СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование ТСО на уроках истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из важнейших направлений современного общества является информатизация образования, т.е. когда создаются условия для использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания. Уроки с использованием тестов, кроссвордов, презентаций, просмотра видео сюжетов по теме урока  создают условия для мотивации обучения, развивают интерес к истории, активизируют учебную деятельность, способствуют нравственному развитию учащихся. Данная статья предназначена для учителей истории, обществознания, географии. 

Просмотр содержимого документа
«Использование ТСО на уроках истории»

Использование ТСО (ИКТ) на уроках истории (из опыта работы).

Сычева С.В. учитель высшей категории,

МАОУ лицей №4 (ТМОЛ), г.Таганрог.


В наш век компьютера, громадных скоростей, беспроводных телефонов, электронных книг, планшетов, скайпа и других чудес техники как-то не представляется наша жизнь. Использование новых технологий на производстве и в современной обычной жизни ставит перед нами задачи научить ребенка работать с современной техникой, добывать информацию из различных источников. В современном обществе меняется сам подход к методике проведения уроков. Если раньше на уроке истории в лучшем случае использовались диафильмы, то теперь таким «чудом техники» никого не удивишь. Современные программы по ФГОСу требуют от нас, чтобы ученик стал частью урока, мог активно работать, обсуждать, выдвигать свои гипотезы, доказывать или опровергать их. Чтобы этого добиться пустого пересказа уже недостаточно. Уроки должны быть интересные, заставляющие учеников работать на протяжении всего урока, а для этого необходимо применять не только старые, хорошо зарекомендовавшие себя методы, но и новые, современные, связанные с использованием технических средств.

Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод о том, что одним из важнейших направлений современного общества является информатизация образования, т.е. когда создаются условия для использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания. Школа на современной ступени развития должна:

1. развивать творческий потенциал каждого ребенка через дифференцированное обучение (личностный подход),

2. необходимо научить добывать, перерабатывать и использовать в дальнейшем полученную информацию,

3. учителя должны уметь пользоваться информационными технологиями, чтобы более качественно учить подрастающее поколение.


Было бы неправильно сводить работу учителя только к тому, что он дает знания, учит работать с разными источниками информации. Наверное, одним из главных направлений работы учителя является помощь в раскрытии потенциала ребенка через творчество. А для этого информационные технологии подходят как нельзя лучше. Уроки с использованием тестов, кроссвордов, презентаций, просмотра видео сюжетов по теме урока создают условия для мотивации обучения, развивают интерес к истории, активизируют учебную деятельность, способствуют нравственному развитию учащихся.

Поэтому можно сказать о том, что:

1 .информационно-коммуникативные технологии (ТСО) позволяют реализовывать индивидуальное, дифференцированное обучение которое прописано в новом ФГОСе.

2. они облегчают труд учителя, при этом делая урок более содержательным, разнообразным, интересным.

3. использование ТСО побуждает учителя самого овладевать новыми методиками, учиться использовать различные компьютерные программы, интерактивные доски, что повышает общий уровень знаний и умений учителя.


Использование ТСО на уроках и уроках истории в частности приводит к:

1. уменьшению затрат времени на подготовку учителя к уроку,

2. трансляция необходимой информации одновременно на весь класс,

3. обеспечение совместной деятельности учителя и учащихся,

4. возможность рассмотрения какого-либо явления в динамике (три Д изображения, реконструкция).


Исследователи выделяют три уровня использования ТСО:

  1. эпизодический (ТСО используются учителем от случая к случаю),

  2. систематический позволяет значительно расширить объем изучаемой информации и разнообразие ее представления для восприятия, когда учитель продуманно и последовательно включает ТСО в процесс преподавания,

  3. синхронный уровень предполагает практически непрерывное сопровождение изложения материала применением ТСО на протяжении всего занятия или значительной его части.


Виды работы с ТСО:

  1. Использование презентаций.

  • Презентации можно сделать самим или скачать уже готовые в интернете (сайты: инфоурок урок. ру, мультиурок.ру и т.д.). в данном случае презентации могут быть озвученными (звучит голос за кадром и презентация сама меняет слайды). Данныйвариант доступен в инфоуроке, где можно купить сборники по разным классам по предмету. Очень удобно, рекомендую.

  • Как правило презентации посвящены всей теме урока и помогают акцентировать внимание на наиболее трудных вопросах.

  • Так же данный вид можно использовать при работе с документами которые выводятся на слайд (например: те документы, которых нет в учебнике).

  • Еще один вид работы с презентацией – уроки повторения, закрепления пройденного материала. Это могут быть уроки-игры («Крестики-нолики», «Своя игра», «Что? Где? Когда?» и т.д.). урок проходит наглядно, интересно, продуктивно.

  1. Использование видеоматериалов.

Это могут быть мультфильмы, анонсы к фильмам, фрагменты х/ф фильмов, видеоуроки (не путать с озвученными презентациями), документальные фильмы и т.д.

Например: изучая тему «Реформы Н.С.Хрущева», можно в качестве закрепления предложить м/ф «Чудесница». Заданием будет вопрос, о каких реформах сказано в м/ф?

Для изучения тем, связанных с культурой, можно использовать видеоклипы выступлений наших певцов, юмористов.

  1. Подготовка к экзаменам.

Занимаясь репетиторством, я использую сайт «Сдам ГИА» для того, чтобы ученики могли «набить руку» в решении различных вариантов. Можно отслеживать кто с какими заданиями не справился и индивидуально подбирать или создавать на сайте те задания, которые нужны.

В идеале, компьютер должен стоять у каждого ученика на парте и соответственно каждый выполняет тот тест, задание, которое именно ему предназначено и тут же проверяет свой результат, но это в идеале, а не в жизни.


Исходя из моего опыта работы, наилучший результат получается при использовании ТСО, рассказа учителя, работой с материалом учебника в рамках одного урока.

Так же при проведении уроков-повторений использование ТСО просто незаменимо (как правило, здесь используются презентации).

Не могу обойти стороной и вопрос подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА (ОГЭ). Существуют различные сайты, на которых ребенок может тренироваться при подготовке к сдачи экзаменов. Это такие сайты как: ФИПИ, Сдам ГИА(ЕГЭ). Сайт Сдам ГИА хорош тем, что учитель может создавать контрольные работы, выкладывать их на сайте, а учащиеся их выполняют, а учитель может проконтролировать кто сделал работу, у кого какие ошибки, сколько времени потратил на выполнение работы.

В заключение хочу напомнить, что при систематическом использовании ТСО на уроках наряду с повышением эффективности занятия, усиливается усталость органов зрения. Необходимо значительное внимание уделять сохранению здоровья и проведению «физкультминуток» для глаз.


Использованная литература:

  1. Зимин Алексей Валерьевич. Статья «Использование технических средств обучения на уроках истории».

  2. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. М. Издательский центр «Академия». 2007.

  3. Боголюбов В.И. Инновационные технологии в педагогике. /В.И. Боголюбов // Школьные технологии. - 2005.

  4. Жерлыгина С.П. Использование компьютерных технологий в преподавании истории/С.П. Жерлыгина // Преподавание истории в школе. - 2005. - №8. - 68с.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!