Слайд 1
здравствуйте! Кодрина Елена Евгеньевна – воспитатель МБДОУ д/с №1
Один из принципов дошкольного образования является - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего возраста помогает реализовать мне данный принцип дошкольного образования, обозначенный в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Слайд 2
Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать. При этом общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешения любого конфликта. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную однообразную и малоприятную.
Слайд 3
Фольклор – это опыт народа, и использование фольклорных произведений формирует познавательные интересы ребенка, помогает ему овладеть речью как средством общения, и является носителем культурных традиций народа. Такие жанры, как чистоговорки, скороговорки формируют правильное звукопроизношение. Очень много произведений устного народного творчества объясняют явления природы, поступки людей. Ребенок через фольклор учится устанавливать причинно-следственные связи, отгадывая загадки, например, или слушая потешки и другие жанры фольклора.
Слайд 4
Я считаю что использование малых форм фольклора, как средство развития речи детей приведет к улучшению и развитию связной речи детей, формированию правильного звукопроизношения, пополнению активного словаря детей. Поэтому цель моей работы звучит так: способствовать развитию речи детей младшего возраста средствами малых форм фольклора
Слайд 5
Задачи моей работы:
Формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в потешках, стихотворениях.
Развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного и слухового аппарата, звукоподражания, активизации словаря.
Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к режимным моментам.
Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы
Слайд 6
Участники моей работы - так называемые целевые группы: дети, педагоги и родители
Слайд 7
Принципы работы:
• От простого к сложному: предполагает отбор от более легких для понимания детьми фольклорных произведений к более сложный по содержанию.
• Принцип наглядности : у детей более развита наглядно-образная память, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
• Принцип индивидуализации – реализация проекта обеспечивает развитие каждого ребенка.
• Связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребёнком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание.
Слайд 8
Свою работу я разбила на несколько этапов.
Первый этап - подготовительный. В ходе которого я:
• изучала методическую литературу, публикации в журналах и сети интернет.
• проанализировала многообразие фольклорных жанров и методов их использования в развитии речи детей.
•проанализировала развивающую среду группы
• разработала перспективный план.
Слайд 9
Второй этап - Практический
Целевая группа - дети
В ходе этого этапа я занималась организацией диагностического исследования речи детей, адаптационного периода, игрового взаимодействия, выставкой книг с различными жанрами фольклора подбором детской фольклорной литературы, подбором иллюстративного материала, организацией режимных моментов, инсценированием произведений фольклора
Целевая группа - педагоги
Я выступала на педагогическом совете, занималась созданием игровой среды в группе ДОУ на основе фольклорных произведений, проводила деятельность в соответствии с тематическим планированием
Целевая группа родители
Я проводила консультации, родительские собрания ,выпускала буклеты для родителей и привлекала их к созданию игровой среды в группе.
Слайд 10
Третий этап –результативный. Входе этого этапа была проведена работа по
Проведению диагностического исследования детей группы.
Анализ, обобщение и распространение результатов работы: выступление на педагогическом совете, размещение материалов работы в сети Интернет.
Слайд 11
С детьми в своей работе я применяла следующие формы работы:
• Внедрение фольклорных произведений во всех видах деятельности детей.
• Проведение праздников совместно с музыкальным руководителям, согласно календарным народным праздникам.
• Организация индивидуальной работы с детьми для улучшения произношения звуков и развития грамматического строя языка детей.
• Проведение совместных с родителями мероприятий.
Слайд 12
С педагогами я применяла такие формы работы как:
• Консультации.
• Подбор методов развития речи детей средствами фольклора согласно возрастных особенностям ребенка.
Слайд 13
Формы работы с родителями были следующие:
• Консультации.
• Беседы.
• Наглядная информация: буклеты, памятки.
• Привлечение родителей к пополнению развивающей среды группы
• Участие в праздниках,
Слайд 14
Фольклор помогает детям овладеть практически всеми видами детской деятельности
Слайд 15
Произведения народного творчества – это школа развития чувств детей. Как показал опыт, выразительные рассказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, игры в сказки – всё это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей.
Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью – умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Мне кажется, что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном
Слайд 16
Песни, стихи, прибаутки, поговорки, пословицы, загадки – называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства ребенка: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются, оказывают огромное влияние на развитие и воспитание детей. Народная культура и жизненный опыт передаются из поколения в поколения. Долгое шлифование их содержания позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения воспитания и обучения детей дошкольного возраста а также помогает воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, приёму пищи , гимнастике,
Слайд 17
При организации продуктивной деятельности использую потешки, прибаутки. Дети с удовольствием лепят и рисуют угощения для героев потешек и иприбауток, а также сооружают постройки, обыгрывают их, используя реплики знакомых персонажей.
Слайд 18
Большие потенциальные возможности у произведений детского фольклора для организации двигательной активности. Сопровождение потешек и прибауток соответствующими движениями помогают развивать общую и мелкую моторику, координацию движений, внимание, совершенствовать двигательные навыки Обязательно использую народные , хороводный, пальчиковые игры в течении дня.
Слайд 19
Необходимо также обращаться к закличкам , которые, способствуют формированию интереса к наблюдению за объектами и явлениями природы, умения называть их, формированию бережного отношения к природе, эстетического восприятия окружающего. Малые фольклорные жанры стараюсь подбирать таким образом, чтобы их содержание было ориентировано на человека, животное, конкретное действие, природу.
Слайд 20
С течением времени народные игры подвергаются изменениям, которые вносят сами дети (обновляют содержание, усложняют правила, используют иной игровой материал). Опираясь на идеи, заложенные в народных играх, ученные создают новые дидактические игры, предлагают целые системы таких игр. В играх заложены возможность развития активности, сноровки, и инициативы, смекалки. Они приучают ребенка преодолевать трудности, радоваться выигрышу, мужественно переносит неудачи.
Слайд 21
Игры обеспечивают взаимосвязь воспитательного и обучающего воздействия с учетом возрастных психофизиологических особенностей ребенка. Из поколения в поколение передаются игрушки созданные народом, для развития речи, воли, внимания, точности и координации движений. А так - же для формирования представлений о цвете, форме, величине, пространственном расположении предметов.
Слайд 22
Рассказывание потешек и пересказывание сказок по ролям, инсценировка сказок позволяет учить детей инсценировать их; учить говорить от имени персонажей; учить различать интонации музыки; побуждать к двигательной импровизации.
Слайд 23
В ходе инсценирования и прослушивания текстов, я поощряю и стимулирую участие самих детей. Учу детей пользоваться различными звуковыми средствами. Это интонация, логическое ударение , подбор наиболее подходящих слов и многое другое.
Слайд 24
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. В них собраны накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Через развлечения и праздники дети, вступая в фольклорный мир, составляют первое впечатление о его законах и явлениях, обычаях и обрядах. Современным детям необходимо рассказывать о народном празднике, проводить досуг, в котором участвуют персонажи народных сказок, проводятся народные игры, исполняются песни и хороводы.
Слайд 25
Тесное сострудничество с семьей является залогом успешной работы с детьми, поэтому я использую разнообразные формы взаимодействия с родителями по данному вопросу которые способствуют эффективному решению поставленных задач: консультации, сообщения на родительских собраниях, выставки детской литературы, подготовка и проведение детских досугов.
Слайд 26
Моя работа ориентирована на выявление оптимальных условий речевого развития детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.
Результатом моей работы стали следующие изменения:
• у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они стали использовать в свое речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывать народные игры-забавы с помощью считалок;
• повысился уровень развития речи детей;
• появился интерес к развитию речи своих деток родителями через использование малых фольклорных жанров.
Слайд 27
Спасибо за внимание!