Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) на уроках в начальной школе. (из опыта работы) учителя МКОУСОШ № 12
Моё учительское кредо:
« Мы начинаемся в своих учениках и повторяемся в них; это большое счастье и, вместе с тем, колоссальная ответственность! Уметь сочетать предметную компетентность, владение методикой с пониманием детской души значит, стать настоящим мастером!
Зайковой
Елены
Цезаревны
2017 г.
- Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – РКМЧП возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления».
- Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы ставить перед собой вопросы, осуществлять поиск ответов.
Идеи технологии:
- дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи;
- роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию;
- критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами.
Цель данной технологии:
Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.
Суть ТРКМ очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, Покажи мне – я запомню, Вовлеки меня – я пойму».
Учитель
Ученик
Главное действующее лицо урока
Координатор
Урок построенный в модели этой технологии состоит из трех этапов (стадий, фаз): вызов, осмысление, рефлексия.
1 этап «Вызов» Ставится задача – «вызвать» восстановить в памяти, побудить, вспомнить все имеющиеся знания у детей по данной теме.
Ученик
Учитель
Высказывает свою точку зрения
Стимулирует
Приемы:
- Мозговой штурм
- Верные и неверные утверждения
- Корзина идей
- Проблемные вопросы
- Дерево предсказаний
- Загадка, ребус
- Да – нетка
- Интеллектуальная разминка
- Дискуссия
- Театрализация
2 этап «Осмысление» Контакт с новой информацией, идей соотнесение новой информации с собственными знаниями.
Ученик
Учитель
Поиск новой информации
Координирует направляет
Приемы:
- Кластер (гроздья)
- Чтение с остановками
- Толстые и тонкие вопросы
- Метод « Шесть шляп «
- Таблицы ЗУХ
- Инсерт или чтение с пометами
- Двухчастный дневник
- Бортовой журнал
- Круги по воде
-
3 этап «Рефлексии (размышление)» Обобщение приобретенных знаний. Новая информация – превращается в собственное знание.
Ученик
Учитель
Получает новое собственное знание
Получает новый педагогический опыт
Развитие мастерства
Развитие личности
Приемы:
- Синквейн
- РАФТ
- Письмо к учителю
- Пятиминутное ЭССЕ
Окружающий мир. Тема «Семья»
1.Приём «Проблемный вопрос»
Может ли человек жить один и
называть себя семьёй?
2. Приём «Загадка ребус»
Приём «Пометки на полях» (ИНСЕРТ)
“ V “ - знаю
“ + “ - узнал
“ ? “ - интересуюсь
Тема Семья
1 .У меня есть мама У меня есть папа У меня есть бабушка У меня есть дедушка А у них есть я ! Вот и вся моя семья.
2. Семья – группа живущих вместе близких родственников. ( из словаря Ожегова)
3.Традиции - то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений. Российские семьи богаты традициями.
4. Вся семья вместе и душа на месте .(пословица)
5.Родство – отношение между людьми, создаваемое наличием общих ближайших предков. ( из словаря Ожегова)
v
+
?
v
+
Приём «Таблица ЗУХ»
Знаю
Мама, папа и я это уже семья.
Узнал
Хочу узнать
Семья – группа живущих вместе близких родственников.
Спрошу у родителей о традициях нашей семьи.
Доверие
Забота
Приём «Кластер» (гроздь, пучок, созвездие)
В дружной семье и в холод тепло.
Приём:Таблица «Тонких» и «Толстых» вопрос
Тонкие вопросы
Толстые вопросы
Кто …?
Что …?
Когда…?
Где …?
Что произошло ….?
Было ли …?
Как зовут …?
и т.д.
Объясните, почему…?
Как Вы думаете …?
В чем различие …?
Зачем …?
В чем причина ….?
Что будет, если …?
И т.д.
В чём причина, что в семье растет такой сын?
Приём: РАФТ
Р – роль (любой человек нашей планеты)
А – аудитория (кому вы будете писать)
Ф - форма – рассказ
Т – тема Семья
-Напишите небольшой рассказ , что вы узнали сегодня на уроке. Но рассказ должен быть не от вашего имени, а от имени любого человека нашей планеты, и предназначен он будет для жителей - Африки. (3-5 минут записывают)
Приём «Сиквейн» (стихотворение, состоящее из пяти строк)
Семья
Дружная, счастливая
Любит, встречает, ждёт,
Мы вместе, а значит мы -
Сила.
Семья
Крепкая, надёжная
Заботится, гордится, любит
Все вместе и душа на месте.
Крепость.
Семья
Спортивная, весёлая,
Побеждает, поёт, живёт Ячейка общества.
Содружество!
Синквейн к моему выступлению
Технология
Критическая,любознательная
Читаем , пишем,размышляем
Вовлеки меня и Я пойму
Вдохновляет!
Посредственный учитель излагает . Хороший учитель – объясняет . Выдающийся учитель показывает. Великий учитель - вдохновляет -Уильям Уорд- СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО