СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования»

Использование инновационных технологий в образовательном процессе

для повышения мотивации к предмету и качества образования

Бухтоярова С.В., преподаватель



Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.

Инновационная деятельность – целенаправленная деятельность, основанная на осмыслении своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития образовательного процесса с целью достижения более   высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики.

Если раньше для педагога главными были профессиональные и методические знания, позволяющие ему осуществлять образовательный процесс на высоком уровне и добиваться успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющим является его готовность к инновациям.

Характер инновационной деятельности зависит от существующих в конкретном образовательном учреждении условий и, конечно же, от уровня личностной готовности и инновационного потенциала педагога.

Инновационный потенциал личности связывают со следующими основными параметрами:

- творческие способности, новые представления и идеи генерировать и воплощать в практических формах;

- открытость личности новому, что основывается на гибкости мышления;

- культурно-эстетическая развитость и образованность;

- готовность совершенствовать свою деятельность, наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов;

- развитое инновационное сознание (ценность инновационной деятельности в сравнении с традиционной, инновационные потребности, мотивация инновационного поведения).

     Немаловажную роль в формировании теоретической готовности педагога к инновационной деятельности имеет его самообразование.

     Но самым главным фактором инновационной деятельности является инициатива педагога, его мотивация к собственному профессиональному развитию, постоянному самосовершенствованию, которое проявляется в использовании в собственной практике новшеств, стремлении повысить качество работы, применении новых, в том числе самостоятельно разработанных методик и дидактических средств.

К основным функциям инновационной деятельности относится изменение компонентов педагогического процесса: целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т.д.

В своей педагогической деятельности я стараюсь использовать наиболее эффективные формы и методы обучения, технологии. Это приводит в конечном итоге к повышению качества знаний обучающихся. Сегодня важнейшими факторами качественного обучения в системе образования являются инновации, которые способны мотивировать обучающихся к знаниям, и, как следствие, улучшить их успеваемость.

Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех учащихся в группе без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля.

На своих уроках лидерство стараюсь передать детям. Конечно, это трудно. Преподавателю всегда легче самому сформулировать, обобщить, сделать вывод на уроке. При введении групповой работы на уроках, у студентов появилась возможность высказывать своё мнение, общаться, задавать вопросы, что в корне отличается от стереотипов традиционного урока.

На традиционном уроке, как обычно отводится время на диалог между обучающимися. Но чаще всего диалог проводится по принципу преподаватель-обучающийся и преследует только цель контроля знаний Когда вопрос задает преподаватель, то, как правило, отвечает один обучающийся, а остальным остаётся лишь слушать ответ. А при работе в группах, студенты получают право, как задавать вопросы, так и отвечать. Сокращается время на устный опрос, но и в тоже время у обучающихся пропадает страх неверного ответа, потому что оценивают они друг друга сами, а не преподаватель. Поэтому студенты становятся более уверенными в своих способностях и знаниях, стараются строить свои ответы грамотно, учатся слушать и слышать друг друга, делать выводы, высказывают своё мнение.

В процессе диалога развивается критическое мышление, что также является немаловажным аспектом при развитии коммуникативных навыков у обучающихся.

Для решения воспитательных и учебных задач учителем могут быть использованы следующие интерактивные формы:

  1. Интерактивная экскурсия.

  2. Круглый стол.

  3. Мозговой штурм.

  4. Дебаты.

  5. Деловые и ролевые игры.

  6. Тренинги.

На своих уроках для развития критического мышления я применяю приёмы: «Тонкие и толстые вопросы», «Синквейн», кластер, мозговой штурм, круглый стол.

Успех работы обучающегося на уроке зависит от множества факторов, в частности это и внешние, и внутренние факторы. Имея слабые способности к предмету, обучающийся может активно работать на уроке, и преподаватель должен поддержать эту активность, акцентируя его внимание на успехе. Иначе у обучающегося будет происходить постепенное снижение интереса к предмету.

Главным устойчивым результатом реализации инновационной образовательной деятельности является:

- формирование инновационной инфраструктуры, обеспечивающей устойчивое развитие и дальнейшее изучение и распространением передового опыта;

- лидерская позиция колледжа на рынке образовательных услуг;

- создание позитивного имиджа учебного заведения.

Обязательным условием инновационной работы называют наличие достаточного количества учебно-методической литературы и современной материально-технической базы.



Литература

1. Борисова Н.Я. Сопровождение инновационной деятельности педагогов. Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование», № 8, 2010, с. 16 – 21.

2.Гнездилова О.Н. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 4. - С. 61-65

3.Разина Н.А. Профессионально-личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения // Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 1. - С. 14
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!