СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование школьного музея боевой славы в учебном процессе и патриотическом воспитании учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья об использовании экспозицй музея в учебном процессе и воспитательной работе. О подготовке творческих и исследовательскх проектов с использованием музея боевой славы.

Просмотр содержимого документа
«Использование школьного музея боевой славы в учебном процессе и патриотическом воспитании учащихся.»

Использование школьного музея Можайской воспитательной колонии боевой славы в учебном процессе и патриотическом воспитании.

Никитина А.В., учитель истории и обществознания ФКОУ СОШ УФСИН России по Московской области.

Музей боевой славы действует в школе Можайской воспитательной колонии в течение десяти лет. Он был создан сотрудниками учреждения и является мощным средством воспитания молодых людей.

Большая часть экспонатов музея собрана членами группы «Поиск» в Можайском районе на местах боевых действий, происходивших в ходе оборонительного и наступательного этапов битвы за Москву.

Музей активно используется в ходе учебного процесса, в организации воспитательной, исследовательской работы учащихся, а также в подготовке и реализации творческих проектов. (Записать видео с обзором музейной экспозиции)

В музее проводятся уроки истории, семинары и ученические конференции, посвященные важным датам и событиям Великой Отечественной войны.

Подготовка и проведение внеклассных воспитательных мероприятий, связанных с военной тематикой в условиях музея развивает интерес учащихся к военной истории и проходит очень продуктивно. Обычно такие мероприятия проводятся в дни начала контрнаступления советских войск под Москвой, в день освобождения Можайска от немецких оккупантов и накануне Дня защитника Отечества. В феврале 2020 года в зале музея проходило занятие, посвященное памяти жертв холокоста.

В музее организована работа кружка «Героические страницы истории». Программа кружка «Героические страницы истории» рассчитана на один год обучения.

Воспитанники под руководством педагогов изучают события Великой Отечественной войны, связанные с боями на Можайской линии обороны. Изучаются действия 5 ударной армии, 32 дивизии, которые сражались на Бородинском поле.

В Можайском районе активно действовали партизанские отряды. Хотя оккупация района продолжалась всего четыре месяца, партизанские отряды, сформированные в деревне Уваровке, продолжали борьбу с фашистами и после освобождения Можайского района. В музее создан макет партизанской землянки, который передает атмосферу военного времени.


Занятия в кружке создают условия и дополнительные возможности творческой деятельности воспитанников, для создания и реализации индивидуальных и коллективных образовательных проектов. Метод проектов предполагает решение определенной проблемы и набор исследовательских, поисковых методов, способствующих  раскрытию субъективного опыта и творческих возможностей.

Любой проект должен содержать проблему, проектирование (планирование), поиск информации, реализацию (практическое исполнение), продукт и представление продукта.

Краткосрочные проекты представляют собой творческие работы, требующие обработки информации по конкретным темам и владения техническими средствами.

Для подготовки конкурса экскурсоводов, который является ежегодным итогом кружка «Героические страницы истории», необходимо произвести видеозапись пробных экскурсий, проводимых будущими участниками конкурса. После цикла занятий каждый учащийся, желающий принимать участие в конкурсе, готовит свою экскурсию по школьному музею. Текст экскурсии и сама пробная экскурсия являются краткосрочным проектом для каждого участника.

Видеозаписи делают другие учащиеся, и эти видеозаписи тоже являются частью проекта. Все записи просматриваются, анализируются, обсуждаются всеми участниками проекта.

Участники конкурса составляют окончательный вариант экскурсии, учитывая замечания, и проводят экскурсии для группы и для членов жюри. Таким образом, сам конкурс является уже коллективным проектом средней продолжительности. (Слайд-шоу, видео)

Фонды музея постоянно изучаются и пополняются. Это дает материал для организации исследовательских проектов. Так, в ходе проведения ремонта на территории учреждения был обнаружен фрагмент медали времен Великой Отечественной войны. Появилась возможность провести исследование данного экспоната и попытаться определить, когда и каким образом этот предмет мог оказаться на этом месте и кому он мог принадлежать.

Была предложена рабочая гипотеза о том, что эта медаль могла принадлежать солдату германской армии, который либо погиб на этом месте, либо потерял ее в ходе сражения.

Чтобы подтвердить или опровергнуть данное предположение, нужно было установить, когда была учреждена медаль и кому она вручалась. Также нужно было выяснить даты сражений, начиная от боя на подступах к Можайску до оставления города советскими войсками в ходе оборонительного этапа и от боя на подступах к городу и до полного овладения городом в ходе контрнаступления.

После изучения истории происхождения медали и сопоставления этой информации с датами и содержанием оборонительного этапа и контрнаступления советской армии был установлен факт, что немецкий солдат, который был награжден этой медалью, не погиб в ходе этих сражений. Никто из погибших в зимней кампании немцев, не был награжден этой медалью, поскольку этой медали тогда еще не было. Следовательно, она попала сюда каким-то иным путем. Точно можно сказать, что солдат, награжденный этой медалью, до мая 1942 года был жив и воевал. Первоначальное предположение не подтвердилось. Отрицательный результат, полученный в ходе изучения данного артефакта, не снижает ценности проделанной работы, а создает дополнительный стимул для продолжения исследования. На следующем этапе исследования предстоит выяснить, могла ли эта медаль принадлежать пленному немецкому солдату. (видео)

В музее проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, которых осталось в живых очень мало, а также с ветеранами других военных конфликтов. Несмотря на очень почтенный возраст, ветераны являют собой удивительный пример необыкновенной жизненной силы, стойкости, оптимизма, интереса к происходящим событиям, к людям, которые их окружают, к проблемам молодого поколения, к перспективам развития страны. Их пример способен многих побудить задуматься об истинных ценностях, заронить стремление изменить свою жизнь к лучшему. (Слайд-шоу)

Таким образом, деятельность музея, является очень эффективным средством духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания личности.

Информационно-просветительское воздействие музей дополняет системой вовлечения учащихся в различные формы историко-культурного творчества, что способствует преобразованию историко-культурных знаний в нравственные убеждения, в формы и принципы гражданского поведения.

Возможности музея в процессе воспитания нравственного сознания учащихся не исчерпаны. Планируется проводить занятия в сотрудничестве с преподавателями литературы по темам, связанным с Великой Отечественной войной, в частности при изучении творчества А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского.

Знакомство с музейными коллекциями стимулирует сопереживание, эмоционально обогащает духовный мир воспитанников, учит пониманию прекрасного, способствует гуманизации образования. Используя эффект первичности, достоверности, и наглядности экспонируемых ценностей истории и культуры, музей может обеспечить относительную завершенность воспитательного процесса.

Развитие коммуникативных и исследовательских навыков, расширение кругозора учащихся, реализация и развитие их творческих способностей – все это способствует их духовному развитию. Во всяком случае, об этом свидетельствует их положительное отношение к изучению тем, связанных с Великой Отечественной войной и уважение, которое они питают к ветеранам.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!