«Кейс» - метод опирается на ряд принципов:
1. Индивидуальный подход к обучаемому, учет его особенностей, потребностей;
2. Максимальное предоставление свободы в обучении;
3. Обеспечение учащихся достаточным количеством материалов (избыточным) для того, чтобы он научился выбирать главное
4. Концентрация на главном, а не «перегрузка» обучаемых лишними объемными материалами;
5. Возможность спросить у учителя;
6. Формирование умения работать с информацией;
7. Акцентирование внимания на умении работать самостоятельно и в паре (в команде).
Ход урока
Орг. момент
(Звучит музыка, ребята настраиваются на работу)
- Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуйте, красны девицы, добры молодцы! Здравствуйте, люди добрые, народ славный! Я приглашаю вас в мир сказок.
(Раздаётся телефонный звонок, учитель берёт трубку, что-то говорит, по окончании разговора обращается к ребятам)
Проблемная ситуация
- У нас видеописьмо. Необходима наша помощь. Думаю, это в наших силах.
Текст видеописьма.
Я Потапова Ирина, ученица 9 «А» класса, в прошлом году очень серьёзно готовилась к олимпиаде по литературе. В день олимпиады получила задание, в котором была тема «Родственность сказок Пушкина и Жуковского с народными традициями (на примере одной сказки каждого автора)». Я вспомнила о схожести сюжетов сказок «Спящая царевна» и «Сказка о мёртвой царевне...». К сожалению, текстов передо мной не было, но память позволила мне вспомнить оба произведения. Я выполнила анализ и сделала вывод, что обе сказки близки к народным одинаково. Каково же было моё удивление, когда жюри олимпиады чрезвычайно низко оценило выполненное задание. Вместо рецензии я увидела на полях олимпиадной работы пометку, сделанную красными чернилами: «Две царевны, но к народу ближе одна…». Помогите разобраться. Если возможно, напишите подробное письмо.
Постановка проблемного вопроса. Анализ ситуации.
- Что обозначала пометка, что именно не учла в своей работе Ирина?
Она просит дать ей письменный ответ с объяснением, почему её работу оценили невысоко? Может быть, ей стоит предложить изучить дополнительные источники информации.
- Как нам необходимо организовать нашу работу?
(Нам необходимо сравнить две сказки)
Наверное, каждый из вас сейчас важным считает вспомнить о том случае, когда Жуковский и Пушкин вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Жуковский тогда написал две сказки, Пушкин – одну. А осенью 1833 года Пушкин вернулся к мысли о соревновании и создал «Сказку о мёртвой царевне…». Сюжет сказки А.С.Пушкина схож с сюжетом сказки В.А.Жуковского «Спящая царевна». Нам уже известно об интересе Пушкина к русским народным сказкам, песням, преданиям, к истории родной страны. В селе Михайловском он, переодевшись в крестьянский наряд, частенько смешивался на ярмарках с толпой людей, подпевая нищим слепцам, прислушиваясь к меткому народному слову. Давайте вспомним, какую трогательную привязанность испытывал Пушкин к своей няне Арине Родионовне, крепостной крестьянке. Именно она рассказывала Александру Сергеевичу народные сказки, о которых он написал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
- Сегодня мы исследуем сказки. С этой целью мы будем работать в группах.
Распределение файлов кейса по группам (3 группы)
Литературоведческий словарь дает определение:
Сравнение - это образное определение предмета. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается словами как, точно, словно, а может просто указать на сходство. Сравнить - значит найти черты сходства и различия.
Предметы сравнений: форма, основа сюжета, сюжет, композиция, язык, средства выразительности, волшебные силы, троекратные повторы, магические числа, место действия, герои.
Рефлексия после каждого этапа: Перед тем, как вы приступите к работе, я попрошу вас обратить внимание на белое поле. После каждого задания нарисуйте маленький цветочек или травку.
Оценка деятельности учителем: после каждого ответа даю кружочки-звёздочки.
