СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование потенциала библиотеки для развития читательского вкуса и интереса к художественному слову

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование потенциала библиотеки для развития читательского вкуса и интереса к художественному слову

Библиотека - та обитель,

Куда не каждый забредет,

Она – как Храм, Святой источник,

Кто книгу любит, тот придет…

Кто верит в силу просвещенья,

 Кому не чужд мечты полет,

И тем, кто чувства и сомненья

С собой до старости несет.

Кому – любовные романы,

Кого история зовет,

Порой  наивно, без обмана…

Кто любит Книгу, тот поймет.

Самой важной миссией библиотеки является приобщение к чтению, формирование и развитие  читательского вкуса и интереса к художественному слову, воспитание читателя. 

«Думаешь на год – сей рожь, думаешь на десятилетие – сажай дерево, думаешь на века – воспитывай детей». Эта замечательная народная мудрость актуальна во все времена. Роль книги и библиотеки в этом воспитательном процессе крайне важна, так как книга на сегодняшний день является одним из важнейших средств в деле становления растущей творческой личности.

Читательский вкус необходимо формировать и развивать, поэтому профессиональная обязанность сотрудника библиотеки – учить искусству чтения, помогать в выборе книг, делать все возможное, чтобы каждый читатель нашел свою книгу. Для этого используют весь потенциал библиотеки. (Слайд 3)

  Особое значение для развития читательского вкуса и формирования творческой активности юных имеют дидактические литературные игры «Скажи в рифму», «Отгадай загадку», «Угадай героя по описанию», а также игры – драматизации, предполагающие создание спектакля на основе литературного произведения. (Слайд 4)

 В работах современных отечественных исследователей Н.П. Опариной, А.А. Бурдиной, Т.Д. Полозовой, О.Л. Кабачек, Л.Я. Зимана отмечается позитивное влияние игр-драматизаций на читательское  и нравственно-эстетическое развитие юных, поскольку участие в театральной деятельности, инициируемой руководителем чтения, помогает становлению литературных интересов и вкусов детей, подростков, юношества, создает реальные предпосылки для обучения детей самостоятельной работе с книгой, способствует развитию актерских способностей читателей.

К нетрадиционным формам воспитания творческого читателя и развития интереса к художественному слову следует отнести библиотечный бенефис (театрализованное представление, посвященное творчеству популярного автора), премьеру книги, защиту читательского формуляра. На последней форме руководства чтения  следует остановиться особо. Защита читательского формуляра является формой библиотечной работы с подростками. Общеизвестно, что подрастающая личность редко прислушивается к рекомендациям взрослых и более охотно прислушивается к мнению сверстников. Защита читательского формуляра предполагает творческую активность самого подростка, которому необходимо убедить своих ровесников в том, что прочитанные им книги самые интересные, увлекательные и захватывающие. Защита читательского формуляра может сопровождаться выставкой «Эти книги советуют прочитать твои ровесники». (Слайд 5)

Большое значение в развитии читательского вкуса, в формировании мотивации чтения играют комплексные мероприятия. Сюда можно отнести литературно-музыкальные, литературно-художественные, музыкально-драматические композиции.(Слайд 6)

Литературно-музыкальная композиция  развивает вкус, расширяет

кругозор, развивает творческую активность, повышает общую культуру.

Основываясь на принципах ассоциативного соединения различных по жанру, стилю и ритму художественных текстов, музыкальных (а иногда и видео) фрагментов, объединенных общей идеей, эта форма позволяет ярче и эмоциональнее воздействовать на слушателей, легче воспринимается, помогая им при этом сопоставлять, размышлять, делать выводы.

Литературный вечер – одна из самых распространенных форм

библиотечных мероприятий. Часто – это литературно-музыкальный вечер.

Это достаточно мобильное мероприятие – можно посвятить любой теме или знаменательной дате, используя самые различные формы и атрибуты. В основе литературного вечера лежит сценарий.

Литературные вечера могут быть тематическими, мемориальными,

жанровыми. Для активизации аудитории можно использовать элементы конкурса, поощряя участников на верные ответы. Хорошо себя зарекомендовали циклы литературных и литературно-музыкальных вечеров. Например, «Пушкинские чтения», «Вечера русского романса».

Дискуссии. Диспуты. Очень актуальными и популярными в деятельности библиотек стали дискуссии, диспуты. Эти формы способствуют приобретению навыков межличностного общения, воспитывают умение слушать, принимать чужое мнение и формулировать собственное, учат культуре полемики. Целесообразно включать элементы дискуссии в групповые беседы, библиографические обзоры, лекции, особенно адресуемые молодежи.

Важнейшим условием для развития читательского вкуса и интереса к художественному слову является сотворческое взаимодействие ребенка с руководителем чтения. Предрасположенность библиотекаря-педагога к взаимодействию с читателем – это ключевой фактор и значимая предпосылка эстетического развития подростков. Авторы «Программы творческого развития личности ребенка в библиотеке», реализуемой  в Российской государственной детской библиотеке, справедливо подчеркивают: «… однажды ступив вместе с детьми на тропу совместного творчества и познания, мы не можем с неё сойти. Дети доверчивы и требовательны одновременно. И мы, взрослые, не можем их в этом подвести» (3; с8)

Какую же помощь может оказать библиотекарь юным авторам? Практика руководства чтением подрастающего поколения в  библиотеках России позволяет ответить на эти вопросы. Во-первых, читатели детского и подросткового возраста предрасположены к сотворчеству с библиотекарем, поскольку воспринимают библиотеку как досуговый центр свободный от ограничительных рамок школьной дидактики и оценочного подхода, во-вторых в библиотекаре они склонны видеть  друга и советчика.

Из сказанного выше очевидно, что современная  библиотека должна рассматриваться как ведущий центр эстетического становления подрастающей личности,  который  помогает воспитать креативную личность, живущую по законам красоты и созидания. (Слайд 7)

Особый дом – библиотека.

Сюда, как в храм, народ спешит.

Здесь всё для блага человека,

Но больше всё же - для души.

Литература

 

 

1. Синицина Т.И. Не просто профессия, но призвание. // Школьная библиотека. - 2001 - №3. - С. 21-21.

2. Борисова В.И. Воспитание как составная часть работы библиотеки // Школьная библиотека. - 2001 - №3. - С. 22-23.

3. Домаренко Е. В. Культурно-досуговая деятельность библиотеки: науч.-прак. пособие / Е. В. Домаренко – М.: ЛИБЕРЕЯ-БИБИНФОРМ, 2006. –80 с.

4. Дунаева Л. Родники духовности: традиции и современность: культурно-досуговая деятельность: выставки / Л. Дунаева // Библиотека. – 2009. – № 2. – С. 20-23.

 

Просмотр содержимого документа
«Использование потенциала библиотеки для развития читательского вкуса и интереса к художественному слову»

Использование потенциала библиотеки для развития читательского вкуса и интереса к художественному слову

Библиотека - та обитель,

Куда не каждый забредет,

Она – как Храм, Святой источник,

Кто книгу любит, тот придет…

Кто верит в силу просвещенья,

Кому не чужд мечты полет,

И тем, кто чувства и сомненья

С собой до старости несет.

Кому – любовные романы,

Кого история зовет,

Порой наивно, без обмана…

Кто любит Книгу, тот поймет.

Самой важной миссией библиотеки является приобщение к чтению, формирование и развитие читательского вкуса и интереса к художественному слову, воспитание читателя.

«Думаешь на год – сей рожь, думаешь на десятилетие – сажай дерево, думаешь на века – воспитывай детей». Эта замечательная народная мудрость актуальна во все времена. Роль книги и библиотеки в этом воспитательном процессе крайне важна, так как книга на сегодняшний день является одним из важнейших средств в деле становления растущей творческой личности.

Читательский вкус необходимо формировать и развивать, поэтому профессиональная обязанность сотрудника библиотеки – учить искусству чтения, помогать в выборе книг, делать все возможное, чтобы каждый читатель нашел свою книгу. Для этого используют весь потенциал библиотеки. (Слайд 3)

 Особое значение для развития читательского вкуса и формирования творческой активности юных имеют дидактические литературные игры «Скажи в рифму», «Отгадай загадку», «Угадай героя по описанию», а также игры – драматизации, предполагающие создание спектакля на основе литературного произведения. (Слайд 4)

В работах современных отечественных исследователей Н.П. Опариной, А.А. Бурдиной, Т.Д. Полозовой, О.Л. Кабачек, Л.Я. Зимана отмечается позитивное влияние игр-драматизаций на читательское  и нравственно-эстетическое развитие юных, поскольку участие в театральной деятельности, инициируемой руководителем чтения, помогает становлению литературных интересов и вкусов детей, подростков, юношества, создает реальные предпосылки для обучения детей самостоятельной работе с книгой, способствует развитию актерских способностей читателей.

К нетрадиционным формам воспитания творческого читателя и развития интереса к художественному слову следует отнести библиотечный бенефис (театрализованное представление, посвященное творчеству популярного автора), премьеру книги, защиту читательского формуляра. На последней форме руководства чтения следует остановиться особо. Защита читательского формуляра является формой библиотечной работы с подростками. Общеизвестно, что подрастающая личность редко прислушивается к рекомендациям взрослых и более охотно прислушивается к мнению сверстников. Защита читательского формуляра предполагает творческую активность самого подростка, которому необходимо убедить своих ровесников в том, что прочитанные им книги самые интересные, увлекательные и захватывающие. Защита читательского формуляра может сопровождаться выставкой «Эти книги советуют прочитать твои ровесники». (Слайд 5)

Большое значение в развитии читательского вкуса, в формировании мотивации чтения играют комплексные мероприятия. Сюда можно отнести литературно-музыкальные, литературно-художественные, музыкально-драматические композиции.(Слайд 6)

Литературно-музыкальная композиция развивает вкус, расширяет

кругозор, развивает творческую активность, повышает общую культуру.

Основываясь на принципах ассоциативного соединения различных по жанру, стилю и ритму художественных текстов, музыкальных (а иногда и видео) фрагментов, объединенных общей идеей, эта форма позволяет ярче и эмоциональнее воздействовать на слушателей, легче воспринимается, помогая им при этом сопоставлять, размышлять, делать выводы.

Литературный вечер – одна из самых распространенных форм

библиотечных мероприятий. Часто – это литературно-музыкальный вечер.

Это достаточно мобильное мероприятие – можно посвятить любой теме или знаменательной дате, используя самые различные формы и атрибуты. В основе литературного вечера лежит сценарий.

Литературные вечера могут быть тематическими, мемориальными,

жанровыми. Для активизации аудитории можно использовать элементы конкурса, поощряя участников на верные ответы. Хорошо себя зарекомендовали циклы литературных и литературно-музыкальных вечеров. Например, «Пушкинские чтения», «Вечера русского романса».

Дискуссии. Диспуты. Очень актуальными и популярными в деятельности библиотек стали дискуссии, диспуты. Эти формы способствуют приобретению навыков межличностного общения, воспитывают умение слушать, принимать чужое мнение и формулировать собственное, учат культуре полемики. Целесообразно включать элементы дискуссии в групповые беседы, библиографические обзоры, лекции, особенно адресуемые молодежи.

Важнейшим условием для развития читательского вкуса и интереса к художественному слову является сотворческое взаимодействие ребенка с руководителем чтения. Предрасположенность библиотекаря-педагога к взаимодействию с читателем – это ключевой фактор и значимая предпосылка эстетического развития подростков. Авторы «Программы творческого развития личности ребенка в библиотеке», реализуемой  в Российской государственной детской библиотеке, справедливо подчеркивают: «… однажды ступив вместе с детьми на тропу совместного творчества и познания, мы не можем с неё сойти. Дети доверчивы и требовательны одновременно. И мы, взрослые, не можем их в этом подвести» (3; с8)

Какую же помощь может оказать библиотекарь юным авторам? Практика руководства чтением подрастающего поколения в библиотеках России позволяет ответить на эти вопросы. Во-первых, читатели детского и подросткового возраста предрасположены к сотворчеству с библиотекарем, поскольку воспринимают библиотеку как досуговый центр свободный от ограничительных рамок школьной дидактики и оценочного подхода, во-вторых в библиотекаре они склонны видеть друга и советчика.

Из сказанного выше очевидно, что современная библиотека должна рассматриваться как ведущий центр эстетического становления подрастающей личности, который помогает воспитать креативную личность, живущую по законам красоты и созидания. (Слайд 7)

Особый дом – библиотека.

Сюда, как в храм, народ спешит.

Здесь всё для блага человека,

Но больше всё же - для души.

Литература



1. Синицина Т.И. Не просто профессия, но призвание. // Школьная библиотека. - 2001 - №3. - С. 21-21.

2. Борисова В.И. Воспитание как составная часть работы библиотеки // Школьная библиотека. - 2001 - №3. - С. 22-23.

3. Домаренко Е. В. Культурно-досуговая деятельность библиотеки: науч.-прак. пособие / Е. В. Домаренко – М.: ЛИБЕРЕЯ-БИБИНФОРМ, 2006. –80 с.

4. Дунаева Л. Родники духовности: традиции и современность: культурно-досуговая деятельность: выставки / Л. Дунаева // Библиотека. – 2009. – № 2. – С. 20-23.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!