ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ И МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ ДЕТСКИЕ И ЛИЦЕЙСКИЕ ГОДЫ, ТВОРЧЕСТВО А.С.ПУШКИНА. ЧИСЛОВЫЕ И БУКВЕННЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ, РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ.

Категория: Литература
В результате изучения технологии интеграции возникла система проведения интегрированных уроков, в центре внимания которой не только межпредметные связи литературы и русского языка с предметами гуманитарного цикла, но и с такими уроками, как математика, информатика, география, биология, обж. Главная задача урока решается приёмами, характерными для нескольких учебных предметов, идёт развитие и закрепление основных умений и навыков в области нескольких учебных дисциплин несколькими учителями. Повышается мотивация обучения, формируется познавательный интерес к литературе и математике.

Просмотр содержимого документа
«ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ И МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ ДЕТСКИЕ И ЛИЦЕЙСКИЕ ГОДЫ, ТВОРЧЕСТВО А.С.ПУШКИНА. ЧИСЛОВЫЕ И БУКВЕННЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ, РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ.»

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ И МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ

ДЕТСКИЕ И ЛИЦЕЙСКИЕ ГОДЫ, ТВОРЧЕСТВО А.С.ПУШКИНА. ЧИСЛОВЫЕ И БУКВЕННЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ, РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ.



-ЦЕЛЬ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ: расширить знания о детстве, лицейских годах Пушкина, его творчестве.

-ЦЕЛЬ УРОКА МАТЕМАТИКИ: закрепление навыка составления выражений и решения уравнений.

-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ: развитие коммуникативной культуры, воспитание любознательности, чувства национальной гордости и патриотизма.

Оборудование:

компьютер, проектор, " смарт "- доска, выставка книг поэта, иллюстраций к произведениям А.С. Пушкина, портреты семьи и современников, листы с заданиями для работы в парах, реквизит для чтения отрывков из сказки по ролям, маркеры.

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ:

Сегодня необычный урок- урок литературы и урок математики. Мы будем говорить о Пушкине, о его детстве, учении в Царскосельском лицее, о его творчестве, и одновременно вы будете решать примеры и уравнения, результаты решения которых будут так или иначе связаны с Пушкиным, важными датами в его жизни, с его творчеством.



Жизнь и творчество Пушкина можно изучать всю жизнь. Мы берём информацию из книг, учебников, Интернета, энциклопедий. С творчеством поэта мы знакомимся ещё в раннем детстве, его сказки – первое, что рассказывают нам мамы. Учась в начальной школе, вы расширили знания о Пушкине, о его произведениях. В этом году мы будем подробнее раскрывать странички жизни любимого поэта. Подробно поговорим о детских годах Пушкина, о его учёбе в Царскосельском лицее и конечно, раскроем особенности его сказок.

Пушкин – начало всех начал, Гоголь утверждал, что невозможно повторить Пушкина. Творчество поэта – великая тайна и огромное чудо. Даже само имя Пушкина производит в любом кругу, по словам Одоевского, «какое-то электрическое потрясение, ряд высоких ощущений, в которых не одно чувство гордости, но и чувство поэзии».

Об А.С.Пушкине написано очень много книг, говорить о нём и его творчестве можно очень долго, и мы поговорим о нём ещё не раз. Сегодня же нам хотелось бы, чтобы вы поняли главное – великая тайна творчества гениального Пушкина может открыться любому, но только в том случае, если читатель сам этого очень сильно захочет. И тогда произойдёт чудо: гениальный писатель будет говорить только с тобой, и ты сможешь задать ему любой вопрос и, конечно же. получить ответ.

А как же связано творчество поэта с математикой?


УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ:

Хорошо известно, что А.С. Пушкину в детстве математика давалась с трудом, и поэтому он ее не любил. По словам сестры А. Пушкина О.С Павлишевой "арифметика казалась для него недоступною и он часто над первыми четырьмя правилами, особенно над делением, заливался горькими слезами". Мы с вами, ребята, таких трудностей с математикой не испытываем. Давайте сегодня покажем всем присутствующим, как хорошо мы умеем работать. Будьте внимательны, каждый раз ответ, полученный вами, имеет определённое отношение к А.С. Пушкину.

Все знают, что Пушкин много путешествовал. Вычислите, какое расстояние преодолел поэт, чтобы попасть из Петербурга на отдых в Пятигорск.

Задание № 1. Из Петербурга в Пятигорск выехал экипаж, в час экипаж проезжал 44 версты. Первый день он был в пути 8 часов. Во второй день экипаж проехал в 2 раза больше, чем в первый, после чего осталось проехать ещё 743 версты. Какое расстояние за эти два дня преодолел экипаж?
Хорошо, если вы сумеете составить числовое выражение по условию задачи.

(Учащиеся решают задачу самостоятельно, после проверки решения получаем ответ – 1799 верст, который учитель литературы записывает на доске и спрашивает, какое отношение к Пушкину имеет это число)

ГОД РОЖДЕНИЯ -1799. А какого числа? (6 июня)

ДЕТСТВО ПУШКИНА (сообщение ученика )


Дополнение УЧИТЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ:

Интересна родословная Пушкина по материнской линии. Потомок знаменитого африканского рода. Полководец ГАННИБАЛ АБРАМ ПЕТРОВИЧ, прадед поэта, ещё в глубокой старости среди наших северных снегов с умилением вспоминал о своей знойной Африке. Их, чернокожих сыновей-принцев, а их было 19 человек. Когда Ибрагиму было 8 лет, напали на лагерь чернокожих белые люди. Кого перебили, кого увели в неволю. В числе последних был и маленький Ибрагим, его подарили одному султану. Происходя из царских кровей, он поражал своей благородной осанкой, и наш русский посланник при турецком дворе перекупил его у султана, отослав в подарок государю Петру Великому. За природную сметливость и редкий ум Ибрагим полюбился царю. От самого царя Абрам Петрович, как его стали называть в России, научился грамоте, письму и арифметике. Впоследствии Абрам Петрович стал капитан-лейтенантом царского Преображенского полка. Дожив до 92 лет, умер генерал-аншефом, уважаемым всеми, в том числе и правнуком Александром Сергеевичем.

Огромное влияние на Пушкина оказала няня, Арина Родионовна.

(СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА)

Няня Пушкина вдохновляла на творчество не только Пушкина, но и поэтов многих поколений. Вот что писал о ней поэт 20 века Николай Деризо

- Чтение стихотворения о няне


- Дополнение УЧИТЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ:

Интересные факты: Юрий Долгорукий – основатель Москвы был предком Пушкина в 22 колене. Их памятники стоят в Москве, разделённые всего тремя кварталами улицы Тверской. Александр Невский – предок Пушкина по прямой линии. Пушкин – это мы, вся Россия и вся земля, так считают исследователи творчества поэта:

Под гербовой печатью

Я кипу грамот схоронил

И не якшаюсь с новой знатью,

И крови спесь угомонил.

Я грамотей и стихотворец,

Я просто Пушкин..- писал поэт в стихотворении «Моя родословная».


УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ: Лицейский друг Пушкина И.И. Пущин вспоминал впоследствии, что "...все профессора смотрели с благоговением на растущий талант Пушкина. В математическом классе вызвал его раз Карцов к доске и задал алгебраическую задачу. Пушкин долго переминался с ноги на ногу и все писал молча какие-то формулы. Карцов спросил его наконец: "Что ж вышло? Чему равняется икс?" Пушкин, улыбаясь, ответил: нулю! "Хорошо! У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи".

Я предлагаю каждому ряду решить по одному уравнению и доказать , что в математике не всё заканчивается нулём!

Задание №2.

  • Решить уравнения:

  • а) (17 + х) – 5 = 33;



  • б) 80 – ( у + 15 ) = 55;



  • в) (z – 103) + 703 = 2411.

( представитель каждого ряда решает у доски, получают корни уравнений 19; 10; 1811, которые в виде даты записываются на доске учителем литературы)

19. 10. 1811 - дата открытия лицея.

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ:

Лицейское братство – самая светлая глава биографии Пушкина. Лицеисты первого выпуска, к которому принадлежал поэт, всегда обращались мыслью и сердцем к своему Царскосельскому отечеству

(СООБЩЕНИЕ О ЛИЦЕЕ)

Пушкин всей своей жизнью и творчеством утверждал такое благородное чувство как дружба. Дружбу он называл «отрадной звездой». Для Пушкина не было чувства сильнее и благороднее, чем дружба, не было связи прочнее товарищества. В произведениях, письмах, дневниках Пушкина слова « товарищ», «друг», «друзья», «дружба» встречаются сотни раз. 16 раз употреблены эти слова только в одном стихотворении «19 октября 1825 года».

