СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Среди многих  меня  заинтересовала «Технология  развития критического мышления» (ТРКМ). Так как данная технология позволяет строить учебный процесс на взаимодействии личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.

 Технология  «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – РКМЧП)  возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления»  

    Что же такое критическое мышление?

Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы осуществлять планомерный поиск ответов.

Просмотр содержимого документа
«Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе»

Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) на уроках в начальной школе. (из опыта работы) учителя МКОУСОШ № 12       Моё учительское кредо: « Мы начинаемся в своих учениках и повторяемся в них; это большое счастье и, вместе с тем, колоссальная ответственность! Уметь сочетать предметную компетентность, владение методикой с пониманием детской души значит, стать настоящим мастером!   Зайковой Елены Цезаревны   2017 г.

Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) на уроках в начальной школе. (из опыта работы) учителя МКОУСОШ № 12

Моё учительское кредо:

« Мы начинаемся в своих учениках и повторяемся в них; это большое счастье и, вместе с тем, колоссальная ответственность! Уметь сочетать предметную компетентность, владение методикой с пониманием детской души значит, стать настоящим мастером!

Зайковой

Елены

Цезаревны

2017 г.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – РКМЧП возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического  мышления».    Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы ставить перед собой вопросы, осуществлять поиск ответов.
  • Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – РКМЧП возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления».
  • Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы ставить перед собой вопросы, осуществлять поиск ответов.
Идеи технологии: дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи; роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию; критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами.  Цель данной технологии:  Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.

Идеи технологии:

  • дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи;
  • роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию;
  • критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами.

Цель данной технологии:

Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.

Суть ТРКМ очень точно передана в китайской пословице:  «Скажи мне – я забуду,  Покажи мне – я запомню,  Вовлеки меня – я пойму».   Учитель Ученик Главное действующее лицо урока Координатор Урок построенный в модели этой технологии состоит из трех этапов (стадий, фаз): вызов, осмысление, рефлексия.

Суть ТРКМ очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, Покажи мне – я запомню, Вовлеки меня – я пойму».

Учитель

Ученик

Главное действующее лицо урока

Координатор

Урок построенный в модели этой технологии состоит из трех этапов (стадий, фаз): вызов, осмысление, рефлексия.

1 этап «Вызов»  Ставится задача – «вызвать» восстановить в памяти, побудить, вспомнить все имеющиеся знания у детей по данной теме. Ученик Учитель Высказывает свою точку зрения Стимулирует Приемы: Мозговой штурм Верные и неверные утверждения Корзина идей Проблемные вопросы Дерево предсказаний Загадка, ребус Да – нетка Интеллектуальная разминка Дискуссия Театрализация

1 этап «Вызов» Ставится задача – «вызвать» восстановить в памяти, побудить, вспомнить все имеющиеся знания у детей по данной теме.

Ученик

Учитель

Высказывает свою точку зрения

Стимулирует

Приемы:

  • Мозговой штурм
  • Верные и неверные утверждения
  • Корзина идей
  • Проблемные вопросы
  • Дерево предсказаний
  • Загадка, ребус
  • Да – нетка
  • Интеллектуальная разминка
  • Дискуссия
  • Театрализация
2 этап «Осмысление»  Контакт с новой информацией, идей соотнесение новой информации с собственными знаниями. Ученик Учитель Поиск новой информации Координирует направляет   Приемы: Кластер (гроздья) Чтение с остановками Толстые и тонкие вопросы Метод « Шесть шляп « Таблицы ЗУХ Инсерт или чтение с пометами Двухчастный дневник Бортовой журнал Круги по воде

2 этап «Осмысление» Контакт с новой информацией, идей соотнесение новой информации с собственными знаниями.

Ученик

Учитель

Поиск новой информации

Координирует направляет

Приемы:

  • Кластер (гроздья)
  • Чтение с остановками
  • Толстые и тонкие вопросы
  • Метод « Шесть шляп «
  • Таблицы ЗУХ
  • Инсерт или чтение с пометами
  • Двухчастный дневник
  • Бортовой журнал
  • Круги по воде

3 этап «Рефлексии (размышление)»  Обобщение приобретенных знаний. Новая информация – превращается в собственное знание. Ученик Учитель Получает новое собственное знание Получает новый педагогический опыт Развитие мастерства Развитие личности   Приемы:  Синквейн РАФТ Письмо к учителю Пятиминутное ЭССЕ

3 этап «Рефлексии (размышление)» Обобщение приобретенных знаний. Новая информация – превращается в собственное знание.

Ученик

Учитель

Получает новое собственное знание

Получает новый педагогический опыт

Развитие мастерства

Развитие личности

Приемы:

  • Синквейн
  • РАФТ
  • Письмо к учителю
  • Пятиминутное ЭССЕ

Окружающий мир. Тема «Семья» 1.Приём «Проблемный вопрос» Может ли человек жить один и называть себя семьёй? 2. Приём «Загадка ребус»

Окружающий мир. Тема «Семья»

1.Приём «Проблемный вопрос»

Может ли человек жить один и

называть себя семьёй?