ТАБЛИЦА СРАВНЕНИЙ
(готовая)
| Сказка Пушкина | Сказка Жуковского | Отметка о народ. |
П | Ж |
Форма | стихотворная | стихотворная | - | - |
Композиция | зачин, концовка | зачин, концовка | + | + |
Волшебные герои и предметы | зеркальце | говорящий рак | + | + |
Основа сюжета | Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов» | сюжеты немецкой сказки «Царевна-шиповник» братьев Гримм и французской «Спящая в лесу красавица», обработанной Шарлем Перро. | - | - |
5. Сюжет | - от красавицы царевны избавляется злая мачеха из-за зависти (это традиционный сюжет русских народных сказок). | - судьбу царевны предсказала 12-я фея - злая колдунья - она подстроила так и отомстила за то, что ее не пригласили на пир. | + | - |
- царевна мертвая лежала 3 дня (по русскому обычаю) | - 300 лет спала. | + | - |
-- королевичу Елисею помогают силы природы (в русском фольклоре природа всегда помогает человеку) | - царевичу помогает старик | + | - |
- орудие зла – яблоко (предмет многих русских сказок) | – веретено. | + | - |
- царевичам помогают в поисках царевен: 7 богатырей (чисто русские, национальные персонажи у Пушкина) | - 11 чародеек | + | - |
Добро побеждает зло | + | + |
6. Троекратный повтор | - 3 раза царица обращается к зеркальцу, 3 раза королевич Елисей обращается к силам природы: солнцу, месяцу и ветру. | - | + | - |
7. Магические числа | 7 богатырей, приданое царевне - 7 торговых городов; три силы природы - солнце, месяц, ветер, 3 дня лежала мертвая царевна. | одно - царевна спала 300 лет (3 века) | + | - |
8. Средства выразительности | Постоянные эпитеты, сравнения | Постоянные эпитеты, сравнения | + | - |
9. Язык | Простой, доступный: слова и выражения, используемые в русских народных сказках, устаревшие слова «Аль откажешь мне в ответе?», «Начал жить да поживать», «Ждет-пождет», «Инда очи разболелись, глядючи» | Чередуется просторечная лексика и возвышенная | + | - |
10. Место действия | Упоминается терем (чисто русское национальное жилище) | - | + | - |
11. Герои | Падчерица, мачеха; падчерица, как в фольклоре, трудолюбивая, кроткая, ласковая, религиозная. | - | + | - |
Герои делятся на положительных и отрицательных. | + | + |
12. Народная популярность сказки (по вашим наблюдениям) | | | | |
Индивидуальное решение задачи. Отбор нужной информации (из КЕЙСА)
(работа в парах)
VI. Обсуждения в паре.
VII. Отчёт по индивидуальному заданию. Физминутка.
VIII. Презентации в паре (группе) найденной информации. Подготовка графического вывода - отчёта от группы. Выступление групп.
IX. Решение ситуации: краткая формулировка вывода, написание письма.
X. Формулировка Д/З.
ЭТАП - РУБРИКА « ВЫ ДОЛЖНЫ ОБ ЭТОМ ЗНАТЬ И ПОМНИТЬ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ. КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ — ЧАСТЬ МАТЕРИАЛЬНОЙ И ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ, СОЗДАННАЯ ПРОШЛЫМИ ПОКОЛЕНИЯМИ, ВЫДЕРЖАВШАЯ ИСПЫТАНИЕ ВРЕМЕНЕМ И ПЕРЕДАЮЩАЯСЯ ПОКОЛЕНИЯМ КАК НЕЧТО ЦЕННОЕ И ПОЧИТАЕМОЕ.
ХI. Рефлексия (запись ролика с пожеланиями и предложениями для Иры)
Предположительные ответы:
Учитель: оцените свой сегодняшний труд, легко ли вы справлялись с заданиями, что вы делали, чтобы получить результат. Поделитесь с Ириной впечатлениями и дайте ей простой совет! В камеру!