Использование школьных переносных лабораторий cornelsen на уроках в начальной школе

   В данной статье рассматривается вопрос использования комплекта "Мобильная школьная лаборатория". На примере лаборатории "Звук и тон" я хочу показать Вам на каких уроках мы можем использовать лабораторию.

Просмотр содержимого документа
«Использование школьных переносных лабораторий cornelsen на уроках в начальной школе»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ШКОЛЬНЫХ ПЕРЕНОСНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ CORNELSEN НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАБОТА С ЛАБОРАТОРИЕЙ «ЗВУК И ТОН»

Федосеева А.П. учитель МОУ СОШ № 7 г. Железногорска

В последнее время уделяется огромное внимание организации исследовательской деятельности учащихся, что соответствует ФГОС. Владение учащимися методами такой работы – показатель высокого уровня образованности. Ученик умеет наблюдать, анализировать, сравнивать и фиксировать результаты своих наблюдений. Для того, чтобы ученик мог успешно использовать приемы исследовательской деятельности, учитель должен этому обучить. Сделать уроки более насыщенными и разнообразными помогает комплект оборудования «Мобильные школьные лаборатории» (далее МШЛ), или так называемые «красные чемоданы.

Я представлю вам, как можно использовать лабораторию «Звук и тон» на уроках в начальной школе.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

1 КЛАСС

Тема: Почему звенит звонок?

Дидактическая цель: Формировать начальные представления о звуке и его возникновении.

Опыт №1. Задание: получить и зафиксировать звук

Оборудование: резонатор – усилитель звука, гибкая пластинка.

Описание:

Положите пластину на край стола. На неё сверху поставьте резонатор. Для этого у него имеются специальные пазы. Плотно прижмите коробку к самому краю стола и держите ее так, чтобы она не могла двигаться. Отклоните свободный конец пластины вниз и отпустите. Он начнет колебаться.

- Что мы с вами услышим? (Звук)

Вывод: звук возникает только тогда, когда пластина колеблется.

Опыт № 2. Задание: получить и зафиксировать звук.

Оборудование: камертон, резонатор, молоточек.

Описание:

Установите камертон в одно из самых маленьких отверстий и ударьте по нему молоточком. Камертон начнет колебаться.

- Что мы услышим? (Звук)

Вывод: звук возникает только тогда, когда происходит колебание камертона.

Опыт № 3. Задание: получить и зафиксировать звук.

Оборудование: 4 резонатора со съемной крышкой и мембраной, струна, колок для струн, 2 треугольные подставки для струн.





Описание:

Скрепите вместе 4 резонатора и натяните струну на получившуюся конструкцию. Для этого на одном конце струны нужно сделать петлю, а на другом – узелок. Закрепите петлю за крючок на крышке резонатора, натяните струну, просуньте ее в прорезь колка на противоположной стороне и закрепите при помощи узелка. Оттяните струну в сторону и отпустите.

- Что произошло? (Мы услышали звук)

Вывод: звук возник при механическом колебании струны.



ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

4 КЛАСС

Тема: Звук – колебания среды

Дидактическая цель: показать, как при определенных условиях можно услышать звук.

Опыт № 1. Задание: получить и зафиксировать звук, определить условия, в которых может возникнуть звук.

Оборудование: резонатор – усилитель звука, камертон, молоточек.

Описание:

Установите камертон в резонатор и ударьте по нему молоточком.

Вывод: Колеблющееся тело издает звук. От камертона исходят волны способные вызывать у человека слуховые ощущения. Это звуковые волны.

Опыт № 2. Задание: определить в каких условиях распространяется звук.

Оборудование: резонатор – усилитель звука, камертон, пластиковый стакан, молоточек.

Описание:

Установите камертон в резонатор и ударьте молоточком.

- Что произошло? (Возник звук)

Накройте камертон пластиковым стаканом,

- Что произошло со звуком? (Он исчез)

Вывод: Звук не распространяется в безвоздушном пространстве. Колебания источника звука передаются в среде.

Опыт № 3. Задание: Проверить движется ли звук в воздушной среде.

Оборудование: резонатор, камертон, молоточек, бусинка на ниточке.

Описание:

Поставьте перед собой резонатор. Возьмите камертон и установите его в маленькое отверстие в резонаторе. Теперь нам понадобится молоточек. Ударьте им по камертону. Что мы слышим? (Звук)

- А кто почувствовал, что происходит с камертоном, когда по нему ударяют молоточком? (Он начинает дрожать). Резонатор усиливает эту дрожь, и вы её можете почувствовать. Теперь поднесите бусинку, подвешенную на нитке, к вилке камертона.

- Что теперь происходит? (При каждом соприкосновении с колеблющимся камертоном бусина отскакивает от него.)

Вывод: звук – колебание среды.

Опыт № 4. Задание: проверить движется ли звук в водной среде.

Оборудование: Стаканчик с водой, камертон.

Описание:

Ударьте камертон о край парты и поместите его в воду, но не глубоко.

- Что появилось на поверхности воды? (Круги, вызванные колебаниями камертона.)

Вывод: Звуковые волны распространяются в водной среде.



ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

2 КЛАСС



Тема: В. Бианки «Музыкант»

Дидактическая цель: формировать представление о возникновении звука

Опыт №1. Задание: получить и зафиксировать звук

Оборудование: резонатор – усилитель звука, гибкая пластинка.

Описание:

Положите пластину на край стола. На неё сверху поставьте резонатор. Для этого у него имеются специальные пазы. Плотно прижмите коробку к самому краю стола и держите ее так, чтобы она не могла двигаться. Отклоните свободный конец пластины вниз и отпустите. Он начнет колебаться.

- Что мы с вами услышим? (Звук)

Вывод: звук возникает только тогда, когда пластина колеблется.

- Что услышал старик в лесу?

- Как медведь издавал звуки?



ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

3 КЛАСС

Тема: Обобщающий урок по разделу «Наполним музыкой сердца»

Дидактическая цель: Формировать представление об устройстве музыкальных инструментов. Выяснить экспериментальным путем, как влияют особенности конструкции музыкальных инструментов на их звучание.

Опыт № 1. Задание: создать простейший струнный инструмент.

Оборудование: широкая и тонкая резинка, 2 колка, резонатор.

Описание:

Возьмите два колка и установите их в отверстия резонатора. Зацепите широкую и узкую резинки за крючки на крышке коробки резонатора. Натяните их и закрепите в прорезях колков.

Вывод: широкая резинка издает низкий звук, а узкая – высокий.

Опыт № 2. Задание: создать ударный инструмент.

Оборудование: 2 узкие резинки, пластинки, резонатор, палочка.

Описание:

На резонатор натяните две узкие резинки вдоль его длинной стороны. На них выложите пластинки по увеличению размера.

- Какой инструмент получился? (Металлофон)

- А от чего зависит высота звука? (От длины пластинки)

Вывод: высота звука зависит от длины пластинки.

Опыт № 3. Задание: создать духовой инструмент.

Оборудование: резонатор и 3 пробирки разной высоты.

Описание:

Возьмите резонатор и вставьте в отверстия пробирки разной длины. Подуйте над отверстиями пробирки, стараясь издавать звуки. Одинаковые ли они?

Вывод: Чем короче пробирка, тем выше звук.



ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

4 КЛАСС

Тема: Новое время – торжество Европы.

Дидактическая цель: сформировать представление об устройстве акустического телефона

Опыт№ 1. Задание: сконструировать акустический телефон.

Оборудование: катушка со струной, два пластиковых стакана.

Описание: Вставьте ограничители на концах струны в отверстия на дне стаканов. Туго натяните струну. Один ученик должен держать стакан около уха, а второй тихо говорить в другой стакан.

Вывод: По струне передается звуковая волна.

Как видим рассматриваемая лаборатория «Звук и тон» может использоваться в школе не только на уроках музыки, но и на уроках окружающего мира, литературного чтения, обучения грамоте.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей