СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование синонимов для создания комического в рассказах А. П. Чехова.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Проблема синонимии сложна и недостаточна разработана в лингвистической науке.

Просмотр содержимого документа
«Использование синонимов для создания комического в рассказах А. П. Чехова.»

Выпускная квалификационная  работа Выполнила  студентка гр.№ 401-рт Шарипова Юлдуз  Научный руководитель доцент Львова И.С. Оппонент : доцент Шевцова О.В.

Выпускная квалификационная работа

Выполнила

студентка гр.№ 401-рт

Шарипова Юлдуз

Научный руководитель

доцент Львова И.С.

Оппонент : доцент Шевцова О.В.

« Только разум, понимание простой истины, что на этой земле в течение многих веков совместно бок о бок жили узбеки, киргызы и еще долгие века будут жить вместе их дети и потомки, дало нам, нашему народу силы для того, чтобы предотвратить превращение этой трагедии в новый масштабный очаг противостояния в Центральной Азии» «…В сложных геополитических условиях, складывающихся в регионе и мире в целом, нам предстоит решать задачи обеспечения безопасности, стабильности страны, сохранения мира на нашей земле и целый ряд других ответственных и масштабных задач, от успешного решения которых зависит сегодняшний и завтрашний день нашей страны, наших детей».  Президент Ислам Каримов

« Только разум, понимание простой истины, что на этой земле в течение многих веков совместно бок о бок жили узбеки, киргызы и еще долгие века будут жить вместе их дети и потомки, дало нам, нашему народу силы для того, чтобы предотвратить превращение этой трагедии в новый масштабный очаг противостояния в Центральной Азии»

«…В сложных геополитических условиях, складывающихся в регионе и мире в целом, нам предстоит решать задачи обеспечения безопасности, стабильности страны, сохранения мира на нашей земле и целый ряд других ответственных и масштабных задач, от успешного решения которых зависит сегодняшний и завтрашний день нашей страны, наших детей».

Президент Ислам Каримов

« Использование синонимов для создания комического в рассказах  А.П. Чехова» (1860-1904)

« Использование синонимов для создания комического в рассказах А.П. Чехова»

(1860-1904)

Обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме

Обусловлена,

с одной стороны, большим интересом к теме

"Использование

синонимов для создания

комического в

рассказах А.П. Чехова ,

с другой стороны,

ее недостаточной

разработанностью.

Объект исследования: синонимия в идиостиле А.П.Чехова Предмет исследования:

Объект исследования:

синонимия в идиостиле

А.П.Чехова

Предмет исследования:

"Использование синонимов

для создания

комического в рассказах А.П. Чехова"

послужили

собрания сочинений

А.П. Чехова в 4-х томах.

Материалом

для исследования

  экспрессивно-эмоциональной функции синонимов в рассказах А.П.Чехова является определение:

экспрессивно-эмоциональной функции синонимов в рассказах А.П.Чехова

является

определение:

определить роль синонимов  в авторской речи  рассмотреть словообразовательную синонимию  определить функцию слов с суффиксами субъективной оценки в рассказах А.П. Чехова  рассмотреть понятие синонимия  проанализировать классификацию синонимов  рассмотреть структуру и семантику синонимов в рассказах А.П.Чехова
  • определить роль синонимов в авторской речи
  • рассмотреть словообразовательную синонимию
  • определить функцию слов с суффиксами субъективной оценки в рассказах А.П. Чехова
  • рассмотреть понятие синонимия

  • проанализировать классификацию синонимов

  • рассмотреть структуру и семантику синонимов в рассказах А.П.Чехова
  Описательный  Контекстуальный  Сплошной выборки  Методы  исследования

  • Описательный
  • Контекстуальный
  • Сплошной выборки

Методы

исследования

Работы И. А. Каримова , постановления парламента и правительства Республики Узбекистан, посвящённые коренной реформе образования,  «Закон об образовании Работы Республики Узбекистан»,  «Национальная программа  по подготовке кадров». Колесова В. В., Шмелёва Д.Н., Щербы Л.В., Улуханова И.С., Лагутиной А.В., Бережан С.Г., И. И. Меньшикова, В.И.Кодухова, И. Гурвич и др.

Работы И. А. Каримова ,

постановления парламента и

правительства

Республики Узбекистан,

посвящённые коренной

реформе образования,

«Закон об образовании

Работы

Республики Узбекистан»,

«Национальная программа

по подготовке кадров».

Колесова В. В.,

Шмелёва Д.Н.,

Щербы Л.В.,

Улуханова И.С.,

Лагутиной А.В.,

Бережан С.Г.,

И. И. Меньшикова,

В.И.Кодухова,

И. Гурвич и др.

Структура работы: введение две главы заключение  список использованной  литературы  приложение

Структура работы:

введение

две главы

заключение

список использованной

литературы

приложение

Во введении обосновывается :   актуальность  темы  исследования     определяются объект , предмет , цель  и задачи  исследования     отмечается теоретическая  и  практическая  значимость работы

Во введении обосновывается :

актуальность

темы

исследования

определяются

объект ,

предмет ,

цель

и задачи

исследования

отмечается

теоретическая

и

практическая

значимость

работы

 В первой главе «Синонимия как явление языка и речи»  Содержание понятия  синонимия Синонимический ряд Классификация синонимов  Стилистические  синонимы Пути появления синонимов функции синонимов Семантические  синонимы Синонимические средства языка как ресурсы стилистики  Семантико-стилистические синонимы Лексические синонимы

В первой главе

«Синонимия как явление языка и речи»

Содержание понятия

синонимия

Синонимический ряд

Классификация

синонимов

Стилистические

синонимы

Пути появления синонимов

функции синонимов

Семантические

синонимы

Синонимические

средства языка

как ресурсы стилистики

Семантико-стилистические

синонимы

Лексические синонимы

Словообразовательная  синонимия Синонимы в юмористических рассказах А.П. Чехова Использование синонимов  в авторской речи Функция слов с суффиксами субъективной оценки в рассказах А.П. Чехова. Во второй главе «Структура и семантика синонимов  в рассказах А.П. Чехова»

Словообразовательная

синонимия

Синонимы в юмористических

рассказах А.П. Чехова

Использование синонимов

в авторской речи

Функция слов с суффиксами

субъективной оценки в рассказах А.П. Чехова.

Во второй главе

«Структура и

семантика синонимов

в рассказах

А.П. Чехова»

В выводах  и  заключениях   подводятся основные итоги исследования  Приложение включает презентацию  защиты выпускной квалификационной работы, методическую разработку занятия по теме исследования и словарь.  Общий объём выпускной квалификационной работы составляет 73 страницы

В выводах и заключениях

подводятся основные итоги исследования

Приложение

включает презентацию

защиты выпускной

квалификационной работы,

методическую разработку занятия

по теме исследования и словарь.

Общий объём выпускной квалификационной работы составляет 73 страницы

Синонимы  (греч. synonimos  одноимённый) –  слова одной и той же части речи, обозначающие одно и то же понятие, близкие либо тождественные по своему значению, отличающиеся  (либо не имеющие различий) друг от друга оттенками значения, или стилистической окраской и сферой употребления, или обоими данными признаками. Синонимический ряд Два и более синонима, соотносимых между собой при обозначении одних и  тех же предметов, признаков, действий и т.п., образуют в языке синоними´ческий ряд  Например: украсить, убрать, декорировать, отделать

Синонимы

(греч. synonimos

одноимённый) –

слова одной и той же части речи, обозначающие одно и то же понятие, близкие либо

тождественные по своему значению, отличающиеся

(либо не имеющие различий) друг от друга оттенками значения, или стилистической окраской и сферой употребления, или обоими данными признаками.

Синонимический ряд

Два и более синонима,

соотносимых между

собой при

обозначении одних и

тех же предметов,

признаков, действий и т.п.,

образуют в языке

синоними´ческий ряд

Например:

украсить,

убрать,

декорировать,

отделать

функцию замещения Функцию  уточнения экспрессивно- стилистическую  функцию  В речи синонимы выполняют три основные функции:

функцию

замещения

Функцию

уточнения

экспрессивно-

стилистическую

функцию

В речи синонимы выполняют три основные функции:

 Наличие синонимов в речи, само существование синонимических рядов дает возможность автору из нескольких очень близких по смыслу слов выбрать самое нужное , единственно возможное для данного случая.  На примере всего одного предложения из рассказа  А.П. Чехова «Письмо к учёному соседу» раскрывается богатство языковых приёмов и мастерство писателя.

Наличие синонимов в речи, само существование синонимических рядов дает возможность автору из нескольких очень близких по смыслу слов выбрать самое нужное , единственно возможное для данного случая.

На примере всего одного предложения из рассказа

А.П. Чехова «Письмо к учёному соседу» раскрывается богатство языковых приёмов и мастерство писателя.

«Недавно заезжал в мои жалкие  владения,  в мои руины и развалины … отец Герасим и со свойственным ему фанатизмом бранил и  порицал Ваши мысли и идеи касательно человеческого  происхождения…, восставал и горячился против Вашей  умственной сферы и мыслительного  горизонта ,  покрытого светилами и аэроглитами »

«Недавно заезжал в мои жалкие

владения,

в мои руины и развалины … отец

Герасим и со свойственным ему

фанатизмом бранил и

порицал Ваши мысли и идеи

касательно человеческого

происхождения…, восставал и

горячился против Вашей

умственной сферы и мыслительного

горизонта ,

покрытого светилами и аэроглитами »

  В одном лишь предложении мы видим, как мастерски использует А.П.Чехов различные виды синонимов :  и абсолютные ( руины и развалины), и семантические  (бранил и порицал), и стилистические  (умственная сфера и мыслительный горизонт;  восставал и горячился )

В одном лишь предложении мы видим, как мастерски использует А.П.Чехов различные виды синонимов :

и абсолютные ( руины и развалины), и семантические (бранил и порицал), и стилистические (умственная сфера и мыслительный горизонт;

восставал и горячился )

 В рассказе встречаются и другие виды синонимов Семантические – «от глупой и невежественной обезьяны»; «нечистоты и помои»;  «конфузлив очень и смелости не хватает» ;   Они стилистически нейтральны, отличаются друг от друга оттенками основного, общего для каждого из них значения.

В рассказе встречаются и другие виды синонимов

Семантические «от глупой и невежественной обезьяны»;

«нечистоты и помои»;

«конфузлив очень и смелости не хватает» ;

Они стилистически нейтральны,

отличаются друг от друга оттенками основного,

общего для каждого из них значения.

Стилистические - «продукты и плоды» (продукт - в значении плод) это слова, тождественные по своему значению и различные по стилистической окраске.  Семантико-стилистические  – «не имею аттестатов и свидетельств»  это слова и их эквиваленты,  обозначающие одно и то же явление объективной действительности и различающиеся не только стилистической окраской, но и оттенками общего для каждого из них значения ,  Контекстуальные – «посредством богатства и роскоши»  это слова,  которые сближаются по значению только в данном контексте и условленны особенностями языка и стиля автора.

Стилистические - «продукты и плоды» (продукт - в значении плод)

это слова,

тождественные по своему значению и

различные по стилистической окраске.

Семантико-стилистические«не имею аттестатов и свидетельств»

это слова и их эквиваленты,

обозначающие одно и то же явление объективной действительности

и различающиеся не только стилистической окраской,

но и оттенками общего для каждого из них значения ,

Контекстуальные«посредством богатства и роскоши» это слова,

которые сближаются по значению только в данном контексте

и условленны особенностями языка и стиля автора.

А вот как А.П. Чехов использует функцию слов с суффиксами субъективной оценки : « Червяков нисколько не сконфузился , утерся платочком и, как вежливый человек , поглядел вокруг себя : не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханием ».  (Смерть Чиновника)   «Платочек» -- экспрессивно- отмеченный член синонимического ряда с доминантой «платок».  «Платочек» уменьшительно показывает , что платок был небольшого размера.  В данном случае используется как средство характеристики героя. Червяков чиновник с говорящей фамилией—жалкий,  маленький, как червяк,  поэтому и вещи у него маленькие и жалкие :  у него не носовой платок, а «платочек».

А вот как А.П. Чехов использует функцию слов

с суффиксами субъективной оценки :

« Червяков нисколько не сконфузился , утерся платочком и,

как вежливый человек ,

поглядел вокруг себя : не обеспокоил ли он

кого-нибудь своим чиханием ».

(Смерть Чиновника)

«Платочек» -- экспрессивно- отмеченный член

синонимического ряда с доминантой «платок».

«Платочек» уменьшительно показывает , что платок был

небольшого размера.

В данном случае используется как средство характеристики героя.

Червяков чиновник с говорящей фамилией—жалкий,

маленький, как червяк,

поэтому и вещи у него маленькие и жалкие :

у него не носовой платок, а «платочек».

 Таким образом, А.П. Чехов использует  различные  виды синонимов: и абсолютные ,  и семантические и стилистические для создания не только юмористического,  но и сатирического эффекта, в целом ряде случаев переходящего в гротеск.  Как прозаик Антон Павлович Чехов достиг  совершенства языковой формы,  важнейшим компонентом которой является ,  как известно,  система использования в литературе средств выразительности, в частности , синонимов .  Богатство и выразительность литературного языка А.П.Чехова восхищают читателей и привлекают внимание исследователей.

Таким образом, А.П. Чехов использует

различные

виды синонимов: и абсолютные ,

и семантические и стилистические для создания не

только юмористического,

но и сатирического эффекта,

в целом ряде случаев переходящего в гротеск.

Как прозаик Антон Павлович Чехов достиг

совершенства языковой формы,

важнейшим компонентом которой является ,

как известно,

система использования в литературе средств

выразительности, в частности , синонимов .

Богатство и выразительность

литературного языка

А.П.Чехова восхищают читателей и

привлекают внимание исследователей.

Спасибо всем за внимание!!!

Спасибо всем

за внимание!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!