СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование элементов йоги в работе учителя физической культуры

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Моя статья на тему: "Использование элементов йоги в работе учителя физической культуры"

Просмотр содержимого документа
«Использование элементов йоги в работе учителя физической культуры»

Использование элементов йоги в работе учителя физической культуры


Современное состояние научно-методического обеспечения системы школьного образования и, в частности, уроков физической культуры, демонстрирует, что:

1. Учебные программы общеобразовательных учреждений неполно отображают возможности гимнастических упражнений (их регламентированность, доступность и разнообразие) в разрешении задач гармоничного развития учащихся.

2. Элементы популярных видов спортивных оздоровительных систем (йога, аэробика, стретчинга, атлетическая йога, ритмическая йога) используются крайне слабо, в то время как они, в случае встраивания в учебную систему, позволят расширить круг частных задач, разрешаемых при помощи гимнастики, и повысить эффективность занятий физической культурой.

Урок физкультуры весьма специфичен: ребенок всегда на виду, любое его неверное или неправильное движение тут же становится видно другим учащимся (и не только его одноклассникам) разных возрастов. Это отличает физкультуру от большинства других уроков, где основную массу ошибок видит только учитель, проверяя тетради и контрольные работы. Очевидно, что практически в каждом классе присутствуют дети, которым крайне важно мнение одноклассников и они очень переживают за свое «отражение» в их глазах.

Цель детской йоги во многом совпадает с целями стандартного школьного урока, а именно:

  • Укрепить и сохранить здоровье.

  • Поддержание высокого уровня физической и интеллектуальной работоспособности.

  • Создание положительного эмоционального фона.

  • Поддержание физической формы.

Само слово «йога» образовано от санскритского корня «юдж», что означает «сцеплять», «скреплять», «соединять», «связывать». Также это слово означает общность или союз — тела, души и ума. Именно данный аспект единства духовного и физического начала в человеке необходимо использовать на школьных уроках физической культуры.

Йога имеет множество направлений, но основное и наиболее популярное ее ответвление — это хатха-йога, связанная с физическими упражнениями. На уроках физкультуры йога используется именно как система физических упражнений, дополненных особой дыхательной практикой.

Оздоровительная йога применяется для проведения уроков физической культуры потому, что данная дисциплина всесторонне развивает организм, безопасна и доступна, а также благоприятно влияет на установление положительного эмоционального состояния как отдельных учащихся, так и целых классов.

Основное условие, которое обеспечивает здоровье занимающимся — рациональная двигательная активность. Двигательные действия — это мощные факторы, которые повышают адаптационные особенности организма и расширяют его функциональные резервы.

Элементы йоги на уроках физической культуры используются, в первую очередь, с целью развития организма, гибкости тела, поддержания стабильной и необходимой скорости обмена веществ, а также психологического равновесия. В этом плане йога не слишком эффективна в плане снижения лишнего веса, как фитнес или аэробика, но данная цель и не является главной на уроках физкультуры. Главное, что может привнесение элементов йоги в уроки физической культуры — ощущение совершенства собственного тела, а также знакомство со скрытыми возможностями своего организма, познание самого себя.

Элементы йоги могут быть разделены на три основные группы: растяжка (стрейчинг), специальные позы (асаны), упражнения на дыхание.

Объем упражнений, виды и содержание движений, включаемых в урок физкультуры, зависят от основной цели урока. Элементы йоги могут быть использованы не только как часть урока, но и как полноценный урок, структура которого в данном случае будет аналогична структуре стандартного урока физкультуры. В этом случае выделяется три части: подготовительная (10–15 минут), основная (20–25 минут) и заключительная (5 минут).

Если урок физической культуры целиком посвящен занятию йогой, то необходимо позаботиться о возможности включить музыкальное сопровождение, что многократно повышает привлекательность и эффективность занятий.

Подготовительная часть отличается умеренным темпом, при помощи чего создается эмоциональная привязка к теме урока. Музыкой формируется темп движений, и если в подготовительная музыкальная тема одна, то в заключительной — другая: более спокойная, звучащая в качестве фона, а не полноценного сопровождающего элемента.