К Ивану Пущину Пушкин обращается со словами «Мой первый друг. Мой друг бесценный»

(СООБЩЕНИЕ О ПУЩИНЕ)

Чтение УЧИТЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ

высказывания преподавателей о Пущине

«Товарищ юности живой» -так Пушкин называет своего второго лицейского друга – Антона Дельвига

ЧТЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕЛЬВИГА ИНСПЕКТОРОМ

-Много приятного и радостного принесла Пушкину дружба с Вильгельмом Кюхельбекером. Добрый Кюхля, чудак, верный товарищ.

(Сообщение о Кюхельбекере)

ЧТЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЗ ЖУРНАЛА ИНСПЕКТОРА.


УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ: А теперь я вам предлагаю найти значение числового выражения, используя свойства сложения и вычитания.

Задание №3:

  • Найти значение выражения:

  • а) 2049 – (186 + 49);


  • б) (7584 + 814) – 6584.

(Учащиеся выполняют решение в тетрадях, после проверки убеждаемся, что значение каждого выражения равно 1814, это число записывается на доске)

Время написания стихотворения «Воспоминание в Царском селе» - 1814 год.


УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ:

Державин на экзамене. Чтение отрывка из стихотворения «Воспоминания в Царском Селе»

-А сколько лет было Пушкину, когда он поступил в лицей? (12)

- Сколько лет учился? (6)

УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ:

А сейчас вам предстоит поработать в парах. Необходимо расшифровать строки А.С. Пушкина. Задание нужно сделать быстро, для этого необходимо правильно распределить работу. Учащиеся решают примеры, находят ответ и выписывают соответствующую ему букву.

19+7•80:10

Ж

(60–360:60) : 2

Э

(52:13+7)•3

З

(74:74+0•51):1

М

(12 – 5) • 8:1

Е

5000:100:25+18

К

81:(36:4)+45

П

(600:5–72) :8 •60

Р

40 • 8:2:5

Ч

(90–450:9) : 8 • 6

Т

(7•4–27:3)• 2

А

200:((21•7+13):40)

Л

32–(70•9–390):60

О

18• (6•8–12•4)

Я

32 +34+36+38

И

4•56•25

Д

(283 + 600) – 183

С

(420 :7•9–50):70 • 6

Ь




32

30

28




33

38


 

 

 

 









54

360

56

50

56

700

30

42


 




27

30

140

 

 







700

20

38

33

20

140

 







20

38

75

5600

38

0


 





56

700

30

42


 






54

28

27

1

38


 

 

 

РАСШИФРОВКА СТРОЧЕК ПУШКИНА.

Что за прелесть эти сказки, каждая есть поэма!


УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ:

-С самого раннего детства Пушкин проникся глубоким уважением и любовью к произведениям устного народного творчества: сказкам, песням, пословицам, поговоркам. С увлечением и радостью слушал сказки, которые рассказывали ему бабушка и няня. Позднее в своих стихах он вспоминает об этом:

Ах, умолчу ль о матушке моей,

О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеянье,

Она. ДУХОВ МОЛИТВОЙ уклоняя,

С усердием перекрестит меня

И шёпотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло.

Не чувствуя ни ног, ни головы.


«Среди чудес указано такое чудо: «У моря, у лукоморья стоит дуб, и на том дубе золотые цепи, и по цепям ходит кот, вверх идёт – сказки сказывает, вниз идёт – песни поёт». От этого няниного кота и происходит пушкинский кот учёный, которого мы встречаем в «Прологе» к поэме «Руслан и Людмила»

(ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ)

- Как вы понимаете слова «неведомые дорожки», «брег», Над златом чахнет, чредой выходят?

-Какие элементы волшебной сказки есть в «Прологе»?

- Из множества сказок, рассказанных няней, поэт сделал конспект семи, из которых 4 стали волшебными.

-Назовите их.

-На основе своих записей и создаёт поэт свою волшебную страну. Пушкин – волшебный мастер стиха, он, не меняя стихотворного размера, умеет придавать стиху любой оттенок – грусти. Радости, тревоги, смятения. Свободно и стремительно движется сказка, создавая на лету запоминающиеся картины природы. Образы людей, зверей, волшебных существ. Велик и многообразен сказочный мир Пушкина. Царь Солтан и царь Дадон, царица Лебедь и золотая рыбка, царевич Елисей и хитрый работник Балда. Кто из вас не опускался во сне на дно морское к золотой рыбке? Кому из вас хотя бы на минуту не хотелось превратиться в комара или золотого петушка? Кто не представлял себя царевичем или царевной? Помет продолжить прекрасную череду пушкинских героев сказка «О мёртвой царевне и семи богатырях»

Вспомним сказку «О мёртвой царевне и семи богатырях»

-Какой предстаёт родная мать царевны?

