СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование дистанционных технологий в учебной деятельности обучающихся.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дистанционное образование – это способ обучения на расстоянии, одна из перспективных технологий в системе дополнительного образования.

Благодаря современным информационным технологиям обучающиеся могут использовать различные информационные ресурсы. Это актуально на сегодняшний день и очень востребовано – обучающиеся самостоятельно используют самые разные источники информации, тем самым, приобретают знания, сами для себя определяют способы познавательной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Использование дистанционных технологий в учебной деятельности обучающихся.»


Доклад на педагогическом совете

Сервули Татьяны Владимировны,

педагога дополнительного образования,

руководителя детского объединения «Мир чудес»


Использование дистанционных технологий

в учебной деятельности обучающихся

(на примере детского объединения «Мир чудес»)

«Дистанционное обучение –

это не дань моде, а дань необходимости»

Казик Казимов


Дистанционное образование – это способ обучения на расстоянии, одна из перспективных технологий в системе дополнительного образования.

Благодаря современным информационным технологиям обучающиеся могут использовать различные информационные ресурсы. Это актуально на сегодняшний день и очень востребовано – обучающиеся самостоятельно используют самые разные источники информации, тем самым, приобретают знания, сами для себя определяют способы познавательной деятельности. В свою очередь познавательная деятельность носит активный характер, способствует раскрытию внутренних резервов каждого ребёнка.

Сегодня время диктует свои условия и педагогам и обучающимся детских объединений дополнительного образования, для которых активные, очные коммуникативные методы и формы работы ближе для самовыражения, приходится строить всю работу в условиях онлайн по средствам Интернет – технологий.

Активное внедрение современных технических средств в систему образования коренным образом изменило подход к образовательному процессу во многих странах мира, включая Россию. Получили широкое распространение новые формы обучения, одно из которых – дистанционное обучение.

Цель дистанционного обучения – создание обучающимся условий для универсального образования, элементы, которого позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество. Данный вид обучения базируется на основе передовых информационных технологий, применение которых обеспечивает быструю и гибкую адаптацию под изменяющиеся потребности ребенка.

Главная особенность дистанционного обучения – возможность получения образовательных услуг без посещения учебного заведения, так как изучение предмета и общение с педагогом осуществляется посредством интернета, обмена электронными письмами, сообщениями, взаимодействия через различные сетевые ресурсы.

Вряд ли, какие – либо учреждения дополнительного образования преследовали цели внедрения дистанционного обучения. Каждый педагог предпочёл бы очную деятельность дистанционной, но в связи с возникшими обстоятельствами (карантинные условия) мы вынуждены учиться применять формы дистанционного обучения в учреждениях дополнительного образования.

Изучив различные информационные источники, можно выделить следующие аспекты дистанционного образования.

Дистанционное образование дает возможность:

- организации работы с часто болеющими детьми и детьми-инвалидами;

- проведение дополнительных занятий с одаренными детьми;

- внести разнообразие в систему обучения за счет включения различных нестандартных заданий (ребусы, кроссворды и т.д.);

- формировать деятельность педагога в более свободном, творческом формате;

- создание эффективного образовательного пространства;

- автоматизировать весь образовательный процесс;

- решать, как выстраивать систему подачи учебного материала;

- большего времени для разработки и создания методических пособий;

- повышать уровень профессиональной педагогической подготовки;

- совершенствовать процесс внедрения в обучение новейших современных информационных технологий;

- развития у детей критического мышления и способности конструктивно обсуждать различные точки зрения;

- приобщать обучающихся к творческому подходу процесса обучения, к собственной самостоятельной деятельности и активности.

В реальной жизни дистанционное образование имеет свои преимущества и к сожалению, недостатки:

Достоинства дистанционного обучения:

- отсутствие географических ограничений;

- доступность, открытость и гибкость взаимодействие участников учебных программ;

- индивидуальный график обучения;

- экономия времени и материальных затрат;

- социальное равноправие в отношении всех категорий обучающихся;

- технологичность;

- возможность доступа к различным источникам информации;

-возможность получения информации разнообразной по объему и содержанию.

