СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование компьютерных программ на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие для уроков русского языка в 5-9 классах

Просмотр содержимого документа
«Использование компьютерных программ на уроках русского языка»

«Использование компьютерных программ при изучении курса русского языка»

Мугалимова А. К., учитель русского языка и литературы

( Выступление на ШМО, Март 2014года)



 Использование ИКТ на уроках гуманитарного цикла  открывает перед учителями широкие возможности: структурирование большого объема информации, вовлечение учащихся в учебную деятельность, возможность увидеть процессы, которые невозможно воспроизвести в реальности. Поиск и обработка информации с помощью компьютера имеет ряд преимуществ. Но также применение этих технологий на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки. Выделяют несколько уровней ИКТ:

  1. базовый - инвариант знаний, умений и опыта, необходимый педагогу для решения образовательных задач средствами ИКТ и технологий общего назначения;

  2. предметно-ориентированный - освоение и формирование готовности к внедрению в образовательную деятельность специализированных технологий и ресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию и методике того или иного учебного предмета. Именно этот уровень позволяет повысить качество преподаваемого предмета.

Компьютерные технологии являются мощным средством обучения, которое способно значительно повысить его эффективность. При этом сами компьютеры и многие учебные программы можно назвать универсальными средствами обучения.

Среди возможных на сегодня (т.е. реально используемых учителями почти всех предметных областей) направлений внедрения ИТ в практическую деятельность учителя нашего ШМО представляются следующие:

  1. проведение занятий в компьютерном классе школы;

  2. опора на домашний ПК (персональный компьютер) учителя;

  3. использование домашних ПК учащихся.

ИКТ - технологии на уроках естественно – гуманитарного  цикла можно применять с различными целями:

  1. при объяснении учителем нового материала в качестве интерактивной иллюстрации, демонстрируемой с помощью мультимедийного проектора на экран (в настоящее время это актуально вследствие того, что не всегда таблицы и схемы, карты есть в наличие у учителя);

  2. при самостоятельном изучении учебного материала учащимися на уроке в ходе выполнения компьютерного эксперимента по заданным преподава- телем условиям (в виде рабочих листов или компьютерного тестирования) с получением в итоге вывода по изучаемой теме;

  3. при организации исследовательской деятельности. При этом следует отметить, что при использовании компьютера учащийся получает намного больше возможностей самостоятельного планирования исследований, их осуществления и анализа результатов;

  4. при повторении, закреплении и контроле знаний на уровнях узнавания, понимания и применения. При выполнении учениками самостоятельных действий, повышается мотивация учащихся - они видят, как могут пригодиться полученные знания в реальной жизни;

  5. домашние задания могут быть выполнены учеником по рабочему листу и при наличии дома учебного диска по данному курсу.

Большое значение имеет использование на уроках интерактивных моделей.  Они позволяют ученику увидеть процессы в упрощенном виде, представить себе схемы того или иного процесса или явления.  

 Интернет-ресурсы предоставляют возможность учащимся быстро и качественно найти необходимый материал.

  1. Электронные пособия по предметам гуманитарного цикла содержат не только текстовые файлы, но и звуковые, видео- и фотоматериалы, которые помогут учащимся сделать проектную работу интересной и содержательной.

  2. Материалы, собранные в результате проектной деятельности, оформляются учащимися с использованием компьютерных приложений Microsoft Power Point (презентации), Publisher (буклеты и бюллетени).

Преподавание предметов гуманитарного цикла в школе подразумевает постоянное сопровождение курса демонстрационным материалом. Но порой  проведение демонстрационных уроков часто затруднено из-за недостатка учебного времени, отсутствия современного материально-технического оснащения, и потребности значительно большего времени, как на подготовку и проведение, так и на анализ результатов работы. Разработанные по всем предметам электронные  учебники, энциклопедии помогают решать следующие дидактические задачи:

  • усвоить базовые знания по предмету,

  • систематизировать усвоенные знания,

  • сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием компьютера,

  • сформировать навыки самоконтроля,

  • сформировать мотивацию к учению в целом и к предмету в частности,

  • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом,

  • подготовить учащегося к экзамену, попутно сформировав у него массу полезных общеучебных навыков.

Хотя применение мультимедиа технологии в обучении способствует повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение ИТ стало новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности. К наиболее эффективным формам представления материала, следует отнести мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей информацией в алгоритмическом порядке. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока и во внеурочное время.

В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам. Интернет действительно становится доступным для использования в образовательном процессе. А в отношении постановки учебных задач вхождение в Интернет мало чем отличается от просмотра учебного видеофильма или учебной экскурсии. Без четко поставленной цели посещение Интернета  может оказаться неэффективным. При этом главное – нацеливание на вопрос: зачем и для чего используется Интернет? Он позволяет решать следующие задачи:

Во-первых, может быть поставлена задача найти дополнительную учебную информацию с сохранением её для последующего многократного использования разными пользователями или  использована для оформления стендов в кабинете.

Во-вторых, возможна задача: отыскать принципиально новую информацию, отличающуюся от той, которая предложена в учебнике, сопоставить её и сделать соответствующие выводы.

В-третьих, учащиеся могут самостоятельно найти необходимый материал для рефератов, докладов, презентаций и др.

Но применение в обучении информационных сетей не должно быть самоцелью. Смысл в том, чтобы ресурсы сети стали абсолютно необходимыми для решения познавательных задач. Технически организовать работу с ресурсами Интернет на уроке в нашей школе невозможно из-за низкой скорости интернета и отсутствия локальной сети. Поэтому работу с интернет источниками можно только организовывать как домашнюю,   заранее проверяя доступность интересующих материалов. Следует отметить, что использование Интернет-ресурсов повышает уровень проведения занятий, качество знаний учащихся и их мотивацию к обучению.

А кроме того Интернет имеет большое значение для самообразования учителя и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам  презентаций.

За последние годы значительно увеличилось число информационных ресурсов по всем школьным предметам. Учителя полезные обзорные материалы могут найти в многочисленных рефератах, подготовленных студентами и школьниками. Их поиск можно осуществлять через справочные серверы рефератов или поисковые системы.

Кроме этого через Интернет можно приобрести программно-методическую литературу по своему предмету.

Использование ИКТ в обучении обеспечивает:

  • интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса

  • многоаспектное развитие школьника

  • подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества

  • реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!