«Использование компьютерных программ при изучении курса русского языка»
Мугалимова А. К., учитель русского языка и литературы
( Выступление на ШМО, Март 2014года)
Использование ИКТ на уроках гуманитарного цикла открывает перед учителями широкие возможности: структурирование большого объема информации, вовлечение учащихся в учебную деятельность, возможность увидеть процессы, которые невозможно воспроизвести в реальности. Поиск и обработка информации с помощью компьютера имеет ряд преимуществ. Но также применение этих технологий на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки. Выделяют несколько уровней ИКТ:
базовый - инвариант знаний, умений и опыта, необходимый педагогу для решения образовательных задач средствами ИКТ и технологий общего назначения;
предметно-ориентированный - освоение и формирование готовности к внедрению в образовательную деятельность специализированных технологий и ресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию и методике того или иного учебного предмета. Именно этот уровень позволяет повысить качество преподаваемого предмета.
Компьютерные технологии являются мощным средством обучения, которое способно значительно повысить его эффективность. При этом сами компьютеры и многие учебные программы можно назвать универсальными средствами обучения.
Среди возможных на сегодня (т.е. реально используемых учителями почти всех предметных областей) направлений внедрения ИТ в практическую деятельность учителя нашего ШМО представляются следующие:
проведение занятий в компьютерном классе школы;
опора на домашний ПК (персональный компьютер) учителя;
использование домашних ПК учащихся.
ИКТ - технологии на уроках естественно – гуманитарного цикла можно применять с различными целями:
при объяснении учителем нового материала в качестве интерактивной иллюстрации, демонстрируемой с помощью мультимедийного проектора на экран (в настоящее время это актуально вследствие того, что не всегда таблицы и схемы, карты есть в наличие у учителя);
при самостоятельном изучении учебного материала учащимися на уроке в ходе выполнения компьютерного эксперимента по заданным преподава- телем условиям (в виде рабочих листов или компьютерного тестирования) с получением в итоге вывода по изучаемой теме;
при организации исследовательской деятельности. При этом следует отметить, что при использовании компьютера учащийся получает намного больше возможностей самостоятельного планирования исследований, их осуществления и анализа результатов;
при повторении, закреплении и контроле знаний на уровнях узнавания, понимания и применения. При выполнении учениками самостоятельных действий, повышается мотивация учащихся - они видят, как могут пригодиться полученные знания в реальной жизни;
домашние задания могут быть выполнены учеником по рабочему листу и при наличии дома учебного диска по данному курсу.
Большое значение имеет использование на уроках интерактивных моделей. Они позволяют ученику увидеть процессы в упрощенном виде, представить себе схемы того или иного процесса или явления.
Интернет-ресурсы предоставляют возможность учащимся быстро и качественно найти необходимый материал.
Электронные пособия по предметам гуманитарного цикла содержат не только текстовые файлы, но и звуковые, видео- и фотоматериалы, которые помогут учащимся сделать проектную работу интересной и содержательной.
Материалы, собранные в результате проектной деятельности, оформляются учащимися с использованием компьютерных приложений Microsoft Power Point (презентации), Publisher (буклеты и бюллетени).
Преподавание предметов гуманитарного цикла в школе подразумевает постоянное сопровождение курса демонстрационным материалом. Но порой проведение демонстрационных уроков часто затруднено из-за недостатка учебного времени, отсутствия современного материально-технического оснащения, и потребности значительно большего времени, как на подготовку и проведение, так и на анализ результатов работы. Разработанные по всем предметам электронные учебники, энциклопедии помогают решать следующие дидактические задачи:
усвоить базовые знания по предмету,
систематизировать усвоенные знания,
сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием компьютера,
сформировать навыки самоконтроля,
сформировать мотивацию к учению в целом и к предмету в частности,
оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом,
подготовить учащегося к экзамену, попутно сформировав у него массу полезных общеучебных навыков.
Хотя применение мультимедиа технологии в обучении способствует повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение ИТ стало новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности. К наиболее эффективным формам представления материала, следует отнести мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей информацией в алгоритмическом порядке. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока и во внеурочное время.
В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам. Интернет действительно становится доступным для использования в образовательном процессе. А в отношении постановки учебных задач вхождение в Интернет мало чем отличается от просмотра учебного видеофильма или учебной экскурсии. Без четко поставленной цели посещение Интернета может оказаться неэффективным. При этом главное – нацеливание на вопрос: зачем и для чего используется Интернет? Он позволяет решать следующие задачи:
Во-первых, может быть поставлена задача найти дополнительную учебную информацию с сохранением её для последующего многократного использования разными пользователями или использована для оформления стендов в кабинете.
Во-вторых, возможна задача: отыскать принципиально новую информацию, отличающуюся от той, которая предложена в учебнике, сопоставить её и сделать соответствующие выводы.
В-третьих, учащиеся могут самостоятельно найти необходимый материал для рефератов, докладов, презентаций и др.
Но применение в обучении информационных сетей не должно быть самоцелью. Смысл в том, чтобы ресурсы сети стали абсолютно необходимыми для решения познавательных задач. Технически организовать работу с ресурсами Интернет на уроке в нашей школе невозможно из-за низкой скорости интернета и отсутствия локальной сети. Поэтому работу с интернет источниками можно только организовывать как домашнюю, заранее проверяя доступность интересующих материалов. Следует отметить, что использование Интернет-ресурсов повышает уровень проведения занятий, качество знаний учащихся и их мотивацию к обучению.
А кроме того Интернет имеет большое значение для самообразования учителя и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам презентаций.
За последние годы значительно увеличилось число информационных ресурсов по всем школьным предметам. Учителя полезные обзорные материалы могут найти в многочисленных рефератах, подготовленных студентами и школьниками. Их поиск можно осуществлять через справочные серверы рефератов или поисковые системы.
Кроме этого через Интернет можно приобрести программно-методическую литературу по своему предмету.
Использование ИКТ в обучении обеспечивает:
интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса
многоаспектное развитие школьника
подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества
реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации.