексика. Чуть раньше мы познакомились с малопонятными словами и выяснили их значение.

Дополнить этот ряд можно устаревшим словом «дитя» в значении «маленький ребенок». (Старик - дитя).

В публицистическом стиле подобная лексика становится стилистически окрашенной. Использование народных и простонародных слов помогает автору подчеркнуть мысль о том, что бережное отношение к старикам – это исконно русская семейная традиция.


Учитель обществознания о патриархальной русской семье.


- В этом тексте писатель говорит не только о бережном отношении к старикам, его беспокоит что-то ещё. Как вы думаете, какую очень важную, злободневную проблему поднимает автор?

Автор затрагивает проблему нравственности и размышляет о том, что нравственный уровень общества проявляется в отношении к старикам. Бережное, любовное отношение к ним – нравственная норма общественных отношений.


- Найдите предложение, в котором звучит эта мысль (пр.15).

(«Конечно же, отношение к детям и старикам всегда зависело от нравственного уровня всего общества»)

- Прокомментируйте это предложение.

- Как вы понимаете выражение нравственный уровень общества?

В любом человеческом обществе приняты нормы поведения: нравственные качества личности + традиции, культура и т.д.

- Посмотрим на экран, прочтем.

( Слайд: Нравственность - 1. Совокупность норм, определяющих поведение человека. 2. Самое поведение человека. Человек высокой нравственности. 3. Моральные свойства.)


Учитель обществознания. Социальный аспект. Показатель нравственного уровня общества. Задание.


ВЫВОД: Помните, у каждого из вас есть близкие, которые, как и вы, нуждаются в защите и внимании. Не зря издревле семья была высшей ценностью, а традиции передавались от старших детям, потому что крепкая семья – это крепкое государство. Сохраняя наши корни, мы растим наше будущее!

Видеофильм о стариках, сопровождаемый песней «Дорогие мои старики».


  1. Домашнее задание: Напишите сочинение-рассуждение, взяв за основу главную мысль данного текста: «Отношение к детям и старикам всегда зависело от нравственного уровня общества». Выразите свое согласие или несогласие с позицией автора.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!