2. Приём «Загадка ребус»

Приём «Пометки на полях» (ИНСЕРТ) “ V “ - знаю “ + “ - узнал “ ? “ - интересуюсь  Тема Семья   1 .У меня есть мама  У меня есть папа  У меня есть бабушка  У меня есть дедушка  А у них есть я ! Вот и вся моя семья.  2. Семья  – группа живущих вместе близких родственников. ( из словаря Ожегова)  3.Традиции -   то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений. Российские семьи богаты традициями.  4. Вся семья вместе и душа на месте .(пословица)  5.Родство  – отношение между людьми, создаваемое наличием общих ближайших предков. ( из словаря Ожегова) v  + ? v + Приём «Таблица ЗУХ» Знаю Мама, папа и я это уже семья. Узнал Хочу узнать Семья –  группа живущих вместе близких родственников.  Спрошу у родителей о традициях нашей семьи.

Приём «Пометки на полях» (ИНСЕРТ)

“ V “ - знаю

“ + “ - узнал

“ ? “ - интересуюсь

Тема Семья

 

1 .У меня есть мама У меня есть папа У меня есть бабушка У меня есть дедушка А у них есть я ! Вот и вся моя семья.

2. Семья  – группа живущих вместе близких родственников. ( из словаря Ожегова)

3.Традиции -   то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений. Российские семьи богаты традициями.

4. Вся семья вместе и душа на месте .(пословица)

5.Родство  – отношение между людьми, создаваемое наличием общих ближайших предков. ( из словаря Ожегова)

v

+

?

v

+

Приём «Таблица ЗУХ»

Знаю

Мама, папа и я это уже семья.

Узнал

Хочу узнать

Семья – группа живущих вместе близких родственников.

Спрошу у родителей о традициях нашей семьи.

Доверие Забота Приём «Кластер» (гроздь, пучок, созвездие) В дружной семье и в холод тепло.

Доверие

Забота

Приём «Кластер» (гроздь, пучок, созвездие)

В дружной семье и в холод тепло.

Приём:Таблица «Тонких» и «Толстых» вопрос Тонкие вопросы Толстые вопросы Кто …? Что …? Когда…? Где …? Что произошло ….? Было ли …? Как зовут …? и т.д. Объясните, почему…? Как Вы думаете …? В чем различие …? Зачем …? В чем причина ….? Что будет, если …? И т.д. В чём причина, что в семье растет такой сын?

Приём:Таблица «Тонких» и «Толстых» вопрос

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Кто …?

Что …?

Когда…?

Где …?

Что произошло ….?

Было ли …?

Как зовут …?

и т.д.

Объясните, почему…?

Как Вы думаете …?

В чем различие …?

Зачем …?

В чем причина ….?

Что будет, если …?

И т.д.

В чём причина, что в семье растет такой сын?

Приём: РАФТ Р – роль (любой человек нашей планеты) А – аудитория (кому вы будете писать) Ф - форма – рассказ Т – тема Семья -Напишите небольшой рассказ , что вы узнали сегодня на уроке. Но рассказ должен быть не от вашего имени, а от имени любого человека нашей планеты, и предназначен он будет для жителей - Африки. (3-5 минут записывают)

Приём: РАФТ

Р – роль (любой человек нашей планеты)

А – аудитория (кому вы будете писать)

Ф - форма – рассказ

Т – тема Семья

-Напишите небольшой рассказ , что вы узнали сегодня на уроке. Но рассказ должен быть не от вашего имени, а от имени любого человека нашей планеты, и предназначен он будет для жителей - Африки. (3-5 минут записывают)

Приём «Сиквейн»  (стихотворение, состоящее из пяти строк) Семья Дружная, счастливая Любит, встречает, ждёт, Мы вместе, а значит мы - Сила. Семья Крепкая, надёжная Заботится, гордится, любит Все вместе и душа на месте. Крепость. Семья Спортивная, весёлая, Побеждает, поёт, живёт Ячейка общества. Содружество!

Приём «Сиквейн» (стихотворение, состоящее из пяти строк)

Семья

Дружная, счастливая

Любит, встречает, ждёт,

Мы вместе, а значит мы -

Сила.

Семья

Крепкая, надёжная

Заботится, гордится, любит

Все вместе и душа на месте.

Крепость.

Семья

Спортивная, весёлая,

Побеждает, поёт, живёт Ячейка общества.

Содружество!

Синквейн к моему выступлению   Технология Критическая,любознательная Читаем , пишем,размышляем Вовлеки меня и Я пойму Вдохновляет!

Синквейн к моему выступлению

Технология

Критическая,любознательная

Читаем , пишем,размышляем

Вовлеки меня и Я пойму

Вдохновляет!

Посредственный учитель излагает .  Хороший учитель – объясняет .  Выдающийся учитель показывает.  Великий учитель - вдохновляет  -Уильям Уорд-    СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО

Посредственный учитель излагает . Хороший учитель – объясняет . Выдающийся учитель показывает. Великий учитель - вдохновляет -Уильям Уорд- СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!