СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование "кейс"-метода при изучении сказок А.С. Пушкина (подготовка к мини-спектаклю)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Что обозначала пометка, что именно не учла в своей работе Ирина?

Она просит дать ей письменный ответ с объяснением, почему её работу оценили невысоко? Может быть, ей стоит предложить изучить дополнительные источники информации.

      - Как нам необходимо организовать нашу работу?

(Нам необходимо сравнить две сказки)

Наверное, каждый из вас сейчас важным считает вспомнить о том случае, когда Жуковский и Пушкин вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Жуковский тогда написал две сказки, Пушкин – одну. А осенью 1833 года Пушкин вернулся к мысли о соревновании и создал «Сказку о мёртвой царевне…». Сюжет сказки А.С.Пушкина схож с сюжетом сказки В.А.Жуковского «Спящая царевна». Нам уже известно об интересе Пушкина к русским народным сказкам, песням, преданиям, к истории родной страны. В селе Михайловском он, переодевшись в крестьянский наряд, частенько смешивался на ярмарках с толпой людей, подпевая нищим слепцам, прислушиваясь к меткому народному слову. Давайте вспомним, какую трогательную привязанность испытывал Пушкин к своей няне Арине Родионовне, крепостной крестьянке. Именно она рассказывала Александру Сергеевичу народные сказки, о которых он написал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Просмотр содержимого документа
«Использование "кейс"-метода при изучении сказок А.С. Пушкина (подготовка к мини-спектаклю)»

«Кейс» - метод опирается на ряд принципов:

1.      Индивидуальный подход к обучаемому, учет его особенностей, потребностей;

2.      Максимальное предоставление свободы в обучении;

3.      Обеспечение учащихся достаточным количеством материалов (избыточным) для того, чтобы он научился выбирать главное

4.      Концентрация на главном, а не «перегрузка» обучаемых лишними объемными материалами;

5.      Возможность спросить у учителя;

6.      Формирование умения работать с информацией;

7.      Акцентирование внимания на умении работать самостоятельно и в паре (в команде).




Ход урока

  1. Орг. момент

(Звучит музыка, ребята настраиваются на работу)

- Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуйте, красны девицы, добры молодцы! Здравствуйте, люди добрые, народ славный! Я приглашаю вас в мир сказок.

(Раздаётся телефонный звонок, учитель берёт трубку, что-то говорит, по окончании разговора обращается к ребятам)

  1. Проблемная ситуация

- У нас видеописьмо. Необходима наша помощь. Думаю, это в наших силах.

Текст видеописьма.

Я Потапова Ирина, ученица 9 «А» класса, в прошлом году очень серьёзно готовилась к олимпиаде по литературе. В день олимпиады получила задание, в котором была тема «Родственность сказок Пушкина и Жуковского с народными традициями (на примере одной сказки каждого автора)». Я вспомнила о схожести сюжетов сказок «Спящая царевна» и «Сказка о мёртвой царевне...». К сожалению, текстов передо мной не было, но память позволила мне вспомнить оба произведения. Я выполнила анализ и сделала вывод, что обе сказки близки к народным одинаково. Каково же было моё удивление, когда жюри олимпиады чрезвычайно низко оценило выполненное задание. Вместо рецензии я увидела на полях олимпиадной работы пометку, сделанную красными чернилами: «Две царевны, но к народу ближе одна…». Помогите разобраться. Если возможно, напишите подробное письмо.

  1. Постановка проблемного вопроса. Анализ ситуации.

- Что обозначала пометка, что именно не учла в своей работе Ирина?

Она просит дать ей письменный ответ с объяснением, почему её работу оценили невысоко? Может быть, ей стоит предложить изучить дополнительные источники информации.

- Как нам необходимо организовать нашу работу?

(Нам необходимо сравнить две сказки)

Наверное, каждый из вас сейчас важным считает вспомнить о том случае, когда Жуковский и Пушкин вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Жуковский тогда написал две сказки, Пушкин – одну. А осенью 1833 года Пушкин вернулся к мысли о соревновании и создал «Сказку о мёртвой царевне…». Сюжет сказки А.С.Пушкина схож с сюжетом сказки В.А.Жуковского «Спящая царевна». Нам уже известно об интересе Пушкина к русским народным сказкам, песням, преданиям, к истории родной страны. В селе Михайловском он, переодевшись в крестьянский наряд, частенько смешивался на ярмарках с толпой людей, подпевая нищим слепцам, прислушиваясь к меткому народному слову. Давайте вспомним, какую трогательную привязанность испытывал Пушкин к своей няне Арине Родионовне, крепостной крестьянке. Именно она рассказывала Александру Сергеевичу народные сказки, о которых он написал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

- Сегодня мы исследуем сказки. С этой целью мы будем работать в группах.