-Какие слова об этом говорят?

-Кто такая мачеха?

-В каких народных сказках мы встречаем историю падчерицы, которую хотела бы извести мачеха?

- Красива ли мачеха, радует ли она своей красотой окружающих?

- Какое её любимое занятие?

-Сколько раз она разговаривает с зеркальцем?

(ЧТЕНИЕ В ЛИЦАХ ДВУХ РАЗГОВОРОВ С ЗЕРКАЛЬЦЕМ)

- Как отомстила мачеха царевне?

-Что значит выражение «чёрная зависть»?

- Подберите эпитеты, характеризующие царевну и царицу.


ЦАРЕВНА:

ЦАРИЦА:

Добрая, бескорыстная,(объяснить значение

слова), скромная, кроткая, трудолюбивая,

вежливая, простая, добродетельная.


Злая, завистливая, гордая. своенравная, грубая, надменная, жестокая, ленивая.



- Кто в сказке помогает царевне?

-Куда Елисей по свету скачет?

-Почему всем вопрос его мудрён?

- Что значит слово «мудрён»?

-К кому обращается Елисей?

(ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ ОБРАЩЕНИЙ ЕЛИСЕЯ)

-Чем заканчивается сказка?

- Чему учат сказки Пушкина? Ведь «Сказка – ложь, да в ней – намёк: добрым молодцам урок»?

Вернёмся к математике

УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ:

Составьте буквенное выражение и найдите его значение. Задание выполняется самостоятельно.
№1.Расстояние между сёлами 13 км. Из них в противоположных направлениях вышли туристы. Один проходит в час 2 км, другой 3 км. Какое расстояние будет между ними через Х часов? Составьте выражение и найдите его значение при Х = 4.

№2. В классе 25 учеников. После уроков 7 человек ушли. Остальные остались убираться и разделились на Y групп. Сколько человек в каждой группе? Составьте выражение и найдите его значение при Y = 3.

№3. Баба-Яга утром прочитала 6 страниц сказок, а вечером на b страниц больше. Во сколько раз больше прочитала Баба-Яга вечером? Составьте выражение и найдите его значение при b=36.



Ответы: 6,7,33 Какое отношение эти числа имеют к сказкам Пушкина? В каких сказках они встречаются?

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ:

- В сказках отразилась глубокая любовь поэта к простому народу, неиссякаемая вера Пушкина в победу разума, добра, справедливости. Можно восхищаться каждой строчкой пушкинских сказок, они учат детей и взрослых самому хорошему и доброму, как и всё творчество поэта.

УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ:

Мы начали урок с того, что Пушкин не любил математику, но став взрослым, он проявлял к ней интерес. А. С. Пушкин издавал журнал "Современник" и не было ни одного номера, в котором бы не было статьи на математическую тему. Пушкин стремился, по его утверждению, "Стать с веком наравне»! Ведь образованный человек должен быть образован во всём.


ИТОГ УРОКА:

ЭТО ПУШКИН. ЭТО ЧУДО.

ЭТО ПРЕЛЕСТЬ БЕЗ КОНЦА

В НАШЕЙ ЖИЗНИ ВЕЧНО БУДУТ ЭТИХ СКАЗОК ГОЛОСА.

СКОЛЬКО СКАЗОК У ПОЭТА?

ИХ НЕ МНОГО И НЕ МАЛО,

НО ВСЕ ПУШКИНСКИЕ –

ЭТО НАШЕ ВЕЧНОЕ НАЧАЛО.

-Что узнали, чему научились, что понравилось, о чём задумались?

ОЦЕНКИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ И МАТЕМАТИКЕ.

Домашнее задание:

-по литературе: составить цитатный план сказки, выучить наизусть любое обращение Елисея.

-по математике: подготовиться к контрольной работе.



























МОУ ВЕРХНЕДНЕПРОВСКАЯ СОШ №3








ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА И МАТЕМАТИКИ




«ДЕТСКИЕ И ЛИЦЕЙСКИЕ ГОДЫ А.С.ПУШКИНА. ТВОРЧЕСТВО.


ЧИСЛОВЫЕ И БУКВЕННЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ, РЕШЕНИЕ


УРАВНЕНИЙ».








Учителя: ТЮЛИКОВА Г.А. НЕТЁСОВА С.В.














П. Верхнеднепровский


20110год






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей