СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование домашнего задания, как средства развития творческой самостоятельной деятельности учащихся на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой  описание опыта работы учителя географии

Просмотр содержимого документа
«Использование домашнего задания, как средства развития творческой самостоятельной деятельности учащихся на уроках географии»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 45»












Использование домашнего задания, как средства развития творческой самостоятельной деятельности учащихся

на уроках географии



Из опыта работы

Шаминовой Валентины Григорьевны

учителя географии высшей категории














Карталы, 2020


Содержание


1. Условия возникновения и становления опыта………………………………3

2. Обоснование актуальности и перспективности опыта, его практическая значимость……………………………………………………………………………4

3. Теоретическая база опыта…………………………………………………….5-6

4. Новизна опыта……………………………………………………………………7

5. Ведущая педагогическая идея опыта…………………………………………8

6. Технология опыта……………………………………………………………9-19

7. Результативность опыта…………………………………………………….20-24

Список использованной литературы…………………………………………25-26

Приложения………………………………………………………………………27-49





















1. Условия возникновения и становления опыта


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 45» является школой с углубленным изучением отдельных предметов. В 2011 году она справила свой 75-летний юбилей. В стенах школы обучается более 1000 учащихся. Школа тесно сотрудничает с Домом школьника, с Домом культуры железнодорожников, со Школой искусств г. Карталы, с городским краеведческим музеем.

На современном этапе работы школы, когда одной из главных задач является создание условий для развития личности, способной адаптироваться к быстро меняющемуся социуму, основным принципом обучения становится внимание к внутреннему миру детей, их интересам и потребностям, развитие их способностей и особенно здоровью подрастающего поколения. Забота о здоровье учащихся – важнейшая обязанность школы, отдельного учителя, педагогического коллектива и самого ребёнка.

С 2011 учебного года школа выбрала одну из тем методической работы: «Здоровьесбережение, как важный фактор оптимального развития и успешности личности».

Мой педагогический опыт работы в образовательных учреждениях 25 лет. В своей работе всегда стремлюсь к развитию творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время, что дает возможность повышения уровня мотивации учащихся к изучению предмета, более качественной подготовке выпускников основной и средней школы к сдаче экзаменов, а самое главное, готовит учащихся к продолжению образования после окончания школы.

На протяжении всей моей школьной жизни я активно занималась вопросом методики организации домашнего задания на уроках географии. Именно данный вопрос является проблемой многих преподавателей школ.

2. Обоснование актуальности и перспективности опыта, его практическая значимость

В современном Российском образование в качестве одной из задач выдвигается формирование молодых людей с нестандартным мышлением, способных организовать самостоятельный поиск и индивидуальное развитие личности. Именно такие люди необходимы нашему обществу в будущем.

В системе обучения географии остро встаёт вопрос о методическом мастерстве преподавателя, о его способности творчески подходить к организации учебного процесса. В наши дни важнейшими качествами преподавателя считаются – инициатива и методическое творчество. Учитывая огромную потребность современного общества в специалистах творческого типа, разумный преподаватель стремиться направить на путь творческого развития как можно больше своих учащихся. Для этого он использует различные творческие задания, ситуации и учебные проекты, не позволяющие действовать однообразно и шаблонно.

Творческая деятельность характеризуется гибкостью мышления, умением мыслить критично, способностью цельного восприятия материала. Творческая самостоятельная деятельность учащихся включает осознание цели поиска, активное воспроизводство ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний, к самостоятельному поиску, воображению, эмоциям.

Самостоятельная учебная деятельность – такой вид деятельности, при которой предполагается определённый уровень самостоятельности учащегося во всех структурных компонентах – от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от выполнения простейших видов работы к более сложным, носящим поисковый характер. Самостоятельная работа учащегося, в том числе и домашняя работа, является средством формирования познавательных способностей ребёнка, и направленности на непрерывное самообразование.

Актуальность опыта состоит в том, что со одной стороны, использование творческих домашних заданий создает оптимальные возможности для творческого развития детей. А с другой, остро встаёт вопрос в современном обществе, о рациональном планировании психофизиологической нагрузки учащихся, особенно в старших классах. Нападкам со стороны родителей, психологов, врачей подвергается объём домашнего задания в школах по предметам. Многие считают, что учитель требует слишком многое от учащихся и считает именно свой предмет основным в учебной программе.

Данный опыт работы актуален для педагогов и в связи с введением профильного обучения, так как основная цель творческих заданий – самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы, развитие исследовательских способностей учащихся, умение творчески мыслить и действовать. В результате выполнения заданий творческого уровня, у учащегося формируется позитивное отношение к учёбе и к жизни, что играет очень важную психологическую роль в наше время.



3. Теоретическая база опыта

Идея использования домашнего задания в развитие самостоятельной деятельности учащихся старшей возрастной группы имеет глубокую историю. Данный опыт работы опирается на современные рекомендации и исследования ученых, методистов и многих педагогов: И. П. Иванова, А. С. Макаренко, Е. А. Шумилиной, Б. И. Коротяева, А. В. Ведерниковой.

Анализ психолого-педагогической литературы, а также практической деятельности процесса обучения выявил следующие противоречия:

- между современными требованиями к развитию среднего образования и реальными условиями организации учебного процесса в школе;

- между фактическими возможностями учащихся и организацией домашнего задания;

- между здоровьем учащихся и объёмом выполнения домашней работы;

-между несистематическим применением навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках и развитием их творческой познавательной деятельностью.

Поэтому данный опыт работы направлен на решении проблемы, рассматривающей какие методические приёмы и условия при планировании и конструировании домашних заданий максимально способствуют формированию и развитию самостоятельной деятельности учащихся, опирающиеся на здоровьесберегающие технологии .

Говорят, что «творчество» - процесс индивидуальный, ему нельзя выучить. Как считает психолог А. Лук, для творческой деятельности характерны следующие особенности:

- Самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию.

- Видение новой проблемы в знакомой ситуации.

- Видение новой функции объекта.

- Самостоятельное комбинирование известных способов действия в новый способ.

- Построение принципиально нового способа решения проблемы.(8)

Среди качеств творческой личности А. Матюшкин и другие психологи называют такие:

- умение ставить новые проблемы;

- творческая смелость;

- открытость и коммуникабельность;

- умение думать «около».(16)

Учитывая огромную потребность современного общества в специалистах творческого типа, разумный преподаватель стремиться направить на путь творческого развития как можно больше своих учащихся. Для этого он использует различные творческие задания, ситуации и учебные проекты, не позволяющие действовать однообразно и шаблонно.(3)

Творческая деятельность характеризуется гибкостью мышления, умением мыслить критично, способностью цельного восприятия материала. (3)

Творческая самостоятельная деятельность учащихся включает осознание цели поиска, активное воспроизводство ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний, к самостоятельному поиску, воображению, эмоциям (11).

Самостоятельная учебная деятельность – такой вид деятельности, при которой предполагается определённый уровень самостоятельности учащегося во всех структурных компонентах – от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от выполнения простейших видов работы к более сложным, носящим поисковый характер. Самостоятельная работа – средство формирования познавательных способностей учащихся, и направленности на непрерывное самообразование. (18)

В педагогике тема самостоятельной деятельности учащихся является

центральной в педагогической системе К. Д. Ушинского, который

определил пути и средства организации самостоятельной работы на уроке с учётом возрастных периодов обучения.(3)

Проблема самостоятельной деятельности учащихся прослеживается в работах Ю. К. Бабанского, В. Г. Осмоловского, как метод обучения. Названную работу определяют как средство обучения П. И. Пидкасистый, как особую систему условий обучения и форму организации самостоятельной деятельности Т. И. Шамова.

Самостоятельная деятельность учащихся - это активные формы индивидуальной и коллективной работы, направленная на закрепление пройденного материала, формирование умений и навыков быстро решать поставленные учебные задачи. Таким образом, данный опыт опирается на идеи некоторых ученых, методистов, педагогов, по организации творческой работе в школе. Анализируя имеющуюся литературу по вопросу организации самостоятельной деятельности учащихся можно прийти к выводу, что творческая самостоятельная деятельность учащихся представляет большие возможности для самореализации учащихся, а учебная деятельность воспринимается не только как обязательная, но и увлекательная и личностно – значимая. И самое главное учёба не должна угнетать и отражаться на психическом и физическом развитии ребёнка.
















4. Новизна опыта


Новизна данного опыта заключается в том, что:

- представлены методические требования к конструированию и использованию домашних заданий, их дозировка, выбор, творческий характер;

-отражены методические условия, позволяющие эффективно использовать домашнее задание в системе реализации творческой самостоятельной деятельности учащихся.

- проанализированы результаты использования творческих домашних заданий в аспекте развития самостоятельной деятельности учащихся.





























5. Ведущая педагогическая идея опыта

Одной из ведущих идей опыта является идея творческой самостоятельной учебной деятельности развивающего обучения, которая содержит живой процесс познания, осмысления и творческого овладения учебным материалом, а так же упорядоточение системы домашних заданий.

Также немаловажную роль играет идея сотрудничества педагогов и школьников на основе взаимного уважения и доверия. Педагог должен не вести ученика к решению проблемы по уже известному ему пути, но совместно с учеником искать это решение. Он должен делать это не навязчиво, постановкой вспомогательного вопроса, советом, косвенной подсказкой и т.п. Как человек более опытный в поиске ответов на вопросы, поставленные перед ним практикой, он должен понимать, что такой путь может быть и более длинным, зато более плодотворным. Поиск же совместных решений создает ситуацию содружества и сотворчества, при которой ученик знания, добытые в совместной деятельности с учителем, принимает для себя как истинные.

Самостоятельный поиск и исследовательская активность становится главным фактором, обеспечивающим развитие познавательных интересов в обучении и составляющим основу избирательности внимания, памяти, мышления в обучении и творчестве ученика.

По мнению ряда педагогов и психологов (Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер, Г.И.Щукиной и др.) исследовательская работа является важным стимулом интереса к любому предмету, особенно предмету естественнонаучного направления (5).

Моя задача как учителя значительно научить самостоятельно добывать знания по предмету, направить ученика к творческому решению проблемы, при этом, по возможности, не перегружая ребёнка. Не возможно сегодня заставить человека думать и действовать по шаблону. Нашему государству в будущем необходимо здоровое, талантливое поколение. Рыночной экономике нужны специалисты, способные действовать не только быстро и грамотно, но и неординарно. Этому и стараюсь научить на уроках географии, давая творческие домашние задания.

Творческая работа учащегося направлена на развитие собственной самостоятельной деятельности, умение работать индивидуально, умение работать с различными источниками информации, самостоятельно выстраивая собственную учебную нагрузку. Именно в процессе самостоятельной деятельности происходит формирование ключевых компетенций.

6. Технология опыта

Как было мною сказано ранее, методика организации домашней работы – одно из слабых мест в деятельности образовательного учреждения и семьи. Часто задавание на дом уроков вообще не выделяется как самостоятельный этап учебного занятия. Между тем, домашнее задание должно помогать учащимся самостоятельно учиться.

Планировать задания на дом необходимо с учётом возможностей их выполнения учащимися в следующих пределах: 1 класс - до 1 ч; 2 класс – до 1,5 ч; 3 - 4 классы – до 2 ч; 5 – 6 классы – до 2,5 ч; 7-8 классы - до 3 ч; 9 – 11 классы до 4 ч. Чтобы не перегружать учащихся домашними заданиями, их целесообразно строить по принципу «минимум – максимум». Задания – минимум обязательны для всех. Задания – максимум не обязательны, рассчитаны на учащихся, интересующихся предметом, имеющих к нему склонность.

Рассмотрим некоторые способы, используемые в школе для подготовки к творческой деятельности: самостоятельная работа с учебником, семинары и практикумы, конференции, метод проектов, выполнение рефератов, решение практических задач, исследовательская работа в курсе географии.

Работа над учебным текстом: учебный текст используется для развития творческих способностей учащихся, воздействует на любознательность, эмоциональную сферу, профессиональный интерес, формирует твёрдые нравственные принципы, волю, широкий кругозор, стремление к самосовершенствованию. На успешность развития творческих способностей учащихся существенное воздействие оказывает работа над учебным текстом по приведенному ниже алгоритму.

Каждый этап работы имеет определённую структуру:

  1. Цели.

  2. Дидактические требования.

  3. Алгоритм работы над каждым блоком.

Исходя из уровней, отражающих степень овладения обучающимися профессиональными знаниями и умениями, и в зависимости от организации обучения, деятельностные педагогические технологии можно классифицировать на:

Репродуктивные (1, 2 уровни усвоения); проблемно – развивающие (3 - й уровень); эвристические ( 4 - й уровень, продуктивный).



Работа над учебным текстом


Ознакомительное чтение текста





Работа с фонетическими листами




Усвоение морфологии



Работа над словообразованием




Создание проблемных ситуаций


Семинары и практикумы. Семинарские занятия проводятся в форме

докладов и сообщений; в вопросоответной форме. Сущность семинаров

заключается в коллективном обсуждении предложенных вопросов,

сообщений, рефератов, докладов, подготовленных учащимися под руководством учителя. Семинарскому занятию предшествует длительная заблаговременная

подготовка. Сообщается план занятия семинара, основная и дополнительная литература, намечается работа каждого ученика.

Семинар – вид групповых занятий, по какой–либо научной, учебной и другой проблематике, активное обсуждение участниками заранее подготовленных сообщений, докладов и т. п.

С тематикой семинаров учащиеся знакомятся заранее, поэтому могут подготовить ряд вопросов для выступления на семинарах.

Семинарские занятия расширяют и закрепляют знания, заложенные в теории предмета. На них выносятся вопросы, особенно необходимые для практики, или проблемные вопросы, которые возможно решить, в процессе сотрудничества.

В конце семинарского занятия преподаватель обычно даёт учащимся тему следующего занятия, вопросы к нему, список необходимой литературы, напоминает, какие на нём ожидаются доклады. Вместе с тем, иногда можно дать какое – либо творческое задание. Например, подготовить познавательную игру для урока по определённой теме, разработать программу предметного кружка или экскурсии. Самостоятельно подготовить номер стенной газеты или бюллетеня. Продумать, составить и обосновать программу беседы или классного часа по какой – либо актуальной теме. На следующем занятии целесообразно заслушать выполненные учащимися задания или дать провести запланированную игру или беседу. Затем преподаватель совместно с учащимися анализирует и оценивает представленные работы.

Решение практических задач. Основная цель при самостоятельном решении практических задач – формирование у учащихся умения решать профессиональные задачи. В ходе решения учащиеся овладевают умениями с

нормативными документами и инструктивными материалами,

справочниками, составлять техническую документацию; выполнять схемы, таблицы; определять характеристики различных видов соединений.

Учебная конференция. Часто практикуемая мною, считаю довольно действенной формой организации педагогического процесса.

Учебная конференция обобщает материал, по какому – либо разделу программы и требует большой, длительной подготовительной работы, которая требует самостоятельности и творческого подхода от учащихся. Конференции могут проводиться по всем учебным предметам и в то же время далеко выходить за рамки учебной программы.

Ученический проект. Проекты имеют не столько учебно-воспитательный, сколько творчески – практический характер. Учащиеся индивидуально или коллективно разрабатывают учебное пособие, книгу, архитектурный проект. Таким образом, создаётся некоторый интеллектуальный продукт, который является новой авторской разработкой и может быть в определённых условиях внедрён в практическую деятельность.

Основные требования к использованию метода проектов:

- наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы;

- практическая, теоретическая, познавательная значимая предполагаемых результатов;

- самостоятельная деятельность учащихся;

- структурирование содержательной части проекта;

- использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действий:

1. определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования; выдвижение гипотезы;

2. обсуждение методов исследования;

3. обсуждение способов оформления конечных результатов - сбор,

систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем

исследования.

Проекты могут быть индивидуальные и коллективные. Индивидуальные меньше в объёме, а коллективные посложнее. Среди индивидуальных могут быть, например, такие:

- подготовить отдельное пособие, несложный прибор, схему, карту для использования на занятии по какой – либо теме.

- разработать учебную игру, правила её проведения и оценки действий её участников и изготовить необходимые для неё предметы, значки и символы.

- разработать проект оригинальной организации обучения детей в кружке или студии, обосновать его и подготовить все необходимые материалы и принадлежности.

Выполнение рефератов. Реферат является одним из видов исследовательской работы. Реферирование решает, прежде всего, учебные задачи, такие как обучение навыками грамотного обзора литературы, составлению различных точек зрения по теме. Кроме того, выступление при защите реферата, позволяет учащимся учиться защищать выполненную работу и свободно владеть материалом по данной теме.

Выполнение творческой работы над рефератом благотворно воздействует на развитие способностей учащихся, повышает интерес к изучаемому предмету, учит связывать теорию с практикой. При работе над рефератами, проявляются особенности личности учащегося, его отношения к событиям.

Исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность учащихся организуется в школе в рамках работы Научного общества учащихся и включает в себя организацию проектной и исследовательской работы по различным предметам с целью развития самостоятельной деятельности учащихся и участию школьников в конкурсах различного уровня.

Исследовательская работа выводит учащихся за рамки урока, домашнего задания, за пределы школы, в мир окружающей деятельности, расширяет наблюдательность и учит вдумчиво относиться к общественным явлениям.

Планирование исследовательской работы ежегодно происходит в начале учебного года. Учителями-предметниками и научным обществом проводятся консультации. Планируется школьная конференция по результатам исследовательской деятельности, для 9-11 классов – участие в районных, областных конференциях и конкурсах, выставках. Необходимо, чтобы учащиеся представляли практическую значимость своей работы – для класса, школы, учителей-предметников. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением. Нет готовых эталонов знания, поэтому учащимся необходимо самостоятельно анализировать, извлекать нечто «из следа», то есть восстанавливать некий порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Это является принципиальной особенностью организации мышления при исследовании, с которым сопряжены развитие наблюдательности, внимательности, аналитических навыков. Ведущей ценностью в исследовании является ценность процесса движения к истине.

Главные задачи, которые я ставлю в своей педагогической деятельности: расширение кругозора учащихся в области географической науки, развитие интеллектуальных и творческих возможностей обучаемых, формирование у учащихся опыта творческой деятельности и опыта эмоционально – ценностного отношения к миру.

Принципами данной деятельности являются использование личностно – ориентированного подхода к обучаемым, использование различных форм творческой деятельности учащихся, диагностика качества знаний.

К приёмам работы можно отнести следующее: выявление умственных особенностей обучаемых путём тестирования, личных бесед; дифференциация учебного материала с учётом контингента обучаемых; разработка разноуровневых творческих заданий; использование различных видов деятельности обучаемых, которые направлены на обогащение воображения, мышления, памяти; контроль знаний и умений по темам программы и по разделам; моделирование и конструирование домашних заданий творческого характера для развития самостоятельной деятельности учащихся, применение

частично – поискового метода на занятиях.

В настоящее время разработаны и используются на уроках географии следующие средства обучения: перечень реферативных работ, творческих домашних заданий для учащихся, мотивированных на учёбу; индивидуальные задания для отстающих учащихся, разработки занятий – дискуссий, семинаров, различные виды практических заданий по разделам программы.

Для повышения эффективности обучения необходимо знать отношение учащихся к преподавателю и его системе обучения. В своей педагогической практике мною применяются анкеты, опросники, которые координируют и направляют педагогическую практику.

В качестве иллюстрации данной деятельности предлагается план открытого урока по географии.


План

открытого урока по социально – экономической географии мира

10 класс.

( преподаватель В. Г. Шаминова).


Тема раздела: Региональная география мира.

Тема урока: Характеристика хозяйства Западной Европы.

Учебно-воспитательные цели:

  1. Формировать знания учащихся по раскрытию типичных черт хозяйства развитых стран зарубежной Европы, структуру и основные районы промышленности регионов и географические умения: анализировать картографические и статистические материалы и данные, составлять схемы, давать характеристику отраслям.

Развивать общеучебные умения учащихся: сравнивать и обобщать, слушать, составлять аннотации; активизировать мыслительную деятельность обучаемых.

  1. Воспитывать у учащихся чувства коллективизма при совместной работе в группе, аккуратность при рисовании контурных карт.

Тип урока: урок изучения нового материала, первичное закрепление.

Методы обучения: проблемно – поисковый, наглядно – практический, исследовательский.

Средства обучения: справочные материалы, учебники, контурные карты,

Форма организации учебной деятельности: коллективная работа.

Время урока: 45 минут

План урока

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1. Организационный этап урока.

Организующая:

- приветствие, постановка цели, объяснение условий проведения занятия.

Готовность учащихся к восприятию урока.

2. Этап подготовки учащихся к усвоению новых знаний по теме урока.

Введение в тему, определение мотивации изучения данной темы, оценка готовности групп к работе.

Усвоение

задач, поставленных преподавателем.

3. Этап усвоения новых знаний урока.

Контролирующая:

-- представление основных понятий темы урока (особенности промышленности, сельского хозяйства, сферы обслуживания стран региона),

- постановка проблемных вопросов.


- организация учащихся на выполнение поставленных задач;



- выдача практических задач и контроль над их выполнением;

- участие в обсуждении;



- конспект основных понятий темы урока.




- поиск ответов на проблемные вопросы;

- активное участие в выполнении поставленных задач как индивидуально, так и виде групповой работы;

- работа с учебным материалом и контурными картами.

4. Этап закрепления новых знаний урока.

- Коррекционная.



- Контролирующая.

- обоснование своего выбора, представленного в отчётах групп.

– активизация познавательной деятельности учащихся при выполнении ЦОРа.



5. Этап подведения итогов урока.

- опрос участников по поводу результатов работы и реализации их ожиданий;


- высказывание мнений о проведённом уроке;

- оценка собственной деятельности.

6. Домашнее задание.

-



Данный открытый урок демонстрирует, как я создаю проблемные ситуации для развития и активизации творческой самостоятельной деятельности учащихся (Приложение 1).

Следующим показателем самостоятельной деятельности учащихся является

выполнение домашнего задания в реферативной форме, где учащиеся применяют самостоятельный поиск материала по данной теме из разных источников информации, используют сравнительный метод, высказывают своё мнение и точку зрения.

Мною предлагается перечень тем рефератов по различным блокам предмета.

Темы рефератов по курсу социально – экономической географии мира 10 класс . (Приложение 3)

Далее я предлагаю вариант системы домашних заданий.

Вариант системы домашних заданий для курса « Экономическая и социальная география мира» (Приложение 4)

Творческие домашние задания широко использую для подготовки научно – практических конференций. Для проведения урока пресс – конференции по теме «Особенности населения г. Карталы и Карталинского района» в разделе «Население России» 9 класс). Многие учащиеся подготавливают доклады на данную тему, проявив самостоятельный поиск информации, ответственность при подготовки урока, личную заинтересованность в проведении урока пресс - конференции. ( Приложение 2)

На уроках географии применяю разнообразные виды домашних заданий. Это в первую очередь – групповые, индивидуальные и фронтальные. Приложение (схема № 2).

Групповые домашние задания можно применять на уроках в любом классе – например, в 10 классе при изучении следующих тем раздела «Региональная характеристика мира»:

Тема - «Субрегионы Северной и Тропической Африки».

- Учащиеся, работая в группах, подготавливают программу перспективного развития Субрегионов Африки.

- Первая группа работает над темой программы «Перспективное развитие Северной и Тропической Африки по обеспеченности их природными ресурсами»;

- Вторая группа занимается темой «Перспективное развитие Северной и Тропической Африки по демографическим показателям».

- Третья группа подготавливает программу по «Перспективному развитию Северной и Тропической Африки по уровню промышленности».

- Четвёртая группа работает над программой «Перспективного развития Северной и Тропической Африки по уровню развития сельского хозяйства».

В каждой группе преподаватель выбирает руководителя. Функции руководителя группы:

- распределить вопросы задания между членами группы;

- отслеживать и контролировать процесс подготовки задания;

- состоять в тесном сотрудничестве с преподавателем;

- уметь оценивать работу каждого члена группы.

Программы каждой группы заслушиваются в начале следующего урока. Преподаватель, прослушав ответ группы, просит охарактеризовать руководителем группы работу каждого участника. Преподаватель согласовывает оценки учащихся не только с руководителями групп, но и заслушивает мнение членов группы. Главное в групповой форме домашнего задания учитывать деятельность каждого учащегося.

Групповое домашние задание так же применяется при изучении темы «Глобальные проблемы человечества». В данной теме учащиеся работают в четырёх группах и создают проекты по предотвращению и решению глобальных проблем человечества.

Выполняя индивидуальные домашние задания, учащиеся применяют частично – поисковый метод, максимально реализовывая свой внутренней потенциал.

Например, в 8 классе, изучая тему «Экологические проблемы. Загрязнение окружающей среды» учащимся было дано дифференцированное домашнее задание:

Первый уровень:

Подготовить сообщения на темы:

-« Загрязнение окружающей среды»;

- « Экологические проблемы природных ресурсов»;

Второй уровень:


Установить взаимодействие почвы и деятельности человека:

Сельское хозяйство

Лесное хозяйство

почва строительство

горное дело

транспорт


Третий уровень:


Подготовить рисунки на экологическую тему.


Выше перечисленные виды домашнего задания комбинируются и дифференцируются. (Приложение № 4). Каждому виду задания соответствует определённая форма организации процесса обучения.

Как уже было сказано ранее, самая распространённая форма творческих домашних заданий - это работа с дополнительной литературой:

  1. Сообщение – применяется при изучении новой темы. Например, в 6 классе, изучая тему урока « Атмосфера. Строение , состав», некоторым учащимся (можно по желанию) даётся задание подготовить материал на тему:

«Роль воздуха в биосфере». или «Современное изменение состава воздуха деятельностью человека».

При рассмотрении темы в 7 классе «Австралия и Океания», подготавливается сообщение - размышление на тему « Как сложилась бы судьба аборигенов, если бы к ним не пришли европейцы?». Данный вид домашнего задания направляют учащихся на работу с дополнительными источниками информации.

2. Доклад, реферат – являясь заданием исследовательского характера, так же применяются на уроках изучения нового материала и комбинированных уроках.

Изучая тему «Современная политическая карта мира» 10 класс, учащимся предлагается подготовить рефераты на темы:

- Освоение человеком труднодоступных территорий планеты.

- Великие географические открытия и их влияние на политическую карту мира.

- «Горячие точки» современной политической карты мира. Причины, следствия.

Или при изучении темы «Религии мира. Городское и сельское население мира» даются следующие темы для написания рефератов:

1.Особенности урбанизации стран мира.

2.Черты внешних миграций после распада СССР.

3.Причины уменьшения сельского населения на территории РФ.

Тематика подобных домашних заданий очень разнообразна: от простой информации к теме урока, до более сложной – охватывающей глобальные, историко-географические и краеведческие проблемы.

Данные формы домашнего задания развивают в учащихся самостоятельный поиск ответа на поставленную задачу, координируют самостоятельную деятельность.

На занятиях так же применяются ролевые формы домашних заданий, где учащимся предлагается выступить в роли преподавателя и самостоятельно разработать определённый смысловой блок урока. Рекомендуется продумать объяснение материала по данной теме с помощью вспомогательных таблиц, схем или рисунков. Данное задание выполняется учащимися при изучении темы в 10 классе «Современная политическая карта мира»: Составить конспект в тетради, иллюстрирующий изменения в наши дни на политической карте:

- появление «горячих точек»,

- распад государств мира;

- воссоединение территорий государств мира.

Или по данной теме урока учащимся предлагается сделать рецензию параграфа учебника. Эта рецензия составляется дома в письменной форме, а на уроке зачитывается и обсуждается. В рецензию учащиеся включают краткий перечень основных вопросов, о которых идет речь в параграфе, характеризуют метод изложения этих вопросов.

Подчеркивают положительные и отрицательные стороны изложения, обращают внимание на степень доступности материала. Обсуждение рецензии в группе вносит некоторую эмоциональную окраску в урок, несет воспитательную нагрузку. В результате рецензирования обучающийся более внимательно изучает материал, изложенный в учебнике.

При закреплении темы урока используются следующие виды домашних заданий:

  1. Составление задач, чертежей, схем по теме. Так, рассматривая тему «Экологические проблемы. Загрязнение окружающей среды» 8 класс, учащимся предлагается проанализировать схему, составить вопросы, предложить свои пути решения данной проблемы:


Б ыт вода растительные

Животные

продукты


хозяйство лечебные цели



2.Установление причинно – следственных связей. Такого рода домашние задания применяются в следующих темах курса «Экономическая и социальная география мира»:

- «География мировых природных ресурсов» - Установить причинно – следственные связи:


Причина - следствие

Вырубка леса - ………..

Энергия Луны - ………..

............... - крупные

Месторождения

Каменного

Угля.

………… - недостаток водных ресурсов


- «География сельского хозяйства и рыболовства» - Охарактеризовать взаимосвязь и объяснить последствия:


Отрасль сельского хозяйства религия страны


3. Составление и разработка индивидуальных ребусов, кроссвордов, шарад. Задания, зависящие от интеллектуального потенциала и умственных возможностей учащихся.

4. Составление собственных тестов.

Данные творческие домашние задания раскрывают учащихся преподавателю с совершенно новой стороны. Сами учащиеся выполняют задания оригинально, творчески, ярко. Тесты, разработанные учащимися в курсе «Экономическая и социальная география мира» 10 класс применяются на зачётных уроках, уроках обобщающего повторения. Например, в разделе «Региональная характеристика мира» на уроке проверки и учёта знаний учащиеся получают тесты, выполненные учащимися другой группы.

Особый интерес у учащихся вызывают задания проблемного характера – разработка своего собственного решения проблемы. Форма задания может быть разнообразна, так рассматривая тему программы «Глобальные проблемы человечества», учащимся предлагается выполнить индивидуальное письменное задание:

1. Какие меры по борьбе за улучшение экологической ситуации вы предложили бы организовать в России? Ваши рассуждения.

2. Каким вам видится мир в 2050 г.? Составьте рассказ этого видения.

3. Составить схему взаимосвязи между развитыми странами мира и глобальными проблемами человечества.

Перед учащимися поставлена проблема и в учебном процессе от учащихся важно своё собственное решение данного вопроса.

Для раскрытия литературных способностей применяются задания поэтического характера - сочинить стихотворение, написать сочинение, сказку на определённую тему. Например, изучая темы по Евразии в 7 классе, учащиеся выполняют следующее задание: Написать сочинение – путешествие в одну из стран Европы. (По выбору учащегося).

Или рассматривая тему « Религии мира. Городское и сельское население мира», 10 класс, учащимся предлагается выполнить задание - Написать сочинение на темы:

- « Важна ли для человека национальность?»

- « Религия и современный человек – все «за» и «против».

Выполняя такого рода задания, учащиеся высказывают свою точку зрения, отстаивают своё мнение, что, несомненно, развивает их полноценную личность.

В последнее время, как было сказано, актуален метод проекта. В географии проекты целесообразно разрабатывать для уроков обобщения знаний, так как такие уроки способствуют не только лучшему запоминанию и применению знаний, но и поднимают их на новый уровень. В теме «География населения мира» учащиеся (каждый индивидуально) разрабатывают проект на тему: «Демографическая ситуация в 2025 г. в России». Прогнозируемые результаты данного проекта очень интересны:

- 63 % учащихся считают, что в результате национального проекта, проводимого президентом, увеличения прожиточного уровня жизни в стране, улучшения социального и экономического статуса РФ в мировой экономике демографическая ситуация в России к 2025 году изменится в положительную сторону – естественный прирост населения начнёт расти, смертность населения уменьшится, рождаемость поднимется в 2 раза;

- 30 % учащихся предполагают в своём проекте, что особо ярких изменений в демографической ситуации России не произойдёт. Многие россияне не доверяют государственным программам, нет уверенности в завтрашнем дне. То есть, учащиеся проводят собственные самостоятельные исследования проблемы и только потом делают какие – либо прогнозы. Проекты особенно интересны и имеют большой результат в тесной взаимосвязи урочной и факультативной работ.

Таким образом, методические рекомендации по выполнению домашнего задания как средства развития творческой самостоятельной деятельности учащихся, дают свои результаты:

  1. самостоятельное овладение новым учебным материалом;

  2. формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда;

  3. развитие самостоятельности мышления;

4. закрепление, углубление и расширение знаний, полученных во время учебных занятий.



















7. Результативность опыта

Самым важным результатом в своей педагогической деятельности в школе № 45 г. Карталы, считаю приобщение учащихся к творческой деятельности, самостоятельному исследованию, их умение работать с различными источниками информации (от наблюдения за природой до сети Интернет).

Хорошие результаты у учащихся в школьных и районных олимпиадах по географии. Ежегодно они занимают призовые места.


Таблица 1

Победители районного тура

Всероссийской олимпиады школьников

по географии


Дата участия

ФИ уч-ся

Класс

Место в районе

Рейтинг

2008-2009

Тимербулатов Дима

Байжанова Дана

9 «А»



8 «А»

2



2

Призёр



Призёр

2009- 2010

Грашина

Даша

8 «А»

3

Призёр

Байжанова Дана

9 «А»

3

Призёр

2010- 2011

Головин Данила


7 «Б»

3

Призёр

Гутарина

Анна


Тимербулатов

Дима


9 «Б»



11 «А»

2



3

Призёр



Призёр

2011 - 2012

Устименко

Владимир

7 «А»

1

Призёр

Александров Александр

9 «А»

1

Призёр

2017-2018

Бабенко Иван

11 «А»

1

Победитель

2018-2019

Постолов Егор

10 «А»

1

Призер


Каждый год учащиеся 9 класса в большом количестве посещают элективные курсы по географии. Практически ежегодно учащиеся школы принимают участие в научно- исследовательских конференциях, как зонального, так и областного уровней, показывая при этом творческий подход в исследовательской деятельности:




Таблица 2


Список творческих работ учащихся

Дата и место выступления

Автор

Вид работы. Тема.

Название конкурса. Уровень проведения


Результат

06. 11. 2019

Велин Антон

Научно- исследовательская работа. Исследование климатообразующих факторов и их влияние на здоровье человека на территории г. Карталы.

«Интеллектуалы XXI века». Зональная научно- практическая конференция школьников «Шаг в будущее»

Диплом II степени

06. 11. 2019

Бычков Дмитрий

Научно- исследовательская работа. Влияние выхлопных газов на окружающую среду и здоровье учащихся школы № 45 г. Карталы.

«Интеллектуалы XXI века». Зональная научно- практическая конференция школьников «Шаг в будущее»

Диплом

IIIстепени

22. 01. 2019

Соколова Валентина

Научно – исследовательская работа.

Выявление стрессовых факторов в образовательном процессе НОУ СОШ № 45 г. Карталы.

Челябинский областной координационный центр «Интеллектуалы XXI века». Южно – Уральская интнллектуально- социальная программа для молодёжи «Шаг в будущее – Созвездие НТТМ»

Диплом

IIIстепени

22. 01. 2020

Велин Антон

Научно – исследовательская работа.

Исследование климатообразующих факторов и их влияние на здоровье человека на территории г. Карталы

Челябинский областной координационный центр «Интеллектуалы XXI века». Южно – Уральская интнллектуально- социальная программа для молодёжи «Шаг в будущее – Созвездие НТТМ»









Диплом I степени

2020

Бычков Дмитрий

Научно- исследовательская работа. Влияние выхлопных газов на окружающую среду и здоровье учащихся школы № 45 г. Карталы.

Челябинская региональная общественная детская экологическая организация «Планета детей»

Диплом IIIстепени

Апрель, 2020

Велин Антон

Научно – исследовательская работа.

Исследование климатообразующих факторов и их влияние на здоровье человека на территории г. Карталы

47-ая заочная конференция Челябинского научного общества учащихся «Интеллектуалы XXI века»

Диплом IIIстепени

Ноябрь, 2019

Шаминова Карина

Научно- исследовательская работа.

Сорняк – друг или враг?!

«Интеллектуалы XXI века». Зональная научно- практическая конференция школьников «Шаг в будущее»

Свидетель-

ство участника.





Уровень обученности учащихся по предмету география стабильный.







Качество знаний учащихся по географии достаточно высокое.






Каждый год учащиеся 9-х классов выбирают предмет «География» в качестве экзамена для итоговой аттестации.


Благодаря успехам учеников моя деятельность была отмечена грамотами Работая над этой темой, я пришла к выводу, что учебный процесс является важнейшим средством воспитания творческого мышления и воображения, развития творческих способностей, познавательной самостоятельной деятельности учащихся, активизации основ творческой деятельности учащихся.

Творческие домашние задания, применяющиеся учителем в системе, дают большую возможность ученикудля реализации своих интеллектуальных возможностей, не перегружая психоэмоциональный баланс организма ребёнка.

Творческая самостоятельная работа представляет большие перспективы для самореализации учащихся, а учебная деятельность воспринимается как увлекательный и познавательный процесс.

Перспективы своей работы вижу в:

  1. дальнейшем рассмотрение психолого-педагогической литературы по проблеме формирования и развития творческой самостоятельной деятельности учащихся, посредством использования домашнего задания.

  2. формировании творческой самостоятельной деятельности учащихся с использованием активных методов и организации домашней работы с творческими заданиями.

  3. развитие творчества учащихся в совместной исследовательской деятельности с преподавателем.

  4. определении методических условий, позволяющих эффективнее использовать домашнее задание в системе реализации творческой деятельности учащихся, с целью практического руководства и обеспечения эффективности самостоятельной работы учащихся.

  5. выявлении особенностей форм и видов, требований к планированию и конструированию домашних заданий.



Список использованной литературы

1. Аксёнова Л. А. Развитие творческих способностей детей. / Л. А. Аксёнова/ Литература в школе 2006. № 7 С 37- 38.

2. Арцев М. Н. Учебно-исследовательская работа учащихся (методические рекомендации для учащихся и педагогов) Научно – практический журнал « Завуч» 2005. № 6.

3. Баринова И. И. Развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся при изучении физической географии. М.: Просвещение. 1990 – 127стр.

4. Веденов А. В. Личность как предмет науки. М.: Просвещение. 1996 г. – 130 стр.

5. Выготский Л. С. Развитие высших психологических функций. М.: 1990 – 125 стр.

6. Вычегжанина Т. В. О самостоятельной работе студентов. /Специалист 2005 № 4 25 стр.

7. Герцог Г. А. Учимся проводить исследование: методология, методика, техника: Учебное пособие / Г У О и Н. Челябинской обл., Чел. ИрПО – Челябинск, 2003 – 138с.

8. Гликман И. З. Обучение собственно – творческой деятельности. Школьные технологии – 2006 № 4.

9. Древел Овхорст, Хёсс Дитер. Домашнее задание. М.: Просвещение: 1989 с 80.

10. Душина И. В. Понурова Г. Л. Методика преподавания географии. М.: Изд. Дом. 1998 – 192 с.

11. Коротяева Б. Н. Учение – процесс творческий. М.: Просвещение: 1999.

  1. Козлов А. В. Теоретические основа проектирования комплексных систем приобщения студентов к научному творчеству. / СПО 2004 № 1 стр 33/.

  2. Панчешникова Л. М, Коринская В. А. Методы обучения географии. М.: Просвещение. 1997

  3. Педагогический словарь. / Гл. редактор . Б. М. Бим – Бад; - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003 -528 с.

  4. Педагогические технологии. Развитие творческих способностей учащихся. Н. В. Савчук. 2003.

  5. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: учебное пособие – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002 – кн. 1. Общие основы. Процесс обучения – 576 с.

  6. Пидкассистый П. И, Портнов М. Л. Искусство преподавания. Второе издание. М.: Педагогическое общество России, 2003 – 212 с.

  7. Рапацевич Е. С. Современный словарь по педагогике. С 393.

  8. Серкова Г. Г. Самостоятельная работа учащихся образовательных учреждений: оптимизационный подход к развитию самостоятельной деятельности: Практикоориентированная монограмма и методическое пособие / ГУ О и Н. Челябинской обл., Чел. ИрПО. – Челябинск, 2003 – 107 с.

  9. Филофеева Н. Н. Самостоятельная работа учащихся над рефератом /Физика в школе 2006 № 3 с 43 – 46 /.

21. Фридман Л. М., Волков К. Н. Психологическая наука – учителю. – М.: Просвещение, 2004. – 224с.















Приложение.

Приложение 1

Конспект открытого урока по курсу

социально- экономической географии мира 10 класс

Тема раздела: Региональная география мира.

Тема урока: Характеристика хозяйства Западной Европы.

Учебно-воспитательные цели:

  1. Формировать знания учащихся по раскрытию типичных черт хозяйства развитых стран зарубежной Европы, структуру и основные районы промышленности регионов и географические умения: анализировать картографические и статистические материалы и данные, составлять схемы, давать характеристику отраслям.

2. Развивать общеучебные умения учащихся: сравнивать и обобщать, слушать, составлять аннотации; активизировать мыслительную деятельность обучаемых.

3.Воспитывать у учащихся чувства коллективизма при совместной работе в группе, аккуратность при рисовании контурных карт.

Тип урока: урок изучения нового материала, первичное закрепление.

Методы обучения: проблемно – поисковый, наглядно – практический, исследовательский.

Средства обучения: справочные материалы, учебники, контурные карты,

Форма организации учебной деятельности: коллективная работа.

Время урока: 2 часа.

Ход урока.

1. Организационный этап урока. Преподаватель ставит цели, объясняет учащимся условия проведения занятия.

2. Этап подготовки учащихся к усвоению новых знаний.

3. Этап усвоения новых знаний:

1.Преподаватель представляет основные понятия темы урока

- промышленность, сельское хозяйство, сфера обслуживания Зарубежной Европы.

Затем учащимся выдаются практические задачи урока. Работа учащихся планируется в групповой форме.

Учащиеся разделены на пять групп. Перед каждой группой ставится определённый проблемный вопрос.

2. Каждая группа работает по следующему алгоритму:

- знакомство с целью, поставленной перед группой;

- повторение необходимых понятий или терминов;

- выполнение заданий по изучению нового материала;

- первичное закрепление (заполнение таблиц, формулировка выводов);

- отчёт группы.

Группа № 1

Цель: выявить отрасли «авангардной тройки» зарубежной Европы, крупнейшие районы и узлы этих отраслей; отразить результаты в виде таблицы.

Название отрасли

На что ориентируется

Крупнейшие районы и узлы

Учащиеся заполняют таблицу и делают вывод об общих и отличительных особенностях отраслей и их роли для всего региона, выбирают выступающего с результатами своей работы и заключительными выводами.

Группа № 2

Цель: выявить уровень развития лёгкой, лесной промышленности, сельского хозяйства зарубежной Европы, крупнейшие районы и узлы этих отраслей. Отразить результаты в виде таблицы.

Сельское хозяйство зарубежной Европы

Североевропейский тип

?

?

специализация

?

Молочно–мясное, свиноводство, птицеводство

?

Примеры крупнейших стран - экспортёров

?

?

Италия, Франция, Испания.



Учащиеся заполняют таблицу, пустые графы, если необходимо дополняют схему. В выводе отмечают причины такой специализации сельского хозяйства зарубежной Европы. Выбирают выступающего с результатами своей работы и заключительными выводами.

Группа №3

Цель: выявить уровень развития транспорта, науки, финансов, отдыха и туризма зарубежной Европы. Выделить крупнейшие районы этих отраслей.

Сфера обслуживания зарубежной Европы


транспорт

?

Отдых и туризм

Промышленные узлы

Крупнейшие центры

Районы приморского

Портово – промышленные комплексы

?

?

Лондон


Горного

городского

Вывод:





Участники группы № 3 делают выводы об обеспеченности транспортной сетью зарубежной Европы, подтверждают высказывания статистическими данными; определяют роль науки и финансов, крупнейшие финансовые центры Западной Европы; отмечают причины такой специализации. Выбирают выступающего с результатами своей работы заключительными выводами.

Группа № 4

Цель: нарисовать географический рисунок расселения и хозяйства зарубежной Европы. Выделить «центральную ось» развития, определив территориальную структуру зарубежной Европы.

Учащиеся смотрят, как насыщена Западная Европа:

А) промышленными районами;

Б) центрами;

В) городскими агломерациями;

Г) транспортными узлами;

Д) районами интенсивного сельского хозяйства.

Результаты сравнения отразить на контурной карте в виде прямоугольника, в пределах которого высокая концентрация хозяйства – своего рода каркас всей территории. Выбирают выступающего с результатами своей работы и заключительными выводами.

Группа № 5

Цель: определить уровень развития стран зарубежной Европы и регионов в целом. Выявить страны, определяющие экономическую мощь региона.

Учащиеся определяют:

    1. Уровень развития отдельных стран зарубежной Европы.

    2. Уровень развития зарубежной Европы в целом.

    3. Сравнивают показатели и делают выводы.

Результаты сравнения отражаются на контурной карте, выделяют границы государств и подписывают названия.

Выбирают выступающего с результатами своей работы и заключительными выводами.

3. Отчёты групп, контроль – каждая группа отчитывается по-своему проблемному вопросу.

4. Коррекция со стороны преподавателя и участников других групп выступления учащихся. Преподаватель помогает сделать общий вывод по заданию.

5. Подведение итогов работ групп.

6. Подведение итога урока. Преподаватель заслушивает руководителей групп по работе каждого учащегося и только потом выставляет оценки за урок.

7. Домашнее задание даётся, осуществляя дифференцированный подход:

1. Составить кроссворд по городам Европы.

2. Написать сочинение – путешествие в одну из стран Европы. (по выбору учащегося)

3. Составить перспективную программу изменений в географическом рисунке хозяйства Европы.





Приложение 2

Открытый урок пресс – конференция по теме:

« Особенности населения г. Карталы и Карталинского района».


Обучающие цели:

- изучить демографическую ситуацию города и района;

- провести взаимосвязь с вопросами населения РФ и мира;

- углубить знания учащихся по истории родного края;

- связать тему урока с профессией «Повар – кондитер».

Развивающие цели:

- развивать умение учащихся анализировать, синтезировать новые знания;

- развивать и повышать культуру речи учащихся;

- расширять кругозор обучающихся.

Воспитательные цели:

- воспитывать чувство ответственности, самоутверждения и самовыражения;

- формировать умения вживаться в роль;

- воспитание патриотических чувств к России.

Оборудование:

- физическая карта Челябинской области;

- схема Карталинского района;

- фотовыставка, выставка работ учащихся из природного материала по теме «Моя малая Родина»;

- учебные таблицы по теме урока.

Подготовительный этап:

Из числа группы, по желанию учащихся, выбираются «специалисты» - здравоохранения, экологического комитета, демографических вопросов.

На урок приглашены сотрудники краеведческого музея г. Карталы.

Ход урока:

( звучит песня С. Радченко «Моя малая Родина»).

На доске записаны слова поэта Ю. К. Ефремова:

Глубь недр пойму и знания углублю

И с гордостью скажу родному краю:

Люблю и знаю, знаю и люблю

И тем полней люблю, чем глубже знаю.

Преподаватель:

Что такое Родина? Солнце, лес, дыханье полей, сад в цвету,

Где не молкнут пчёлы, и твой дом и огни твоей школы.

Наша Родина – труд и праздник, сто дорог для тебя самых разных.

И любовь твоя к папе и маме, и ты сам не один, а с друзьями…

- сегодня мы проводим урок – конференцию по вопросам населения г. Карталы и Карталинского района. (постановка целей урока).

- Мы прошли тему «Население мира» и сейчас повторим основную терминологию:

- Миграция населения?

- Естественный прирост населения?

- Воспроизводство населения?

- Демография?

- Урбанизация?

- Агломерация?

- Мегаполис?

Родной край нельзя познать без истории, с её помощью многое объясняется в общественной жизни. Историю г. Карталы нам расскажет сотрудник краеведческого музея. Учащиеся записывают в тетрадь материал и вступают в дискуссию.

Преподаватель: одним из самых актуальных вопросов, касающего нас с вами – это вопрос здоровья населения. Эту тему нам раскроет «главный врач города и района» ( учащийся класса рассказывает свой доклад):

Первый докладчик:

В нашем районе наблюдается критическая обстановка с заболеваниями среди населения. Сложилась следующая тенденция:

1. взрослые: 35 % - заболевания пищеварительной системы;

20 % - заболевания нервной системы;

15 % - заболевания щитовидной железы;

10 % - опорно-двигательной системы;

10 % - заболевания зрения глаза;

5 % - заболевания нервной системы;

5 % - онкологические заболевания.




2. дети: 37 % - заболевания верхних дыхательных путей;

25% - пищеварительного тракта;

18 % - заболевания нервной системы;

10 % - заболевания зрения глаза;

10 % - заболевания позвоночника.


Причины заболевания различны:

  1. социально – экономические уровень жизни населения;

  2. экологические проблемы, связанные с ликвидацией ракетной дивизии;

Показатель смертности в районе равен среднему показателю области. В основном, смерть наступает в результате:

- старости –10%

- несчастных случаев – 29 %

- онкологических заболеваний – 20 %

- сердечно – сосудистые заболеваний – 25 %

- сахарного диабета – 15 %

- другие заболевания – 1 %

Ежегодно в городе и в районе проходит диспансеризацию около 78 % жителей. Поэтому смертность населения за последнее время сократилось почти вдвое.

Преподаватель: ребята, вы заслушали выступление специалиста по вопросу здравоохранения нашего района, а сейчас ваши вопросы.

( далее задаются вопросы, учащиеся вступают в диалог).

- Причиной многих заболеваний в городе и в районе за последнее время стала экологическая обстановка. Экология – это серьёзная проблема. Как и почему нарушилось равновесие в природе и окружающей среде расскажет «сотрудник экологического комитета».

Второй докладчик:

В нашем районе сложилась сложная ситуация в экологическом плане. После уничтожения ракетных установок уровень радиоактивного излучения стал довольно высоким. Что незамедлительно повлекло за собой очень тяжёлые последствия: увеличилась смертность по причине онкологических заболеваний, которые являются следствием влияния на живой организм радиации. После взрывов ракетных установок в районе наблюдались изменения флоры, многие люди чувствовали недомогания и плохое самочувствие.

Проба почвы и воды показали, что содержания тяжелых металлов в районе превышает нормы. А это повлечет за собой тяжёлые заболевания, особенно среди детей.

( далее был показан видео – фильм об уничтожении ракетно – пусковых установок «Сатана» ).

Преподаватель:

Изучив, обширную тему «География населения мира», вы ребята уже хорошо ориентируетесь в демографических терминах. Поэтому, прослушав следующего специалиста по демографическим проблемам района, у вас наверняка появится много вопросов.

Третий докладчик:

За последние годы не только у нас в районе, но и во всей России, наблюдается процесс демографического спада. Демографы называют это депопуляцией, то есть старение нации. С развитием демографической программы, обстановка за 2010 год изменилась в положительную сторону: за 6 месяцев текущего года родилось в нашем районе на 157 малышей больше, чем за этот же период в прошлом году. Естественный прирост медленно, но растёт. Смертность постепенно снижается: за полгода 2010 г умерло на 76 человек меньше, чем за этот же период в 2009. этому послужил постепенный рост благосостояния населения, ежегодный осмотр всех возрастных категорий.

Национальный состав населения Карталинского района разнообразен:

- русские – 68 %;

- казахи – 12 %;

- украинцы – 11 %;

- белорусы -7 %;

- др. народы – 2 %.

Карталинский район находится на границе с бывшей союзной республикой – Казахстаном. Если в начале 90 – х годов наблюдался миграционный поток из Казахстана, то в наши дни этот процесс остановился. Сейчас мы наблюдаем, небольшой отток населения района в ФРГ, а в целом наблюдается внутренняя миграция в областной город, маятниковые формы миграции. Причины – поиск работы, обучение.

Безработица в городе и районе так же не превышает общеобластной показатель. На рынке труда по – прежнему остаются, востребованы рабочие специальности: токари, плотники, каменщики, сварщики и др. Спрос на специалистов узкого профиля, особенно в области электроники. Требования работодателей заключаются в следующем: знания ПК, коммуникабельность, высшее образование, возраст до 40 лет.

Преподаватель:

Прослушав специалиста по вопросам трудоустройства, хочется посмотреть, дорогие ребята, а что же вы умеете, чему научились в стенах нашего училища?

( далее учащиеся демонстрируют практические умения: нарезку овощную, картины из солёного теста, изделия из мастики).

В конце занятия проводится взаимосвязь темы урока с профессией Повар – кондитер. Подводится итог выставки « Моя малая Родина», преподаватель оценивает учащихся. Домашнее задание – « составить свой проект по изменению демографической ситуации в районе»

Заканчивается занятие авторской песней учащегося « Мой город – Карталы».


Приложение 3

Темы рефератов по курсу социально – экономической

географии мира 10 класс.


№ БЛОКА

ТЕМА БЛОКА.

ТЕМА РЕФЕРАТОВ

1

Современная политическая карта мира.

1.Освоение человеком труднодоступных территорий планеты.

2. Великие географические открытия и их влияние на политическую карту мира.

3. «Горячие точки» современной политической карты мира. Причины, следствия.

1. 1.

Разнообразие стран мира – государственный строй, социально – экономическое развитие регионов мира.

2

География мировых природных ресурсов. Загрязнение окружающей среды.

1. Изучение природных ресурсов мира с помощью современных космических средств и методов.

2. Использование человеком нетрадиционных источников энергии.

3. Биологические ресурсы мира и их значение.

4. Значение и использование агроклиматических ресурсов.

5. Международные программы по охране природных ресурсов.

2. 1.

Взаимодействие природы и человека. Оценка мировых природных ресурсов

2. 2.

Экологические проблемы, пути их решения.

3.

География населения мира.

1. Численность населения мира в наше время: региональные различия и особенности.

2. География мировой религии (по выбору учащегося) в современном мире.


3. Особенности урбанизации стран мира.

4. Черты внешних миграций после распада СССР.

5. Причины уменьшения сельского населения на территории РФ.


3. 1.

Численность и воспроизводство населения. Состав населения планеты.

3. 2.

Размещение и миграция населения. Городское и сельское население.

4.

Научно – техническая революция и мировое хозяйство.

1. НТР и её влияние на развитие мирового хозяйства.

2. Научно – технический прогресс и его значение.

3. Особенности современного международного разделения труда.

4. 1.

НТР и мировое хозяйство. Изменение роли науки. Структура мирового хозяйства.

5.

География отраслей мирового хозяйства.

1. Экстенсивное и интенсивное сельское хозяйство в современном мире.

2. Историко-географическое развитие транспорта мира.

3. Научно – техническая революция и развитие промышленности мира.

5. 1.

География промышленности.

5. 2.

География сельского хозяйства и рыболовства.

5. 3.

География транспорта.

6.

Региональная характеристика мира Зарубежная Европа.

1. Сравнительная характеристика стран Западной и Восточной Европы.

2. Особенность населения стран Западной Европы.

3. Германия и Россия – сравнительная характеристика.

6. 1.

Общая характеристика Зарубежной Европы. Географический рисунок расселения и хозяйства.

6. 2.

Регионы Европы.

7.

Зарубежная Азия

1. Особенность развития стран Азиатского региона.

2. Япония – феноменальная страна Азии.

3. Азия – регион будущей экономической мощи.

7. 1.

Общая характеристика Зарубежной Азии.

7. 2.

Япония – ЭГП, население, хозяйство.

7. 3.

Общий экономико-географический обзор Австралии.

1. Своеобразие природы и её влияние на структуру промышленности Австралии.

2. Особенности местного населения Австралии.

8.

Общая характеристика стран Африки.

1. Африка – континент загадок.

2. Сравнительная характеристика Северной и

Южной Африки.

8. 1.

Субрегионы Северной и Тропической Африки

9.

Северная Америка

1. Северная Америка- центр развития мировой экономики.

2. Сравнительная характеристика США и Канады.


9. 1.

Состав, ЭГП, и ПГП США.

9. 2.

Население, хозяйство, транспорт США. Микрорайоны.

9. 3.

Общая характеристика Канады.

10.

Латинская Америка

1. Латинская Америка – «регион слаборазвитости».

2. Особенность латиноамериканского населения.

10. 1.

Общая характеристика Латинской Америки.

10. 2.

Изучение Бразилии, Аргентины.

11.

Глобальные проблемы развития человечества.

1. Актуальные экологические проблемы мира.

2. Демографические проблемы мира. Пути решения.

3. Глобальные проблемы мира. Последствия.

11. 1

Определение проблем человечества.

11. 2

Глобальные прогнозы, гипотезы, проекты.








Вариант системы творческих домашних

заданий для курса « Экономическая и социальная география мира» 10 класс

(профильный класс). 35 ч/ год, 1 ч/неделю.

Раздел

Тема урока

№ урока

Тип урока

Вид, форма Д/З

Методика Д/З

Общая характеристика мира

Современная политическая карта мира



1- 2


Комбинированный


Индивидуальный, письменный.

1. Составить кроссворд на тематику: « Политическая карта мира».


2. Составить конспект в тетради, иллюстрирующий изменения в наши дни на политической карте:

- появление «горячих точек»,

- распад государств мира;

- воссоединение территорий государств мира.

3. Подготовить рефераты на темы:

- Освоение человеком труднодоступных территорий планеты.

- Великие географические открытия и их влияние на политическую карту мира.

- «Горячие точки» современной политической карты мира. Причины, следствия.


География мировых природных

ресурсов.

3- 4

Вводный.

Индивидуальный, письменный.

  1. Установить причинно – следственные связи:

Причина ↔ следствие

Вырубка леса ↔ ………..

Энергия Луны ↔ ………..

............... ↔ крупные

Месторождения

Каменного

Угля.

………… ↔ недостаток водных ресурсов


2. Определить по картам географического атласа:

- страны с высокой обеспеченностью

лесными, минеральными и водными ресурсами;

- страны с низкой обеспеченностью

лесными, минеральными и водными ресурсами;


3. Подготовить рефераты:

1. Изучение природных ресурсов мира с помощью современных космических средств и методов.

2.Биологические ресурсы мира и их значение.

3.Значение и использование агроклиматических ресурсов.


Экологические проблемы. Загрязнение окружающей среды.↔

5 - 6

комбинированный

Индивидуальный, письменный.

  1. Подготовить сообщения на темы:

- « Загрязнение окружающей среды»;

- « Экологические проблемы природных ресурсов»;

2. Установить взаимодействие почвы и деятельности человека:

Сельское хозяйство

Лесное хозяйство

почва → строительство

горное дело

транспорт

3. Подготовить рисунки на экологическую тему.


4. Научная «Пяти – минутка» - «Криница».

Проанализировать схему, составить вопросы, предложить свои меры по улучшению ситуации.

Б ыт Вода Растительные

Животные

продукты

Хозяйство Лечебные цели



География населения мира.

Численность и воспроизводство населения мира.

Состав населения планеты. Размещение и миграция населения мира.

7 -8

Урок изучения нового

Индивидуальный.

1.Составить перечень стран

- в которых государственным языком являются:

А) английский;

Б) французский;

В) немецкий.

- однонациональных и многонациональных.

2. Разработать программу по предупреждению уровня безработицы в развивающихся странах.

3. Разработать проект на тему:

- Демографическая ситуация в 2015 г. в России.


Религии мира. Городское и сельское население мира.

9 - 10

Комбинированный.

Индивидуальный, письменный.

1. Написать сочинение на темы:

- « Важна ли для человека национальность ?»

- « Религия и современный человек – все «за» и «против».

2. Составить программу по предотвращению внешних миграционных процессов на территории Карталинского района.

3. Подготовить рефераты на темы:

1.Особенности урбанизации стран мира.

2.Черты внешних миграций после распада СССР.

3.Причины уменьшения сельского населения на территории РФ.


Научно – техническая революция и мировое хозяйство. Структура мирового хозяйства.

11 - 12

Урок изучения нового

Индивидуальный, устный.

  1. По картам и тексту учебника определить уровень и особенность размещения отраслей мирового хозяйства в крупных регионах мира.

  2. Установить и объяснить влияние НТР на:

- производство;

- производительные силы общества.


География промышленности.

13 - 14

Комбинированный.

Индивидуальный.

  1. Составить кроссворд, ребус или шараду по изучаемой теме.

  2. Установить взаимосвязь между структурой экономики и типом организации хозяйства страны? Приведите примеры.



География сельского хозяйства и рыболовства

15 - 16

Комбинированный.

Индивидуальный, письменный.

1.Сравнить АПК высокоразвитых и развивающихся стран мира. Определить их коренное различие?

2.Охарактеризовать взаимосвязь и объяснить последствия:

О трасль сельского хозяйства религия страны

3.Подобрать материал по теме:

- Экстенсивное и интенсивное сельское хозяйство в современном мире. Ваше мнение по перспективе развития.


География транспорта

7 -8

Комбинированный.

Индивидуальный, письменный.

1.Используя текст учебника, заполнить таблицу:

Показатель обеспеченности транспортной сетью.

Страны

Регионов

Сухопутный транспорт

Водный

транспорт

Воздушный

транспорт


Выводы


автомобильный

ж/д

морской

речной



Европы







Азии







Африки







Америки







2. Составить 1 0 вопросов по данной теме.

3. Установить взаимосвязь между:

- Уровнем развития страны и характером её транспортной системы;

- рельефом и преобладающим видом транспорта страны;

- видами транспорта и экологическими проблемами.

Региональная характеристика мира.

Зарубежная Европа.

Общая характеристика региона.

9 - 15

Урок изучения нового.

Индивидуальный, письменный.

1. Составить кроссворд по городам Европы.

2. Написать сочинение – путешествие в одну из стран Европы. (по выбору учащегося)

3. Составить перспективную программу изменений в географическом рисунке хозяйства Европы.


Зарубежная Азия. Общая характеристика региона.

16 - 22

Комбинированный.

Индивидуальный, письменный.

  1. Заполнить таблицу:

Обеспеченность природными ресурсами территории Зарубежной Азии

Субрегион З. Азии

Минеральные ресурсы

Лесные ресурсы

Водные ресурсы

Выводы

2.Какие районы Зарубежной Азии и почему лучше осваивать для сельского хозяйства? Предложите свой план освоения одной из этих территорий.

3.Сделать сообщение на темы:

-1.Особенность развития стран Азиатского региона.

2. Азия – регион будущей экономической мощи.



Япония – Специфика хозяйства.

23 - 24

Урок изучения нового.

Индивидуальный, письменный.

1. Составить 10 вопросов по данной теме.

2. Заполнить таблицу:

Азиатские страны - лидеры

Крупнейшие по величине территории

(тыс. км)

Крупнейшие по численности населения

(млн. чел)

Крупнейшие по величине ВВП.

( млрд. долл)


3. Составить туристический маршрут по достопримечательностям Японии. Раскрыть истинное лицо Японии.


Австралия и Океания. Характеристика хозяйства.

25 - 26

Комбинированный.

Индивидуальный.

1. Объяснить положительные и отрицательные последствия удалённости Австралии.

2. Составить ребусы, шарады, головоломки по теме « Австралия»

3. Подготовить сообщения - размышления на тему « Как сложилась бы судьба аборигенов, если бы к ним не пришли европейцы?».


Субрегионы Северной и Тропической Африки.

27 - 28

Комбинированный.

групповой, письменный.

- Работа по группам - Подготовить программу перспективного развития Субрегионов Африки:

1.- по обеспеченности природными ресурсами.

2 - по демографическим показателям.

3 - по уровню промышленности и сельского хозяйства.


Северная Америка – ЭГП, ПГП, население, хозяйство.

США. Микрайоны США.

29- 30


Комбинированный.

Индивидуальный.

1. Сравнить уровень развития Севера и Юга Северной Америки.

2. Подготовить материал и провести «экскурс» по США.

3. Составить кроссворд «Штаты и города США».

4. Подготовить материал о культурно – исторических и архитектурных достопримечательностях США.



Общая характеристика Канады.

31 - 32

Урок изучения нового.

Индивидуальный, письменный.

1. Разработать схему - конспект для изучения « Канады».

2. Придумать вопросы – тесты по теме.

3. Сравнить США и Канаду:

страна

Тип воспроизводства населения

Национальный состав населения

Уровень урбанизации

Уровень развития хозяйства.



Латинская Америка. Изучение Бразилии и Аргентины.

33 -34

Комбинированный.

Индивидуальный, письменный.

1. Сравнить Мексику – Бразилию – Аргентину. Сходство и различие.

2. Подготовить сообщение на тему « Освоение Амазонки», « Джунгли Амазонии».

3. Придумать туристическое представление (рекламу) странам Бразилии и Аргентине.

Глобальные проблемы человечества

Глобальные прогнозы, гипотезы.

Определение проблем человечества.

35

Комбинированный.

Индивидуальный, письменный.


Групповой, письменный.

1. Какие меры по борьбе за улучшение экологической ситуации вы предложили бы организовать в России? Ваши рассуждения.

2. Каким вам видится мир в 2050 г.? Составьте рассказ этого видения.

3. Составить схему взаимосвязи между развитыми странами мира и глобальными проблемами человечества.

4. Разработать проект по предотвращению и решению глобальных проблем человечества:

- 1– ая группа - экологическая проблемы;

- 2 –ая группа – демографическая проблемы;

- 3 – ая группа – энергетическая и сырьевая;

- 4 - ая группа – продовольственная.







Всего: 35 часов.















Роль творческих домашних заданий в учебном процессе. Схема №1.








Схема №2

Виды творческих домашних заданий






Схема № 3





Формы творческих домашних заданий









Схема № 4

Виды творческих домашних заданий




Тесты, задачи

Проекты, программа прогнозы.

Реферат, доклад, сообщение

Сочинение, письмо, сказка, рассказ, стихотворение.

Схема, Таблица, чертёж.

Ребус, кроссворд, шарада, головоломка.

Обращения, вопросы- загадки.

Сборники рисунков,

Фотографий, фотоальбомы.

Сопоставление, установление причинно- следственных связей.

Проекты

Презентации в электронном виде.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!