  1. Распределение файлов кейса по группам (3 группы)

Литературоведческий словарь дает определение:

Сравнение - это образное определение предмета. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается словами как, точно, словно, а может просто указать на сходство. Сравнить - значит найти черты сходства и различия.

Предметы сравнений: форма, основа сюжета, сюжет, композиция, язык, средства выразительности, волшебные силы, троекратные повторы, магические числа, место действия, герои.

Рефлексия после каждого этапа: Перед тем, как вы приступите к работе, я попрошу вас обратить внимание на белое поле. После каждого задания нарисуйте маленький цветочек или травку.

Оценка деятельности учителем: после каждого ответа даю кружочки-звёздочки.

ТАБЛИЦА СРАВНЕНИЙ

(готовая)


Сказка Пушкина

Сказка Жуковского

Отметка

о народ.

П

Ж

  1. Форма

стихотворная

стихотворная

-

-

  1. Композиция

зачин, концовка

зачин, концовка

+

+

  1. Волшебные герои и предметы

зеркальце

говорящий рак

+

+

  1. Основа сюжета

Братья Гримм

«Белоснежка и семь гномов»

сюжеты немецкой сказки «Царевна-шиповник» братьев Гримм и французской «Спящая в лесу красавица», обработанной Шарлем Перро.

-

-

5. Сюжет

- от красавицы царевны избавляется злая мачеха из-за зависти (это традиционный сюжет русских народных сказок).

- судьбу царевны предсказала 12-я фея - злая колдунья - она подстроила так и отомстила за то, что ее не пригласили на пир.

+

-

- царевна мертвая лежала 3 дня (по русскому обычаю)

- 300 лет спала.


+

-

-- королевичу Елисею помогают силы природы (в русском фольклоре природа всегда помогает человеку)

- царевичу помогает старик

+

-

- орудие зла – яблоко (предмет многих русских сказок)

– веретено.

+

-

- царевичам помогают в поисках царевен: 7 богатырей (чисто русские, национальные персонажи у Пушкина)

- 11 чародеек

+

-

Добро побеждает зло

+

+

6. Троекратный повтор

- 3 раза царица обращается к зеркальцу, 3 раза королевич Елисей обращается к силам природы: солнцу, месяцу и ветру.

-

+

-

7. Магические числа

7 богатырей, приданое царевне - 7 торговых городов; три силы природы - солнце, месяц, ветер, 3 дня лежала мертвая царевна.

одно - царевна спала 300 лет (3 века)


+

-

8. Средства выразительности

Постоянные эпитеты, сравнения

Постоянные эпитеты, сравнения

+

-

9. Язык

Простой, доступный: слова и выражения, используемые в русских народных сказках, устаревшие слова

«Аль откажешь мне в ответе?», «Начал жить да поживать», «Ждет-пождет», «Инда очи разболелись, глядючи»

Чередуется просторечная лексика и возвышенная

+

-

10. Место действия

Упоминается терем

(чисто русское национальное жилище)

-

+

-

11. Герои

Падчерица, мачеха;

падчерица, как в фольклоре, трудолюбивая, кроткая, ласковая, религиозная.

-

+

-

Герои делятся на положительных и отрицательных.

+

+

12. Народная популярность сказки (по вашим наблюдениям)







  1. Индивидуальное решение задачи. Отбор нужной информации (из КЕЙСА)

(работа в парах)

VI. Обсуждения в паре.

VII. Отчёт по индивидуальному заданию. Физминутка.

VIII. Презентации в паре (группе) найденной информации. Подготовка графического вывода - отчёта от группы. Выступление групп.

IX. Решение ситуации: краткая формулировка вывода, написание письма.

X. Формулировка Д/З.

ЭТАП - РУБРИКА « ВЫ ДОЛЖНЫ ОБ ЭТОМ ЗНАТЬ И ПОМНИТЬ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ. КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ — ЧАСТЬ МАТЕРИАЛЬНОЙ И ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ, СОЗДАННАЯ ПРОШЛЫМИ ПОКОЛЕНИЯМИ, ВЫДЕРЖАВШАЯ ИСПЫТАНИЕ ВРЕМЕНЕМ И ПЕРЕДАЮЩАЯСЯ ПОКОЛЕНИЯМ КАК НЕЧТО ЦЕННОЕ И ПОЧИТАЕМОЕ.

ХI. Рефлексия (запись ролика с пожеланиями и предложениями для Иры)

Предположительные ответы:

Учитель: оцените свой сегодняшний труд, легко ли вы справлялись с заданиями, что вы делали, чтобы получить результат. Поделитесь с Ириной впечатлениями и дайте ей простой совет! В камеру!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!