СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. 

Просмотр содержимого документа
«Использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего возраста»


Слайд 1

здравствуйте! Кодрина Елена Евгеньевна – воспитатель МБДОУ д/с №1

Один из принципов дошкольного образования является - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего возраста помогает реализовать мне данный принцип дошкольного образования, обозначенный в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.


Слайд 2

Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать. При этом общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешения любого конфликта. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную однообразную и малоприятную.


Слайд 3

Фольклор – это опыт народа, и использование фольклорных произведений формирует познавательные интересы ребенка, помогает ему овладеть речью как средством общения, и является носителем культурных традиций народа. Такие жанры, как чистоговорки, скороговорки формируют правильное звукопроизношение. Очень много произведений устного народного творчества объясняют явления природы, поступки людей. Ребенок через фольклор учится устанавливать причинно-следственные связи, отгадывая загадки, например, или слушая потешки и другие жанры фольклора.


Слайд 4

Я считаю что использование малых форм фольклора, как средство развития речи детей приведет к улучшению и развитию связной речи детей, формированию правильного звукопроизношения, пополнению активного словаря детей. Поэтому цель моей работы звучит так: способствовать развитию речи детей младшего возраста средствами малых форм фольклора

Слайд 5

Задачи моей работы:

  • Формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в потешках, стихотворениях.

  • Развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного и слухового аппарата, звукоподражания, активизации словаря.

  • Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.

  • Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к режимным моментам.

Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы


Слайд 6

Участники моей работы - так называемые целевые группы: дети, педагоги и родители


Слайд 7

Принципы работы:

• От простого к сложному: предполагает отбор от более легких для понимания детьми фольклорных произведений к более сложный по содержанию.

• Принцип наглядности : у детей более развита наглядно-образная память, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

• Принцип индивидуализации – реализация проекта обеспечивает развитие каждого ребенка.

• Связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребёнком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание.


Слайд 8

Свою работу я разбила на несколько этапов.

Первый этап - подготовительный. В ходе которого я:

• изучала методическую литературу, публикации в журналах и сети интернет.

• проанализировала многообразие фольклорных жанров и методов их использования в развитии речи детей.

•проанализировала развивающую среду группы

• разработала перспективный план.


Слайд 9

Второй этап - Практический

Целевая группа - дети

В ходе этого этапа я занималась организацией диагностического исследования речи детей, адаптационного периода, игрового взаимодействия, выставкой книг с различными жанрами фольклора подбором детской фольклорной литературы, подбором иллюстративного материала, организацией режимных моментов, инсценированием произведений фольклора

Целевая группа - педагоги

Я выступала на педагогическом совете, занималась созданием игровой среды в группе ДОУ на основе фольклорных произведений, проводила деятельность в соответствии с тематическим планированием

Целевая группа родители

Я проводила консультации, родительские собрания ,выпускала буклеты для родителей и привлекала их к созданию игровой среды в группе.


Слайд 10

Третий этап –результативный. Входе этого этапа была проведена работа по

  • Проведению диагностического исследования детей группы.

  • Анализ, обобщение и распространение результатов работы: выступление на педагогическом совете, размещение материалов работы в сети Интернет.



Слайд 11

С детьми в своей работе я применяла следующие формы работы:

• Внедрение фольклорных произведений во всех видах деятельности детей.

• Проведение праздников совместно с музыкальным руководителям, согласно календарным народным праздникам.

• Организация индивидуальной работы с детьми для улучшения произношения звуков и развития грамматического строя языка детей.

• Проведение совместных с родителями мероприятий.


Слайд 12

С педагогами я применяла такие формы работы как:

• Консультации.

• Подбор методов развития речи детей средствами фольклора согласно возрастных особенностям ребенка.


Слайд 13

Формы работы с родителями были следующие:

• Консультации.

• Беседы.

• Наглядная информация: буклеты, памятки.

• Привлечение родителей к пополнению развивающей среды группы

• Участие в праздниках,


Слайд 14

Фольклор помогает детям овладеть практически всеми видами детской деятельности


Слайд 15

Произведения народного творчества – это школа развития чувств детей. Как показал опыт, выразительные рассказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, игры в сказки – всё это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей.

Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью – умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Мне кажется, что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном


Слайд 16

Песни, стихи, прибаутки, поговорки, пословицы, загадки – называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства ребенка: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются, оказывают огромное влияние на развитие и воспитание детей. Народная культура и жизненный опыт передаются из поколения в поколения. Долгое шлифование их содержания позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения воспитания и обучения детей дошкольного возраста а также помогает воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, приёму пищи , гимнастике,


Слайд 17

При организации продуктивной деятельности использую потешки, прибаутки. Дети с удовольствием лепят и рисуют угощения для героев потешек и иприбауток, а также сооружают постройки, обыгрывают их, используя реплики знакомых персонажей.


Слайд 18

Большие потенциальные возможности у произведений детского фольклора для организации двигательной активности. Сопровождение потешек и прибауток соответствующими движениями помогают развивать общую и мелкую моторику, координацию движений, внимание, совершенствовать двигательные навыки Обязательно использую народные , хороводный, пальчиковые игры в течении дня.


Слайд 19

Необходимо также обращаться к закличкам , которые, способствуют формированию интереса к наблюдению за объектами и явлениями природы, умения называть их, формированию бережного отношения к природе, эстетического восприятия окружающего. Малые фольклорные жанры стараюсь подбирать таким образом, чтобы их содержание было ориентировано на человека, животное, конкретное действие, природу.


Слайд 20

С течением времени народные игры подвергаются изменениям, которые вносят сами дети (обновляют содержание, усложняют правила, используют иной игровой материал). Опираясь на идеи, заложенные в народных играх, ученные создают новые дидактические игры, предлагают целые системы таких игр. В играх заложены возможность развития активности, сноровки, и инициативы, смекалки. Они приучают ребенка преодолевать трудности, радоваться выигрышу, мужественно переносит неудачи.


Слайд 21

Игры обеспечивают взаимосвязь воспитательного и обучающего воздействия с учетом возрастных психофизиологических особенностей ребенка. Из поколения в поколение передаются игрушки созданные народом, для развития речи, воли, внимания, точности и координации движений. А так - же для формирования представлений о цвете, форме, величине, пространственном расположении предметов.


Слайд 22

Рассказывание потешек и пересказывание сказок по ролям, инсценировка сказок позволяет учить детей инсценировать их; учить говорить от имени персонажей; учить различать интонации музыки; побуждать к двигательной импровизации.


Слайд 23

В ходе инсценирования и прослушивания текстов, я поощряю и стимулирую участие самих детей. Учу детей пользоваться различными звуковыми средствами. Это интонация, логическое ударение , подбор наиболее подходящих слов и многое другое.



Слайд 24

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. В них собраны накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Через развлечения и праздники дети, вступая в фольклорный мир, составляют первое впечатление о его законах и явлениях, обычаях и обрядах. Современным детям необходимо рассказывать о народном празднике, проводить досуг, в котором участвуют персонажи народных сказок, проводятся народные игры, исполняются песни и хороводы.


Слайд 25

Тесное сострудничество с семьей является залогом успешной работы с детьми, поэтому я использую разнообразные формы взаимодействия с родителями по данному вопросу которые способствуют эффективному решению поставленных задач: консультации, сообщения на родительских собраниях, выставки детской литературы, подготовка и проведение детских досугов.


Слайд 26

Моя работа ориентирована на выявление оптимальных условий речевого развития детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.

Результатом моей работы стали следующие изменения:

• у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они стали использовать в свое речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывать народные игры-забавы с помощью считалок;

• повысился уровень развития речи детей;

• появился интерес к развитию речи своих деток родителями через использование малых фольклорных жанров.


Слайд 27

Спасибо за внимание!