ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИАГРАММ И ТАБЛИЦ ДЛЯ ВИЗУАЛИЗАЦИИ
ПРОЦЕССА УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Краснова И.В. МОУ СОШ №99 с.Конобеево
В современном образовании идёт внедрение новой концепции обучения, помещающей обучающегося в центр образовательного процесса, превращающего его из пассивного слушателя в самого активного в этом процессе. Поэтому наряду с системно-деятельностным подходом на первый план в педагогическом процессе выходят информационно-коммуникационные и интерактивные технологии обучения.
Данная новация раскрывает практическое применение интерактивных технологий обучения на уроках математики в начальной школе, где процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех обучающихся класса и учителя-наставника, с последующим анализом усвоения учебного материала.
Цель новации: научить достраивать несложные готовые столбчатые диаграммы; сравнивать, обобщать, распознавать одну и ту же информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм, интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Методы работы: словесные, практические, познавательные игры, метод инсценизации (заранее подготовленный диалог), метод генерации идей (решение сообща трудной проблемы), метод предъявления информации в виде диаграмм и таблиц.
Результаты данной инновации:
формирование у обучающихся информационно-коммуникационных компетенций и создание нового приёма диагностики знаний с помощью диаграмм, составленных самими обучающимися.
Современные дети очень хорошо владеют многими приёмами работы на компьютере в силу их любознательности, пристрастию к компьютерным играм, влечению к социальным сетям, а ещё и в силу того, что компьютер привлекателен как объект для обмена информацией. Кроме этого, мобильные телефоны, ставшие обычным атрибутом любого ребёнка школьного возраста, имеют сходные с компьютером или ноутбуком операции. Это облегчает деятельность учителя, которому остаётся только организовать работу обучающихся по использованию их навыков работы на компьютере, но уже в учебных целях.
В четвёртом классе по предмету математика мною придумана и отработана новация «Командная диаграмма». Класс делится на команды. Каждая выбирает название, например, «Марафонцы», «Олимпийцы», «Умники», «Знатоки», «Чемпионы», «Эрудиты». Обязанности в команде распределяются таким образом: капитан (обычно это отличник по математике), помощник капитана, секретарь-оформитель, программист. Уже само распределение по командам активизирует работу учащихся на уроке и даже дома, потому что домашние задания учитываются далее в интерактивной игре. В начале урока учитель предлагает программистам, которые уже посовещались с капитанами, заполнить данные в заготовку диаграммы (гистограмма с накоплением Лист1Ряд1). Появляются первые столбики диаграммы одного заданного заранее цвета. Далее, когда дети выполняют предусмотренные учителем задания на уроке, программисты по результатам выполнения каждым членом команды самостоятельной работы, вносят данные в следующие ряды диаграммы Лист1. Ряд 2, 3). Столбики гистограммы с накоплением растут. Обучающиеся теперь наглядно могут видеть свои успехи, работу команды и класса в целом. Это и является визуализацией процесса усвоения учебного материала младшими школьниками. Учитель, применяя технологию «Командная диаграмма», «убивает» сразу двух зайцев. С одной стороны дети овладевают информационно-коммуникационными компетенциями, а с другой стороны наглядно показывают и в дальнейшем анализируют степень усвоения полученных знаний. И всё это делается прямо на уроке и имеет визуальное (наглядное) подтверждение. Такая работа очень увлекает детей, дисциплинирует и активизирует. Они самостоятельно, ещё до урока могут выбрать цвет для столбиков гистограммы, её вид, размер, задать различные параметры. Обучающиеся переживают за свою команду, кооперируют усилия, развивают навыки работы с компьютером, но уже с целью учебной игры.
Работа по использованию информации, полученной из диаграммы, для заполнения таблицы тоже является новацией
Приведу фрагмент урока математики в 4 классе по системе общего развития Л.В.Занкова. Этап урока «Составление и решение простых и составных задач, используя данные диаграммы, показывающей расход воды семьёй Красновых с сентября по февраль».
Учитель: А вот перед вами ещё одна диаграмма. Давайте распознаем, сравним, обобщим информацию, представленную в столбцах данной диаграммы, и перенесём её в таблицу.
Информацию представляет подготовленный обучающийся: «Семья Красновых пять месяцев старалась экономить воду. Из диаграммы видно, что из месяца в месяц потребление воды уменьшалось. Если в сентябре семья расходовала 30м³, то в феврале уже 9м³».
Учитель: Давайте перенесём данные об объёме потреблённой воды из диаграммы в таблицу. Какой формулой вы будете пользоваться при нахождении начисления денег за объём потребления воды? (N=t∙v)
Учитель: Капитаны, распределите задание между членами группы и найдите, сколько начислено денег семье за каждый месяц. Вычисления делаем в тетрадях. Проверяем друг у друга. Ниже таблицы напишите, какие советы вы дадите друг другу и вашим семьям по экономии воды.
Месяц | Объём воды V, м³ | Тариф t, коп. | Начислено N, руб. и коп. |
Сентябрь | 30 | 3053 | 915р.90к. |
Октябрь | 25 | 3053 | 763р.25к. |
Ноябрь | 23 | 3053 | 702р.19к. |
Декабрь | 16 | 3053 | 488р.48к. |
Январь | 11 | 3053 | 335р.83к. |
Февраль | 9 | 3053 | 274р.77к. |
Одновременно из сильных учащихся можно организовать творческую группу (2-3 человека) с последующей презентацией плаката. Задание: подсчитайте, сколько денег сэкономила бы семья Красновых, если бы она экономила в сентябре, октябре, ноябре, декабре, январе так же, как в феврале, и занесите данные в плакат «Экономь воду!» Расчёты: 30-9=21, 25-9=16, 23-9=14, 16-9=7, 11-9=2; 21+16+14+7+2=60(м³); 3053∙60=1831р.80к.
Вывод обучающихся: если бы семья Красновых экономила воду с сентября так, как она экономила в феврале, то она бы добавила (сэкономила) к семейному бюджету 1831р.80к. Одновременно программисты команд заносят результаты вычислений в сводную электронную таблицу, а плакаты (мини-проекты) всех команд и творческой группы вывешиваются на доску – результат урока становится очевидным.
Интерактивные новации обучения, предложенные в данной статье, дают возможность учителю начальных классов визуализировать процесс усвоения учебного материала. Это очень привлекательно для обучающихся, именно, начальной школы, для которых важны зрительные образы, а демонстрация своих достижений превращается в увлекательную игру.
Используемая литература
1. Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2004
2.Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. «Технологии игры в обучении и развитии» М., 1996, 268 стр.
3.Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.