Недостатки дистанционного образования:

- недостаточно тесное общение преподавателя с обучающимися;

-зависимость качества дистанционного обучения от технической оснащенности оборудования;

-языковой барьер и неудовлетворительное взаимодействие между обучающимися;

- отсутствие должного внимания к вопросам информационной безопасности;

- субъективное ощущение обучающихся перегруженностью информацией;

- отсутствие физиологического взаимодействия педагога и обучающегося при выполнении практических заданий и упражнений;

- высокая трудоемкость разработки учебного материала;

- необходимость наличия индивидуально-психологических условий;

- недостаток практических знаний в технологической области;

- противоречивость нормативной базы;

-отсутствие системы подготовки педагогов-специалистов в области дистанционного образования.

И, тем не менее исходя из нынешних условий, учреждениям дополнительного образования, заинтересованных в том, чтобы успешно функционировать на рынке дополнительного образования необходимо адаптироваться в тех условиях, в которых они оказываются, и найти способы реализации своих образовательных программ в формате дистанционного образования.

Таким образом, основная цель педагога дополнительного образования – это научиться обучать в системе дистанционного образования, а основная задача любого педагога не просто занять ребенка или группу, а выдавать материал последовательно, реализуя образовательную программу, не нарушая никаких педагогических компетенций в формате ФГОС.


Из личного опыта работы объединения «Мир чудес» в онлайн формате

Столкнувшись с необходимостью работать, проводить учебные занятия и запланированные мероприятия в дистанционном формате на платформе Zoom, во-первых – пришлось учесть возрастные особенности обучающихся и изучить руководство СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», где указывалась продолжительность онлайн-занятия для обучающихся.

Во-вторых – при планировании учебной деятельности с применением электронного оборудования и дистанционных образовательных технологий, через группу объединения в Viber дала пояснительную информацию родителям и выяснила уровень умения работать на платформе Zoom каждого ребенка, степень его самостоятельности, т.е. возможности подключиться и технически настроиться на обучение, выяснила степень участия родителей в сопровождении детей младшего звена. Также определились с родителями с обратной связью, т.е. каким образом будут передаваться задания, необходимые для изучения материала (схемы, технологические карты, шаблоны, выкройки, разъяснения, иллюстрации, пошаговые инструкции, и т.д.), было решено использовать такие ресурсы как WhatsApp, Viber и электронную почту родителей.

В-третьих – пересмотрела учебные темы программного материала, выпавшие на дистанционное обучение, и определила какой виды деятельности и формы работы можно применить в данном формате не только в теоретической, но и практической форме, с которыми каждый ребенок смог бы справиться самостоятельно.

Это три основных момента на которые необходимо обратить внимание при переходе на дистанционное обучение.

Занятия в домашней обстановке у монитора, всего по 25-30 минут на первый взгляд кажутся привлекательными по сравнению с очным обучением, но с первых занятий, понимаешь, что не так все и просто, даже наоборот – появляется целый ряд сложностей и вопросов со стороны обучающихся. Если теоретическая часть усваивается детьми с переменным успехом, то с практической начинаются большие проблемы – к ребенку не подойдешь и не исправишь его ошибку (не правильно сложил бумагу, не на ту сторону приклеил деталь, не получился шов) т.е. ребенок не разобрался в схемах, чертежах, а визуально, через экран демонстрация не всегда четкая и с учетом качества Интернета картинка не устойчивая, с задержкой, а время очень ограничено. Таким образом, проблемы были и очень серьезные, психологический климат в группах приходилось налаживать определенными моментами – демонстрацией готовых работ и утверждением, что через 1-2 занятия работы детей будут еще лучше, воспоминаниями в каких сказках, фильмах, мультфильмах дети встречали похожие изделия и персонажей, т.е. отвлечь от временных неудач.