На уроке основным условием, обеспечивающим здоровье, является рациональная двигательная активность. Двигательные действия являются мощными факторами, повышающими адаптационные особенности организма, расширяющими функциональные резервы.

Учащиеся должны пройти обязательный инструктаж, на котором учитель ознакомит учеников с правилами безопасности при занятии йогой и выполнения элементов из нее.

На занятиях йогой необходимо глубоко дышать, ритмично и непрерывно, через нос. Задерживать дыхание нельзя, так как это создает излишнее напряжение.

Во всех асанах (позах) сидеть или стоять нужно прямо. Чтобы тело приняло правильное положение, следует вытянуть позвоночник. Вес тела необходимо распределить равномерно. Принимаемые положения должны точно соответствовать образцу. Соблюдение данных правил позволит извлечь максимальную пользу от занятия.

Существует и особый, отдельный тип асан — «перевернутые асаны», в которых ноги оказываются выше головы. Данный тип асан направлен на оздоровление органов зрения, так как такие позы способствуют мощному притоку крови к голове, что обогащает глаза питательными веществами и кислородом.

Дефекты зрения действительно могут быть скорректированы при помощи йоги, а также предупредить такие заболевания, как астигматизм, дальнозоркость и близорукость. Упражнения, направленные на расслабление, способствуют расслаблению мышц, вследствие чего предпосылки для ухудшения зрения устраняются. В этой связи для профилактики и устранения дефектов зрения уроки физической культуры с элементами йоги могут быть также дополнены упражнениями, предназначенными именно для профилактики органов зрения, что особенно актуально в современном компьютеризированном мире.

Этап растяжки должен проходить в спокойном темпе, без спешки. Следует предупредить учеников об опасности стремления растянуть мышцы слишком сильно — это может привести к травме или к их рефлекторному сокращению.

Подготовительная часть разминки должна быть направлена на разогрев тех групп мышц и связок, которым будет посвящен урок (или часть урока) физической культуры. Подготовительная часть разминки занимает не более пяти минут. Перед ней в течение пяти минут может быть проведена обычная физкультурная разминка, стандартная для школьного урока физкультуры: бег, махи руками и ногами, скручивания и прочее.

Самая продолжительная — основная часть занятия — направлена на разрешение поставленных задач: развитие у учащихся определенных двигательных навыков и умений. Удобнее всего основную часть занятия проводить во фронтальном способе выполнения упражнений. Так учитель сможет легко увидеть не успевающих детей или тех, у кого не получается выполнить тот или иной элемент.

Учитель может демонстрировать позы (асаны) йоги самостоятельно или использовать специальное оборудование, предназначенное для показа слайдов презентации или обучающего фильма. Мультимедийное оборудование позволяет наилучшим образом организовать работу учителя: в ходе выполнения учащимися поз, учитель может уделять все имеющееся у него время для корректировки или помощи ученикам. Также может использоваться иллюстративный материал или аудиозапись с подробными указаниями со стороны диктора.

Основная часть урока физической культуры с элементами йоги должна быть направлена на обогащение индивидуального опыта специальными прикладными физическими упражнениями (асанами-позами йоги). Во время изучения и выполнения асан-поз, к учащимся должен применяться индивидуальный подход. Данный норматив обусловлен тем, что все ученики, как правило, имеют различную физическую подготовку, и не каждый сможет сразу повторить необходимую технику той или иной позы.

Учащимся также следует разъяснить, что упражнения йоги направлены на статические нагрузки, развитие подвижности суставов, растяжку позвоночника, равномерное дыхание и формирование правильной осанки.

Каждая поза-асан должна быть подробно объяснена не только с позиции их непосредственного выполнения и техники, но и со стороны пользы, которую та или иная поза-асан приносит организму. Это значение должно обязательно озвучиваться при показе каждой позы.

Заключительная часть урока может быть проведена в форме беседы. Опросить учащихся, узнать их эмоциональное состояние, изменилось оно или нет за прошедший урок, что не получалось, что было тяжело и так далее. Основной акцент должен быть направлен на оценку индивидуального здоровья учащихся, на их уровень овладения навыками сотрудничества в коллективных занятиях физическими упражнениями.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!