Для активности обучающихся, создания ситуации успеха, закрепления учебного материала на онлайн занятиях часто применялись следующие педагогические приемы:

«Лови ошибку», где дети, передавая друг другу по очереди слово находили и озвучивали ошибку, которая находилась на изделии или иллюстрации по теме занятия, предложенную педагогом.

«Да-нетка» - эта игра способна увлечь детей, что ставит обучающихся в активную позицию, она учит: связывать разрозненные факты в единую картину, систематизировать уже имеющуюся информацию; слушать и слышать соучастников.

«Синквейн» – этот прием позволяет развивать умение резюмировать информацию, излагать идеи, чувства и представления в нескольких словах. Это требует вдумчивой рефлексии, эффективный и мощный инструмент для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации. Он способствует развитию критического мышления у обучающихся.

«Опрос по цепочке» Применим в случае, когда предполагается развернутый, логически связный ответ. Формула: рассказ одного учащегося прерывается в любом месте и передается другому жестом или словом педагога и так несколько раз до завершения ответа.

«Сочинялка». На дом задаются творческие задания – написать короткое в 6-10 предложений сочинение – сказку по проходящей теме, либо о проделанной работе.

«Самооценка» (рефлексия). Ребенок должен оценить свою работу на занятии, закончив следующие предложения:

моя мыслительная активность сегодня была ……….

моя практическая работа выполнена ……………….
больше всего мне понравилось ……………………….
у меня пока не совсем получается…………………….
сегодня я разобралась и поняла, что …………………
Задание направлено на развитие рефлексивных умений детей и способствует формированию адекватной самооценки.

«Мордашки» (смайлы). Дети сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками – смайлами, которые сами и рисуют. Занятие завершается, и каждый ребенок показывает одну из мордашек, соответственно своему настроению, или же можно использовать данный прием для оценки занятия, или для оценивания обучающимся своей работы на занятии.

По мимо занятий, во время дистанционного обучения выполнялись запланированные мероприятия, и таким образом педагогу необходимо подготовить тематические презентации и учиться запускать их на платформе

Zoom. Дети очень положительно принимают данную форму работы – бурно, активно реагируют, эмоционально раскрываются: были разработаны презентации: «Осенний калейдоскоп», «Новогодняя викторина», для открытого занятия «Чудесное оригами», «История Флага России», «Урок мужества».

Для проверки пройденного материала так же разработаны в формате презентации проверочные тесты по темам программы.

Так же были собраны работы детей по темам, созданы и продемонстрированы виртуальные выставки: «Новогоднее настроение», «Подарок папе».

Впервые разработаны и созданы самостоятельно виртуальные мастер – классы: «Новогоднее окно», «Сани Деда Мороза».

Таким образом, работая в дистанционном формате, пришлось самостоятельно обучаться многим современным техникам и технологиям, чтобы обучение детей проходило интересно, продуктивно и результативно. Программный материал выполнялся соответственно календарно-тематическому планированию, в полном объёме.

Как любой учебный процесс, дистанционное обучение имеет целью вовлечь обучающегося в активную познавательную деятельность, направленную на достижение ими учебных целей – овладения определенной системой знаний, умений и раскрытию внутренних резервов каждого ребенка.

Сегодня время диктует свои условия и педагогам творческих объединений необходимо строить работу в условиях онлайн режима, осваивать Интернет – технологии, чтобы идти в ногу со временем, быть мобильными, точно реагировать на новейшие изменения в соответствии с интересами детей, их семей и современного социума.





Источники:

1. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. №1726 https://минобрнауки.рф/документы/4429.

2. Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в России» http://минобрнауки.рф/проекты/современная-образовательная-цифровая-среда.

http://www.kartaznaniy.ru/articles/distantsionnoe-obrazovanie/preimushchestva-i-nedostatki-distantsionnogo-obucheniya

https://cf2.ppt- line.org/files2/slide/e/ELWJdjuY1yFfHR6SkwhqTsZXaMPKci2V0I45DxpOUv/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!